Урок русского языка «Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах», 3 класс
23.10. 17г. Тема урока: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах.
Цель:
Образовательные:
Познакомить с понятиями сложные слова, соединительная гласная.(п)
Учить различать сложные слова, находить в них корни.(п)
Наблюдать за особенностями правописания сложных слов. (п)
Совершенствовать умение выделять корень в словах.(п)
Развивающие:
Развивать умение вести учебный диалог.(к)
Развивать логическое мышление на основе сравнительного анализа.(поз)
Развивать внимание, наблюдательность.(позн)
Воспитательные:
Воспитывать чувство товарищества, отзывчивости, взаимовыручки.(л)
Планируемые результаты:
Предметные: научатся различать сложные слова, выделять корни в сложных словах, образовывать сложные слова.
Метапредметные:
-Познавательные: будут учиться сравнивать, анализировать, делать выводы.
-Коммуникативные: будут учиться строить речевое высказывание, вступать в учебный диалог, высказывать свое мнение, работать в паре, в группе
-Регулятивные: формулируют познавательную задачу урока, на основе анализа темы урока, планируют свою деятельность на уроке под руководством учителя, оценивают свою работу и работу товарищей.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, карточки для учащихся с заданиями, мультимедийная презентация.
Сценарий урока:
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
Оргмомент. |
||
- Добрый день. Улыбнитесь друг другу и подарите улыбку мне. Я желаю вам хорошего настроения, удачи, взаимопонимания и доброго, бережного отношения друг к другу. |
Проверяют рабочие места. |
|
Минутка чистописания |
||
-Откройте тетради и запишите число и классная работа. Обратите внимание на посадку, выпрямите спинки, поставьте правильно ноги, тетрадь наискосок. Пропишите показ. Сначала обведите карандашом мой показ, затем пропишите показ на строчке. |
-Записывают число и классная работа. -Прописывают показ на рабочей строке. |
|
Подготовительная работа по восприятию новой темы. |
||
-Прочтите слова, записанные на доске: луноход, самолёт, землетрясение, носорог. -Что необычного вы заметили в этих словах? -Запишите их. - Как можно назвать такие слова? -Мы сегодня на уроке будем проводить исследование, которое поможет изучить новую тему. Вы будете исследователями. -Ребята, а вы знаете, кто такие исследователи? -Давайте обратимся в толковом словаре Ожегова: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – человек, занимающийся научными исследованиями. ИССЛЕДОВАТЬ - подвергнуть научному изучению что-либо. Научиться исследовать - значит самостоятельно узнавать новое. А я вам буду помогать. Запишите слово ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. Поставьте ударение. Подчеркните опасные места. Спишите предложение про исследователей и разберите его по членам. Исследователи изучают всё новое и неизведанное. 1 ребёнок работает у доски. 10 мин -Ещё раз посмотрите на наши слова, давайте их исследуем. -Как можно назвать такие слова? -Назовите тему нашего урока? Итак, это слова......... |
Ответы детей Читает вместе с учителем Дети списывают предложение с доски. Один ребенок у доски делает разбор.
Предположения детей: сложные, двукорневые. Сложные или двукорневые? |
Слайд с определением слова «Исследователь» и «исследование» |
Формулировка познавательной задачи урока. |
||
-Прочитайте тему урока и сформулируйте цели нашего урока, как исследователи: Что нам предстоит выяснить? Чему – научиться? |
Читают тему. Называют познавательные задачи. Выяснить: Что такое сложные слова? Как образуются сложные слова? Что такое соединительная гласная? Какие гласные могут быть соединительными? Научиться: Образовывать сложные слова. Находить сложные слова. 7 минут |
На слайде записана тема «Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах». На доске слова: выяснить, научиться |
Планирование деятельности. |
||
-Перед вами таблички с пунктами плана работы. Расставьте их по порядку.
|
На доске таблички с планом, дети расставляют порядок. Выясним - откроем новое Научимся – применяем новое Итог |
Таблички с этапами урока на магнитах. |
Открытие нового знания |
||
-Начинаем наше исследование. -Ребята, вспомните, что сложного мы уже изучали на уроках русского языка? Что такое сложное предложение? Предложение, которое мы с вами записали простое или сложное? Почему? -Как вы думаете, а что такое сложные слова? Это мы сейчас и проверим. Вот и первое наше исследование. (Образование сложных слов) - У вас на столе лежат карточки с корнями слов и буквами О, Е. Попробуйте построить новые слова, так чтобы эти буквы были в середине слова. Вод о лаз земл е коп -Какие слова у вас получились? -Запишите эти слова. Из карточек составляю на доске. -Как получили слова? -Сколько в новых словах корней? -Выделите их. Выделяю на доске. Подчеркните гласную, которая их соединила -Как вы думаете, эти слова сложные? Почему? -От каких слов образовались эти слова? -Подведем итог нашего первого исследования. Как получили сложные слова? Какие буквы нам в этом помогли? -Подтвердили ли мы с вами нашу гипотезу-предположение о том, что такое сложные слова? -Прочитайте правило и проверьте себя. Правило на слайде. Мы завершили первое исследование: узнали, что такое сложные слова и как они образуются. Физминутка А сейчас немного отдохнем и поучимся образовывать сложные слова. У вас на столах карточки с корнями слов. Ваша задача образовать сложное слово, выбрав соединительную гласную. А помогут нам составить слова наши мальчики , прошу вас выйти к доске(получают карточки с буквами О и Е). Физминутка Два ребенка получают карточки с буквами «о» и «е» и выходят к доске. У остальных на партах по 2 корня одного слова. Их задача составить слово и подойти к нужной соединительной гласной. Выходят к доске. Молодцы! У всех получилось. Отдохнули?! Оцените себя, поставьте себе оценку. -Итак, мы поучились составлять сложные слова. -Продолжим наше исследование -Какую работу выполняют гласные О и Е в сложных словах? -Как называются эти гласные, если они соединяют? -Ребята, соединительными могут быть только буквы о и е. -Наше следующее исследование поможет нам узнать, когда употребляется о, а когда е. - Запишите составленные слова в два столбика, выделите корни (Два ребенка у доски): -о- -е- -Проверяем Проверьте себя и поставьте оценку на полях. (на полях отметка) Проверка по образцу и оценка -Рассмотрите слова в первом столбике. -На какой согласный твердый или мягкий оканчивается первый корень? Слайд -Какая соединительная гласная стоит после твердого согласного? -Рассмотрите слова во втором столбике? -На какой согласный твердый или мягкий оканчивается первый корень? Слайд -Какая соединительная гласная стоит после мягкого согласного? -Сформулируйте вывод: когда пишется соединительная «о», а когда «е». Гласная о пишется после твёрдого согласного, гласная е – после мягкого согласного, а также после ж, ш и ц. пешеход, птицелов, дружелюбный. Прочитайте правило и проверьте наши предположения. Выберите соединительную гласную, образовав слова СНЕГ ХОДИТ, ЗЕМЛЯ МЕРИТ |
Сложные предложения Предложение, которое состоит из двух простых предложений, имеет две грамматические основы. Простое, имеет одну грамматическую основу. Это слова, которые состоят из двух слов. Строят в парах на столе слова из карточек Водолаз и землекоп Называют слова. Записывают в тетрадь, учитель на доске составляет слова. -Соединили два корня буквами о и е Два. Выделяют корни. Да Стоят из двух корней Вода и лазить Земля и копать Соединили два корня. О Е Да Читают правило на слайде Составляют слова и выходят к доске, встают к гласной. Они соединяют корни. Соединительными гласными Записывают слова в два столбика и выделите корни. При проверке зачитывают и выделяют корни. (карточки) -о- -е-
На твердый. На слайде выделяем синим цветом.
О На мягкий. На слайде выделяем зеленым цветом Е |
Слайд с гипотезой На слайде: 1исследование. «Образование сложных слов». Карточки для работы в парах вод, лаз, земл, коп, о, е. (11) Слайд с правилом «Сложные слова – это слова, состоящие из двух корней, соединенных гласными О и Е» Слайд с правилом Карточки с корнями для 9 слов и О Е Слайд Иссдедование 2 «Какие гласные называются соединительными» Слайд Исследование 3. «Когда пишем О, а когда Е?» Слайд со словами: паровоз, пылесос, ледокол, мореход самолет, сталевар, лесоруб, самовар.
Слайд со словами первого столбика (О) Слайд со словами второго столбика (Е)
Слайд с правилом
Слайд со словами снег ходит, земля мерит |
Применение нового знания на практике. |
||
-Какая задача у нас осталась нерешенной? Цифровой диктант (по времени- 10) Если слово сложное, вы записываете цифру 1, если слово простое -2. НОСОГРОГ, ЗМЕЕЛОВ, ВОДИТЕЛЬ, СКАЛОЛАЗ, ВЕТЕРОК, СТЕКЛОРЕЗ. Самопроверка. Оценивание поставьте оценку.1 1 2 1 2 1 |
Находить сложные слова Записывают в тетради в строчку, если не знаете, ставим точку. |
Диктую правильные ответы. |
Итог урока. Рефлексия. |
||
Какие задачи мы перед собой ставили? -Как вы считаете, мы справились с задачей? Тест “Верные и неверные высказывания”. Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – покажите полоску зеленый карандаш, если не согласны – красный. 1. Сложные слова – это все длинные слова. 2.Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную –О-. 3. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О- 4. Слова, у которых 2 корня, называются сложными. 5. Соединительные буквы – О- и –Е в сложных словах - это орфограммы. 6. Если 1 корень оканчивается на мягкий согласный, то пишем соединительную гласную -Е-. -Посмотрите на свои оценки на полях за урок, оцените себя на шкале: у меня все получилось, я еще допускаю ошибки, я пока много ошибаюсь, мне нужно потренироваться. Поднимите руку те, кому еще нужно потренироваться. Поднимите руку те, кому все понятно и он не испытывает затруднений. Есть ли такие, кому все показалось трудным и непонятным. -Спасибо за работу. -Я тоже оценю вашу работу, посмотрев ваши тетрадочки после урока. |
Отвечают на вопросы. Выполняют тест Анализируют деятельность на уроке, оценивают свою работу |
|
Домашнее задание |
||
На карточках вам предложено 2 задания: выберите для себя по уровню сложности. |
Записывают домашнее задание дифференцированно. |