Внеурочное занятие «80-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков и завершения Битвы за Кавказ» (5–7 классы)

2
0
Материал опубликован 2 December 2024

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5-7 классов по теме:

«80-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков и завершения Битвы за Кавказ»

 

Цель занятия: воспитание у учащихся чувства патриотизма, национальной гордости славным боевым прошлым советских воинов, формирование личностного восприятия исторических фактов, а также раскрытие стратегических целей немецкого командования по овладению Кавказом.

Формирующиеся ценности: чувство патриотизма и гордости за свою Родину, чувство уважения к ветеранам.

Основные смыслы: Битва за Кавказ явилась одной из продолжительных битв в Великой Отечественной войне. Она длилась 442 сутки (с 25 июля 1942 г. по 9 октября 1943 г.) и вошла в историю военного искусства как комплекс оборонительных и наступательных операций, проведенных на обширной территории в сложных условиях степной, горной и горно-лесистой местности, а также на приморских направлениях.

Защита Кавказа имела важное военно-политическое стратегическое значение. Битва за Кавказ, приковавшая к себе значительные силы гитлеровских армий, способствовала успешному развитию Сталинградской операции.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа.

Занятие предполагает также использование видеофрагментов, включает в себя работу с текстовой информацией и иллюстрациями.

Комплект материалов:

сценарий,

методические рекомендации,

иллюстрации,

презентация.

 

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

 

Часть 1. Мотивационная.

 

Занятие начинается со вступительного слова учителя и краткой беседы с обучающимися о прошедших событиях на Кавказе 80 лет назад.

Учитель обращает внимание на предвоенное развитие Кавказа, на успехи в развитии отраслей народного хозяйства и превращении Кавказа в один из важнейших промышленных районов СССР

Основной акцент при обсуждении учитель делает на то, какое значение битва за Кавказ имеет для нашего народа.

Она была самой тяжёлой из всех войн, какие знала история нашей Родины, потребовала от народа невиданных жертв и страданий. В то же время она явилась и героическим периодом этой истории. Великая цель - защита Отечества - родила и великую энергию. 

С первых дней начала войны республики Северного Кавказа проводят мобилизационные мероприятия. Тысячи добровольцев обращаются в военкоматы.

Дальнейшее обсуждение должно привести ребят к пониманию того, что патриотизм играет ключевую роль в исходе битвы. Беспримерное мужество и самоотверженность нашего народа никогда не забудется и вечно будет жить в нашей памяти.

 

Часть 2. Основная.

Беседа с обучающимися продолжается характеристикой учителем периодов Битвы за Кавказ.

Первый период: 25 июля - 31 декабря 1942 г. - оборонительные действия советских войск. В конце июля немецкие войска начали наступление на сальском, ставропольском и краснодарском направлениях. Немецкие танковые армии прорвали оборону советских войск и вышли на оперативный простор - в Задонские и Сальские степи. В войсках Донской оперативной группы сложилось критическое положение. В дивизиях 37-й армии насчитывалось от 500 до 800 человек, на одно орудие приходилось по 10 снарядов, на миномет - по 5. Связь с дивизиями отсутствовала. Штаб потерял управление войсками. Отступление проходило в условиях 40 градусной жары. В июле Ставка издала приказ №227 «Ни шагу назад». В августе 1942г. во Владикавказе произошел съезд представителей народов Северного Кавказа, на котором была продемонстрирована решимость горцев биться с фашистами до конца.

 

Второй период начался 1января 1943г. и завершился 9 октября 1943г. Он характеризуется наступательными операциями.

 

После характеристики этапов Битвы за Кавказ учитель включает презентацию.

 

Часть 3. Заключительная.

Подведение итогов занятия, формулирование выводов о важности сохранения исторической памяти, преемственности поколений, проявлении почтения и уважения к людям, вставшим на защиту нашей Родины.

Ребята задумываются над вопросом, почему мы не имеем права забывать о тех, кто в страшные военные годы отдали за нас, сегодня живущих, самое дорогое – свою жизнь.

Цель занятия можно считать достигнутой, если учащиеся смогут эмоционально откликнуться, почувствовать благодарность всем защитникам Кавказа за проявление героизма и сохранение мира и захотят продолжить начатый разговор.

 

 

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 

Часть 1. Мотивационная.

Учитель.

Занятие начинается со вступительного слова учителя и краткой беседы с обучающимися о прошедших событиях на Кавказе 80 лет назад.

Основной акцент при обсуждении учитель делает на то, какое значение битва за Кавказ имеет для нашего народа.

В этом году наша страна отмечает 80-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков и завершения Битвы за Кавказ». Битва за Кавказ явилась одной из продолжительных битв в Великой Отечественной войне. Она длилась 442 сутки (с 25 июля 1942 г. по 9 октября 1943 г.) и вошла в историю военного искусства как комплекс оборонительных и наступательных операций, проведенных на обширной территории в сложных условиях степной, горной и горно-лесистой местности, на приморских направлениях.

В то же время она явилась и героическим периодом этой истории. Великая цель - защита Отечества - родила и великую энергию. Поднялись силы, полные беспримерного мужества и самоотверженности. Никогда не забудутся и вечно будут жить в памяти немеркнущие подвиги советских людей, совершённые на фронте и в тылу, в борьбе за честь, свободу и независимость нашей Родины.

Дальнейшее обсуждение перетекает в разговор о планах Гитлера на Кавказ. Привести цитаты различных политических деятелей о значении Кавказа для СССР

 

Вопросы ученикам:

Почему Гитлер в своем плане придавал особое внимание именно Кавказу?

Какие стратегические цели определил Кавказу Гитлер?

 

Обсуждение.

 

Вывод:

Северный Кавказ богат природными ресурсами: 86,5 % общесоюзной добычи нефти, 65% природного газа, 56,5 % марганцевой руды.

Без кавказской нефти Гитлер считал невозможным продолжение войны. Все офицеры и генералы воинских частей противника были снабжены специальным «Справочником - путеводителем по Кавказу». В приложении к нему были указаны районы вторжения: «Баку - нефтяные фонтаны, Грозный - лучший в мире бензин, Кабарда - молибден, Северная Осетия - цинк, Занзегур – медь».

Враг приложил все усилия, чтобы захватить этот богатый район.

 

Учитель информирует детей о Плане «Эдельвейс».

В соответствии с общим планом летней кампании 1942 г. гитлеровское командование разработало план захвата Кавказа, получившее условное название «Эдельвейс».

В планах гитлеровцев «Кавказ» он занимал особое место. Нефтяные промыслы Кавказа были самыми богатыми в Европе. В горных районах Кавказа добывали много меди, марганца. А всего этого не хватало Германии.

Захватив Кавказ и его портовые города, фашисты лишили бы советский Черноморский флот береговых баз. Это дало бы Германии большой военный перевес.

Через Кавказ проходят самые удобные дороги в Иран, Ирак и Индию. А эти страны гитлеровцы тоже собирались поработить. Кроме того через Иран проходил путь по которому союзники поставляли в СССР военную помощь.

Вот почему они так стремились на Кавказ.

Плану захвата Кавказа гитлеровское командование дало название красивого горного цветка — «Эдельвейс». По плану «Эдельвейс» враги развернули наступление на Кавказ с трёх направлений.

Одна группа фашистских войск должна была обойти Главный Кавказский хребет с востока, захватить города Грозный и Махачкалу и по берегу Каспийского моря достичь основной цели «Эдельвейса» — нефтяных промыслов города Баку. В ту пору на бакинском горючем работало большинство советских кораблей, самолётов, танков, автомобилей.

Другая группа гитлеровских войск получила приказ занять черноморские города Новороссийск и Туапсе и развивать наступление на Закавказье по берегу Чёрного моря.

Третья группа вражеских войск пыталась прорваться в Закавказье через Главный Кавказский хребет.

Перед советскими войсками ставилась задача остановить врага, измотать его в оборонительных боях и подготовить условия для перехода в контрнаступление. Войсками Северо-Кавказского фронта Ставка назначила командовать маршала Семена Михайловича Буденного.

 

Учитель.

И сегодня мы с вами вспомним о страницах Битвы за Кавказ. Рассмотрите фотографии. Что изменилось в жизни людей, когда враги пришли на нашу землю?

 

t1733158589aa.jpg

Немецкие горные стрелки Эдельвейс

Часть 2. Основная.

 

Учитель.

Стратегическое значение Кавказского региона еще более возросло в связи с открытием огромных залежей минерального сырья, являющегося ключевым компонентом индустриальной эпохи, и, в том числе, нефти.

Возможный захват Кавказа немецко-фашистскими войсками поставил бы СССР в исключительно сложные условия ведения войны, лишив страну в самое сложное время основной массы нефти, газа, марганцевой руды, молибдена, вольфрама, а также крупнейшей продовольственной и курортной баз.

Сражение за Кавказ разворачивалось в чрезвычайно сложной обстановке. Весной 1942 г. Гитлер поставил своим войскам задачу лишить СССР основных экономических баз на юге страны и, главное, овладеть кавказской нефтью, без которой немецкая военная машина была обречена на поражение. Кроме того, после падения Севастополя, главной военно-морской базой Черноморского флота стал Новороссийск. Лишение СССР военно-морских баз также было важно для врага

Вследствие этого основные силы врага сосредоточивались на южном участке советско-германского фронта.

В Битву за Кавказ вошли Северо-Кавказская стратегическая оборонительная операция, продолжавшаяся более пяти месяцев, Северо-Кавказская стратегическая наступательная операция, Новороссийская десантная операция, Краснодарская и Новороссийско-Таманская наступательные операции, длившиеся в общей сложности более девяти месяцев.

В июле немцы и их союзники основными силами вышли в низовья Дона, откуда, в соответствии с директивой Гитлера № 45 от 23 июля 1942 г., готовились развить наступление в двух направлениях – на Кавказ (группа армий «А») и на Сталинград (группа армий «Б»). Кавказская группировка врага насчитывала 167 тыс. солдат и офицеров, 1130 танков, 4540 орудий и минометов, до 1 тыс. самолетов.

В тяжелых боях под Новороссийском и на туапсинском направлениях в августе-сентябре 1942 г. частям Северокавказского фронта (командующий маршал С.М. Буденный) удалось остановить противника и удержать за собой Черноморское побережье, однако сил для обороны всех подступов к Закавказью с севера фронт не имел.

 

Учитель.

Ребята рассмотрите таблицу. Проанализируйте приведенные в таблице данные и сделайте выводы.

Ученики анализируют таблицу.

Ответ учеников:

В те дни у немцев было в два раза больше орудий и миномётов, самолётов — почти в восемь раз, танков — в девять с лишним раз. Враги превосходили защитников Кавказа и по количеству войск. Поэтому первый этап битвы был оборонительный.

 

«Соотношение сил сторон к началу битвы за Кавказ»

 

Силы и средства

Советские войска

Войска противника

Соотношение

Люди

112 тыс. чел

167 тыс. чел

1:1,5

Орудия и минометы

2,1 тыс.

4,5 тыс.

1:2,1

Танки

121

1130

1:9,9

Самолеты

130

1000

1:7,7

В ноябре 1942 г. наступательные возможности противника на Кавказе истощились, а активность советских войск заметно возросла. Наступил перелом в ходе битвы, чему в решительной мере способствовало резкое изменение положения под Сталинградом, где перешедшие в контрнаступление войска Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов окружили крупную вражескую группировку и готовились к ее ликвидации.

В тяжелых сражениях под Моздоком, Туапсе и на перевалах Главного Кавказского хребта в сентябре-октябре советские войска измотали противника, сбили его наступательный порыв и создали предпосылки для перехода в контрнаступление. Однако противник сохранил немало сил и отразил все контрудары войск Закавказского фронта в ноябре и декабре 1942г. Также гитлеровские горные егеря сумели установить флаг со свастикой над Эльбрусом, что имело скорее символическое, нежели военное значение.

Последняя попытка немцев прорваться к Владикавказу закончилось разгромом их танковых армад у Гизели. Героизм советских людей на передовой и в тылу врага до предела ослабили противника. Под натиском частей Северной группы войск Закавказского фронта 1 января 1943 г. он начал отступать в направлении Ставрополя и Ростова. Начался второй этап битвы за Кавказ — освободительный.

В результате оборонительных операций, проведенных советскими войсками на Кавказе, противнику было нанесено серьезное поражение, и инициатива на данном стратегическом направлении стала переходить в руки советского командования.

Несмотря на то, что на кавказском направлении вражеским войскам удалось оккупировать значительную часть территории Северного Кавказа, им не удалось преодолеть упорное сопротивление советских войск, овладеть нефтяными источниками Грозненского и Бакинского районов и другими источниками ценного стратегического сырья.

Кроме того, провалились замыслы гитлеровского руководства путем прорыва в Закавказье втянуть Турцию в войну против СССР, соединиться со своими войсками, действовавшими в Северной Африке, и продолжить агрессию в направлении Ближнего Востока.

Советское командование в сложной обстановке сохранило некоторые военно-морские базы, обеспечившие действия флота, а также создало условия для перехода войск в решительное наступление. Планы немецко-фашистского командования по захвату Кавказа были сорваны усилиями советских Вооруженных Сил при активной помощи всего советского народа, в том числе и народов Кавказа.

Просмотр презентации.

 

Часть 3. Заключение

Подведение итогов занятия, формулирование выводов о важности сохранения исторической памяти, преемственности поколений, проявлении почтения и уважения к людям, вставшим на защиту нашей Родины.

Итоговая беседа:

1) Какую стратегическую цель преследовало немецкое командование, ставя перед войсками задачу овладения Кавказом?

2) Почему немецким войскам не удалось выполнить эту задачу?

3) Почему мы не имеем права забывать о тех, кто в страшные военные годы отдали за нас, сегодня живущих, самое дорогое – свою жизнь?

 

В конце урока учитель зачитывает вопросы для закрепления.

1. Весной - летом 1942 г. гитлеровское командование решило основной удар нанести:

а) на ленинградском направлении;

б) на московском направлении;

в) на южном направлении.

2. Укажите кодовое название плана гитлеровского командования по захвату Северного Кавказа:

а) «Барбаросса»;

б) «Тайфун»; 

в) «Эдельвейс».

3. Назовите хронологические рамки битвы за Кавказ:

а) 19 ноября 1942 - 2 февраля 1943 года; 

б) 23 августа 1942 - 12 декабря 1943 года; 

в) 25 июля 1942 - 9 октября 1943 года.

4. Назовите фамилии наших земляков, героев Вов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.