12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алигаджиева Рашидат Абасовна54
Россия, Дагестан респ., Хасавюрт

                           Внеурочное занятие

для обучающихся 8-9 классов по теме

«Блокадный Ленинград»

Цели:

1) познакомить учащихся  с подвигом жителей блокадного Ленинграда;

Задачи:

1) развивать память, устную речь школьников;

2) Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью поэтической литературы.

Формирующие ценности: историческая память и преемственность поколений, любовь к Родине, формирование патриотических чувств на ярких примерах героизма из жизни своих сверстников в годы войны.


Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, занятие предполагает также использование видеоролика, анализ информации, ответы на вопросы, работа в парах, театрализованное представление.


Комплект материалов:

сценарий

видеоролик

- карточки для групповой работы

Структура занятия.

Часть 1. Мотивационная.

Вступительное слово учителя, беседа с обучающимися.

Часть 2. Основная.

Просмотр видеоролика.

Сценка «Дети блокадного Ленинграда» .

Часть 3. Заключение.

Работа в парах.

Подведение итогов занятия.


Сценарий занятия

Часть 1. Мотивационная.

Вступительная беседа.

Учитель: Девчонка руки протянула
и головой – на край стола,
Сначала думали – уснула,
А оказалось – умерла.

Её из школы на носилках
домой ребята понесли.
В ресницах у подруг – слезинки,
То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что: «Снова,
Уроки – после похорон».


Ребята, сегодня я расскажу вам о страшных событиях осажденного Ленинграда, где произошла самая страшная трагедия в ходе Великой Отечественной войны.

Стоит над Невой город… Большой, красивый и величественный город – герой

Ленинград

Прошло уже более 80 лет, но чем дальше эти события в истории нашей страны, тем больше ответственности у нынешнего поколения. Мы не имеем права предать забвению все жертвы нашего многострадального народа, мы обязаны помнить о трудностях и ужасах войны, которые пережили наши предки, а также мы должны жить с чувством благодарности за подвиги, которые вершились как на фронте, так и в тылу. Поэтому, в нашем, новом тысячелетии, нам нужно знать и помнить, что пережили, через что прошли и как смогли выжить наши соотечественники.

Страшные события в истории нашей страны начались ранним июньским утром. Советские войска не были готовы к вероломному нападению, жестокому давлению со стороны фашистской Германии, поэтому им пришлось отступить, понеся огромные потери. Они отступали, оставляя позади себя города, деревни, поселки...
У каждого города есть своё имя, своё лицо, своя судьба, своя история.

Окруженный со всех сторон Ленинград пытался выжить – просто выжить, физически, почти без еды, без электричества, порой без тепла в самый лютый мороз, под постоянными обстрелами мирных жителей.

Ученик: В зное заводы ,дома, вокзал

Пыль на речном берегу

Голос Отчизны ему сказал:

«Город не сдай врагу»

Блокада  Ленинграда началась 8 сентября в 1941 году. За четыре года до Победы. Закончилась 27 января в 1944 году. Блокада длилась 872 голодных дня, каждый из которых мог стать для жителя города последним.

Часть 2. Основная.

Ученик: Сколько это: осьмушка хлеба?
Если в граммах, то 125.

Только тот, кто на той войне не был, 
Вкуса хлеба не сможет понять.
Вы представьте, как детские руки
прижимают кусочек к губам.
Ничего не могло быть вкуснее,
Тех единственных крохотных грамм.


Учитель: Сто двадцать пять граммов хлеба – дневная норма святого черного блокадного хлеба.

 Это много или мало?(Можно на весах взвесить и раздать детям хлеб(125 гр)

(Ответы обучающихся.)

Учитель: А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь. Хлеб был единственным питанием. Сегодня мы с вами попробуем прочувствовать и понять жителей осажденного города. Девочки подготовили сценку, давайте их послушаем.


Театрализация «Дети блокадного Ленинграда»

(Две девочки сидят за столом рисуют ) Ай, как кушать хочется (держит живот младшая)

1Ученица: Потерпи, скоро мама придет, она за пайком пошла.

2Ученица: Ну, давай хоть водички попьем, есть больше нечего.

1Ученица: А ты представь себе, что мы пьем наш любимый сок, сидим на кухне с мамой и папой, помнишь вместе пили гранатовый сок.(пьют воду)

1Ученица: Какой вкусный у меня сок

2Ученица: А у меня еще вкуснее

1Ученица: Что ты рисуешь?

2Ученица: Хлебушек с хрустящей корочкой

1Ученица: Я тоже хочу хлебушек. Но больше всего я хочу, чтоб все было как раньше. Так и будет, мы победим. И мама, и папа, все будем вместе.

Ученица: Я знаю блокада - это «кольцо»

Мой город горит в «кольце»

Огонь озаряет мое лицо

И ужас на моем лице!

Здесь дети, и взрослые, и старики…

Еды и питья здесь нет!

Здесь воду берут из Невской реки…

Здесь под запретом свет!

2Ученица: Мой город - не сдаться! Не погибнет от бед

Он доживет до Победной весны!

Я - девочка Катя, мне 8 лет…

И я не хочу войны!

Учитель: Как вы думаете, что придавало силы выжить взрослым и детям блокадного Ленинграда?

(Ответы обучающихся )

Учитель: Готовность каждого быть вместе со своей страной в минуты радости и горя – это как раз то, что помогло выстоять нашему великому народу в тяжелые военные годы.

1. Дети вашего возраста вставали к заводским станкам, делали детали для пулеметов, автоматов. 

2. Школьники  приходили в госпиталь к раненным. Они убирали в палатах, кормили тяжело раненных.  Пели им  песни, читали стихи, писали письма под диктовку. Заготавливали для госпиталя дрова. 

3. Работали в поле, которое было прямо на улицах города. Сеяли семена, ухаживали за ростками, а затем собирали урожай 

Дети работали и учились под взрывы бомб. Голодные дети сидели в холодных классах, мел падал из застывших рук, но дети не сдавались. Дети учились читать и писать. Так как в городе не было бумаги – дети писали на газетах между строк. У детей единственная радость-это суп. Им заканчивался учебный день. Готовили его из столярного клея.

Нас немцы называют: «мёртвый город».
Но где, когда был мёртвым нужен стих?
А здесь сквозь грохот бомб и лютый холод –
Он, славя павших, жить зовёт живых.

  За 900 дней блокады заводы Ленинграда дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, работали днем и ночью, и взрослые, и дети, такие же как вы подростки.

Блокада продемонстрировала не только чудеса мужества, стойкости, героизма. Блокада показала чудеса человеческого духа. Потому что люди не только работали, выживали — они творили, создавая прекрасное, и сохраняли для потомков величайшие ценности культуры, сокровища мирового искусства.

Учитель: Вы только представьте себе: холодную комнату ,одетых в старую изношенную одежду людей ,которые умирали от голода, что еще тяжелее видели, как умирают их сестры, братья и родители.

Ученица: Я - ленинградская школьница Таня Савичева. Я очень люблю петь. Всегда пела. Мне хотелось декламировать стихи, но я спотыкалась на словах: споткнешься, а все думают, что ты забыла нужное слово. Я  пела потому, что когда поешь, не заикаешься. Мне нельзя заикаться, я собираюсь стать учительницей

Учитель: Дневник 11-летней школьницы Тани Савичевой стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны. Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни ее родных. Всего девять страниц, на которых Таня немногословно сообщает о гибели близких людей, стали настоящей летописью смерти. Дневник Тани Савичевой был предъявлен на Нюрнбергском процессе в качестве доказательства преступлений фашизма. Девочка пережила блокаду, но так и не узнала о долгожданной Победе 9 мая 1945 г.


Просмотр видеоролика «Дневник Тани Савичевой»

Учитель: Дневник Тани Савичевой, который вскоре увидел весь мир, нашла ее сестра Нина, а ее знакомый из Эрмитажа представил эти записи на выставке «Героическая оборона Ленинграда» в 1946 г. Сегодня они хранятся в Музее истории Санкт-Петербурга, а копии разошлись по всему миру. Рядом с могилой Тани Савичевой – стена с барельефом и страничками из ее дневника. Эти же записи вырезаны на камне рядом с памятником «Цветок жизни» под Санкт-Петербургом.

Учитель: Ребята, что поразило вас больше всего из записей одиннадцатилетней девочки? Как вы думаете можно ли Таню назвать смелой девочкой?

(Ответы обучающихся)

Учитель: Таня Савичева не стреляла в фашистов и не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в самое трудное время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени.

Мы должны помнить не только о героях войны, но и о многочисленных жертвах, одной из которых была Таня Савичева. Величие этого ребенка в том, что, когда её самые близкие люди падали от голода и умирали, она находила в себе мужество оставлять свидетельства. Для себя она это делала? Полагаю, что нет. Она хотела оставить какой-то след, память для ровесников.

Учитель: Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.

21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни». 

«Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

Блокада Ленинграда была снята 27 января 1944 года. До сих пор с болью в сердце вспоминают о том страшном времени те, кто смог пережить этот ужас.

Мужество, стойкость, преданность советского народа помогло выстоять и победить врага.

Часть 3. Заключение. Работа в парах.

Учитель: Сейчас я вам раздам карточки с вопросами ,на двоих одна карточка, дается несколько вариантов ответа ,а вы быстренько подчеркиваете ответ ,а я потом проверю, кто наберет больше баллов и соответственно победители получат призы .

1)Когда началась ВОВ?

(1812 г ,1941г)

2) По льду этого озера проходила «Дорога жизни», которую проложили для снабжения продовольствием ленинградцев

(Ладожское, Онежское )

3)Назовите город-герой, который ни разу за всю историю своего существования не был захвачен вражескими войсками.
 (г. Ленинград, г. Москва )

4)Сколько дней продолжалась героическая оборона Ленинграда?
(728 дней, около 900 дней)

5) Какие города после войны 1941-1945 гг. получили почетное звание «Город-герой»?
( Москва, Сталинград, Ленинград, Одесса, Севастополь, Керчь, Минск, Тула, Калининград)


Рефлексия
Какие чувства у вас вызвала наша беседа? Что вам больше всего запомнилось? (ответы обучающихся)

Учитель: Блокада. Далеко как это слово
от наших с вами мирных дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных, умирающих детей.

Как опустели целые кварталы,
И как трамваи вмёрзли на пути,
И матерей, которые не в силах.
Своих детей на кладбище везти.

Я прошу вас дома нарисовать рисунок, посвященный памятным дням блокады Ленинграда.





Использованная литература

1.Алес Адамович «Блокадная книга»

2.Детская книга войны.Дневники1941-1945

3.Юрий Воронов «Долгое эхо» - сборник стихов

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.