БЛОК ЗАДАНИЙ НА УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ

БЛОК ЗАДАНИЙ НА УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ.
Данный блок заданий может быть использован в курсе обществознания при изучении темы «Политический конфликт» в 11 классе. Отдельные задания могут быть использованы как элемент контроля, а также в качестве индивидуальных домашних заданий. Могут быть заслушаны сообщения, доклады по отдельным сюжетам темы с последующим обсуждением. Возможно задание на подготовку учащимися презентации по данной теме.
Задания нацелены на формирование /использование межпредметных знаний путем выявления общих и отличительных признаков по одному аспекту или нескольким, выбор оснований и критериев отбора и их классификации, группировке и типологизации.
Задания к тексту составлены в методологии читательской грамотности: учащиеся усваивают умения, связанные с установкой причинно – следственных связей в тексте, формулируют выводы на основе обобщения отдельных частей текста, понимают концептуальную информацию (авторскую позицию). Желательно организовать парную или групповую работу при обсуждении ответов на вопросы.
Проблемное задание и задание №6 предназначены для заключительного обсуждения (дискуссии). Задания могут стать обобщающими, для подведения итогов темы. Задания предоставляют учащимся конкретные факты для обоснования своей позиции по вопросам международных политических конфликтов.
Предметные результаты:
- применять знания о международных политических процессах, их взаимозависимости и взаимодействии;
- знать типы полемических противоречий, модели урегулирования международных конфликтов.
- проводить классификацию международных конфликтов;
- использовать полученные знания для объяснения влияния международных конфликтов на систему международных отношений и её структуру;
- определять и аргументировать с опорой на информацию из текста свое отношение к проблемам международных конфликтов;
- определять ответственность государств, наднациональных организаций при возникновении и урегулировании международных конфликтов;
Метапредметные результаты:
- идентифицировать (распознать) проблему в информации источника;
- приводить аргументы (доводы, факт) в поддержку или опровержение приведенного тезиса с опорой на информацию текста и собственные обществоведческие знания и личный социальный опыт;
- выявлять и анализировать различные перспективы развития проблем на основе текста, знаний из курса обществознания и других учебных дисциплин;
- находить в тексте требуемую информацию/понимать целостный смысл текста/структурировать текст/интерпретировать положения текста;
- определять общий признак объекта или нескольких объектов, выделять их отличительные черты;
- проводить сравнительный анализ сходных явлений и процессов.
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной деятельности, строить логическое рассуждение, умозаключение;
- высказывать гипотезы и обоснованные предложения, аргументировать свою точку зрения, активно участвовать в дискуссии;
Личностные результаты:
- умение анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
- умение применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами.
Стимул (проблемный вопрос): В 1989 году во время встречи на Мальте с М.С. Горбачевым президент США Буш в заявил: «Мы можем реализовать долгосрочный мир и превратить отношения Востока и Запада в продолжительное сотрудничество». Однако в настоящее время идет натуральная холодная война 2.0, в которой Запад уже открыто объявляет Россию своим врагом и реализует попытки её удушить. Почему казалось бы исчерпанный в начале 90 – х годов конфликт разгорелся с новой силой в начале 2000 – х годов и продолжается до сих пор?
Источники информации (тексты):
Международный конфликт как феномен политических отношений
Человечество знакомо с конфликтами с момента своего возникновения. Их порождали религиозные, культурные, идеологические, этнические, территориальные и другие противоречия. Казалось, что с исчезновением противостояния двух сверхдержав – СССР и США, канут в лету региональные конфликты и угроза третьей мировой войны. Однако надеждам на более спокойный и благоустроенный мир в очередной раз не суждено было сбыться.
Современные конфликты стали одним из ведущих факторов нестабильности на планете. Будучи практически не управляемыми, они показывают тенденцию к разрастанию, подключению все большего числа участников, что создает серьезную угрозу не только тем, кто непосредственно вовлечен в конфликт, но и всем живущим на Земле. В современном интеграционном мире эта угроза значительно возрастает, если принимать во внимание и то, что даже в случае незначительных региональных конфликтов вспыхивают крупные конфликтогенные ситуации…
С точки зрения теории международных отношений, международный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон - народов, государств или групп государств, - концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономические, социально-классовые, политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы. …Международный конфликт - это особое, а не рутинное политическое отношение, поскольку оно означает и объективно, и субъективно разрешение разнородных конкретных противоречий и порождаемых ими проблем в конфликтной форме, которые в ходе своего развития могут продуцировать международные кризисы и вооруженную борьбу государств.
Международные конфликты могут оказывать воздействие и на саму систему международных отношений в целом, вызывая возникновение в ней структурных изменений. Пока что это было свойственно лишь таким масштабным международным конфликтам, как первая и вторая мировая война.
Международный конфликт как форма политических отношений знаменует собой определенный разрыв, скачок в их развитии. Само по себе столкновение интересов государств на международной арене в условиях устоявшейся системы МГО является следствием неравномерности в их развитии, а, следовательно, и изменений соотношения сил между ними. Бурный социально-экономический рост того или иного государства не вписывается в ранее установленные ролевые функции, требует выхода за их пределы. Но сложившаяся система отношений не позволяет решить этот вопрос без ущерба для интересов других государств, стремящихся к консервации своего места и роли на международной арене. В этой ситуации и возникают конфронтационные интересы. Следовательно, международный конфликт, наряду с деструктивной функцией создания международной напряженности, несет в себе и нечто положительное, выполняя роль сигнальщика, предупреждающего об изменении соотношения сил на международной арене, иначе говоря, выполняет коммуникативно-информационную функцию.
До сих пор, рассматривая сущность и структуру международного конфликта, мы, строго говоря, имели в виду прежде всего конфликты межгосударственные. Вместе с тем при подобном подходе из поля зрения ускользает значительная часть как политических, так и неполитических международных конфликтов, имеющих негосударственный характер. Дело в том, что гетерогенность современных обществ приводит к образованию значительного числа международных организаций, имеющих неправительственный характер, но способных отстаивать и реализовывать интересы однородных социальных групп, независимо от их национально-государственной принадлежности. Сторонами конфликта могут выступать: международные правительственные и неправительственные организации, отдельные государства или их союзы, национальные филиалы и международные неправительственные организации.
Наиболее приемлемая форма урегулирования конфликта – это достижение баланса интересов его сторон, что позволяет, в конечном счете, устранить саму причину конфликта. В случае, если подобного баланса достичь не удается, мало того, интересы одной из сторон вследствие военного поражения подавлены, то конфликт переходит в латентную форму, которая в любой момент может при соответствующих условиях снова возродить конфликт.
В процессе урегулирования конфликта необходим учет социокультурной среды каждой сторон, а также уровня и характера развития системы международных отношений. В соответствии с этим выделяются три модели урегулирования конфликта: гегемонистская, статусная и ролевая.
Первая из них соизмеряет поведение сторон с установками «центра силы» и ориентирована на использование насилия или угрозы насилия, а в стратегии решения склонна к игре с «нулевой суммой», в которой выигрыш одной стороны равен проигрышу другой.Вторая модель соизмеряет поведение конфликтующих сторон с физическими действиями, необходимыми для поддержания или восстановления баланса сил; процессуально расширяет конфликтное поле до включения в него предмета спора, вызвавшего конфликт, а в стратегии решения склонна к урегулированию на основе паритета или правовых норм.Ролевая модель международного конфликта структурно соразмеряет физическое поведение с необходимостью как достижения своих целей, так и воздействия на цели другой стороны, процессуально расширяет поле до включения в него всей конфликтной ситуации, предшествовавшей обращению к физическим действиям, а в стратегии решения склонна к разрешению или даже урегулированию конфликта.
Среда политической жизни общества требует, чтобы игроки, привлеченные в конфликтные отношения, не отказывались от поиска путей решения вопросов, напротив, активнее участвовали в таких ситуациях. Они должны признать существующие между ними разногласия и суметь пояснить цели и намерения друг друга как политический спор. Осознание причин конфликта позволит сторонам точно определить источник, основу, конфликта, очертить грани взаимных возражений, выявить и сравнить позиции друг друга. Таким образом, устойчивость регулирования и предотвращения политических конфликтов с помощью соглашения, взаимные уступки обеих сторон зависят от того, насколько стороны готовы толковать результат борьбы как победу друг над другом. (КурбоноваЗульфияМахманабиевна, «Актуальные проблемы современности: наука и общество»/– 1/2017,https://cyberleninka.ru/).
Вопросы и задания:
Задание 1. Укажите определение, которое автор дает международному политическому конфликту. В чем особенности современных международных конфликтов? Подтвердите мысль автора примерами из истории международных конфликтов ХХ-ХХI вв.
Задание 2. Чем, по мнению автора отличаются международные конфликты от других политических конфликтов? Подтвердите одну из особенностей примером.
Задание 3. Какую положительную функцию международных конфликтов отмечает автор? Опираясь на знания курса и других учебных дисциплин приведите аргументы в поддержку его точки зрения.
Задание 4. Политологи разделяют конфликты по типам противоречий на 3 группы: конфликт интересов (распределение материальных ресурсов, доступ к власти), конфликт ценностей (противоречия по поводу базовых ценностей), конфликт идентичности (по принадлежности людей к той или иной общности, группе). Применима ли такая классификация к международным конфликтам. Ниже приведен перечень международных конфликтов второй половины ХХ – начала ХХI века (Приложение). Сгруппируйте примеры в 3 блока, соответствующего каждому типу противоречий в международном конфликте. Как вы считаете, может ли в одном международном конфликте присутствовать разные противоречия?
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ | КОНФЛИКТ ЦЕННОСТЕЙ | КОНФЛИКТ ИДЕНТИЧНОСТИ |
| | |
Задание 5. Какие модели урегулирования конфликтов предлагает автор? Объясните смысл каждого способа урегулирования конфликта. Используя Приложение с описанием международных конфликтов второй половины ХХ – начала ХХI века приведите примеры их урегулирования тем или иным способом. В чем опасность разрешения конфликта без сохранения баланса интересов всех участников? Используя обществоведческие знания и знания из других
Задание 6.Тридцать лет назад американский философ и политолог ФрэнсисФукуяма опубликовал книгу "Конец истории и последний человек". В ней он говорит о победе идеи либеральных демократий во всем мире и затухании мировых конфликтов. Оппонентом Фукуямы выступил американский философ Самюэль Хантингтон, опубликовавший работу «Столкновение цивилизаций», в которой утверждал, что мир поделен на частина основе религиозно-культурной особенности групп населения. Такое деление С. Хантингтон называет делением на цивилизации. Суть концепции в том, что цивилизации неизбежно сталкиваются и возникают значительные конфликты. Выскажите свою точку зрения на будущее человечества. С кем из мыслителей вы согласны? Предположите, как международные конфликты могут помешать утверждению демократии. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения.
Приложение
Примеры международных конфликтов второй половины ХХ – начала ХХI вв.
Первая арабо – израильская война 1948 года.Международные еврейские (сионистские) организации выбрали территорию Палестины в качестве центра для евреев всего мира еще в начале XX в. В ноябре 1947 г. ООН приняла решение о создании на территории Палестины двух государств: арабского и еврейского. Иерусалим выделялся в самостоятельную единицу. 14 мая 1948 г. было провозглашено Государство Израиль, а 15 мая началась первая арабо-израильская война. В Палестину ввели войска Египет, Иордания, Ливан, Сирия, Саудовская Аравия, Йемен, Ирак. Война закончилась в 1949 г. Израиль оккупировал более половины территории, предназначенной для арабского государства, и западную часть Иерусалима. Восточную его часть и западный берег реки Иордан получила Иордания, Египту достался сектор Газа. Общее число арабских беженцев превысило 900 тыс. человек
Карибский кризис 1962 года. Весной 1962 г. руководители СССР и Кубы приняли решение скрытно разместить на этом острове ядерные ракеты средней дальности. СССР рассчитывал сделать США столь же уязвимыми для ядерного удара, каким стал Советский Союз после размещения американских ракет в Турции. Получение сведений о советских ракетах на «красном острове» вызвало панику в США. Противостояние достигло своего пика 27 — 28 октября 1962 г. Мир был на грани войны, однако благоразумие восторжествовало: СССР вывез ядерные ракеты с острова в ответ на обещания президента США Дж. Кеннеди не вторгаться на Кубу и убрать ракеты из Турции.
Война во Вьетнаме. США оказывали помощь Южному Вьетнаму, но режим, установившийся там, оказался под угрозой краха. На территории Южного Вьетнама развернулось партизанское движение, поддерживаемое Демократической Республикой Вьетнам (ДРВ, Северный Вьетнам), Китаем и СССР. В 1964 г. США, использовав в качестве предлога собственную провокацию, начали массированные бомбардировки ДРВ, а в 1965 г. высадили свои войска в Южном Вьетнаме. Вскоре эти войска оказались втянуты в ожесточенные боевые действия с партизанами. США применяли тактику «выжженной земли», осуществляли массовые расправы с мирными жителями, но движение сопротивления ширилось. Столь же безуспешно американские войска действовали в Лаосе и Камбодже. Протесты против войны во всем мире, в том числе в самих США, наряду с военными неудачами заставили Америку пойти на мирные переговоры. В 1973 г. американские войска были выведены из Вьетнама. В 1975 г. партизаны взяли его столицу Сайгон. Появилось новое государство — Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ).
Шестидневная война1967 года— война на Ближнем Востоке между Израилем с одной стороны и Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром с другой, продолжавшаяся с 5 по 10 июня 1967 года.Арабо-израильская война 1967 года — шестидневная война, развязана Израилем в июне против Египта, Иордании и Сирии с целью захватить часть их территории и осуществить свои экспансионистские планы на Ближнем Востоке.Израиль достиг поставленных целей, захватив Синайский полуостров, сектор Газа, западные провинции Иордании и Голанские высоты (около 70 тысяч квадратных километров территории арабских стран с населением свыше одного миллиона человек).
Война Судного дня 1973 года (также Октябрьская война, «Арабо-израильская война 1973 года») — военный конфликт между коалицией арабских государств с одной стороны и Израилем с другой стороны, происходивший с 6 по 25 октября 1973 года.Предпосылками конфликта стало желание Египта и Сирии вернуть территории, потерянные во время Шестидневной войны. Сирийцы хотели вернуть себе стратегически важные Голаны, президент Египта Анвар Садат желал возвратить своей стране Суэцкий канал. Военный конфликт начался 6 октября 1973 года с совместной внезапной атаки арабской коалиции на израильские позиции в Судный день, широко отмечаемый в иудаизме день отдыха, поста и молитвы. Египетские и сирийские войска пересекли линию прекращения огня, попытавшись захватить Синайский полуостров и Голанские высоты. Через три дня Израиль мобилизовал большую часть своих сил и остановил египетское наступление. Кэмп-Дэвидские договоренности 1978 года привели к возвращению Синая Египту, подписанию мира евреев с Каиром и первому признанию государства Израиль со стороны одной из арабских стран.
6.Война в Афганистане. В апреле 1978 г. в Афганистане произошел военный переворот, осуществленный приверженцами левых взглядов. Новое руководство страны заключило договор с Советским Союзом и неоднократно просило его о военной помощи. СССР снабжал Афганистан оружием и боевой техникой. Гражданская война между сторонниками и противниками нового режима в Афганистане все более разгоралась. В декабре 1979 г. СССР принял решение о вводе в страну ограниченного контингента войск. Присутствие советских войск в Афганистане было расценено западными державами как агрессия, хотя СССР действовал в рамках соглашения с руководством Афганистана и ввел войска по его просьбе. По сути, советские войска оказались втянутыми в гражданскую войну в этой стране. Вывод советских войск из Афганистана был осуществлен в феврале 1989 г.
7. Вторая конголезская война (1998–2003). В 1965 году в Конго пришёл к власти диктатор МобутуСесеСеко, который довёл некогда перспективную страну с богатыми залежами полезных ископаемых до самых последних мест в рейтинге уровня жизни. Попутно он влезал в конфликты, которые были нужны только как аналоги «маленькой победоносной войны», чтобы показать величие Заира (тогдашнее название Конго). В 1997 году МобутуСесеСеко сверг Альянс демократических сил, и началась Первая конголезская война, которая велась между сторонниками бывшего диктатора и оппозицией. Она, по разным оценкам, унесла жизни от 15 до 20 тысяч человек. После прихода к власти Лорана Кибилы, ставшего президентом уже Демократической Республики Конго, его бывшие соратники решили взять своё и начали Вторую конголезскую войну. Лоран Кибила, учитывая опыт прошлого диктатора, привлёк на свою сторону иностранные государства и часть лояльных к Мобуту военных. Конфликт разгорелся с новой силой — настолько, что его неофициально называют Первой мировой войной в Африке. Ангола, Намибия, Чад, Судан и Зимбабве поддержали правительственные силы Кабилы, а войска из Бурунди, Руанды и Уганды — повстанцев против избранного президента. Общие потери в этой войне составили около четырех миллионов человек. Большая часть из них являлись мирными жителями, погибшими в ходе боевых действий или скончавшимися от голода и болезней.
8. Сирийская гражданская война (2011 — 2019 гг.)С марта 2011 года на волне «арабской весны» в Сирии начались выступления оппозиции, которые переросли в открытый вооруженный конфликт. К лету 2014 года вся восточная часть страны оказалась под властью террористического «Исламского государства» (организация, запрещенная в России). Международная коалиция во главе с США, действуя без санкции ОООН, поддерживала вооруженную оппозицию и боролась с ИГИЛ в основно на словах, стремясь свергнуть законно избранного президента Сирии БашараАсада. В этой ситуации президент Сирии в соответствии с Договором о дружбе и сотрудничестве (1980) обратился к России за помощью. В Сирию была направлена группировка российских Воздушно – космических сил (ВКС). Благодаря своевременной помощи со стороны России к середине 2018 года почти вся территория Сирии была очищена от террористов.
9. Дарфурский конфликт (2003 — наше время). К началу 2003 года в Судане накопились межэтнические противоречия, которые не могли более протекать мирно. Основа межэтническому конфликту была положена ещё в Средневековье, а в XXI веке из-за роста пустыни арабы-кочевники начали мигрировать на юг страны. В 2003 году против правительства Судана выступили две военизированные группировки, состоящие из народностей фур, загава и масалитов — негроидного населения, составлявшего меньшинство Судана. После того как повстанцы одержали значительные победы над суданскими вооружённые силами, правительство Судана поддержало арабские ополчения, известные как «Джанджавид». Конфликт разгорелся с новой силой и длится по сей день, несмотря на то, что совместные миротворческие силы ООН и Африканского союза смогли восстановить порядок в 2008 году. По оценке ООН, общее число погибших в конфликте составляет 300 тысяч человек, по другим — от 178 до 461 тысячи.
10. Война в Ираке (2003–2011 гг.). 11 сентября 2001 года произошла террористическая атака на башни-близнецы, в результате которой погибло почти три тысячи человек. Американская администрация связала это событие с Саддамом Хусейном — диктатором из Ирака, который до этого несколько раз ввязывался в войны с другими странами, занимался геноцидом собственного населения и был замечен в использовании химического оружия. Ссылаясь на связи между иракским режимом и террористической организацией «Аль-Каида», а также на присутствие в Ираке оружия массового поражения (оба утверждения позже были опровергнуты), США сформировали альянс и начали открытую войну против Ирака в 2003 году. Истинной целью США и сформированной ими коалиции было подавление и разрушение мощного государства арабского мира, противостоявших Соединенным Штатам и Израилю, а также установление контроля над нефтяными и прочими природными ресурсами Ирака. Конфликт растянулся на несколько лет и унёс жизни десятков тысяч человек. Данный конфликт стал причиной начала гражданской войны в Ираке в 2011 году, которая закончилась в 2017 году и унесла жизни около 100 тысяч человек среди участников конфликта и более 67 тысяч гражданских.
11. Война в Афганистане (2001–2014). Через несколько недель после терактов 11 сентября 2001 года США, углядев в этом след Афганистана, начали наносить воздушные удары по местам дислокации ультраконсервативной исламистской фракции «Талибан», которая де-факто управляла страной после вывода советских войск. «Талибан», по заверениям администрации США, предоставлял убежище известным террористам, в том числе и Усаме бен Ладену, которого назвали организатором теракта 11 сентября. К декабрю 2001 года «Талибан» был отстранён от власти и перешёл в подполье, совершая вылазки против США и союзников. В период с 2001 по 2016 годы было убито 30 тысяч афганских военнослужащих и полицейских и 31 тысяча жителей Афганистана. Коалиция во главе с США понесла потери более чем 3 500 военнослужащих. В 2015 году конфликт возобновился после террористического акта в центре Кабула — столицы Афганистана — и вновь привёл ко множеству жертв. На данный момент число погибших оценивается в более чем 45 тысяч на стороне проправительственных сил и более чем 40 тысяч на стороне террористов. Гражданские потери оцениваются в 14 тысяч убитых.
12. Йеменская гражданская война (2014 — наше время.) Гражданская война в Йемене возникла после «арабской весны», когда мятежные хуситы (шиитские повстанцы) свергли правительство президента Али АбдаллахаСалиха (суниты). Конфликту в Йемене предшествовал шиитский мятеж. Все началось в 2004 году. Повстанцы-шииты, проживающие на севере страны, выступили против союза Йемена с американскими властями. Они призывали восстановить теократическую монархию, которая существовала на территории Северного Йемена до военного переворота, который случился в 1962 году. В 2009 году начались активные боевые действия. С одной стороны в них участвовали шииты, а с другой - армии Саудовской Аравии и Йемена. Для вмешательства в конфликт вооруженных сил соседней страны, которую контролирует суннитское правительство, формальным поводом стало убийство двух пограничников, которые стали жертвами повстанцев. Конфликт приобрёл международный характер, когда коалиция во главе с Саудовской Аравией вторглась в Йемен, чтобы свергнуть хуситов и вернуть власть правительству Хади. Столкновения возобновились с новой силой и не заканчиваются по сей день, хотя и не находятся на таком серьёзном уровне, как в 2014–2015 годах. По оценке ООН, в ходе боевых действий было убито более 91 тысячи человек, из которых более 11 тысяч составили мирные жители.
13. Война в секторе Га́за, называемая в Израиле операцией «Железные мечи» [рядом обозревателей названная Третьей интифадой — вооружённый конфликт между Армией обороны Израиля и группировкой ХАМАС.Была объявлена Израилем 7 октября 2023 года в ответ на вторжение ХАМАС, ставшее крупнейшим актом палестинского терроризма за всю историю Израиля, при котором было убито около 1200 человек и взято в заложники ещё 253 человека. 8 октября был введён в действие пункт Основного закона, официально объявляющий о военном положении в Израиле. В ходе войны Израиль также подвергается ракетным и миномётным обстрелам с территории Ливана и Сирии (группировкой Хезболла и местными подразделениями ХАМАС), а также с территории Йемена (хуситская группировка). Боевые действия привели к существенному разрушению городской застройки Газы, массовому перемещению жителей, возникновению крупного продовольственного кризиса и коллапса системы здравоохранения.Израиль пользуется военной поддержкой США, которые направили в Восточное Средиземноморье две авианосные ударные группы, а также Великобританиии Германии.18 декабря 2023 года министр обороны США Ллойд Остин объявил о начале военной операции против йеменских хуситов под названием «Страж процветания». К операции присоединились: Великобритания, Франция, Канада, Италия, Нидерланды, Норвегия, Испания, Бахрейн, Австралия, Греция и Сейшельские Острова.
Модельные ответы (для каждого вопроса и задания)и критерии оценки (по желанию автора-составителя).
Задание 1.
1. Международный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон - народов, государств или групп государств, - концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономические, социально-классовые, политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы.
2. Современные международные конфликты:
- показывают тенденцию к разрастанию, подключению все большего числа участников, что создает серьезную угрозу не только тем, кто непосредственно вовлечен в конфликт, но и всем живущим на Земле;
- даже в случае незначительных региональных конфликтов вспыхивают крупные конфликтогенные ситуации.
Пример: в настоящее время большое количество государств планеты вовлечено в конфликт между Израилем и сектором Газа, Россией и Украиной, оказывая экономическую и военную помощь одной из сторон, вводя санкции. Существует угроза применения ядерного оружия, поскольку противостоящие стороны им обладают.
Задание 2.
1) Особенности:
- в ходе своего развития могут продуцировать международные кризисы и вооруженную борьбу государств;
- международные конфликты могут оказывать воздействие на систему международных отношений в целом, вызывая возникновение в ней структурных изменений.
-сторонами конфликта могут выступать: международные правительственные и неправительственные организации, отдельные государства или их союзы, национальные филиалы и международные неправительственные организации.
2) Пример:
После 1 мировой войны сложилась Версальско – Вашингтонская система международных отношений. Эта система должна была обеспечить международный баланс сил, утвердить принципы мирного разрешения конфликтов, предотвратить риск новой войны, подобной Первой мировой. Естественно, основную роль в формировании этой системы сыграли сильнейшие из победивших стран: США, Великобритания и Франция.
Задание 3.
1)Международный конфликт, наряду с деструктивной функцией создания международной напряженности, несет в себе и нечто положительное, выполняя роль сигнальщика, предупреждающего об изменении соотношения сил на международной арене, свидетельствует о возникновении конфронтационных интересов.
2) Пример: В Юго-Восточной Азии продолжает расти напряженность из-за ситуации на Тайване.(Китай заявляет, что хочет вернуть остров Тайвань, ведь остров– ключ к слидер на мировом рынке микрочипов и центр грузовых потоков из Японии в Африку, Азию, Европу. Против большинство тайванцев: их жизнь гораздо более обеспечена и свободна, чем в Китае. Во-вторых, этому мешают США. Американцы видят в Китае своего главного соперника на мировой арене, а потому не хотят усиливать КНР включением в её состав Тайваня с его развитой экономикой и лидирующими позициями на мировом рынке микрочипов). Наличие конфликтной ситуации, заставляет власти Китая и Тайваня искать пути выхода из конфликта, предлагать способы его урегулирования. Например, китайское руководство предлагает Тайваню модель присоединения по принципу «одна страна две системы», присохранение автономии острова.
Задание 4.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ | КОНФЛИКТ ЦЕННОСТЕЙ | КОНФЛИКТ ИДЕНТИЧНОСТИ |
1,2,4,5,8,10,13 | 3,6,7, 8,10,11,13 | 9,12,13 |
Учащиеся, группируя международные конфликты по типам противоречий приходят к выводу, что в некоторых могут присутствовать 2 или даже 3 типа противоречий. Например, сирийский конфликт, войну в Ираке можно считать и конфликтом интересов и конфликт ценностей, арабо – израильское противостояние включает в себя все 3 типа конфликтов.
Задание 5.
1 модель - «гегемонистская»– «соизмеряет поведение сторон с установками «центра силы» и ориентирована на использование насилия или угрозы насилия, а в стратегии решения склонна к игре с «нулевой суммой», в которой выигрыш одной стороны равен проигрышу другой» - в конфликте выигрывает одна сторона, интересы другой подавляются или не учитываются (Первая арабо – израильская война, Шестидневная война, война в ираке 2003 – 2011 гг)..
2 модель – «статусная» – «соизмеряет поведение конфликтующих сторон с физическими действиями, необходимыми для поддержания или восстановления баланса сил; процессуально расширяет конфликтное поле до включения в него предмета спора, вызвавшего конфликт, а в стратегии решения склонна к урегулированию на основе паритета или правовых норм» - стороны идут на взаимные уступки, однако причина конфликта окончательно не устраняется (война Судного дня, Вьетнамская война, Афганские войны)
3 модель – «ролевая» - «структурно соразмеряет физическое поведение с необходимостью как достижения своих целей, так и воздействия на цели другой стороны, процессуально расширяет поле до включения в него всей конфликтной ситуации, предшествовавшей обращению к физическим действиям, а в стратегии решения склонна к разрешению или даже урегулированию конфликта» - устранение причины конфликта, его решение (Карибский кризис).
Опасность разрешения конфликта без сохранения баланса интересов: В случае, если подобного баланса достичь не удается, мало того, интересы одной из сторон вследствие военного поражения подавлены, то конфликт переходит в латентную форму, которая в любой момент может при соответствующих условиях снова возродить конфликт.
Задание 6.
Старшеклассники высказывают собственную точку зрения, приводя аргументы в её подтверждение. Например, соглашаясь с позицией С. Хантингтона, рассуждают о том, что в современном мире международные конфликту не только не закончились, но в последние 2 – 3 десятилетия разгорелись с новой силой. В качестве примеров можно привести войны на ближнем Востоке, конфликт России и Украины.
Домашева Татьяна Васильевна