12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена1372
Прекрасного настроения всегда не хватает, если сам об этом не позаботишься!!!Всем позитива!!!
Россия, Алтайский край, Рубцовск
Материал размещён в группе «В помощь учителю»
3

Урок русского языка «Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах», 3 класс

23.10. 17г. Тема урока: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах.

Цель:

Образовательные:

Познакомить с понятиями сложные слова, соединительная гласная.(п)

Учить различать сложные слова, находить в них корни.(п)

Наблюдать за особенностями правописания сложных слов. (п)

Совершенствовать умение выделять корень в словах.(п)

Развивающие:

Развивать умение вести учебный диалог.(к)

Развивать логическое мышление на основе сравнительного анализа.(поз)

Развивать внимание, наблюдательность.(позн)

Воспитательные:

Воспитывать чувство товарищества, отзывчивости, взаимовыручки.(л)

Планируемые результаты:

Предметные: научатся различать сложные слова, выделять корни в сложных словах, образовывать сложные слова.

Метапредметные:

-Познавательные: будут учиться сравнивать, анализировать, делать выводы.

-Коммуникативные: будут учиться строить речевое высказывание, вступать в учебный диалог, высказывать свое мнение, работать в паре, в группе

-Регулятивные: формулируют познавательную задачу урока, на основе анализа темы урока, планируют свою деятельность на уроке под руководством учителя, оценивают свою работу и работу товарищей.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, карточки для учащихся с заданиями, мультимедийная презентация.

Сценарий урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Оргмомент.

- Добрый день. Улыбнитесь друг другу и подарите улыбку мне. Я желаю вам хорошего настроения, удачи, взаимопонимания и доброго, бережного отношения друг к другу.

Проверяют рабочие места.

 

Минутка чистописания

-Откройте тетради и запишите число и классная работа. Обратите внимание на посадку, выпрямите спинки, поставьте правильно ноги, тетрадь наискосок. Пропишите показ. Сначала обведите карандашом мой показ, затем пропишите показ на строчке.

-Записывают число и классная работа.

-Прописывают показ на рабочей строке.

 

Подготовительная работа по восприятию новой темы.

-Прочтите слова, записанные на доске: луноход, самолёт, землетрясение, носорог.

-Что необычного вы заметили в этих словах?

-Запишите их.

- Как можно назвать такие слова?

-Мы сегодня на уроке будем проводить исследование, которое поможет изучить новую тему. Вы будете исследователями.

-Ребята, а вы знаете, кто такие исследователи?

-Давайте обратимся в толковом словаре Ожегова:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – человек, занимающийся научными исследованиями.

ИССЛЕДОВАТЬ - подвергнуть научному изучению что-либо.

Научиться исследовать - значит самостоятельно узнавать новое. А я вам буду помогать.

Запишите слово ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. Поставьте ударение. Подчеркните опасные места.

Спишите предложение про исследователей и разберите его по членам.

Исследователи изучают всё новое и неизведанное.

1 ребёнок работает у доски. 10 мин

-Ещё раз посмотрите на наши слова, давайте их исследуем.

-Как можно назвать такие слова?

-Назовите тему нашего урока?

Итак, это слова.........

Ответы детей

Читает вместе с учителем

Дети списывают предложение с доски.

Один ребенок у доски делает разбор.

 

Предположения детей: сложные, двукорневые.

Сложные или двукорневые?

Слайд с определением слова «Исследователь» и «исследование»

Формулировка познавательной задачи урока.

-Прочитайте тему урока и сформулируйте цели нашего урока, как исследователи:

Что нам предстоит выяснить?

Чему – научиться?

Читают тему.

Называют познавательные задачи.

Выяснить: Что такое сложные слова? Как образуются сложные слова? Что такое соединительная гласная? Какие гласные могут быть соединительными?

Научиться: Образовывать сложные слова. Находить сложные слова. 7 минут

На слайде записана тема «Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах».

На доске слова: выяснить, научиться

Планирование деятельности.

-Перед вами таблички с пунктами плана работы. Расставьте их по порядку.

 

На доске таблички с планом, дети расставляют порядок.

Выясним - откроем новое

Научимся – применяем новое

Итог

Таблички с этапами урока на магнитах.

Открытие нового знания

   

-Начинаем наше исследование.

-Ребята, вспомните, что сложного мы уже изучали на уроках русского языка?

Что такое сложное предложение?

Предложение, которое мы с вами записали простое или сложное? Почему?

-Как вы думаете, а что такое сложные слова?

Это мы сейчас и проверим.

Вот и первое наше исследование. (Образование сложных слов)

- У вас на столе лежат карточки с корнями слов и буквами О, Е. Попробуйте построить новые слова, так чтобы эти буквы были в середине слова.

Вод о лаз земл е коп

-Какие слова у вас получились?

-Запишите эти слова. Из карточек составляю на доске.

-Как получили слова?

-Сколько в новых словах корней?

-Выделите их. Выделяю на доске.

Подчеркните гласную, которая их соединила

-Как вы думаете, эти слова сложные? Почему?

-От каких слов образовались эти слова?

-Подведем итог нашего первого исследования.

Как получили сложные слова? Какие буквы нам в этом помогли?

-Подтвердили ли мы с вами нашу гипотезу-предположение о том, что такое сложные слова?

-Прочитайте правило и проверьте себя.

Правило на слайде.

Мы завершили первое исследование: узнали, что такое сложные слова и как они образуются.

Физминутка

А сейчас немного отдохнем и поучимся образовывать сложные слова.

У вас на столах карточки с корнями слов. Ваша задача образовать сложное слово, выбрав соединительную гласную. А помогут нам составить слова наши мальчики , прошу вас выйти к доске(получают карточки с буквами О и Е).

Физминутка

Два ребенка получают карточки с буквами «о» и «е» и выходят к доске. У остальных на партах по 2 корня одного слова. Их задача составить слово и подойти к нужной соединительной гласной. Выходят к доске.

Молодцы! У всех получилось.

Отдохнули?! Оцените себя, поставьте себе оценку.

-Итак, мы поучились составлять сложные слова.

-Продолжим наше исследование

-Какую работу выполняют гласные О и Е в сложных словах?

-Как называются эти гласные, если они

соединяют?

-Ребята, соединительными могут быть только буквы о и е.

-Наше следующее исследование поможет нам узнать, когда употребляется о, а когда е.

- Запишите составленные слова в два столбика, выделите корни (Два ребенка у доски):

-о- -е-

-Проверяем

Проверьте себя и поставьте оценку на полях. (на полях отметка)

Проверка по образцу и оценка

-Рассмотрите слова в первом столбике.

-На какой согласный твердый или мягкий оканчивается первый корень?

Слайд

-Какая соединительная гласная стоит после твердого согласного?

-Рассмотрите слова во втором столбике?

-На какой согласный твердый или мягкий оканчивается первый корень?

Слайд

-Какая соединительная гласная стоит после мягкого согласного?

-Сформулируйте вывод: когда пишется соединительная «о», а когда «е».

Гласная о пишется после твёрдого согласного, гласная е – после мягкого согласного, а также после ж, ш и ц. пешеход, птицелов, дружелюбный.

Прочитайте правило и проверьте наши предположения.

Выберите соединительную гласную, образовав слова

СНЕГ ХОДИТ, ЗЕМЛЯ МЕРИТ

Сложные предложения

Предложение, которое состоит из двух простых предложений, имеет две грамматические основы.

Простое, имеет одну грамматическую основу.

Это слова, которые состоят из двух слов.

Строят в парах на столе слова из карточек

Водолаз и землекоп

Называют слова.

Записывают в тетрадь, учитель на доске составляет слова.

-Соединили два корня буквами о и е

Два.

Выделяют корни.

Да

Стоят из двух корней

Вода и лазить

Земля и копать

Соединили два корня.

О Е

Да

Читают правило на слайде

Составляют слова и выходят к доске, встают к гласной.

Они соединяют корни.

Соединительными гласными

Записывают слова в два столбика и выделите корни. При проверке зачитывают и выделяют корни. (карточки)

-о- -е-


 


 


 

На твердый. На слайде выделяем синим цветом.


 

О

На мягкий. На слайде выделяем зеленым цветом

Е

Слайд с гипотезой

На слайде: 1исследование.

«Образование сложных слов».

Карточки для работы в парах вод, лаз, земл, коп, о, е. (11)

Слайд с правилом

«Сложные слова – это слова, состоящие из двух корней, соединенных гласными О и Е»

Слайд с правилом

Карточки с корнями для 9 слов и О Е

Слайд Иссдедование 2 «Какие гласные называются соединительными»

Слайд Исследование 3.

«Когда пишем О, а когда Е?»

Слайд со словами: паровоз, пылесос, ледокол, мореход самолет, сталевар, лесоруб, самовар.


 

Слайд со словами первого столбика (О)

Слайд со словами второго столбика (Е)


 


 

Слайд с правилом


 


 

Слайд со словами снег ходит, земля мерит

Применение нового знания на практике.

-Какая задача у нас осталась нерешенной?

Цифровой диктант (по времени- 10)

Если слово сложное, вы записываете цифру 1, если слово простое -2.

НОСОГРОГ, ЗМЕЕЛОВ, ВОДИТЕЛЬ, СКАЛОЛАЗ, ВЕТЕРОК, СТЕКЛОРЕЗ.

Самопроверка. Оценивание поставьте оценку.1 1 2 1 2 1

Находить сложные слова

Записывают в тетради в строчку, если не знаете, ставим точку.

Диктую правильные ответы.

Итог урока. Рефлексия.

Какие задачи мы перед собой ставили?

-Как вы считаете, мы справились с задачей?

Тест “Верные и неверные высказывания”.

Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – покажите полоску зеленый карандаш, если не согласны – красный.

1. Сложные слова – это все длинные слова. 2.Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную –О-.

3. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О- 4. Слова, у которых 2 корня, называются сложными. 5. Соединительные буквы – О- и –Е в сложных словах - это орфограммы.

6. Если 1 корень оканчивается на мягкий согласный, то пишем соединительную гласную -Е-.

-Посмотрите на свои оценки на полях за урок, оцените себя на шкале: у меня все получилось, я еще допускаю ошибки, я пока много ошибаюсь, мне нужно потренироваться. Поднимите руку те, кому еще нужно потренироваться. Поднимите руку те, кому все понятно и он не испытывает затруднений. Есть ли такие, кому все показалось трудным и непонятным.

-Спасибо за работу.

-Я тоже оценю вашу работу, посмотрев ваши тетрадочки после урока.

Отвечают на вопросы.

Выполняют тест

Анализируют деятельность на уроке, оценивают свою работу

 

Домашнее задание

На карточках вам предложено 2 задания: выберите для себя по уровню сложности.

Записывают домашнее задание дифференцированно.

 
Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.