Статья «Историко-церковное краеведение как одно из направлений школьного краеведения»

1
0
Материал опубликован 11 January 2018 в группе

Историко - церковное краеведение

как одно из направлений школьного краеведения

Историко-церковное краеведение заявило о себе как одно из наиболее эффективных направлений общественной деятельности в освоении и сохранении исторического опыта, возвращении в память Отечества объективного знания об истории Церкви.

Церковное краеведение изучает весь комплекс материальных памятников религии и духовно-религиозные связи на конкретной территории. Историко-церковное краеведение охватывает следующие направления:

1.Православная топография – изучение истории приходских храмов, часовен, отдельно стоящих крестов, чтимых святых источников; монастырей, духовных учебно-просветительских заведений, крестные ходы как форма освящения пространства.

2.Хозяйственная практика крестьян и других сословий, проходившая под знаком обращения к Божией помощи и к святым; религиозно - нравственные представления, лежащие в основе отношения прихожан к земле и труду; церковный календарь (святцы) как основа хозяйственной жизни.

3.Религиозные аспекты и его организации: Красный угол, иконы в доме и в жизни семьи, православный уклад и поведение, соблюдение постов; православные обряды при строительстве и переезде в новый дом;

4.Особенности мировосприятия человека, такие как:

а)любовь к храмам и вера в бессмертие души;

б)любовь к ближнему и милосердие, стремление жить по совести, православные основания нравственности как определяющие черты национального характера;

в)освящение жизненного цикла (рождение-крещение, свадьба-венчание, похороны-отпевание);

г)семья как малая церковь (в т.ч. традиции воспитания детей);

д)почитание Богородицы и святых;

е)обеты и паломничество как высшая форма религиозного подвижничества;

ж)формы благочестивого подвижничества: старчество, келейничество (черничество), духовничество (религиозные общины вокруг некоторых священников);

з) защита Родины и православия, религиозные основы патриотизма.

Каждый из этих вопросов может стать темой исследования. Юный возраст не является помехой яркому и содержательному исследованию. Но не все направления могут стать темой ученической работы. Исследовательская работа в этой области историко-церковного краеведения требует специальных знаний на всех стадиях работы:

1. Школьник должен четко видеть предмет своего исследования–историю конкретной церкви, монастыря, иконы, местности, приходской общины, праздника, традиции, семьи, человека. Не по силам подростку темы, имеющие широкие хронологические или географические рамки, требующие умения систематизировать большой массив разрозненных фактов и событий, выделять среди них общие черты и закономерности.

2. Методы исследования зависят от его специфики, разные исследования требуют разных методов. В ходе работы юный автор может знакомиться с литературой, работать с опубликованными, архивными и другими источниками; искать людей, способных предоставить информацию по конкретным вопросам и проводить с ними этнографические беседы, организовывать социологические опросы, обращаться к искусствоведческим изысканиям. Среди часто используемых школьниками общенаучных и специальных методов:

1. изучение и обобщение литературы;

2 анализ опубликованных (печатных) источников;

3. анализ архивных документов;

4. анализ видеоматериалов (фотографий, рисунков, чертежей);

5. этнографическая беседа, интервью;

6.метод включенного наблюдения (изучения явления в ходе пребывания внутри сообщества);

7. социологический опрос;

8. натурные изыскания (поиск материалов в ходе раскопок, определение места церкви, часовни, креста, обмер фундаментов разрушенного сооружения и пр.);

9.искусствоведческий (иконографический) анализ композиции и сюжета (картины, настенной росписи храма, резного образа, иконы), другая работа с вещевым материалом (предметами народного быта, иконками, привесами к иконам и пр.). 3.Отличительной особенностью ученических исследовательских работ по историко-церковной проблематике является то, что, не имея в своем арсенале опубликованных исследований и литературы, авторы обращаются преимущественно к архивным источникам и собиранию устных свидетельств. В этих условиях юный исследователь приобретает взгляд на проблему «изнутри», с наибольшей полнотой осознает связь поколений, то неразрывное единство культурно-исторического типа, которое заложено в прошлом, настоящем и будущем России.

4.Наиболее сложным для юного исследователя и его руководителя остается вопрос о выявлении источниковой базы, извлечении достоверной информации из свидетельств устной истории и архивных первоисточников. Требуется опыт и специальная подготовка, чтобы избежать мистификации и фальсификации фактов практической и духовной жизни, оставаться верными принципу достоверности исторического факта и объективности его введения в научное и краеведческое знание.

Историко-церковное краеведение возвращает народ к истокам его бытия, обретению утраченных идеалов и является уникальным способом освоения исторического опыта, школой воспитания современного юношества.

Библиографический список.

1.Мелехова, Г. Н. Историко - церковное краеведение: методические рекомендации руководителям учебно-исследовательских работ // Материалы II Всероссийского конкурса юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению. - М.: Полиграфгруп, 2010. - 244 с.

2.Иноземцева З. П. Рекомендации по выявлению и использованию архивных документов в учебно-исследовательских работах школьников // Материалы IV Всероссийского конкурса юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению - М.:ООО «Рекламно-Полиграфическая Компания» «Бизнес-Партнер», 2012. - 210 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации