Конспект занятия по теме: «Гидравлические машины в моей жизни»
Конспект занятия по теме: «Гидравлические машины в моей жизни».
Хаванских Иван Вячеславович
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов"
Класс: 7
Тип занятия: УОНМ
Оборудование: ПК, Интерактивная доска
Цели:
- знакомство с устройством, принципами работы гидравлических машин (насоса, пресса, подъемника);
- овладение умениями проводить наблюдения за работой гидравлических машин, описывать и обобщать результаты наблюдений;
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования техники; для решения задач;
- содействие развитию памяти, познавательных интересов;
- формирование положительного отношения к знаниям и процессу учения.
Планируемые результаты обучения:
- понимать смысл работы гидравлических машин;
- уметь объяснять принцип работы гидравлических машин (насоса, пресса, подъемника) на основе знаний о сообщающихся сосудах, распространении давления в жидкости или газе;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования техники, для решения задач.
Универсальные учебные действия:
Личностные: внутренняя позиция, мотивация.
Регулятивные: постановка учебной цели, задачи; прогнозирование и коррекция.
Познавательные: устройство, принцип работы и применение гидравлических машин в жизни, разнообразие устройств, выдвижение гипотезы (применение гидравлических машин – неотъемлемая часть нашей жизни) и ее обоснование.
Коммуникативные: планирование определенных целей, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в сборе информации.
Задачи:
- повторить знания о сообщающихся сосудах и распространении давления в газе или жидкости;
- проверить гипотезу о том, что применение гидравлических машин – неотъемлемая часть нашей жизни;
- научить применять полученные знания в повседневной жизни;
- сформулировать общие и отличительные черты гидравлических машин;
- воспитывать уверенность в своих силах;
-развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать вывод.
Ход урока
№ этапа урока. Название этапа урока |
№ слайда |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством актуализации ситуации успеха прошлых уроков. |
Настраивает детей на урок и получение новых знаний: На прошлых уроках мы изучили с вами «Давление жидкостей и газов». Давайте еще раз вспомним особенности давлений жидкостей и газов (фронтальная беседа). 1.По какой формуле находят давление жидкостей и газов? 2. От чего зависит давление жидкости или газа? 3. Сформулируйте закон Паскаля. |
Слушают и отвечают на вопросы. |
|
II. Постановка цели, задач. Фронтальный опрос по ранее изученному материалу. Цель: 1) создание проблемной ситуации 2) зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний для решения примеров. |
1-2 |
Знакомит учащихся с темой урока. Ставит проблему: как вы думаете, что такое гидравлические машины, из чего они состоят, где применяются? |
Ставят цели и задачи, определяют средства, формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. |
III. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: 1) повторить определение сообщающихся сосудов 2) создание проблемной ситуации 3) зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний для решения примеров |
3 |
Ставит вопросы для обсуждения: Что вы видите на рисунке? Что показывают нам сообщающиеся сосуды? Как вы думаете, какое отношение сообщающиеся сосуды имеют к нашей теме? Где их можно применять? |
Анализируют, прогнозируют. Отвечают на вопросы, приводят примеры. |
IV. Первичное усвоение новых знаний. Цель: организовать «открытия», полученные из наблюдений учащихся. |
4-5 |
Организует и фиксирует определение «гидравлические машины». Обращает внимание на картинки, демонстрирующие применение гидравлических машин в жизни. |
Выделяют необходимую информацию и прогнозируют. |
Организует просмотр рисунка вместе с учениками на интерактивной доске. Что изображено на слайде? Как называются величины? Каким образом мы можем их использовать в дальнейшем? |
Вписывают в цветные квадратики величины, выводя формулу зависимости сил действующих на поршни от площадей сечения сосудов. Форма работы как индивидуальная так и фронтальная. |
||
V. Первичное закрепление в знакомой ситуации Цель: зафиксировать во внешней речи «закон» сообщающихся сосудов |
6,7 |
Организует анализ полученной формулы: Что мы получили? Есть ли зависимость величин? Демонстрирует деление гидравлических машин по видам. |
Анализируют, выражают свои мысли, обобщают материал. Отвечают на вопросы. |
VI. Творческое добывание знаний в новой ситуации. Цель: 1) тренировать способность описывать наблюдаемые процессы с опорой на новые знания. 2) зафиксировать во внешней речи сущность работы машин . |
8-10 |
Рассматривает гидравлическую машину на примере насоса. Задаёт вопросы: Как вы думаете, из каких частей состоит устройство? Какую роль они играют в процессе работы машины? Как вы думаете, каков принцип работы насоса? Использует анимационный ролик для подтверждения догадок учащихся. Организует просмотр работы насоса, корректирует ответы учеников, обобщает и формулирует вывод о применении насосов. |
Наблюдают, анализируют, прогнозируют. Отвечают на вопросы. |
Рассматривает гидравлическую машину на примере подъемника. Задаёт вопросы: Как вы думаете, из каких частей состоит устройство? Какую роль они играют в процессе работы машины? Как вы думаете, каков принцип работы подъемника? Использует анимационный ролик для подтверждения догадок учащихся. Организует просмотр работы подъемника, корректирует ответы учеников, обобщает и формулирует вывод о применении подъемника. |
Наблюдают, анализируют, прогнозируют. Отвечают на вопросы. |
||
Рассматривает гидравлическую машину на примере пресса. Задаёт вопросы: Как вы думаете, из каких частей состоит устройство? Какую роль они играют в процессе работы машины? Как вы думаете, каков принцип работы пресса? Использует анимационный ролик для подтверждения догадок учащихся. Организует просмотр работы пресса, корректирует ответы учеников, обобщает и формулирует вывод о применении пресса. |
Наблюдают, анализируют, прогнозируют. Отвечают на вопросы. |
||
VII. Применение знаний в новой ситуации Цель: 1) включить гидравлические машины (основные части, принцип работы) в систему знаний; |
11 |
Организует логическую цепь рассуждений, корректирует и уточняет новые знания учащихся. Организует заполнение таблицы учащимися. Что изображено на рисунках? Как называются эти машины? Каковы отличительные и общие признаки устройств? Где можно применять данные машины? |
Вписывают в соответствующие графы таблицы отличительные и общие признаки, применение каждого из устройств. Форма работы – индивидуальная, фронтальная |
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: 1)тренировать способность систематизировать знания 2)проверить умения работать по выявлению признаков изучаемого явления. |
12-13 |
Организует самостоятельную работу учащихся(решение задач), сопоставление работы с эталоном для самопроверки , корректирует решение. |
Выполняют задание самостоятельно, сверяют с эталоном. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) оценить собственную деятельность на уроке; 3) зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности; 4) обсудить и записать домашнее задание. |
11 |
Организует фиксацию нового материала, оценивание учащимися собственной деятельности. О чем велась сегодня речь на уроке? Что такое гидравлические машины? Какие виды гидравлических машин вы узнали? Каковы общие признаки устройств? Как зависят силы действующие на поршни от площади сечений в сообщающихся сосудах? Где их применяют? Фиксирует неразрешенные на уроке затруднения. Что было сложного на уроке? Какие затруднения вы испытывали? Понравился ли вам урок? На какую оценку можно оценить вашу и мою работу? Что бы вы ещё добавили в урок? Организует обсуждение и запись домашнего задания. |
Оценивают урок, выражают свое мнение о том, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, прогнозируют свою деятельность. |
Приложение со скрин-шотами.
Слайд №1 Тема урока
Слайд №2 Постановка целей, задач урока учащимися.
Слайд №3. Позволяет актуализировать знания учащихся о сообщающихся сосудах, повторить закон Паскаля.
Слайд №4 знакомит с понятием «гидравлическая машина».
Слайд №5 позволяет учащимся вывести формулу зависимости сил действующих на поршни от площадей сечения сосудов самостоятельно, под руководством учителя. Ученик, работающий у доски, вписывает в цветные квадратики физические величины, выводя формулу зависимости сил действующих на поршни от площадей сечения сосудов. Форма работы как индивидуальная так и фронтальная.
использование кнопки позволяет проверить правильность вывода формулы учащегося.
Слайд №6 показывает вывод зависимости зависимости сил действующих на поршни от площадей сечения сосудов
Слайд №7 - многоуровневый, наглядно демонстрирует деление гидравлических машин на насосы, подъемники, прессы. Предназначен для работы учителя или учащихся (выбор того или иного устройства). С помощью гиперссылок возможен переход к одной из машин.
Слайд№8-наглядно демонстрирует устройство гидравлической машины-насоса:
(показ анимационного ролика ), наблюдение, обсуждение и выводы учащихся;
использование триггеров позволяет проверить суждения учащихся об основных элементах машины.
Используется гиперссылка для возврата на главную страницу (слайд №7)
Слайд№9-наглядно демонстрирует устройство гидравлической машины-подъемника:
(показ анимационного ролика ), наблюдение, обсуждение и выводы учащихся;
использование триггеров позволяет проверить суждения учащихся об основных элементах машины.
Используется гиперссылка для возврата на главную страницу (слайд №7). Кнопка позволяет переходить на следующие слайды.
Слайд№10-наглядно демонстрирует устройство гидравлической машины-пресса:
(показ анимационного ролика ), наблюдение, обсуждение и выводы учащихся;
использование триггеров позволяет проверить суждения учащихся об основных элементах машины.
Используется гиперссылка для возврата на главную страницу (слайд №7). Кнопка позволяет переходить на следующие слайды.
Слайд №11-многоуровневый, сводная таблица гидравлических машин, по которой ученики под руководством учителя. Заполняется учащимися после наблюдения и обсуждения демонстраций всех машин (записывают названия устройств, их общие и отличительные признаки, где могут применяться в соответствующие графы. Кнопка позволяет переходить на слайды для решения задач. Используется гиперссылка для возврата на главную страницу (слайд №7).
Слайды №12, 13 предназначены для закрепления материала урока, для решения задач. Слайды разделёны на две части: для записи решения задачи учащимся и верный вариант её решения (используется вторая часть, где с помощью кнопки идет подключение триггера, показывающего верное решение задачи). Каждый слайд оснащен кнопкой, позволяющей переходить к следующим слайдам.
Слайд №14 подведение итогов урока, сообщение домашнего задания.
Список используемой литературы, Интернет-ресурсы.
Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006-2010 гг.
Анимация подъемника http://gidro-snab.ru/editor/uploads/images/pascal.gif
Анимация насоса http://dxdy.ru/topic54305.html
Сообщающиеся сосуды http://demexp.pspu.ru/uploads/images/0001/3889/72_width_400.jpg
Сообщающиеся сосуды https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRDjeVoy1JTRvTVlmlxnRLJB2Qt3D2ojGBLnQM3ODyanckpndh1yQ
Подъемник 1 https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRdFgw9aoCHztsTy7gbNGX3
Подъемник 2 https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTKCHvDIJoojx2iCzIft71utvFiofn3_o9NHLjsW7rFLcOZeafx
Подъемник 3 https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRtOkd_iIgMH-S6wIVRZrMUcZ_ZY6NnhBW6cXGXK9MZpxZbXBhv
Пресс http://www.usartools.ru/imgs/catalog/foto/57/28762.jpg