Внеурочное занятие для обучающихся 5–7 классов по теме «Прорыв блокады Ленинграда»
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5–7 классов
по теме «ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»
Цель занятия: формирование гражданско-патриотических ценностей через знакомство с примерами стойкости и героизма жителей блокадного Ленинграда, воспитание уважения к героическим страницам истории России и исторической памяти о подвигах наших предков. Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&range Size=1).
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа с использованием мультимедийных материалов (видеоролик, презентация), анализ текстовой и визуальной информации.
Комплект материалов:
– сценарий,
– методические рекомендации,
– видеоролики,
– презентации
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная: введение в тему.
Звучит Ленинградская симфония 7 Д.Шостаковича, видеоряд https://yandex.ru/video/preview/10801658345204065502
Монумент героическим защитникам Ленинграда
Вед. 1
Тихо: слышите: словно где-то
Бьётся сердце нашей Планеты:
Это, власть утверждая над всеми,
По Планете шагает Время.
Вед. 2
Тихо: Слышите?
Это не грозы, это жизнь ускоряет бег.
И по рельсам, взметнувшись к звёздам,
Громыхает наш новый век!
Вед. 1
И вдруг: постой не греми!
Видишь алый гранит и пламя.
Задержись: Удели мне миг.
Это я говорю тебе, Память.
Вед. 2
Ну, постой, взгляни, обелиск,
Имена прочитай и даты,
Это здесь бои пронеслись,
Бушевала война когда-то.
Вед. 1
Здесь когда-то за строем строй,
Прошагали года - солдаты:
Сорок первый, сорок второй,
Сорок третий, четвёртый, пятый:
Вед. 2
Знаю - к звёздам несёшься ты,
Знаю - землю делаешь краше.
Только к этому камню опустись с высоты,
Задержись, поклонись, положи цветы:
Самый скромный букет ромашек.
И у Вечности миг заняв,
Здесь, у камня, в траве примятой,
Перед памятью шапку снял
Оглушительный век двадцатый.
Вед. 3
На реке Нева расположился город – герой, город – солдат, город-труженик.Как назвался город на протяжении своего существования? (Дети отвечают: Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград)\
- А как город называется сегодня?
- История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Одной из таких эпопей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была оборона осажденного Ленинграда в годы Вов, 900 дней и ночей, будучи в блокаде, защитники и жители города отражали натиск превосходящих сил немецко-фашистских войск. И в нашем XXI веке необходимо знать и помнить, о том, что выдержали жители Ленинграда, чья стойкость и мужество позволили городу выжить, не сдаться врагам.
Часть 2. Основная.
Ведущий 1: Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу. Их противниками были смерть и ее союзники: голод, жажда, холод, тьма… блокада.
- Вот выдержка из секретной документации немецкого военно-морского штаба от 22 июня 1941 года.
«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей» Фашистские войска охватили 200-км кольцом осады непокорной город. Началась блокада.
Просмотр фильма (1 мин) Минуты Победы. «Блокада Ленинграда» https://youtu.be/zwM2gVY9qes
Вед 2: Ребята, посмотрите, на этот кусочек хлеба, весом в 125 грамм. Это паек Ленинградцу на один день.
Справка : Блокадный хлеб стал на вес золота. Получить его можно было по продуктовым талонам, которые вели 18 июля 1941 года.Они выдавались на продукты и промтовары, чтобы избежать роста цен в городах СССР. На них была указана дневная норма продуктов. Всё население было разделено на 4 категории. К первой относились рабочие инженерно-технической сферы, занятые на тяжелом производстве, их норма была – 800 граммов хлеба в сутки. Во вторую группу входили служащие с нормой 600 граммов. Третью и четвертую категории составляли иждивенцы и дети до 12 лет, они получали 400 граммов хлеба. С начала июля нормы хлеба снижались пять раз. Самым тяжелым в истории блокады считается период с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. Количество получаемого хлеба дошло до трагической отметки в 125 граммов для служащих, иждивенцев и детей. Не имея никаких продовольственных запасов, многие были обречены на голодную смерть.
Просмотр фильма (4 мин) К 80-годовщине установления минимальной нормы хлеба в блокадном Ленинграде https://youtu.be/ZhHQpdOCS5E
Вед 1: Наконец Ладожское озеро перемерзло. 22 ноября 1941 года по Ладоге возобновила действие Дорога жизни. 60 автомашин вышли в свой первый ледовый рейс.
Работа в группах с иллюстративным материалом. Пермь и Ленинград
Вед 2: Перед Вами фотографии и иллюстрации, рассмотрите их внимательно и выберите 2 в которых по вашему мнению отражены общие страниы истории двух городов -Перми и Ленинграда в годы войны.Объясните свой выбор.
Справка:Из г. Молотова было мобилизовано 104 тысячи призывников. Из них 22 тыс. погибли на фронтах войны, а 7 тыс. пропали без вести. Кроме них около 50 тыс. пермяков ушли на фронт добровольцами.В 1941-1942 гг. в г. Молотове и Молотовской области были сформированы 6 стрелковых дивизий, 2 мотострелковые бригады, 2 авиационных полка и 2 отдельных дивизиона бронепоездов.
Эвакогоспитали размещали в зданиях городских школ, Молотовского авиационного техникума, Молотовского педагогического института, Молотовского медицинского института, а также в корпусах городских больниц.
Несмотря на суровые условия работы репертуар театра постоянно обогащался новыми произведениями, публике были представлены балеты «Эсмеральда», «Лауренсия», «Жизель», сюита из «Щелкунчика». Всего Ленинградским театром в Молотове было поставлено более 1000 оперных и балетных спектаклей.
20 октября 1941 года к нам прибывает 20 тыс. детей из Ленинградской области и около 90 тыс. детей и взрослых из Ленинграда.
В декабре 1941 г. из Владимирской области был эвакуирован патефонный завод № 260. Эвакуированные сооружали цехи и жилье. В марте 1942 г. патефонный завод начал выпуск взрывателей для артиллерийских снарядов. Эвакуированный в г. Молотов Ленинградский электротехнический завод производил телефонные аппараты для фронта.
Завод № 172 имени Молотова в 1941 г. начал выпуск легкий орудий 45-го калибра. Всего завод выпустил за годы войны более 48 тыс. артиллерийских систем разных калибров (около 25% от всех производившихся в СССР).
В августе 1941 г. лесокомбинат «Красный Октябрь» получил задание наладить производство шестиместных аэросаней. Молотовский завод был одним из 6 предприятий СССР, где велось производство аэросаней. Всего завод «Красный Октябрь» подготовил 300 аэросаней. Пермские аэросани приняли участие в боях под Сталинградом
13 сентября эвакуированные ленинградцы открыли сезон на сцене Молотовского областного театра оперы и балета. Иван Сусанин
На истребителях ЛА-5, которыми управляли Иван Кожедуб и Алексей Маресьев, стояли пермские двигатели. Завод имени Сталина (нынче «Пермский моторный завод») в Великую отечественную стал одним из основных поставщиков авиадвигателей. Всего их было выпущено 30 тысяч.
Вера Панова за произведения «Спутники» и «Кружилиха» была удостоена Сталинских премий.
Вед 1: Петербург, Петроград, Ленинград — каждая эпоха жизни этого города оказала особое влияние на Пермь. Северная столица — наша тайная любовь. Само рождение Перми связано с именами людей, строивших империю Петра и город его имени. Многие традиции в области культуры, народного образования, промышленности областного центра складывались под воздействием непосредственного человеческого влияния, тесного общения пермяков и питерцев. Так уж случалось, что общение это становилось особенно тесным в годы войн: Первой мировой, гражданской, Великой Отечественной 1941–1945 годов.
Сообщение ученика
Подвиг пермяков в обороне и защите Ленинграда и его жителей нельзя переоценить, — прокомментировали в Санкт-Петербургском Доме национальностей. — В годы Великой Отечественной войны более 500 тысяч пермяков ушли на фронт, более 200 тысяч человек погибли в бою, десятки тысяч положили свои головы на подступах к блокадному городу, 113 уроженцев пермской земли удостоены высокого звания Герой Советского Союза.
Часть 3. Заключительная.
Вед 2: 27 января 1944 года в результате операции советских войск блокада была снята.
Священное место для каждого ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады. Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил. Горит вечный огонь.
Ведущий 1: Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Минута молчания, метроном
В заключение занятия учитель предлагает обучающимся совместно подвести итог состоявшегося разговора:
- Сегодня мы много говорили о героях Ленинграда, об их мужестве и самоотдаче. Как вы понимаете понятия патриотизм и мужество?
Дайте определения и приведите примеры (На доске написаны понятия)
- 641 тысяча жителей блокадного города погибли от голода. В новогоднем приказе Гитлер благодарил своих солдат «за создание невиданной в истории мира блокады» и уверял, что скоро Ленинград «как спелое яблоко упадет к нашим ногам». Но яблоня выстояла – яблоня жизни, яблоня героического народа. Российское правительство объявило 27 января Днем Воинской славы. Это день героизма и самоотдачи советского населения.
Российское правительство объявило 27 января Днем Воинской славы.
Итоговая рефлексия.
Прием «Написание эссе-«Для меня сегодняшний урок…».
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо на уроке после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. На уроках этот прием удобно использовать в плане итоговой рефлексии, когда была рассмотрена важная учебная тема или решена серьезная проблема, как вариант, когда на устную рефлексию в конце урока не хватает рабочего времени
Источники:
- Берггольц, О.Ф. Стихи и поэмы / Ольга Берггольц; худож. Г.А.В. Траугот. - Л.: Сов. писатель, 1979. - 463 с.: ил.
- Был город-фронт, была блокада...: Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокад. дней: Для ст. шк. возраста / Сост. Д. Колпакова и В. Суслов. - Л. : Детская литература, 1984. - 206 с. : ил.7
- https://www.permgaspi.ru/index.php?page=leningrad-perm-perm-leningrad/ фонд Пермского обкома (Ф.105), горкомов и райкомов Перми и области, коллекции архивных документов и фонде Пермского партийного архива (Ф.8055).
- https://www.permgaspi.ru/evac/child/ фотовыставка «Дети Ленинграда в Молотовской области».