Конспект внеклассного занятия психолога «Мост между берегами школьной жизни»
Интерактивная встреча с пятиклассниками и их родителями и учителями
« Мост между берегами школьной жизни»
Адаптировала и провела
Педагог-психолог Кадермятова Эльвира Олеговна
2016-2017 учебный год
Конспект занятия «Мост между берегами школьной жизни»
Интерактивная встреча четвероклассников, их родителей и учителей
(Занятие проводится педагогом-психологом).
Переход в среднее звено, почти всегда характеризуется наличием эмоционального напряжения у детей, родителей и педагогов. Все ожидают появления новых трудностей, которые обусловлены как изменением условий обучения, так и возрастными особенностями младших подростков. Разработанная форма интерактивных встреч способствует переходу из начальной школы в среднюю, позволяет построить символический мост из ресурсных сторон личности школьников, класса, семьи.
Цель: способствовать успешной адаптации младших школьников к обучению в среднем звене школы, снизить эмоциональное напряжение у участников образовательного процесса.
Задачи:
— мотивирование участников встречи на творческое общение друг с другом;
— снижение эмоциональной напряженности детей, родителей, педагогов в преддверии перехода из начальной школы в среднюю;
— рефлексия возможных трудностей и способов их преодоления;
— осмысление ресурсных сторон участников образовательного процесса.
Обеспечение: листы А4, А3, ручки, карандаши, бейджики, музыкальное сопровождение.
Продолжительность: 90–120 минут.
Участники: четвероклассники, их родители и учителя.
После приветственного слова педагог делит участников на подгруппы по 3-4 пары родителей со своими детьми и рассаживаются по отведенным столам.
1 задание (разогрев)- «Визитная карточка».
На столах лежат бейджики по числу участников встречи и листы белой бумаги. Ведущий предлагает для того, чтобы лучше узнать друг друга написать на бейджаках имена всех участников группы, придумать названием команды и сделать краткую презентацию.
2 задание
Педагог предлагает поиграть в ассоциации к слову «пятиклассник».
Для этого он передает из рук в руки символический предмет (в нашем случае это сосуд с цветным песком) и просит назвать участников любые слова которые приходят на ум услышав слово «пятиклассник».
3 задание
На листе бумаги по строчкам написано большими буквами слово «Пятиклассник». Задание: опишите образ идеального пятиклассника в вашем представлении
Подсказка: можно использовать глаголы, существительные, прилагательные, поговорки и стишки. Одним словом все то, что поможет вам составить образный портрет.
После выполнения задания предложите поделиться своими мыслями с подгруппой и составить общий портрет пятиклассника на команду.
После чего по одному спикеру от команды докладывают итоги своей работы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Упражнение «Пятерка трудностей пятиклассника»
Материалы: бумага формата А3, карандаши, ручки. —
Задание: Сейчас каждой группе необходимо подумать, с какими трудностями сталкиваются школьники, их родители и педагоги в связи с поступлением в пятый класс, записать пятерку самых пугающих и пиктограммой зафиксировать каждую. На работу — 5–7 минут. Группы представляют пиктограммы и перечисляют трудности.
Здесь достаточно простого перечисления и краткого итога. Далее приглашаем взрослых участников к условной линии.
— Кто из взрослых, включая учителей, помнит себя пятиклассником — встаньте в эту точку, а кто нет — в другую. (Символически обозначаем две противоположные точки в пространстве.)
— Кто сталкивался с похожими трудностями — встаньте в эту точку. Кто не сталкивался — в другую. Просим желающих из одной и другой точки ответить на вопросы.
● Кто или что помогло справиться с трудностями?
● Что было в вас, в вашем окружении, что не дало вам столкнуться с такими трудностями? (Психолог беседует с ребятами.)
— Когда ты слышал, что твой папа (мама) сталкивался с похожими сложностями и справился с ними, что для тебя это значило? Комментарии. Важно обратить внимание на ресурсные стороны человека. Подчеркнуть, что каждый может преодолеть препятствия и обрести новые качества, способности, знания.
Упражнение «Мост»
Материалы: бумага А3, карандаши, ручки, лист ватмана.
— Оказывается, с трудностями в пятом классе можно не только справиться, но даже и не столкнуться. Есть то, на что мы можем опереться на новом берегу школьной жизни. И сейчас, благодаря поддержке родителей, педагогов и активности ребят, мы посмотрим на ресурсные стороны наших будущих пятиклассников и класса в целом, которые помогут обойти преграды.
Теперь будем работать в парах: родитель–ребенок. Учителя будут работать вместе. Мы будем строить персональный мост школьника, а педагоги — мост класса, который поможет увидеть преграды на пути следования и наш ресурс в их преодолении. Что вы знаете о мостах? (Дети отвечают.)
Я буду называть последовательность того, что мы будем рисовать, а вы символически это изображать в виде каких-то образов.
(Включается ведущим спокойная расслабляющая музыка или видео)
Итак, вы сказали, что мост обычно соединяет два берега. Нарисуйте эти берега: левый — это берег начальной школы, четвертого класса, а правый — берег средней школы, пятого класса. Рисуем мост — это качества ребенка (класса), способности, умения, которые есть сейчас и которые помогут на другом берегу. Изобразите на этом мосту три–пять таких качеств, особенно, на ваш взгляд, важных, и подпишите их. Под мостом — страх (чего), тревога (о чем), не- умение (в какой области), которые могут навредить мосту и помешать успешному переходу. Опоры — это люди, которые заложили основу и сейчас поддерживают эти способности, это те, на кого можно опереться. Подпишите имена нескольких людей. Левый берег (линия земли) — то, что хотелось бы взять с собой. Правый берег (низ листа, как бы под землей) — трудности, с которыми можно столкнуться, что может помешать в процессе обучения в 5-м классе. Левый берег (верх листа) — ожидания, надежды, то, что может стать возможным, куда хочется продвинуться, чему хочется научиться. Напишите не- сколько. Правый берег (линия земли) — кто встретит и поможет справиться с трудностями. Собираемся в общий круг. Обсуждение групповое. Предлагаем высказываться по желанию. Как правило, практически все хотят высказаться, поэтому просим не повторяться и называть не бо- лее двух-трех целей, качеств. Вопросы детям — Что вы хотите взять с собой с левого берега? Почему это для вас важно? Чего вы ожидаете, зачем вы совершаете переход на другой берег, на что надеетесь, о чем мечтаете? Вопросы родителям — Что эти ответы говорят о вашем ребенке как личности? Как вам кажется, когда вы (или ребенок) познакомились с этой ценностью? Вопросы детям — На кого вы можете опереться в этом переходе сейчас и кто встретит на другом берегу? Какие ка- чества этих людей вам важны? Почему? Как ты думаешь, что значит для мамы то, что ее требовательность (понимание, забота…) важна тебе на новом берегу? Классный руководитель и воспитатель представляют мост класса, который дополняется персональными особенностями. Вопросы учителям — Как вы считаете, что классу важно взять с собой? Что может помешать мосту, разрушить его? Какие качества класса лежат в основе моста и не позволят сделать это? Как вы увидели проявление названных качеств? Завершить обсуждение, можно таким вопросом: — Что вы, как учитель, как личность, приобрели в процессе общения с ребятами, родителями?
Комментарии. В процессе предъявления инструкции важно соотнести темп ее зачитывания с общим темпом работы группы. В самом начале необходимо об этом сказать («Я буду предъявлять задания в соответствии с общим темпом работы группы. Просьба почувствовать этот темп и следовать ему»). Вопросы для обсуждения даны примерные. Важно, чтобы они показали способность справляться с новыми ситуациями с опорой на лучшие стороны ребенка, на поддержку друг друга, на готовность к оказанию помощи в нужный момент.
ЗАВЕРШЕНИЕ
Психолог. Что было важным для вас на нашей встрече? За что хотелось бы поблагодарить друг друга?