Конспект занятия «Болота для жизни»
Муниципальное бюджетное учреждение
«Центр детского творчества «Приокский»
Городской Центр детского экологического образования
Конспект занятия
«Болота для жизни "
Мухина Анна Арсентьевна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Рязань 2021
Аннотация.
Занятие «Болота для жизни» разработано в рамках программы «Люби и знай сой край родной» для обучающихся 6 - 10 лет. В разработке представлен материал по такой проблемной теме, как значение болот для человека и природы, их влияние на окружающую среду. Затрагивается проблема мелиорации болот и ее последствия, а также влияние на животный и растительный мир болот. Занятие построено в форме беседы педагога и обучающихся, с использованием загадок, экспериментов что способствует лучшему восприятию материала, а также позволяет обучающимся принимать непосредственное участие в работе. На занятии использую презентацию или большой иллюстративный материал. Для закрепления и проверки знаний, полученных на занятии, используются игры.
Материал представляет интерес для педагогов дополнительного образования и учителей школ, воспитателей ДОУ.
Введение
Болота – это особая страна со своим уникальным микроклиматом, растительным и животным миром.
Болото – это территория с избыточным увлажнением и характерными влаголюбивыми видами растений и животных.
Кроме того, в болотах сосредоточены огромные запасы пресной воды, это «легкие нашей планеты».
Много болот пострадали в период мелиорации, последствия этого вмешательства в природу мы пожинаем до сих пор. В настоящее время многие ученые говорят о восстановлении болот, но этот процесс очень затратный. Подрастающее поколение должно знать и понимать, что любое вмешательство в природу несет за собой последствия, чаще всего негативные, и мелиорация болот выступает ярким тому примером. Каждая природная система является уникальным сочетанием микроклимата, почвенно-растительного покрова и животного мира.
Цель: формирование у учащихся представления о болотах, их роли в экологических взаимосвязях, о необходимости охраны болот.
Задачи:
Обучающая:
способствовать получению и обобщению знаний о болотах Рязанской области, их роли в природе и жизни человека, об уникальном растительном и животном мире этих территорий.
Развивающая:
способствовать формированию у обучающихся познавательного интереса к изучению роли болот в экосистемах планеты, способствовать развитию понимания необходимости охраны болот.
Воспитывающая:
способствовать развитию экологического мышления, бережного отношения к природе.
Занятие проводится в форме беседы, на протяжении всего занятия учащиеся активно задействованы в обучающем процессе, что повышает усвоение материала. Дискуссия «Болота – это проблема или благо» позволяет обучающимся высказывать свое мнение по проблеме, учит правильно говорить и выражать свои мысли. Контроль знаний и умений проводится в игровой и тестовой форме. Для усиления восприятия материала используется презентация к занятию, а так же наглядный материал по отдельным вопросам занятия.
Основная часть
1 Организационный момент
Педагог:
Сегодня на занятии мы разберем с вами одну очень интересную и, в то же время, непростую тему. О чём пойдет речь, вы догадаетесь, прослушав небольшой рассказ и ответив на мой вопрос.
«Топкое место, кочки, трясина, камышовые заросли, редкие кустарники. Когда-то на этом месте было небольшое озеро, которое не имело стока, берега его быстро поросли камышом, рогозом. Со дна поднимались кувшинки. Каждый год камыши и тростник разрастались, все больше выступали с берегов на воду, переплетались стеблями, закрывая воду, на стеблях селились мхи, они впитывали влагу и вода застаивалась. Прошло несколько десятков лет, и растения совсем захватили озеро и закрыли воду. С каждым годом заросли становились все гуще. И вот образовался толстый слой растительных остатков почти до самого дна. Может быть, речушка лесная текла не спеша и постепенно в низинах зарастала травами или ключ бил из земли и все вокруг пропитал водой. Вот так возникли на этих местах копилки воды …
Как называются эти копилки воды?»
(Ответы детей).
Педагог:
- Эти копилки воды называются болота. И речь на сегодняшнем занятии пойдет о болотах – особых типах пресноводных систем с избыточным увлажнением.
2 Игра «Ассоциации»
Каждый из обучающихся, в своих тетрадях записывают (или произносят) слова ассоциации со словом «болото». (Мухи, лягушки, стрекозы, лишайники, глина, болотные огни, жижа, пиявки, комары, грязь, мерзость, водяной, трясина, жабы, камыши, рогоз, ряска, мусор, леший).
3 Беседа «Значение болот»
Педагог:
- Ребята, давайте с вами выясним, а что же такое «болото»? Какое можно дать ему определение?
(Ответы детей)
Педагог:
- Болото – это территория с избыточным увлажнением, на которой сформировался определенный микроклимат, где растут растения влаголюбивые и животные.
Сейчас мы подключим к работе наше воображение. Я зачитаю вам стихи разных авторов о болотах, а вы попробуете представить эти места.
Э.Багрицкий
Мне хочется шагнуть через порог знакомый,
В звероподобные кусты….
И все болотное, ночное, колдовское,
Проклятое – все лезет на меня:
Кустом морошки, вкусом зверобоя,
Дымком ночлежного огня,
Мглой зыбунов, где не расслышишь шага.
А.Блок
Полюби эту вечность болот:
Никогда не иссякнет их мощь.
Этот злак, что сгорел – не умрет.
Этот куст – без нетления – тощ.
Эти ржавые кочки и пни,
Знают отдыхающий плен.
Неизменно пред вечны они,
Ты пред вечностью полон измен.
Педагог:
- И еще один отрывок из знаменитого произведения В. Короткевича «Дикая охота короля Стаха».
«И вдруг забегали где-то сзади синие болотные огни, и долетели оттуда звуки рогов и едва слышный стук копыт. А потом появились смутные тени всадников…»
Педагог:
- Какой образ болота складывается из этих произведений?
(Ответы детей)
Педагог:
- Несомненно, перед глазами предстает трясина, камыш, комары, гниль, гиблое место, по телу пробегает дрожь. Кажется, что нечто зловещее затаилось в этих местах. При этом в фольклоре их представляют неким жутким местом, где водятся водяные и прочая нечисть. Распространены и легенды о том, что за человеческие грехи в болото уходили церкви и города, и что если подойти к топи поближе, можно даже услышать приглушённый звон колоколов затонувших храмов.
Кроме того, некоторые писатели и поэты в своих произведениях восхваляют болота.
К примеру, Александр Блок, посвятивший им стихотворение «Полюби эту вечность болот…».
А теперь посмотрите на экран (или на распечатанные картины болот).
Педагог:
- Скажите, вызывают ли у вас фотографии этих болот какие-то негативные эмоции?
(Ответы детей)
Дискуссия «Болото для жизни. Болота - это проблема или благо?»
Педагог:
- Ребята, давайте подумаем, что хорошего и что плохого дают нам болота? Для этого предлагаю разделиться на две группы. Одна группа попробует доказать, что болота – это благо, а другая группа – опровергнуть это и доказать обратное.
(Ответ первой группы)
Педагог:
- И так, болота дают нам такое ценное лекарственное сырье, такое, как клюква, лекарственные травы. Болота - это среда обитания редких зверей и птиц, болота дают нам железную руду и торф, сапропели, болота – это «лёгкие планеты». Получается, что болота обеспечивают нас ценными лекарственными растениями, минералами, кислородом, а также они служат домом для птиц и зверей.
- А сейчас давайте послушаем, что же плохого в болотах?
(Ответ второй группы)
Педагог:
- Плохие дороги, топь, много комаров. Конечно, это все верно, но ведь болота существовали до прихода на них человека, на болотах сформировалась своя экосистема, болота – это в первую очередь – копилки воды и дом для животных. Давайте посмотрим видеоролик «Зачем человеку болота: простая арифметика».
Просмотр видеоролика «Зачем человеку болота?»
Педагог:
- Ребята, давайте сделаем вывод о значении болот для человека и природы в целом.
- Болота представляют собой огромные естественные резервуары пресной воды;
- грают большую роль в поддержании уровня рек;
- химического состава вод;
- формируют микроклимат и естественный процесс восстановления лесов. Болота являются источником лекарственного, кормового и пищевого растительного сырья, а также рудных ископаемых и некоторых видов ископаемого топлива. Кроме того, торф как удобрение ценится во всем мире. В непроходимых местах до сих пор сохраняются нетронутые участки дикой природы, там гнездятся водоплавающие птицы и обитает множество животных, жизнь которых тесно связана с водой. В то же время распространение болот сокращает площади пахотных земель и затрудняет строительство в проблемных регионах. В засушливые годы на торфяниках нередко возникают масштабные пожары, трудно поддающиеся ликвидации. Болота представляют собой труднодоступный и очень опасный объект маршрута. В болотах массово размножаются кровососущие насекомые, которые являются переносчиками опасных заболеваний.
Беседа «Интересные факты о болотах»
Педагог:
- Ребята, а сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми данными о болотах.
И так, сколько же болот в Рязанской области? ( )
Как болота обозначены на карте? (Ответы детей)
Педагог:
- А какая максимальная глубина болота, как вы думаете?
(Ответы детей)
Педагог:
- Максимальная глубина болота официально считается 5,71 м. В среднем наши болота по глубине колеблются от 1,5 до 3м. А какое болото самое большое в мире?
(Ответы детей)
Педагог:
- Васюганское болото считается самым большим в мире. Расположено оно в России. Посмотрите на экран. Так выглядит Васюганское болото с высоты.
Педагог:
- А как вы думаете, где в России расположены самые старые болота?
(Ответы детей)
Педагог:
- Самые древние болота Беларуси находятся в Полесье, их возраст составляет 11 тыс. лет. А самые молодые – в Витебской области.
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного посоревноваться. Попробуйте назвать как можно больше синонимов к слову «болото».
Учащиеся записывают, а потом называют синонимы:
Трясина, топь, грязь, топкое место, торфяник, чащоба, и т.д.
Педагог:
В разных местах болота называли так: дрыгва, багна, твань, медвежий угол.
Ребята, а еще болота часто называют «летописью природы». А как вы думаете, почему?
(Ответы детей)
Педагог:Включить звук
- Болото – это среда без доступа кислорода, поэтому все, что попадает в болото, как бы консервируется на долгое-долгое время. Все археологические находки с болот находятся в хорошем состоянии. Конечно, археологические раскопки на болотах специально проводятся очень редко, так как такие поиски очень дорого стоят. Чаще всего интересные вещи обнаруживаются при добыче полезных ископаемых. В торфяниках обнаруживаются не только какие-то вещи, но и пыльца и споры древних растений, останки древних животных, по которым можно восстановить картинку из прошлого этих мест.
- А сейчас давайте подумаем, что общего может быть у болот и гор?
(Ответы детей)
Педагог:
- Итак, и те и другие служат преградой, разделяют людей, территории. Еще из болотного торфа получают горный воск. Завод по получению горного воска расположен в Дукоре. А еще, ребята, многие болота Беларуси носят горные названия: Высокая Гора, Бугры, Лысая Гора.
.
«Происхождение и типы болот»
Педагог:
- Ребята, а сейчас давайте подумаем, как же образуются болота. Для этого давайте вспомним определение слова «болото».
Болотами называют избыточно увлажненные участки суши, где наблюдается выход грунтовых вод на поверхность без образования постоянного зеркала воды.
Стоит отметить, что не все переувлажненные территории называют болотом. К собственно болотам относят территории, где слой торфа достиг 30 см в толщину, остальные переувлажненные ландшафты называют заболоченными землями. По сути, болота представляют собой переходное звено между лугом и водоемом.
Педагог:
-А что же такое торф? Откуда взялся торф на болоте?
(Ответы детей)
Педагог:
- Остатки мхов, трав, стебельков и листочков разных растений из года в год отмирают, перегнивают в воде и ложатся друг на друга. Из них образовался торф. С виду торф – черная или темно-коричневая земля. Но если растереть комочек и рассмотреть в увеличительное стекло, то видны крохотные листики, травинки и другие остатки растений. Образуется торф только на болотах, там его давно добывают. Торф – хорошее топливо, это еще и лекарство, которое применяется в лечении различных заболеваний.
Педагог:
- Ребята, а сейчас мы выясним, как же образуются болота. Образование болот происходит по одному из трех механизмов:
1. Выхода неглубоко залегающих грунтовых вод. Это происходит так:
из-под земли выходят грунтовые воды, а уклона поверхности нет, тогда вода скапливается в одном месте.
2. Зарастания озер. Этот процесс вам всем хорошо знаком. На озерах появляется растительность, характерная для болот.
3. Переувлажнения почвы. Это происходит в местах близкого залегания подземных вод. Вода, поступающая на поверхность почвы, не может просачиваться под землю, так как там есть своя вода, влага остается на поверхности, и постепенно начинает меняться тип почвы и характер растительности.
Педагог:
- Скажите, а может ли река стать болотом?
(Ответы детей)
Педагог:
- Река, как и озеро, может заболачиваться. Наряду с появлением растительности, характерной для болот, зарастания берегов, происходит еще и пересыхание русла реки.
«Типы болот»
Педагог:
- В зависимости от особенностей процесса заболачивания болота подразделяют на низинные, верховые и переходные. Посмотрите на экран.
Педагог:
- Ребята, вы видите, что по своему строению эти болота полная противоположность друг другу. Скажите, по этим картинкам можно предположить, какие это болота и как были образованы эти болота?
Ответы учащихся
Педагог:
- Низинные болота образуются чаще всего там, где есть углубление в поверхности земли и близкое залегание грунтовых вод. Грунтовые воды выходят из-под земли, уклона на территории нет, они остаются в углублении. А вот верховые болота образуются чаще всего из-за переувлажнения почвы. Есть еще и третий тип болот – переходные, которые также называют смешанными болотами - это нечто среднее между низинным и верховым типом. Посмотрите на экран.
Педагог:
- Дело в том, что низинные болота, накапливая торф, могут со временем превращаться в верховые. Вот как раз в случае таких превращений и появляются переходные болота. Они обладают некоторыми свойствами сразу двух основных типов болот. Переходные болота представляют собой не сильно затопленные участки земной поверхности, на которых находятся различные типы растительности, от мхов до деревьев. И зависит состав растительности от конкретной местности. Однако можно сказать, что практически на всех болотах смешанного типа наблюдается угнетённое состояние растительности, которое выражается либо в не слишком сильной густоте травяного покрова, либо в чахлости растений, либо в уменьшении размеров растений. Последнее касается в первую очередь деревьев. Ярким примером служит березка.
У дерева, растущего на болотах тонкий, часто изогнутый ствол, редка крона.
Занятие № 2.
Тема: «Растителный и животный мир болот»
Цель:уточнить и закрепить представления у детей о растительном и животном мире болот.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить и систематизировать имеющиеся знания у детей о болотах и их обитателях;
- Продолжить формировать умения у детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжетные картинки, отвечать на вопросы в рамках заданной темы.
- Показать значимость болот.
Развивающие задачи.
- Развивать творческий потенциал у детей, коммуникативные навыки.
- Продолжить работу по развитию связной речи, обогащению и активизации словарного запаса;
- Продолжать развивать психологические процессы: логическое мышление, память, творческое воображение, внимание.
Воспитательные задачи.
- Закрепить понимание необходимости охраны болот;
- Способствовать развитию экологического мышления, бережного отношения к природе в целом.
Педагог:
- Болото – это чрезмерно увлаженная местность. Болота характеризуется не только большим количеством воды, но и уникальным растительным и животным миром.
Животный мир болот
Педагог:
- Давайте познакомимся с животным миром болот. Повышенная влажность обеспечивает привлекательные условия для жизни пресноводных животных, амфибий и пресмыкающихся. Водоросли и плотная растительность – настоящий рай для таких обитателей, как ракообразные, беспозвоночные, моллюски. Среди наиболее распространенных животных болот можно выделить следующих: обыкновенный уж – это неядовитый вид змей. Посмотрите на экран.
Сообщение ребенка.
- Уж достигает длины 1,5 м, часто находится в воде, выставив голову над поверхностью. Питается уж жабами и лягушками, иногда мелкой рыбой. Еще один представитель пресмыкающихся - гадюка обыкновенная – небольшая ядовитая змея.
- Укус гадюки не смертелен для человека, однако причиняет ощутимый дискомфорт. Обыкновенная гадюка обладает темно-серым, коричневым цветом, а вдоль туловища идет черная зигзагообразная полоса, оканчивающаяся на голове буквой икс. Яд гадюки смертелен для большинства мелких животных, которые составляют основу ее рациона.
Педагог:
- Рядом с болотами нередко обитают животные, которые поедают ужей и других змей - куницы, лисы, норки и барсуки.
Сообщения детей.
Куница.
Лиса.
Барсук.
Норка.
Эти млекопитающие строят убежища чаще всего в лесах, но на охоту заходят даже в болота.
Педагог:
- Ребята, бесконечно богат мир насекомых болот, самые интересные представители которого – стрекозы.
Они обитают в зарослях камышей, хвощей и тростника.
Сообщение ребенка о стрекозах.
Педагог:
- Болотный мир также славится большим разнообразием лягушек, жаб, тритонов и болотных черепах.
Сообщения детей:
Лягушка
Жаба
Тритон
Болотная черепаха
Педагог:
Выдры, ондатры – живут прямо на болотах и тут же строят свои убежища. Выдры – самые красивые животные болотистой местности.
Сообщения детей.
Выдра
Ондатры
Педагог.
Отдельно можно выделить и таких обитателей, как птицы. Встречаются здесь и хищные представители. Наиболее распространенные обитатели болот среди пернатых – это куропатки, совы, утки, кулики и серые журавли.
Сообщения детей
Куропатки
Совы, болотная сова.
Утки
Серые журавли.
Физкультминутка
Педагог:
- Ребята, сейчас мы отдохнем и разомнем наши ручки и ножки. Вставайте со своих мест и повторяйте все движения за мной:
На болоте 2 подружки, 2 зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ручками хлопали, ножками топали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Дружно приседали, ягоды считали.
Мы лягушек провожаем
И занятие продолжаем.
Растительный мир болот
Педагог:
- А сейчас давайте познакомимся с растительным миром болот. Растительность болот удивительна и многогранна. Здесь скрыты такие сокровища, которым могут «позавидовать» даже леса, например, различные полезные ягоды. А сколько здесь лекарственного разнотравья! На болотах растет сотни видов цветов, трав и других растений. Рассмотрим некоторые из них. Это – семейство осоковых трав (пушица, камыш, пухонос), а также ситниковые травы и злаки.
Посмотрите на экран. Вы уже знакомы с этими растениями.
Сообщения детей
- Кувшинки
Лилии
Педагог:
- На болотах тростник встречается преимущественно там, где в глубине торфа движется вода. В настоящее время листья и стебли этой травы используются для плетения аксессуаров бытового назначения, а раньше применялись для настила крыш.
Широко распространена на болотах и осока, с которой вы хорошо знакомы.
А это растение называется лекарственная валериана. Растет по берегам болот, а также на лесных опушках. Целебные свойства корней этого растения как успокоительное средство известны со времен Древнего Рима.
- Желтая кубышка – соседка кувшинки, сильно напоминает ее внешне. С древности кубышку используют в народной медицине как средство от кашля.
Педагог:
- Растет на болотах и много полезных ягод. Вы их все знаете.
Назовите их.
Педагог:
- Конечно, это клюква. Это полукустарник, стелющийся по земле. Разглядеть клюкву очень сложно – нужно наклоняться до самой земли. Нередко ягоду укрывает очень плотный или густой мох. В современных условиях болота иссушаются, там становится то слишком жарко, то слишком холодно. Это сильно влияет на урожай клюквы.
Следующая ягода – это морошка. Красные и оранжевые плоды встречаются в холодных регионах. В Беларуси ее можно встретить в Витебской области. Морошка содержит колоссальное количество полезных веществ.
Педагог:
- Голубика – ягода, которая встречается в заболоченных лесах и на болотах. Ее кустики достигают высоты в 70 см. Как и другие ягоды болот, голубика содержит очень много витаминов и уникальных ферментов, необходимых для здоровья человека.
Педагог:
- Ребята, давайте подведем итог. Животный и растительный мир болот разнообразен и удивляет своим великолепием. Этот необычный биоценоз, таящий угрозу в виде непроходимой трясины, дает людям удивительные дары – полезные растения и ягоды.
Закрепление материала
Педагог:
- Сейчас, как итог всему изученному на занятии, предлагаю к просмотру видеофильм «Белорусские болота». Посмотрите его внимательно и скажите, стоит ли отвоёвывать земли у болота? Правильно ли поступил человек, осушив болота? Много ли выгоды он получил?
Просмотр фильма и обсуждение
Педагог:
- Ребята, а сейчас давайте закрепим наши знания о болотах. Закрепление материала мы проведем в игровой форме.
Игра «Угадай животное»
Педагог:
- Ребята, давайте вспомним животный мир болот и сыграем в игру. Игра называется «Угадай животное»
Цель игры: закрепить знания о животных болот.
Условия: педагог зачитывает описание животного, проживающего на болоте или часто приходящего на болото за добычей. Учащиеся должны догадаться, о ком идет речь.
Приложение 1.
Учащиеся играют в игру
Игра «Определи растение»
Педагог:
- А сейчас давайте вспомним растения болот. Внимание на экран.
«Назови растение»
Игра «Определи растение»
Условия игры:
На экране изображены фотографии различных растений. Необходимо выбрать только те растения, которые растут на болоте.
Учащиеся ищут фото с растениями болот, выбирают.
Ответы учащихся
Педагог:
- И так, растения болот: голубика, камыш, пушица, росянка, осока и багульник болотный. Я не рассказала вам про росянку и багульник болотный. Предлагаю двум учащимся подготовить небольшие сообщения об этих растениях, а на следующем занятии рассказать всем.
Выбираются учащиеся для подготовки сообщений.
Тест «Болотный»
Педагог:
- А сейчас я раздам вам тестовые задания по теме «Болота». Вам необходимо найти правильный ответ и подчеркнуть его (приложение 2).
Педагог:
- Давайте вместе проверим тест.
Педагог зачитывает ответы, учащиеся проверяют.
Педагог:
- Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы.
Рефлексия
Педагог:
- Наше занятие заканчивается. Мы сегодня поработали очень продуктивно. И сейчас предлагаю вам еще раз поиграть. Попробуйте составить синквейн со словом «болото».
Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.
Цель: способствовать более глубокому осмыслению темы занятия.
Условия:
1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным, «болото»).
2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные).
3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия).
4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи).
5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.
Пример:
Болото
Жуткое, топкое
Гниющая местность
Местность, важная для планеты
Трясина
Учащиеся зачитывают полученные варианты синквейна.
Педагог:
- Молодцы! До свидания!
Заключение
Болота — это устойчивые экологические системы, но их устойчивость обеспечивается сложностью и значительным количеством входящих в них компонентов и взаимосвязей. Болота важны не только для живущих в них организмов: зверей и птиц, рыб и насекомых, растений, грибов и лишайников. Они играют первостепенную роль для тех, кто проводит лишь часть своей жизни на болотах.
На занятии ставилась цель рассмотреть не только, что такое «болото», но и как они образуются, какие существуют общепринятые классификации болот, каковы особенности растительного и животного мира болот, а так же поднимался вопрос охраны болот, оценка роли человека при воздействии на болота. Особое внимание было уделено вопросу осушения болот и проведения торфоразработок с позиции осознанного вмешательства человека в природу. На занятии учащиеся активно вовлекаются в беседу, делают выводы и выстраивают предположения. Это позитивно влияет на формирование мышления школьников, учит правильно формулировать мысли и не бояться высказывать свою точку зрения по проблемному вопросу. Беседа как форма организации учебного процесса не утомляет учащихся так, как монотонный рассказ учителя при изложении нового материала. Видеоматериал, предлагаемый на занятии, не только повышает усвоение материала, но и дает площадку для размышления. Наглядность повышается еще и за счет презентации к занятию. Контроль и закрепление знаний осуществляется с помощью игр, что вносит разнообразие в занятие, мотивирует учащихся проявлять знания по вопросу. Задание на дом в виде подготовки сообщений стимулирует учащихся к самообучению и более глубокому изучению вопроса, настраивает на дальнейшую поисково-исследовательскую деятельность. Например, изучение животного мира или растительности болот Слуцкого района.
Учащиеся в конце занятия должны не только знать, что такое болота, как они образовались, но и то, что любое вмешательство человека в природу не проходит бесследно, а несет тяжкие, порой необратимые последствия.
Приложение 1
Игра «Угадай животное»
Учащимся предлагаются карточки с описанием животных.
1. Это животное холоднокровное, на зиму засыпает. Его часто путают с ядовитыми змеями, но для человека оно не опасно. Отличить от змей его можно по двум желтым или желто-оранжевым пятнышкам на голове. (Уж)
2. Это животное стало персонажем многих народных сказок. На болото приходит поохотиться. Отличительная особенность – рыжая пушистая шубка и длинный хвост. (Лиса)
3. У этой попрыгушки
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Как её зовут? (Лягушка)
4. Это длинноногие крупные птицы серого цвета. Любят лакомиться лягушками, поэтому предпочитают селиться у воды, в заболоченной местности. (Серый журавль).
5. Эту водоплавающую птицу можно встретить не только на болотах, но и на других водоемах. Основа ее питания – водные растения, но на реках в городе часто питается тем, что предлагают ей люди. (Кряква)
6. Это одни из самых красивых зверьков болотной местности. Живут прямо на болотах и тут же организуют свои убежища. Питаются преимущественно рыбой, охотно поедают речных моллюсков и личинок ручейников. (Выдра)
Приложение 2
Тест «Болотный»
1. Участки суши с избыточным увлажнением – это…
А) леса
Б) поля
В) болота
Г) водохранилища
2. Среди болотных ягод особенно ценится:
А) клюква
Б) ромашка
В) багульник
Г) осока
3. Какое растение на болоте является хищником?
А) голубика
Б) сфагнум
В) пушица
Г) росянка
4. Какое топливо добывают на болотах?
А) газ
Б) торф
В) нефть
Г) уголь
5. Торф образуется из …
А) багульника
Б) клюквы
В) мха сфагнума
Используемая литература:
Елина, Галина Андреевна.
Многоликие болота / Г. А. Елина; АН СССР. - Л. : Наука : Ленингр. отд-ние, 1987. - 190,[1] с., [4] л. ил. : ил.; 21 см. - (Сер. "Человек и окружающая среда").
Елина, Галина Андреевна.
Аптека на болоте : Путешествие в неизвед. мир / Г. А. Елина; Рос. АН. - СПб. : Наука : Санкт-Петербург. изд. фирма, 1993. - 493,[3] с. : ил.; 17 см.; ISBN 5-02-026709-0 (В пер.) : Б. ц.
Березина Н.А., Лисс О.Л., Самсонов С.К. Мир зеленого безмолвия (болота: их свойства и жизнь). – М.: Мысль, 1983. – С. 159.
Сергеев, Борис Федорович (1934-).
Мир непролазных топей / Б. Ф. Сергеев. - Изд. 2-е, испр. - Москва : URSS : КРАСАНД, cop. 2010 (Москва : Ленанд). - 208 с.; 22 см. - (Таинственные миры природы).; ISBN 978-5-396-00155-8
Интернет ресурсы. Видео ролик «Зачем человеку болота: простая арифметика»
Муниципальное бюджетное учреждение «ЦДТ «Приокский»
Городской центр детского экологического образования
Конспект занятия
«Болото для жизни».
Разработала:
п.д.о. Мухина Анна Арсентьевна
Рязань 2021
Цель: закрепление и обобщение знаний детей о водоемах, их обитателях, знакомство с экосистемой «Болото».
Задачи:
образовательные:
развивать познавательный интерес к водоемам Рязанской области;
учить на основе простейших опытов, делать выводы;
устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
развивающие: обогащение словарного запаса, развитие логического мышления, памяти;
воспитательные: воспитывать бережное отношение к болотам и к природе в целом. Создать эмоциональное настроение в группе.
Материалы и оборудование: карта Рязанской области, фото реки Оки, поля, леса, луга, болота. Карточки с изображением растительности и обитателей болота, торф, песок, глина.
Ход занятия.
Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Рязанской области и поможет нам в этом … (карта Рязанской области).
Что обозначено на ней голубим цветом?
Ответы детей.
Педагог: Давайте вспомним, какая самая большая река протекает в Рязани? (Ока)
Какие еще реки протекают по территории Рязанской области? (Гусь, Унжа, Пра, Пара, Цна и .д.)
Давайте найдем их на карте.
А какие озера мы знаем? Назовите и покажите их на карте. (Лебединское, Великое, Свтлое, Белое)
Найдите и покажите их на карте.
(Дети выполняют задания самостоятельно или с помощью педагога).
Педагог: Обратите внимание, на карте есть места заштрихованные. Что они означают?
А поможет нам ответить на этот вопрос загадка.
Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя (болото).
Игра «Ассоциации»
Какие ассоциации вызывает у вас слово «болото», произнесите или запишите их в тетради.
Мухи
Лягушки
Стрекозы
Лишайники
Камыши
Рогоз
Ряска Ягоды
Болотные огни
Жижа
Пиявки
Комары
Грязь
Мерзость
Водяной
Трясина
Жабы
Мусор
Леший
(больше отрицательных ассоциаций)
2 февраля отмечается Всемирный день водно – болотных угодий, а в 2021 году отмечается 50 лет со дня подписания Меморандума об охране водно – болотных угодий. Что изменилось за 50 лет и почему мы должны охранять болота.
Игра в метафоры.
Цель игры.
Ира поможет учащимся понять и осознать ценность болот. Благодаря силе метафор, связывающих характеристики и природные функции болот с теми обычными, привычными, но неотъемлемыми атрибутами повседневной жизни.
Объясните, что общего между объектами, изображенными на карточках (или оригиналы) и болотами. (В этом упражнении, повседневные предметы символизируют природные функции болота).
Губка (болота накапливают воду и тем самым предотвращают наводнения)
Кровать (болота являются местом отдыха для многих мигрирующих птиц).
Колыбель (являются местом гнездования, нереста и вывода молодняка)
Тарелка с едой («производят» пищу для многих видов животных)
Миксер или ручная взбивалка (в воде перемешиваются питательные вещества и кислород).
Мыло ( очищают воду от разного рода загрязнителей).
Химическая пробирка (нейтрализуют токсические вещества).
Решето, сито, дуршлаг (процеживает воду, отфильтровывает её от механических примесей, осадков разной размерности)
Опыт 1.
В тарелку наливаем воду. Опускаем обычную губку для мытья посуды. Губка впитывает воду и удерживает её.
Опыт 2. Помещаем на тарелку сухую губку и тоненькой струйкой льем на неё воду из стакана. Лить нужно до тех пор, пока по ее нижнему краю, соприкасающемуся с тарелкой, не проступят капельки. Отжимаем губку, чтобы показать тот объем воды, который она вместила. Таким же образом и болота удерживают в себе воду и предотвращают наводнения.
Игра «Кто я?»
На спину одного из детей прикрепляют картинку растения или животного обитающего в болоте. Ему надо узнать кто он. Растение или животное. Вопросы надо построить так, чтобы ответ был коротким: да или нет.
Игра «Пищевые цепочки»
Каждая группа детей получает карточки, из которых надо составить пищевую цепь.
Вывод.
Почему болота надо охранять?
Болота – особенно уязвимые экосистемы нашей планеты, которые в настоящее время находятся под наибольшей угрозой разрушения: осушение болот, преобразование, загрязнение .
Это резервуар чистой воды. Это места обитания и кормежки животных
Потамошнева Наталья Алексеевна