12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Коноплева Милия Сергеевна134

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Станция юных техников»

(МБУ ДО «Станция юных техников»)







Методическая разработка

Большая психологическая игра

«Кто, если не мы»







Автор: Коноплева Милия Сергеевна,

педагог – психолог.

















г. Дзержинск

2016 год

Содержание

Аннотация 3 стр

    Пояснительная записка 3 стр

    Материально-техническое обеспечение 4 стр

    Методические рекомендации по подготовке

и проведению игры 5 стр

    План игры 6 стр

    Сценарий игры 7 стр

    Заключение 11 стр

    Литература 12 стр

Приложения на 4 листах 13 стр


Аннотация

Данная методическая разработка представляет собой подробное описание подготовки и проведения большой психологической игры среди младших школьников и подростков по формированию духовно-нравственных ценностей, развитию творческого потенциала. Она состоит из пояснительной записки, методических рекомендаций на различных этапах мероприятия и содержит комплект необходимых материалов для проведения игры.

    Пояснительная записка

Актуальность методической разработки обусловлена тем, что формирование духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения в условиях современности становится центральной педагогической задачей, от решения которой зависит будущее как самого вступающего в жизнь поколения, так и общества в целом.

Новизна методической разработки заключается в том, что в ней разработано несколько испытаний, которые необходимо преодолеть ребятам для достижения общей цели, отрабатывая навыки сотрудничества и взаимодействия в команде. В них они могут продемонстрировать свое логическое мышление, творческую активность и умение общаться с другими ребятами по команде.

Цель разработки описание методики проведения большой психологической игры, направленной на формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников и подростков.

Задачи:

    Распространение передового педагогического опыта.

    Обновление подходов к организации воспитательной деятельности.

    Совершенствование методических фондов учреждения.

Материалы, представленные в разработке психологической игры, имеют практическую направленность и могут быть использованы психологами основного и дополнительного образования.



    Материально - техническое обеспечение



- помещение: актовый зал учреждения;

- оборудование: 2 стола, стулья;

- технические средства: компьютер;

- раздаточные материалы: плакат настроения, божьи коровки» 3 цветов, листочки для дерева, плакат с изображением дерева, синий и красный фломастеры, ватман с изображением карты мира, карточки с ценностями, жетоны с подсказкой, коробка, послание, бланки «Особые дары», ручки, 2 бланка с анаграммами, плакат с изображением солнышка, мячик.



    Методические рекомендации по подготовке и проведению игры



Раздаточный материал к игре готовится заранее. Необходимо приготовить «карту мира»: на ватмане зарисовать фон и изобразить объекты: материки, озера, леса, реки, бухты и т. д. В конце игры к данным объектам будут крепиться карточки с ценностями. Объектов по количеству столько же, сколько и ценностей. Например, в нашем случае на ватмане изображаются три озера. В дальнейшем к ним будут прикрепляться карточки с ценностями со следующими названиями: озеро совести, озеро милосердия, озеро надежды. С другими объектами ситуация обстоит точно также. Все карточки с ценностями содержатся в приложении.

Дальше потребуется нарисовать небольшой плакат с изображением ромашки, и разделенной вертикальной полосой на две части. Это экран настроения: до игры и после. Свое настроение дети будут обозначать на ромашке с помощью «божьих коровок», которые делаются из обычной цветной бумаги размером приблизительно 3 * 3 см. «Коровки» трех цветов, обозначающих плохое, хорошее, отличное настроения.

Перед игрой необходимо подготовить зал: поставить два стола противоположно стоящих по отношению друг к другу (для каждой команды),

спрятать в зале за цветами коробку с ценностями и посланием.

В начале мероприятия нужно рассказать детям, чем они сегодня будут заниматься, чтобы настроить на рабочий лад. Для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно, необходимо провести приветствие, которое поможет снять напряжение и создать непринужденную атмосферу.

В начале игры дети объединяются в две команды, но в конце игры они снова становятся одной командой, т.к. им нужно будет уже общими усилиями найти послание.

На протяжении всей психологической игры каждое упражнение сопровождает музыка для создания той или иной атмосферы, в зависимости от упражнения - спокойная, энергичная и т.д. В конце упражнений участники команд получают жетоны с отдельными слогами (см. Приложение), которые детям нужно будет сложить, и они получат отгадку, где находится послание.

В середине игры необходимо провести легкую разминку для активизации участников.

В заключительной части ребята, объединяясь в одну команду, находят послание и карточки с ценностями. Каждую карточку дети приклеивают соответственно своему объекту на «карте мира».

Необходимо поблагодарить детей за активное участие, провести рефлексию и провести завершающее упражнение. В нашем случае это «Клубок благодарности».


План игры.



Название мероприятия: «Кто, если не мы».

Тип мероприятия: большая психологическая игра.

Цель мероприятия: содействие формированию у детей духовно-нравственных ценностей.

Задачи мероприятия:

    развивать у детей желание помогать людям, милосердие;

    создать условия для осознания детьми значимости окружающих;

    создать условия для реализации творческого потенциала.

Целевая группа: учащиеся 9 – 11 лет.

I. Введение

1. Цвет настроения 3 мин

2. Приветствие 5 мин

3. Введение правил 3 мин

II. Основная часть

4. Анаграммы 7 мин

5. Особые дары 7 мин

6. Передать по кругу 5 мин

7. Я могу 7 мин

8. Генеалогическое древо 7 мин

9. Послание 5 мин

III. Заключительная часть

10. Обратная связь 5 мин

11. Клубок благодарности 4 мин

12. Цвет настроения 3 мин

Общая продолжительность: 1 час.


Сценарий игры.

I. Введение.

Психолог: Сегодня мы с вами собрались, чтобы поиграть в очень интересную и занимательную игру, которая называется «Кто, если не мы». От вас потребуется активность, смекалка и взаимовыручка.

          Цвет настроения

Психолог: Ребята, вы пришли сюда с разным настроением. У кого-то оно грустное, у кого-то радостное. Я предлагаю вам поделиться своим настроением и обозначить его на «ромашке», которую вы видите на стене. Изображать свое настроение вы будете с помощью «божьих коровок», каждая из которых соответствует определенному настроению. Синяя – плохому, зеленая – хорошему, красная – отличному настроению.

Ребята обозначают свое настроение на плакате.

Психолог: Всем спасибо, а теперь давайте поприветствуем друг друга.

          Приветствие

Психолог: Сейчас вы будете перемещаться по залу. Я предлагаю вам поздороваться с каждым за руку и сказать при этом: «Привет! Как хорошо, что ты здесь!». Но, здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой начнете здороваться с другим участником. Представили себе, как это происходит?

Психолог: А теперь объединитесь в тройки, в пары, затем в шестерки. Вот так у нас получилось две команды.

          Введение правил

Психолог: Чтобы нам с вами сегодня эффективно поработать, нам нужно принять некоторые правила:

- активность

- безоценочность

- один говорит, другие слушают

Все согласны? Что-то хотите добавить?

Итак, мы продолжаем!

II. Основная часть

Психолог: Когда-то на земле царили нравственные ценности: любовь,

доброта, отзывчивость, забота о других… Жизнь процветала, люди жили в мире и согласии. Но случилось так, что произошла катастрофа. Нравственные ценности были утрачены жителями мира. Некоторые люди пытались восстановить потерянные ценности и вернуть гармонию. Но их попытки не увенчались успехом. Мир ждет новых героев, чтобы найти утерянные ценности. Вы видите карту мира, она до сих пор пуста. Необходимо найти утерянные ценности и восстановить карту мира. Согласны ли вы принять участие в этом нелегком деле? И пройти этот путь до конца?

Дети отвечают: Да

Психолог: После каждого испытания вы будете получать жетоны со словами. В конце нашего приключения вы соберете все жетоны, прочтете зашифрованную подсказку, которая укажет вам, где спрятаны потерянные ценности.

Итак, мы начинаем!

          Анаграммы.

Психолог: давайте с вами вспомним, какие бывают ценности. Для этого сейчас я раздам каждой команде бланки, на которых записаны анаграммы. Ваша задача из предложенных наборов букв составить слова, которые будут обозначать ценности. У каждой команды 5 ценностей. (Приложение 1)

Ребята озвучивают свои варианты, которые у них получились.

Обсуждение:

Сложно ли было для вас выполнение этого упражнения? Что вам помогало в решении поставленной перед вами задачей?

За это испытание каждая команда получает жетон.

          «Особые дары»

Психолог: Ребята, давайте вспомним, что вы когда-либо получали от своих родных, близких, учителей, друзей такого, что можно было бы назвать «дар» в полном смысле слова. Сейчас я раздам вам бланки, на них изображена таблица. Впишите, пожалуйста, в неё «дары». В пустой графе данной таблицы вы можете отметить, кого захотите. (Приложение 2)

Ребята заполняют таблицу.

Психолог: Ребята, расскажите, пожалуйста, что у вас получилось.

Ребята озвучивают, что у них получилось.

Обсуждение:

Сложно или легко вам было выполнять это упражнение7 Что вы при этом чувствовали?

За это испытание команды получают жетон.

    «Передать по кругу»

Психолог: Ребята, сейчас мы с вами немного разомнемся. Для этого встаньте, пожалуйста, в круг. Сейчас в одну сторону я передам красный фломастер. Его надо будет передавать через одного. Давайте потренируемся. А теперь в другую сторону надо будет передавать синий фломастер каждому. Будьте внимательны. Два фломастера передаются по кругу в противоположных направлениях. Если они встречаются в одних руках, игра начинается заново.

    «Я могу»

Психолог: Ребята, у большинства людей есть стремление помогать и поддерживать других. На стене вы видите плакат с изображением солнышка. В центре солнышка записано словосочетание «Я могу». Сейчас каждый из вас подумает и запишет на одном из лучиков солнышка, что он может сделать для других.

Ребята записывают свои предложения.

Обсуждение: Ребята, прочтите, что у вас получилось. Сложно ли вам было обозначить то, что вы можете сделать для других? Часто ли вы это делаете на самом деле?

За это испытание каждый участник принес своей команде еще жетон.

    «Генеалогическое древо»

Психолог: Сегодня, ребята, мы будем создавать генеалогическое древо нашей группы. На столе лежат листочки. Я попрошу, чтобы вы написали на них те нравственные ценности, которые вы бы хотели оставить в вашей группе. Прежде, чем наклеить листочек на дерево, зачитайте ценность всем с пояснением, для чего она необходима вашей группе. (Приложение 3)

Ребята зачитывают ценности и наклеивают листочки на дерево.

Обсуждение: Ребята, сложно было для вас это упражнение? Какие ценности вы считаете главными для вашей группы? Что нужно сделать, чтобы данные ценности всегда были с вами?

За это испытание каждый участник принес своей команде еще жетон.

    «Послание»

Психолог: Все испытания пройдены. Вы – молодцы! Сейчас вам необходимо разложить жетоны и прочитать подсказку, которая укажет вам, где спрятаны потерянные ценности.

Ребята расшифровывают подсказку:

Где зеленое растенье, найдешь свою награду. (Приложение 4)

Ребята находят коробку с ценностями и с посланием.

Психолог: Ребята, перед вами послание. Прочтите его. (Приложение 5)

Здесь еще находятся карточки с ценностями. Давайте заполним найденными ценностями пустую карту мира. (Приложение 6)

Ребята заполняют карту.

III. Заключительная часть

    «Обратная связь»

Психолог: Мы заканчиваем с вами наше приключение, и думается, не с пустыми руками. Давайте поделимся друг с другом, что вам особенно понравилось, что запомнилось.

    «Клубок благодарности»

Психолог: Ребята, перекидывая мяч друг другу, попробуйте поблагодарить за что – либо. (За игру, дружбу, хорошее настроение и т. д.).

    «Цвет настроения».

Психолог: Ребята, пожалуйста, обозначьте сейчас свое настроение на плакате.

Ребята, сегодня вы славно потрудились. Вы были активны и заинтересованы. До свидания! До новых встреч!





    Заключение.

Данная большая психологическая игра используется как некий общий фон психологической работы для содействия формирования у детей духовно-нравственных ценностей.

Дети попадают в другую ситуацию, где им предстоят испытания, для того чтобы найти утерянные нравственные ценности. Каждое испытание представляет собой задание на развитие определенных навыков, отношений в группе и к окружающим. Игра выступает защитным слоем психологической работы, делая её более привлекательной и интересной для участников.



    Литература.

    Е.Н. Арбузова, А.И. Анисимов, О.В. Шатровой «Практикум по психологии общения. – СПб.: Речь, 2008 г.

    http://d11203.edu35.ru/2011-02-10-10-00-25/kopilka/38-2011-11-30-11-15 -

    http://shbt1.ru/uprazhnenie-krasnaya-shapochka-i-seryj-volk  



8. Приложения.

1. Анаграммы

ьболюв

любовь

дартсаеисон

сострадание

тсесоьтчн

честность

бжруда

дружба

ветьосс

совесть

нщреоипе

прощение

еровдеи

доверие

твнресьо

верность

сбгдоаьрнтола

благодарность

оресеиилмд

милосердие



    «Особые дары».

Родители

Бабушка, дедушка

Тети, дяди

Братья, сестры

Друзья, подруги

Учителя, педагоги



    «Генеалогическое дерево»

    «Подсказка»



ГДЕ

ЗЕЛЕ

РАС

НАЙ

ДЕШЬ

СВОЮ

НАГ

РАДУ

ТЕНЬЕ

НОЕ


5. Послание

Тот, кто держит это послание в своих руках,

поистине смелые и целеустремленные люди.

Вам удалось сделать то,

что никому не удавалось в этом мире.

Теперь вы по праву считаетесь

обладателями этих дорогих и необходимых ценностей.

Передайте их другим людям и своим потомкам,

чтобы вернулись

гармония и любовь в наш мир!





6. Ценности

МЫС ДОБРА

ОЗЕРО НАДЕЖДЫ

РЕКА ОТЗЫВЧИВОСТИ

РЕКА ЗАБОТЫ

ГОРОД ДОВЕРИЯ

ЛЕС СОСТРАДАНИЯ

ЗАВОД ТРУДА И ТВОРЧЕСТВА

ГОРА ВЕРНОСТИ

ДОЛИНА СЕМЬИ

ОЗЕРО СОВЕСТИ

БУХТА ЛЮБВИ

БУХТА ДРУЖБЫ

ГОРОД ТЕРПИМОСТИ

ГОРОД ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ГАВАНЬ ПРОЩЕНИЯ

ЗАТОН УВАЖЕНИЯ

ОЗЕРО МИЛОСЕРДИЯ

ГОРОД БЛАГОДАРНОСТИ







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.