Методическая разработка урока обществознания «Учись быть гражданином»

2
0
Материал опубликован 7 June 2017

Методическая разработка урока обществознания

Учитель, ОУ: Ермолова Наталья Борисовна, МБОУ СШ №37 г. Липецка

Класс: 9 класс

Тема урока: «Учись быть гражданином» (повторительно-обобщающий урок по теме «Политика»)

Цель: обобщение знаний учащихся, полученных на уроках по теме «Политика», выработка навыков работы с различными видами заданий, формирование коммуникативной культуры, составление представления об отличительных признаках, атрибутах и функциях государства.

Задачи урока:

Образовательная: повторение и углубление знаний учащихся о политической сфере жизни общества, формировать у учащихся осознания тех ценностей, которые имеет демократия, дать учащимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества; закрепление определений понятий: государство, гражданин, референдум, суверенитет, Конституция, формы государства, республика, демократия;

Развивающая: развитие творческих способностей учащихся, формирование умения анализировать конкретные жизненные ситуации, развитие познавательных интересов уч-ся, коммуникативных качеств собеседников, владеющих приемами аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Воспитательная: формирование чувства ответственности за свою гражданскую позицию, формирование политической культуры, воспитание патриотизма; развитие толерантности, умения добросовестно и сосредоточенно работать в команде

Человек по своей природе есть существо политическое.

Аристотель «Политика»,4 в. до н.э

Ход урока:

1.Постановка темы, целей урока, проблемного вопроса.

Вступительное слово учителя:

Ребята! Сегодня у нас состоится урок обществознания, тема которого «Учись быть гражданином». Каждый из нас является гражданином России. Но мало называться гражданином России, надо им быть!

Что же это значит « быть гражданином?» (запись на доске)

Вот вопрос, который стоит в начале урока. А ответ на него я хотела бы услышать в конце урока.

Обратите внимание на эпиграф урока. Действительно, политика встречает нас на каждом шагу. Даже на жизни далекого от политики человека то и дело сказываются решения руководителей страны, региона. Порой мы жалуемся на плохое управление. А ведь это обычное проявления политической жизни. И мы с вами - обычные граждане - в силах изменить политическую жизнь страны в лучшую сторону.

Как же это можно сделать?

Вот разобраться в этих вопросах – это и есть цели нашего урока.

2. Организация групповой работы.

Для работы на уроке, вы разделены на 3 группы.

Предлагаю вам следующие этапы:

1) Азбука политики

2) Конституция РФ

3) Как все устроено

4) Я б на выборы пошел

5) Молодые политики

1 этап. «Азбука политики»

(группе предлагается дать определения 2-х обществоведческих понятий: государство, республика; референдум, демократия; суверенитет, депутат; конституция).

-Итак, на протяжении уже нескольких уроков мы изучаем политическую сферу жизни общества. Необходимо знать основные понятия этой темы. (Учащиеся от каждой группы вытягивают билет и дают определения понятий)

2 этап. Конституция РФ.

-Что такое Конституция?

А теперь давайте вспомним историю и основные положения Конституции РФ.

-Когда была принята действующая Конституция РФ?

-Какая по счету действует Конституция в нашем государстве?

- Назовите основы конститтуционного устройства РФ

Проблемные ситуации (раздаточный материал):

Ситуация 1.

В начале 20 в. Самое маленько в мире государство, существовавшее на одном из островов, называлось Таволару. В нем проживало 180 человек.

Проблемный вопрос.

Как вы считаете, нужно ли жителям этого государства конституция или она необходима только большим государствам?

Ситуация 2.

Поспорили 2 ученика. Один заявляет: «Конституцию должны писать люди, которые специально изучали законы, а остальные граждане не должны ее обсуждать и вносить свои предложения. И принимать Конституцию они тоже не должны». Другой возражает: «Нет, обсуждать и принимать Конституцию обязаны все люди, являющиеся гражданами государства.»

Проблемный вопрос.

Чье мнение поддерживаете вы и почему?

Итак, давайте подведем итог данного этапа урока:

Определите значение Конституция для страны.

3 этап. Как все устроено

Мы переходим к следующему этапу урока « Как все устроено»

аполнение схемы « Система органов государственной власти в РФ»)-интерактивная доска.

Блиц-опрос по схеме

-Какой основной принцип власти показан на схеме? Что это значит?

- Сколько президентов было в России с момента введения этого поста? Назовите их имена.

-Кто может стать президентом РФ?

-На какой срок выбирается президент? Сколько сроков подряд может занимать должность президент один и тот же человек?

-Как называется парламент РФ?

-В какую палату парламента выбираются депутаты?

-С какого возраста гражданин может стать депутатом Государственной Думы?

-Какой орган власти является представительным и что это значит?

-Кто возглавляет правительство?

-Кто назначает или выбирает премьер-министра?

- Какая греческая богиня изображена на данном слайде, почему именно эти символы находятся у нее в руках, завязаны глаза?

Итак, давайте подведем итог данного этапа урока:

Что значит принцип разделение властей? Какие ветви власти вы знаете?

4 этап. Я б на выборы пошел

Мы уже отметили, что представительным органом власти является Федеральное собрание, а это значит проходит избирательная кампания – выборы депутатов Государственной Думы, президента РФ тоже избирается путем выборов.

Принимать участие в выборах очень важно.

С какого возраста гражданин получает избирательное право?

К сожалению, многие граждане игнорируют его и не пользуются.

На этапе «Я б на выборы пошел» группа должна подобрать аргументы, с помощью которых они стали бы убеждать своего сверстника пойти на выборы, если тот сомневается, стоит ли это делать. Можно продемонстрировать работу 2-мя способами: в виде текста, в виде сценки.

Рецензия выступлений других групп.

5 этап « Молодые политики»

- В Госдуме работают 450 депутатов. У них разные политические взгляды. Они делятся на фракции, работают в комитетах и комиссиях. Представляют разные регионы России.

Кроме того, российские парламентарии разного возраста. Среди них есть люди с богатым жизненным опытом, отработавшие не один созыв, а есть те, кто недавно вошел в политическую жизнь. Представляем биографии из десятка самых молодых "обитателей" здания на Охотном Ряду.

Сообщения учащихся Приложение 2

- Совсем скоро вы тоже сможете занять депутатское кресло.

Каждая крупа должна предложить закон и подготовить аргументы, которые могли бы убедить депутатов проголосовать за этот закон.

(Использование раздаточного материала. Приложение 1)

3. Подведение итогов:

- Что же это значит «быть гражданином?»

(быть гражданином- это значит принимать участие в общественной и политической жизни страны, совершать благородные поступки во имя Родины …)

Урок сегодня не простой.

Он показал, насколько вы восприняли, и усвоили содержание раздела

«Политика». Эти знания вы будете воплощать в делах. Я верю, что вы станете ответственными гражданами, которые примут разумные законы и будут служить своему Отечеству.

Когда же мы станем взрослыми?

Какие считать года?

Себя атакуя вопросами,

Вы спрашиваете - когда?

Вы к будущему готовитесь,

А сердце стучит: пора!

И взрослыми вы становитесь

Сегодня, завтра, вчера!

Я вижу вас входящими

В грядущие времена,

Как клятву произносящими:

«Я твой гражданин, страна!»

Д|з: сочинение «Конституцию страны должен знать каждый гражданин этой страны»

Приложение 1

Прочтите и подумайте.

Гражданин действует. Он понимает, что без его действий ничего не изменится.

Гражданин не может равнодушно смотреть, как гибнет природа его края. Он протестует, он участвует в экологическом митинге. Он берет в руки лопату и сажает деревья. Он готов заслонить собой оленя от пули браконьера.

Гражданин протестует против разрушения культурного наследия. Он объединяется с другими людьми и восстает против сноса старинного знания. В свободное о т работы или учебы время он участвует в восстановлении церкви, он не позволит погибнуть священным камням. Ведь к ним прикасались руки его предков.

Гражданин требует принять такие законы, которые сделали бы бесхозяйственность и воровство невыгодными.

Гражданин не может спокойно смотреть, как гибнет от водки, наркотиков его народ.

 

Приложение 2

ТОП-10 молодых депутатов Госдумы

Данил Иванов

Самый старший из десятки молодых парламентариев – Данил Иванов (1983 год рождения). Состоит во фракции "Справедливая Россия". Выпускник Новосибирского государственного университета, работает в комитете по информационной политике, информационным технологиям и связи.

Иванов представляет в Думе родную Новосибирскую область, где до переезда в Москву был депутатом регионального законодательного собрания. В федеральный парламент перешел в июне 2016 года, получив мандат лишенного депутатских полномочий справоросса Ильи Пономарева. Как объясняют старшие товарищи по партии, Иванов был делегирован в Москву на старте избирательной кампании, поскольку он активный и достойный молодой человек.


Именно столь коротким стажем работы в Госдуме объясняется тот факт, что Данил Иванов ни разу не успел выступить на Охотном Ряду и не принял участия в разработке ни одного законопроекта. По мнению молодого парламентария, думский мандат станет хорошим подспорьем в работе Центра защиты прав граждан и поможет укрепить позиции "Справедливой России" в Новосибирской области.

Алексей Диденко

Следом идет Алексей Диденко, также 1983 года рождения. Занимает должность первого заместителя руководителя фракции ЛДПР и работает в комитете по конституционному законодательству и государственному строительству.


Уроженец Черкасской области Украины, Диденко в раннем возрасте вместе с родителями переехал в Томск. В 2005 году окончил юридический институт Томского государственного университета и в том же году стал координатором регионального отделения ЛДПР. В 2007 году Алексей Диденко был избран депутатом Томской областной думы, а в 2010-м – депутатом городской думы Томска. В региональном парламенте возглавлял комиссию по общественной безопасности.


В роли депутата Госдумы Алексей Диденко запомнился своим предложением разрешить участвовать в выборах с 16 лет и просьбой к председателю Центробанка Эльвире Набиуллиной рассмотреть вопрос о выпуске банкноты номиналом 10 тысяч рублей с видами Крыма и Севастополя. Кроме того, Диденко выступил с инициативой сделать 8 июля нерабочим днем и отмечать День семьи, любви и верности (День почитания святых Петра и Февронии Муромских) в противовес празднуемому 14 февраля западному Дню святого Валентина. В марте 2016 года лидер ЛДПР Владимир Жириновский назвал Алексея Диденко возможным кандидатом в президенты России от партии на выборах 2018 года.

Артем Туров
Восьмое место в списке самых молодых депутатов занимает единоросс Артем Туров 1984 года рождения. Работает в думском комитете по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.


Уроженец Смоленска, Туров начал общественно-политическую деятельность с работы в областном отделении Всероссийского общественного объединения "Молодая Гвардия Единой России" ("МГЕР"). Возглавлял региональный штаб, был координатором объединения по Центральному федеральному округу, сопредседателем Координационного совета. В августе 2012 года был избран председателем Общественного совета "МГЕР".


В 2007 году Артем Туров был избран депутатом Смоленской областной думы. В Москву перебрался в октябре 2015-го, получив вакантный мандат депутата Госдумы. Принимает участие в работе организационного комитета по подготовке проведения в России Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 2017 году.

Мария Кожевникова
 

Известная по сериалам "Универ" и "Кремлевские курсанты" актриса Мария Кожевникова 1984 года рождения занимает седьмую строчку в нашем топ-10. Состоит во фракции "Единая Россия" и работает в комитете по культуре.


В 2011 году Кожевникова вступила в общественное объединение "Молодая Гвардия Единой России" и в том же году стала "доверенным лицом" Общероссийского народного фронта (ОНФ). В июле 2011 года Мария Кожевникова была выдвинута в депутаты Госдумы от ОНФ и приняла участие в предварительном голосовании "Единой России" в Томске.


Будучи парламентарием, Кожевникова активно выступает в защиту авторских прав. В частности, Мария была одним из инициаторов законопроекта, ограничивающего владельцев сайтов и пользователей интернета в использовании материалов, нарушающих авторские права. Кроме того, Кожевникова занимается благотворительной деятельностью. С 2011 года она является членом попечительского совета подмосковного детского дома.

Роберт Шлегель
 

На шестом месте списка самых молодых парламентариев – единоросс Роберт Шлегель 1984 года рождения. Работает в думском комитете по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками.


Уроженец Ашхабада, Шлегель в статусе беженца переехал из Туркмении в Россию в 1998 году. Общественно-политическую деятельность начал в 2005-м, вступив в молодежное движение "Наши". До 2007 года занимал должность пресс-секретаря организации. Роберт Шлегель был одним из авторов идеи закрытия игорных заведений и создания локальных игорных зон.


Шлегель был впервые избран в Госдуму в 2007 году и отработал в парламенте в течение двух созывов. Депутат известен как автор целого ряда законопроектов. Среди них – предложение о введении ответственности руководителей СМИ за размещение материалов клеветнического характера ("поправка Шлегеля") и законопроект об уголовной ответственности за продажу алкоголя и табачных изделий несовершеннолетним.


Кроме того, Роберт Шлегель руководил проектом "Единой России" "Развитие Рунета", в рамках которого каждому члену партийной фракции в Госдуме был создан профиль в социальной сети "ВКонтакте". Также Шлегель известен как первый депутат, открывший свою интернет-приемную.

Алена Аршинова
Единоросс Алена Аршинова 1985 года рождения – на пятой строчке списка. В парламенте занимает должность заместителя председателя комитета по образованию.


Алена родилась в немецком городе Дрезден в семье советского офицера. В дальнейшем переехала с родителями в молдавский город Тирасполь, по новому месту службы отца. В настоящее время это столица самопровозглашенной Приднестровской молдавской республики (ПМР). С 2005 по 2010 годы Аршинова возглавляла Международную молодежную корпорацию "ПРОРЫВ!" в Приднестровье, затем работала в руководстве "МГЕР".


Депутатом Госдумы Алена Аршинова стала в марте 2012 года, получив мандат Константина Косачева, перешедшего на должность главы Россотрудничества. В мае того же года была избрана в президиум генсовета "Единой России". В 2013 году парламентарий возглавила партийный проект "Детские сады – детям".


Будучи депутатом Госдумы от Чувашии, Аршинова высказывалась в поддержку добровольного изучения чувашского языка и одновременно выступала против принуждения к этому в школах республики. За годы депутатской деятельности Алена стала инициатором почти 60 законопроектов, многие из которых касаются сферы образования. Кроме того, она вошла в число разработчиков законопроекта о многократном увеличении суммы штрафов за нарушение правил проведения массовых акций. Также молодой парламентарий является автором поправок в закон об уголовной ответственности за оскорбление религиозных чувств граждан.

Александр Прокопьев


На четвертом месте в списке – Александр Прокопьев 1986 года рождения. Состоит во фракции "Единая Россия", работает в комитете по охране здоровья.


Уроженец алтайского города Бийск, Прокопьев окончил Московскую медицинскую академию имени И.М. Сеченова по специальности "Фармация". Занимался фармацевтическим бизнесом, владел долями в известных компаниях.


В Госдуму Александр Прокопьев был избран в декабре 2011 года. Парламентарий ведет активную работу на территории Алтайского края. Депутат является членом Наблюдательного совета по развитию наукограда города Бийска. Входит в состав ученого совета Алтайского государственного медицинского университета. Является членом попечительских советов Бийского лицея-интерната, местного Дома ребенка и краевого реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями "Родник".

Наталья Афонина
 

Третье место молодежной десятки занимает единоросс Наталья Афонина 1986 года рождения. Работает в комитете по делам общественных объединений и религиозных организаций.


Наталья родилась в Орле. До избрания в Госдуму занималась предпринимательской деятельностью. В 2011 году кандидатура Афониной была выдвинута в федеральном списке "Единой России", однако парламентарием Наталья стала в декабре 2015 года, получив мандат досрочно сложившего полномочия Романа Антонова.


Наталья Афонина руководит проектом "Кованый стиль", целью которого является развитие молодежного предпринимательства. Используя депутатские полномочия, активно участвует в развитии и совершенствовании мер государственной поддержки малого бизнеса, помогает молодым предпринимателям в разработке бизнес-планов и получении кредитов.

Виталий Золочевский
 

На второй ступени разместился член фракции ЛДПР Виталий Золочевский 1986 года рождения. Работает в комитете по делам общественных объединений и религиозных организаций, а также в комиссии по контролю за достоверностью сведений о депутатских доходах.


Выпускник юридического факультета Московского пограничного института ФСБ, Золочевский занимается общественно-политической деятельностью с 16 лет. С 2003 года работал в Молодежном центре ЛДПР, в 2005-м возглавил его. С 2011 по 2013 годы возглавлял Владимирское региональное отделение партии.


В декабре 2011 года Виталий Золочевский был избран депутатом Госдумы. Парламентарий принимает активное участие в разработке законопроектов о противодействии экстремистской деятельности.

Егор Анисимов
Самым молодым депутатом Госдумы оказался Егор Анисимов 1987 года рождения. Состоит во фракции ЛДПР и работает в комитете по образованию.


Уроженец Калининграда, Анисимов окончил в 2009 году Международный университет в Москве. Депутатом Госдумы стал в 2013-м, получив мандат перешедшего на работу в Счетную палату однопартийца Максима Рохмистрова.


Анисимов запомнился внесением законопроекта о мерах противодействия культурной экспансии иностранных государств. В документе шла речь о запрете проката в России всей кинопродукции из стран, которые ввели санкции в отношении России.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.