Методическая разработка внеклассного мероприятия «В баню ходить – здоровым быть»

1
2
Материал опубликован 21 July 2019 в группе

МБОУ 2-Гавриловская СОШ

Тамбовской области Гавриловского  района 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Классного часа

«В баню ходить – здоровым быть»


 


 


 


 

Разработала:

Щербакова

Лариса

Александровна


 

Тамбов

2019г.

 

 

 

Пояснительная записка.


 

Методическая разработка внеклассного мероприятия «В баню ходить – здоровым быть» разработана в стиле теле - игры «Сто к одному» с элементами рассказа, и рассчитана на обучающихся 7 – 9 классов.

Основная цель мероприятия – в игровой форме обобщить знания о гигиенических традициях предков, развить формирование потребности в здоровом образе жизни и объяснить его положительное влияние на организм человека.

Форма проведения мероприятия ориентирована на потребности интересы данного возраста. В этот возрастной период – дети уже имеют представления о традициях народов, о русских традициях, знакомы с фольклорными произведениями, имеют личный социальный опыт. Исходя из этого, они могут строить свои предположения и давать ответы на вопросы. В ходе игры – мы систематизируем и дополним знания детей о банных традициях.

Методическая разработка представлена в виде подробного сценария игры, с подробными описаниями правил, описанием основных моментов и содержанием игровых заданий.

 

Технологическая карта.

Предмет: классный час

Класс: 7-9

Тема занятия: «В баню ходить – здоровым быть»

Форма проведения: игра в стиле «Сто к одному»

Цель: в игровой форме обобщить знания о гигиенических традициях предков, развить формирование потребности в здоровом образе жизни и объяснить его положительное влияние на организм человека.

Задачи:

- рассказать об истории возникновении бани;

- в ходе игры активизировать обучающихся, привлечь их к совместному обсуждению.

- развить культуру общения со сверстниками и взрослыми в процессе совместных действий.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД

1.Изуат историю происхождения бани;

2. Изучат механизмы влияния бани на здоровье человека

Коммуникативные УУД

1. Оформлять свои мысли в устной форме.

2. Уметь работать в группе

3. Уметь взаимодействовать с преподавателем

Личностные УУД

1. проявится интерес к изучению народных традиций.

Регулятивные УУД

1.выполнять задания, опираясь на правила;

2. принимать решения.

 

Межпредметные связи: история, эстетика, мировая культура.

Оборудование: мультимедийная презентация, стол с сигнальной кнопкой, звуковое сопровождение.

 

Конспект занятия.

1. Актуализация знаний

Учитель: Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами поговорим о бане. Знаете ли вы, что история русской бани уходит в седую древность. Баня упоминалась в восточнославянских мифах, ее почитали даже боги, и с баней связывалась происхождение человека. О русской бане упоминается в летописях 10-13 веков. Её называли мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня или просто баня. Само слово «баня» происходит от латинского «бальнеум» - «прогнать боль». И как говорили наши бабушки и дедушки - «В бане помыться — заново родиться».

А какие поговорки о бане знаете вы? (дети перечисляют, если не знают их нужно рассказать)

Вообще в русском фольклоре бане посвящено много пословиц и поговорок таких как: "Вылечился Ваня - помогла ему баня", "На банном пару сорок болезней проходит", "Баня парит - здоровье дарит ". "Прилип как банный лист ". "Помыться - как вновь народиться", "Баня-мать вторая, кости распарит, все тело поправит", "Баня болезни из тел гонит", "Баня парит, баня правит, баня все поправит.

Баня на Руси была единственным способом вымыться целиком, всему человеку. Сейчас в каждой квартире, почти в каждом частном доме имеются ванны, душевые кабинки, и люди давно привыкли мыться как минимум раз в день. Но в прошлом до такого комфорта было далеко и поэтому возле каждого дома в деревнях стояли бани, но при этом баня все равно продолжает существовать. Как говорил герой кинофильма Ирония Судьбы или с легким паром! - «Я понимаю, ванна в каждой квартире – это правильно, это удобно, это цивилизация. Но сам процесс мытья, который в бане выглядит как торжественный обряд, в ванной просто смывание грязи»

 

 

Скажите, а вы со своей семьей ходили когда-нибудь в баню или сауну?

(Дети участвуют в диалоге с учителем)

2. Организационный момент

Учитель: А что еще вы знаете про баню? (дети отвечают)

Отлично – эти знания сейчас помогут вам. Предлагаю сегодня провести наше занятие в форме игры «Сто к одному». Все ли знакома данная игра? (дети отвечают).

Для данной игры нам необходимо разделится на две команды. Капитанами будут староста класса и (кто-то на выбор учителя). Сейчас капитанам необходимо набрать команды и придумать названия.

А также нам необходимо выбрать того кто будет следить за игрой и подсчитывать баллы.

Капитаны набирают команды и придумывают названия. Занимают места за игровыми столами.

Учитель: А теперь давайте вспомним правила игры.

Весь игровой процесс состоит из четырех раундов — «Простая игра», «Двойная игра», «Игра наоборот» и «Большая игра». На экране отображаются шесть самых популярных вариантов ответов на вопросы (изначально скрытых, их нужно как раз и угадать). Для того что бы дать правильный ответ у команды есть 3 попытки, после исчерпывания попыток, право ответа переходит команде соперников.

И вопросы, конечно, будут про баню!

3. Основная часть

Учитель: И так начнем! Первый раунд «Простая игра».

И начнем мы с «розыгрыша». Прошу подойти капитанов команд. Сейчас на экране появится вопрос ваша задача угадать самый популярный ответ, капитан, чьей команды сделает это быстрее и отгадает самый популярный ответ – та команда получает право отвечать первым.

Если версия есть на экране, открывается соответствующая строчка (при открытии строчки число очков за этот ответ переходит в «фонд игры».

Итак, внимание вопрос: Что бывает банным?

Ответы: День (6 баллов); полотенце (5); Лист (4); Веник (3); Халат (2); Мыло (1)

Учитель в роли ведущего проводит игру

Учитель: Самый популярный ответ как мы видим на табло – банный день. А знаете ли вы что словосочетание "Банный день" - это фразеологизм, возникший в стародавние времена.

Купание было не такой простой процедурой, как сейчас. Приходилось баню топить, носить воду, у вечно занятых крестьян просто не хватало времени топить баню каждый день. Поэтому выбирался один специальный день на неделе, например суббота, когда топили баню и мылись в ней всей семьей.

Этот день и получил название Банный. Интересно, что банный день существует и по сей день, например в армии или некоторых учреждениях закрытого типа.

Учитель: А мы переходим к следующему раунду - «Двойная игра» на этом этапе очки за каждую угаданную строку удваиваются. И для розыгрыша хода мы приглашаем вторых участников команд. Внимание на табло вопрос: Что обычно берут с собой в баню?

Ответы: Веник (1балл), Мочалку (2), Полотенце (3) Тапочки (4) Квас (5) Шапочку (6)

Проводит раунд

Учитель:

Незаменимый атрибут бани — веник.

Парься веничком,

Парься березовым,

Вылетай на мороз

Облачком розовым.

 

Пока мы немного переведем дух, хочу немого вам рассказать о пользе веников:

Дубовый веник — подходит людям с жирной кожей — делает ее матовой и упругой, оказывает сильное противовоспалительное действие. Его аромат препятствует повышению давления. Успокаивает нервную систему.

Ольховый веник — в листьях содержит целебные вещества, близкие к аспирину, т. е. они хороши при ломоте в суставах и мышцах.

Смородиновый — ароматный, полезен для кожи.

Из листьев рябины — если вы хотите выглядеть свежо и бодро после бани, то пользуйтесь этим веником.

Берите на заметку и пользуйтесь. А мы переходим к следующему этапу.

Учитель: и так третий этап «Игра наоборот» сейчас для команд наиболее выгодно угадывать не первую строчку табло, а пятую или шестую. После зачитывания вопроса командам даётся 20 секунд на совещание, после которого капитаны называют ответы. Версии команд являются окончательными, они не должны совпадать, нельзя изменить их или предложить более одной версии от каждой команды. Первой отвечает команда, имеющая меньшее число очков к началу розыгрыша.

Внимание вопрос: Когда принято ходить в баню? (31 декабря - перед новым годом (1балл); В банный день (2); По четвергам (чистый четверг) (3); Когда заболел (4); Когда хочешь встретиться с друзьями (5); По-выходным (6).)

Проводит раунд

Учитель: вообще говоря, о том, когда все-таки можно посещать баню, на Руси считалось что посещать баню можно только в определенные дни. Например, нельзя было ходить туда в понедельник – этот день отводился в распоряжение банника. Лучшими днями для похода в баню слыли четверг и суббота. Не возбранялось ходить туда и во вторник. А вот в воскресенье делать это не рекомендовалось – будешь болеть.

Главным условием было не хо­дить мыться в одиночку и после полуночи, так как в это время к баннику в гости жалует нечистая сила. Нельзя было ходить в баню с третьего захода - «третий пар» оставался для банника.

Женщине не следовало заходить в баню первой, так как считалось, что тогда все ее грехи и болезни перейдут на того, кто пойдет следующим. Поэтому сначала парились мужчины, а потом уже женщины.

Учитель: а у нас пришло время подвести итоги.

(Подсчитывают балы и объявляют команду победителя с ней и продолжают игру)

Учитель: С командой победительницей мы продолжаем нашу игру, итоговый раунд «Большая игра» но играть мы будем не со всей командой, а только с двумя игроками (команды решают, кто остается). Играть мы будем по очереди, вам необходимо ответить на один и тот же вопрос по очереди, не повторившись в ответах , и постараться набрать как можно больше баллов. Один игрок остается, второй выходи из класса и ждет своей очереди.

Первому участнику большой игры даётся 15 секунд, за которые он должен дать ответы на пять вопросов. За каждое совпадение ответа игрока с ответом на улице в «фонд» большой игры перечисляется количество очков, равное количеству баллов. После проверки всех ответов на площадку возвращается второй игрок, который не знает ни вопросов, ни ответов своего коллеги, ни полученных за них очков (общее число набранных очков, однако, не скрывается). За 20 секунд он отвечает на те же вопросы, причём его ответы не должны совпадать с ответами первого игрока. Если это произойдёт, прозвучит звуковой сигнал, и игрок обязан назвать любую другую версию. При попытке подсказки ответ аннулируется.

Ответы второго игрока проверяются и очки за них подсчитываются, и добавляются в «фонд» таким же образом.

1Вопрос: Какой бывает веник?

Ответы: березовый (6); дубовый (5); ольховый (4), еловый (3), можевеловный (2), бамбуковый (1)

2 Вопрос: Какая бывает баня в использовании?

Ответ: общественная (6); по-черному (5); по белому (4); мобильная (3); комплексная (2), инфракрасная кабина (1)

3Вопрос: Какие виды бань бывают?

Ответ: Русская (6), Финская (сауна) (5), Турецкая (хамам) (4), Японская (сэнто) (3); Ирландские бани (2); Шведские бани (басту) (1).

4 Вопрос: Что делают после бани?

Ответы: пьют чай(6); спят; отдыхают(5); купаются в бассейне/ проруби(4); прыгают/ ныряют в снег, обливаются водой(3), вытираются(2); массаж (1).


 

5 Вопрос: Что главное для любителей попариться в баньке?

Ответы: жар(6), пар(5), компания(4), атмосфера(3), здоровье(2), веник (1)


 

Проводит раунд

4. Подведение итогов

Учитель: мы поздравляем команду победителей со счетом ___

Давайте посмотрим какие еще были ответы на нашем тало, предлагаю обратить внимание на самые интересные вопросы. Какие же виды бань еще бывают и чем отличаются:

Русская баня - Пар получается за счет хорошо прогретых камней, которые располагаются непосредственно в печи. В помещении всегда поддерживают высокую влажность, так в ней легче дышать.

Финская баня - Главной и основной уникальностью такой бани является прогрев помещения за счет сухого пара, а не влажного. В финских саунах для обогрева применяют электрические печи или же особые печи, которые производятся из камня

В римской бане всегда существует два отдельных помещения. В первом, которое носит название «тепидрия», температура держится примерно на 40 градусах. Во втором же, которое именуется как «лакониум», человеку надо находиться для того, чтобы хорошо пропотеть. В данной комнате температура всегда примерно 70 градусов. В баню поступление воздух идет сквозь особые дырочки, какие находятся и в полу, и в стенах бани. Для полного и максимального наслаждения баней, в пар, как правило добавляются всевозможные ароматические масла и настойки трав.

Турецкая баня (хамам) - Основное отличие состоит в том, что в подобном помещении проводить можно и весь свой день. Пар в такой бане горячий и сухой, а его температура никогда не бывает выше 50 градусов.  Она схожа с Ирландской.

Еще с древности в Японии существует два вида бань:

Индивидуальная. Она предназначается только для домашнего пользования и носит название «фуро».

Для массового посещения. Такая баня называется «сэнто»

У каждого вида есть свои особенные черты. В первый тип бани очень схож с простой ванной. Тут располагается емкость с водой, но зачастую это обычная бочка. Вода прогревается до 50 градусов. Температура и влажность никогда не будут превышать 30 градусов. Человек опускается в воду только лишь по грудь и садиться на специальное сидение, находящиеся внутри резервуара.

Во втором виде бани располагается обычный бассейн, в который может поместиться достаточно немалое количество человек. Даже, если посетителей может быть много, воду периодически меняют и бассейн всегда находится просто в идеальной чистоте. В данном резервуаре вода тоже прогревается до +50 градусов. Абсолютно каждый человек после парной идет в душевую и погружается в воду.

 

Учитель: Не смотря на свою пользу, у каждой бани есть свои правила и особенности. И перед тем как туда пойти их обязательно нужно изучить. И использовать «лечение» с умом.

А у нас на этом все. Будьте здоровы! Надеюсь эти знания для вас были интересны и полезны! И вы в ближайшее время со своей семьей обязательно посетите баню!

 Список литературы:

Давыдова, Ю.С.: Идите в баню, или Книга заядлого парильщика. - Ростов н/Д: Феникс, 2011

Михайлов В.С.: Выбираем здоровье!. - М.: Молодая гвардия, 1987

Галицкий А.В.: Щедрый жар. - М.: Физкультура и спорт, 1986

Алексей Галицкий .:ЩЕДРЫЙ ЖАР. ОЧЕРКИ О РУССКОЙ БАНЕ И ЕЕ БЛИЗКИХ… М.2009.

Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Москва: «Прогресс», 2010 г.

Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. - М.: Учитель, 2010

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Лариса Александровна!!! Мне очень понравилась разработка! Беру в копилку. Проведу со своими ребятишками.

21 July 2019

Спасибо! Приятно получать положительные отзывы

3 September 2019