Урок-практикум по истории на тему «Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX-XX вв.»
Урок истории в 9 классе МБОУ ООШ №5 пос. ЦЭС
Учитель: Кучеренко Е.А.
/data/files/s1573545821.pptx (Презентация к уроку)
Урок № 1 в разделе VI «Обострение противоречий на международной арене в конце XIX – начале XX в и Первая мировая война 1914 – 1918 годах».
(учебно-методический комплекс «Русское слово»)
Тип урока: практикум с элементами ролевой игры
Тема урока: «Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX – XX веков».
Цель: формирование у учащихся представления об основных противоречиях между великими европейскими державами к концу XIX – началу XX вв. и нарастании международной напряжённости накануне первой мировой войны.
Задачи:
Образовательные:
- охарактеризовать основные противоречия между ведущими европейскими
державами;
- охарактеризовать внешнюю политику ведущих стран мира;
- выявить сходные стремления, которые лежали в основе их внешней политики;
- проследить процесс формирования военно-политических блоков в Европе.
Развивающие:
- продолжить формирование навыков работы с различными источниками информации:
текстом учебника, мультимедийной презентацией, историческими документами,
историко-географическим практикумом;
- продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи
между событиями, соотносить знания с исторической эпохой;
- способствовать активизации познавательной деятельности учащихся.
Воспитательные:
- развитие коммуникативных навыков учащихся через работу в микрогруппах;
- формирование способности к реализации творческого потенциала в
учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- осознают губительность войн и ценность мира для всех поколений; выбирают целевые и смысловые установки своей деятельности. Способность творчески переосмысливать учебную информацию. Уважительное отношение к чужому мнению.
Предметные УУД:
- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
- научатся отбирать важную информацию для составления таблицы, выполнения практикума;
- получат возможность дать прогноз «на будущие десятилетия»;
Метапредметные УУД:
Познавательные: определят новые понятия, соотнесут основные направления внешней политики стран с назревающей угрозой миру; оценят последствия неразрешимых противоречий; Составят характеристику объекта по заданным параметрам, выделять общее и особенное, устанавливать причинно-
следственные связи
Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность в соответствии с целью и задачами урока, прогнозировать и представлять результаты своей работы; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, грамотно представлять конкретное содержание в устной и письменной форме
Основные понятия и термины: военно-политический союз, милитаризм, гонка вооружений.
Образовательные технологии: технология развития критического мышления средствами чтения и письма, игровая технология, ИКТ – технология
Ресурсы (оснащение):
- Мультимедийный комплекс.
- Мультимедийная презентация, подготовленная учителем и учениками.
- Карта «Территориально – политический раздел мира с 1871 года по 1914 год».
- Раздаточный материал:
- рабочие листы: игра «Крестики-нолики», таблица
- практикум
- лист для рефлексии.
Литература для учителя:
1.Коваль Т.В. Всеобщая история XX век. Конспекты уроков для учителя истории. «Владос-пресс», стр 22
2.История. Всё для учителя! Научно-методический журнал. №30 2014 год
3.Преподавание истории в школе. Журнал №9 2013 год стр. 66
Опережающее задание: Заранее объявляется, что класс представляет сообщество 8 ведущих держав мира в начале XX века. Это США, Великобритания, Франция, Россия, Германия, Австро-Венгрия, Италия и Япония. Таким образом, в игре участвуют 8 микрогрупп. Дано задание: нарисовать флаг своего государства, сказать, кто являлся главой государства в начале XX века, какова структура вооружённых сил, и какую политику по отношению к вооружённым силам проводит данное государство.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Игровой момент «Крестики-нолики» - блиц-опрос (Приложение 1). слайд 1.
1 |
2 |
3
|
4 |
5 |
6
|
7 |
8 |
9
|
Х – согласен с утверждением учителя
О – не согласен с утверждением учителя
1.Экспансия – это расширение территории стран за счёт захвата чужих территорий(да)
2.Китай был самой богатой колонией Великобритании (нет)
3.В начале XX века начался раздел мира на колонии и сферы влияния между ведущими державами (нет)
4.Апеннинский полуостров в конце XIX века получил название «порохового погреба» Европы (нет)
5.Метрополия – это государство, владеющее колониями (да)
6.Османская империя входила в состав ведущих держав к началу XX века (нет)
7.Коалиция – это союз государств, созданный для достижения определённой цели (да)
8.Контрибуция – это насильственное присоединение территории другого государства (нет)
9.Балканский полуостров находился в центре внимания политиков России и Австро-Венгрии (да)
Учитель: Кто победил – крестики или нолики?
Самопроверка – слайд 2 (на слайде презентации правильный ответ).
III. Мотивационно - целевой этап (слайд 3).
Учитель: 1914 год – что вы знаете об этой дате?
Ученик: Началась первая мировая война (слайд 4)
Учитель: Что такое война?
Ученики: Это вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства, это конфликт (дают разные варианты ответа).
Учитель: Почему начинаются войны?
Ученик: У государств появляются взаимные претензии друг к другу.
Учитель: Для достижения своих целей государства часто объединяются друг с другом. Приведите примеры таких коалиций.
Ученики: Антифранцузские коалиции, Священный союз.
Учитель: к изучению хода военных действий мы приступим с вами на следующем уроке. Но что нам нужно знать, прежде чем начать изучение первой мировой войны?
Ученики: Соперников в войне, их устремления и интересы.
Учитель: Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока (ученики озвучивают свои версии). Итак, тема нашего урока «Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX – XX вв. слайд 5
Какие цели мы поставим перед собой? На какие вопросы мы должны будем ответить в течение урока? (ученики определяют цели урока)
Введение в новый материал.
Учитель: Во второй половине XIX века европейские государства участвовали в разных войнах. Назовите известные вам военные столкновения второй половины XIX века.
Ученики: франко-прусская война 1870-1871 гг.
Крымская война 1853-1856 гг.
Опиумные войны в Китае 1840-1842 гг, 1856-1860 гг.
Испано-американская война 1898 г.
Англо-бурская война 1899-1902 гг. и др.
Работа по теме урока.
1.Внешняя политика ведущих стран мира.
Учитель: В начале XX века сохранялись претензии европейских государств друг к другу. Также к борьбе за сферы влияния присоединились США и Япония. Сегодня я предлагаю Вам побывать в роли великих европейских держав, для этого вы разделились на 8 микрогрупп.
(микрогруппы по странам: США, Великобритания, Франция, Россия, Австро-Венгрия, Италия, Япония, Германия).
I этап ролевой игры: Презентация государства. Представители групп показывают территорию своего государства на карте, демонстрируют флаг государства, называют главу государства, дают краткую характеристику вооружённых сил государства (слайды 6 – 13)
II этап ролевой игры: Каждая группа работает с текстом параграфа – стр191-194 и рабочим листом.
Учитель: В течение 5 минут государства должны подготовить отчёт о своей внешней политике, заполнив соответствующие их странам графы игрового поля. Затем микрогруппы озвучивают свои отчёты. (слайд 14)
Учитель: как вы понимаете вывод автора учебника о том, что в основе политики ведущих стран в начале XX века лежали сходные стремления, но национальные особенности накладывали на неё свой отпечаток.
- Так какие сходные стремления лежали в основе политики ведущих стран мира?
Ученики: 1.стремления к завоеванию новых рынков сбыта товаров.
2.к поиску сфер вложения капиталов
3. к открытию новых источников дешёвой аграрной и сырьевой
продукции.
2.Обострение противоречий между ведущими державами.
Учитель: Важнейшей причиной роста напряжённости в мире было обострение конкуренции на мировых рынках. В 1857 году разразился первый общемировой промышленный кризис, а затем кризисы стали повторяться регулярно. Большое значение для стабильного развития приобретал поиск новых рынков сбыта продукции за рубежом и вывоз капитала. Обратимся к таблице – слайд 15.
(ученики анализируют данные таблицы и отвечают на вопросы)
- Какие страны развивались наиболее динамично в начале XX века? (США, Германия)
- В каких странах темпы экономического развития замедлились? (Франция, Великобритания).
- У каких стран были обширные колониальные империи, а какие страны ими не обладали? (Франция и Великобритания; США и Германия).
Учитель: Итак, в начале XX века выявилось несоответствие между экономическими потенциалами индустриальных стран и распределением колоний и сфер влияния между ними. В этих условиях возрастающую популярность обретала идея передела уже поделённого мира.
3. Образование военно-политических союзов в Европе.
Учитель: (слайд 16) Участившиеся конфликты между великими державами в разных частях света вызывали озабоченность не только в общественном мнении, но и у самих политиков. В 1899 году в Гааге по инициативе России была проведена конференция мира с участием представителей 26 государств. Во второй конференции в 1907 году в Гааге участвовали уже 44 страны. На этих встречах были приняты конвенции (соглашения), которые содержали рекомендации о мирном урегулировании международных споров, ограничении жестоких форм ведения войны, сокращении военных расходов, гуманном отношении к пленным.
Обсуждение общих проблем сохранения мира не мешало ведущим европейским державам заниматься совсем другими вопросами – как обеспечить достижение собственных, не всегда мирных внешнеполитических целей. В одиночку делать это было всё труднее, поэтому каждая страна искала союзников.
Учитель: Я предлагаю вам найти своих союзников (если они существуют) и объединиться с ними.
Учитель: Теперь с помощью текста учебника определите, насколько правильными были ваши предположения.
Задание: прочитать пункт 3 стр. 196-197 и составить схему (слайды 17-18)
Военно-политические союзы в Европе
Союз Центральных держа Антанта (1904 – 1907 гг)
Германия, Австро-Венгрия, Италия Россия, Великобритания, Франция
4.Выполнение заданий практикума (слайд 20)
Подведение итогов урока.
Учитель: Давайте вспомним, на какие вопросы мы должны были ответить в течение урока? Все ли ответы мы получили?
- Почему Европа в начале XX века оказалась перед угрозой мировой войны?(слайд 19)
Ученик: Противники-соперники стремились доминировать друг над другом и не хотели идти на уступки.
Учитель: Действительно, через семь лет после оформления военных блоков начнётся Первая мировая война, в которой примут участие 38 государств.
Домашнее задание: параграф 23, задания практикума
Рефлексия
Ученики заполняют лист самооценки. (Приложение 4)
Учитель: Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать ещё лучше – поаплодировали себе.
Приложение 1.
Лист ответов: Ф.И. ____________________________________
Крестики – нолики.
Х – согласен, 0 – не согласен.
1. |
2. |
3.
|
4. |
5. |
6.
|
7. |
8. |
9. |
Приложение 3.
Военно-политические союзы в Европе
Название |
|
|
Год создания |
|
|
Страны |
|
|
Приложение 4.
Лист самооценки___________________________________________
На уроке я работал |
активно пассивно |
Своей работой на уроке я |
доволен недоволен |
Урок показался мне |
коротким долгим |
За урок я |
не устал устал |
Моё настроение стало |
лучше хуже |
Материал урока для меня был |
понятен непонятен
интересен скучен
полезен бесполезен |
Приложение 2.
Таблица
Внешняя политика ведущих держав в начале XX века.
Государства |
Цели внешней политики |
Сильные и слабые стороны |
Противники |
Великобритания |
|
|
|
Германия |
|
|
|
Франция
|
|
|
|
Россия |
|
|
|
Италия
|
|
|
|
Австро-Венгрия |
|
|
|
Япония |
|
|
|
США |
|
|
|
Историко-географический тренинг
Военные блоки в конце XIX – начале XX века
1.Определите, противоречия между какими странами обозначены на карте буквами. Какие это были противоречия? Заполните таблицу.
Противоречия в начале XX века |
Буквы на карте |
|||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
Страны |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
Борьба за влияние в Османской империи |
|
|
|
|
|
|
Борьба за влияние на Балканах |
|
|
|
|
|
|
Борьба за колонии в Африке |
|
|
|
|
|
|
Борьба за сферы влияния на Среднем Востоке (Иран, Афганистан) |
|
|
|
|
|
|
Борьба за Эльзас и Восточную Лотарингию |
|
|
|
|
|
|
Стремление к господству на морях |
|
|
|
|
|
|
Торгово-экономические противоречия. |
|
|
|
|
|
|
2.Определите, какими цифрами обозначены на карте договоры и соглашения, отрывки из которых приведены ниже.
А. «В случае если одно из обоих правительств увидело бы себя вынужденным в силу обстоятельств изменить свою политику в отношении Египта или Марокко, обязательства, которые они взаимно взяли на себя…, останутся в силе»
Б. «Высокие договаривающиеся стороны, в целях обеспечения совершенной безопасности на обоюдных границах Средней Азии и поддержания в этих областях прочного и продолжительного мира, заключили следующую конвенцию. Ст. 1 Правительство его британского величества объявляет, что оно не имеет намерения изменять политическое положение Афганистана… Со своей стороны российское императорское правительство объявляет, что оно признаёт Афганистан находящимся вне сферы русского влияния».
В. «Их величества…, воодушевлённые желанием увеличить гарантии всеобщего мира, укрепить монархический принцип и обеспечить тем самым сохранение в неприкосновенности общественного и политического строя в их государствах, условились заключить договор, который благодаря своей существенно охранительной и оборонительной природе имеет только целью обеспечить их от угроз, которые могли бы создаться для безопасности их государств и спокойствия Европы».
Г. «Если Франция подвергнется нападению со стороны Германии или Италии, поддержанной Германией, Россия употребит все войска, какими она может располагать, для нападения на Германию. Если Россия подвергнется нападению Германии или Австрии, поддержанной Германией, Франция употребит все войска, какими может располагать, для нападения на Германию».
Ответ: А - Б - В - Г -
3. Определите, какие страны обозначены на схеме цифрами (расположение прямоугольников с цифрами примерно соответствует положению стран на карте Европы). Закрасьте одним цветом страны Антанты, а другим – союза Центральных держав.
4.Выберите противоречия между Германией и Россией.
а) Борьба за влияние на балканские государства
б) Высокие таможенные пошлины на продукцию друг друга
в) Идеологические разногласия
г) Недовольство России ростом германского влияния в Османской империи
д) Ограничения на германские капиталовложения в экономику России
е) Соперничество на Дальнем Востоке.
Ответ:____________________
5.Политическая загадка:
Одна из газет так характеризовала державы – противницы своей страны в Первой мировой войне. Первая – «представительница самого крайнего абсолютизма». Вторая – «мать революции и гильотины». Третья – «самое старое на свете конституционное государство», связанное со страной автора статьи «узами крови».
Газета какой страны и какие державы описывала таким образом?
Марианна
Марианна