Статья «Борьба сталинской и ленинской концепций объединения Советских республик»
Статья на тему: «Борьба сталинской и ленинской концепций объединения Советских республик»
Автор: Тарусина Дарья Николаевна,
учитель истории и права
МОУ гимназии№45
г. Комсомольска-на-Амуре
В 2022 году исполняется 100 лет со дня создания СССР. Cегодня, на повестке дня стоят вопросы создания новых интеграционных форм объединения государств, как 100 лет назад, когда в 20-ых гг. XX века обсуждался вопрос о формировании нового многонационального межгосударственного образования — Союза евразийских стран, который вошёл в историю, как Союз Советских Социалистических Республик. Важнейшим вопросом, горячо обсуждавшимся тогда был вопрос статуса республик, которые образуют новый союз.
Фактор межгосударственного объединения занимает существенное место в развитии мира и отдельных государств на сегодняшний день. Практически в любом регионе мира можно найти интеграционные группировки. Примерами самых крупных межгосударственных объединений являются Содружество Наций, Европейский Союз, Совет Европы, Содружество Независимых Государств (СНГ) и Сообщество суверенных государств (ССГ). Среди тихоокеанских государств, особо яркими примерами являются: Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Российская Федерация является членом многих из данных образований. Каждая форма объединения стран имеет свои цели и свой механизм функционирования. Разработать правильную основу, на которой бы создавалось объединение довольно трудно, ведь допустив хотя бы один просчет, его ждет распад. Подобная картина складывается сейчас, когда многие межгосударственные образования на политической основе просто разваливаются. С этой точки зрения, изучение советского опыта объединения является полезным и актуальным.
1.Концепция И. В. Сталина
После 1920 года территория ранее Российской империи состояла из независимых социалистических республик РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика и две среднеазиатские "народные республики" - Хорезмская и Бухарская, которые находились под советским влиянием. Зоной европейского влияния были Прибалтийские страны(Латвия, Литва, Эстония), Финляндия и Польша. Каждая республика имела собственные органы государственного управления, у них действовала своя конституция, но фактическая власть в республике принадлежала коммунистическим партиям, входившим в состав РКП(б) [10]. Главной целью коммунистов было построение социалистического общества, для этого было необходимо объединение всех наций и народностей. Государственное объединение независимых республик имело предпосылки: хозяйственная взаимосвязь национальных районов; необходимость совместного выживания однотипных политических режимов в кругу капиталистических стран; историческая принадлежность территорий к единому государству – Российской Империи.
В 1920-1921 гг. между РСФСР и Украиной, Белоруссией, Азербайджаном, Арменией, Грузией были заключены союзные договоры в сфере военной, хозяйственной, дипломатической деятельности. Республики объединили под руководством высших государственных органов РСФСР свои вооруженные силы, тяжелую промышленность, финансы, транспорт, почтово-телеграфную связь. Украина и Белоруссия объединили с РСФСР также и внешнюю торговлю [20].
На VIII Всероссийском съезде Советов в декабре 1920 года был принят государственный план электрификации России, названный планом ГОЭЛРО. Он предусматривал создание единой энергетической сети и развитие на ее основе экономики всех советских республик. Учитывая все эти факторы, перед большевиками стоял вопрос создания единого государства. И в этом вопросе было две генеральных линии: И. В. Сталина и В. И. Ленина.
Важнейшей работой И. В. Сталина летом и осенью 1922 года являлась работа по созданию нового советского многонационального объединения, которое получило название «план автономизации».
Иосиф Виссарионович понимал, что сложившаяся ситуация в государстве и на международной арене к 1922 году является опасной для РСФСР. Тяжелая обстановка складывалась на Кавказе. Заботясь о сохранении всех частей страны, И. В. Сталин думал, прежде всего, о Кавказе. Пока были разговоры об укреплении государственности, Сталин готовил политическую базу для объединения Грузии, Армении, Азербайджана в Закавказскую советскую федеративную социалистическую республику(ЗСФСР). Слияние сил данных независимых республик сможет защитить границы ЗСФСР от нападений персов и турков.
Внешняя политика РСФСР второй половины 1922 года характеризовалась тесными взаимоотношениями с Белоруссией. Ситуация на Украине в этот период времени складывается непростая, потому что восточные районы и центр Украины, имевшие смешанное население, древние общерусские традиции, стремятся к единой государственности, а на западе имелось немало жовктоблокитников, петлюровских и гетмановских повстанцев, которые отстаивали «независимую Украину», за руководящие посты в предполагаемой самостоятельной державе. На юге - молодые республики создали свою Закавказскую федерацию. В Средней Азии царил полный политический хаос. В совокупности с этим отсутствовало какое-либо законодательство, какая-либо платформа для объединения республик. Такая ситуация предстала перед Наркомом по делам национальностей И. В. Сталиным, который стремился удержать, сохранить, воссоединить эти субъекты. Сталин представлял будущее этих государственных элементов как «единая и неделимая!», за что был подвергнут критике со стороны партийных масс [13, c. 166]. Это связано с тем, что данный лозунг часто выдвигали монархисты. Но Иосиф Виссарионович не собирался менять свою позицию по данному вопросу. В первую очередь, он обосновывал это тем, что стирание границ и мировая революция могут и не произойти, а угроза границам и суверенности государств существует и с ней нужно бороться при помощи единого сильного государства
10 августа 1922 года по инициативе генерального секретаря ЦК РКП(б) Политбюро приняло решение создать комиссию для подготовки предложения по усовершенствованию федеративных взаимоотношений между РСФСР и другими республиками, то есть комиссию по выработке политических основ для объединения всех раздроблённых частей в единое целое государство. Состав комиссии был утвержден на следующий день Оргбюро ЦК РКП(б). И. В. Сталин значился первым в списке членов комиссии. Далее: В. В. Куйбышев (кандидат в члены ЦК ВКП(б), начальник Главэлектро; руководитель осуществления плана ГОЭЛРО), Г. К. Орджоникидзе(член ЦК партии), С. А. Агамали-оглы (от Азербайджана), А. Ф. Мясников, а точнее — Мясникян (от Армении), П. Г. Мдивани (от Грузии), Г. И. Петровский (от Украины), А. Г. Червяков (от Белоруссии) и ещё несколько авторитетных товарищей.
Комиссия состояла из представителей от каждой республики, которые занимали в ней достойное место, но главную роль по своему положению играл в ней Иосиф Виссарионович. О создании и работе комиссии не сообщили В. И. Ленину. Причиной этому послужило резкое ухудшение его здоровья [7].
Проект решения, названный «Планом автономизации», подготовил лично, консультируясь с членами комиссии, сам Иосиф Виссарионович. План был прост по содержанию. Соответственно плану, республики должны объединиться на равных началах в единое государство. Государственная власть, сосредоточенная в Москве, распространяется на всю территорию союза. Республики сохраняют свою автономию в границах единого государства: сохраняются местные органы власти, язык, право решения ряда внутренних вопросов. «План автономизации» был принят без поправок и добавлений. Украина, Белоруссия и Закавказская федерация входят в РСФСР на правах автономных республик — формулировка простая и чёткая. Однако на местах против этого решения выступили государственные деятели, которые сами рвались к государственной власти.
ЦК КП(б) Украины, Компартии Азербайджана, Армении полностью поддержали решение. Белоруссия сомневалась, высказавшись за то, чтобы сохранить пока прежнее положение. А самый тяжёлый удар по плану нанесла Грузия, родная И. В. Сталину республика, — ЦК компартии Грузии, где руководил П. Г. Мдивани, собравший вокруг себя группу националистов и стремившийся обрести всю полноту власти. «План автономизации» был признан в Грузии преждевременным и не подлежащим рассмотрению партийных масс, так как обсуждение этого решения Мдивани боялся. Формулировка отказа была туманной: «Объединение хозяйственных усилий, общей политики считаем необходимым, но с сохранением всех атрибутов независимости».
«Грузинский инцидент» длился продолжительное время, был сложен и запутан. Разногласия разрослись до такой степени, что грузинский ЦК решил всем составом выйти в отставку. В Москве эту группу поддерживали Л. Б. Каменев, Н. И. Бухарин и Г. Е. Зиновьев. Они считали, что члены грузинского ЦК правы, возмущаясь военно-командным стилем руководства Заккрайкома, высказывая свой особый подход к вступлению Грузии в новое общее государство. Все эти события вызывали негодование И. В. Сталина, именовавшего членов Грузинского ЦК «фракцией национал-коммунистов». Была создана специальная партийная комиссия, членами которой являлись Ф. Э. Дзержинский (председатель), Д. З. Мануильский и В. С. Мицкевич-Капсукас. Они, расследовав деятельность членов грузинского ЦК, Заккрайкома и поведение Орджоникидзе, решительно поддержали точку зрения Сталина [13, c. 168 – 169].
В. И. Ленин только в конце сентября узнает о проекте и вызванных им спорах. Он выступает категорически против плана «автономизации», обосновывая свою позицию присутствием в концепции замаскированного «великорусского шовинизма», отступление от принципов пролетарского интернационализма. 26 сентября Ленин написал письмо членам Политбюро ЦК РКП(б), в котором подчеркнул, что вопрос объединения республик является архиважным, при котором недопустима торопливость.
Теперь образованием единого государства занялся сам В. И. Ленин. Он изучил документы, связанные с «Планом автономизации», провел личные встречи с представителями республик, после чего пригласил к себе Сталина.
Владимир Ильич считал, что принятие «Плана автономизации» будет движением назад, а не вперёд. Он аргументировал свою позицию, сославшись на то, что республики уже освоились с самостоятельным положением, создали свои органы управления, построили национальный аппарат. Изменение этой составляющей республик, несомненно, приведет к волне недовольства. Следовательно, объединяться надо на иной, на принципиально новой основе. Он видел ее в полном равноправии республик, а не в подчинении республиканских органов власти государственным, как это предлагал Сталин. Для этого необходимо создание ещё одного этажа власти (общегосударственной), в которой все республики будут иметь одинаковое представительство [17].
Сталин был не согласен с предложением Ленина. Он считал, что создавая еще один этаж государственных органов, увеличивая численность чиновников, утяжелится бюрократический аппарат, следовательно, возникнут сложности при управлении новым союзным государством. И это в угоду требований некоторых «независимцев» из одной-двух республик.
Сталин, любивший четкость и категоричность, хотел покончить с делом один раз и надолго, навести полный порядок в одном вопросе и браться за другой. Он мог обдумывать, вести, направлять сразу несколько дел, но чем дальше они затягивались, тем сильнее раздражали его. Он не был столь многообразен, как Ленин, для которого разбираться сразу в десятках процессов было совершенно обычным состоянием. Иосиф Виссарионович хотел строить такое государство, которым легче, проще было бы управлять. Сталин хотел завершения, результата, а Ленин, вероятно, считал, что сейчас надо лишь повернуть поток в нужное русло, не бетонируя накрепко берега, чтобы при необходимости легче было варьировать, искать иных возможностей.
Иосиф Виссарионович про сложившуюся ситуацию говорил: «План автономизации не так уж плох сам по себе, однако план построения государства слишком важен для того, чтобы его выдвинул Сталин.»
Отмена «плана автономизации» вела за собой последствия, которые усложнили в будущем государственное устройство СССР: если бы республики объединились так, как предлагал Иосиф Виссарионович, СССР избежал бы потом многих трудностей, неразберихи, бюрократической волокиты. Меньше было бы поводов для разных недовольств: маленькая Эстония, до революции не считавшаяся государством, а провинцией,— имеет свой ЦК партии, а огромная Россия его не имеет; Грузия обладает правом выхода из состава СССР, а Абхазия или Аджария нет, так как по Конституции союзные республики имели право выхода из СССР, а автономные не имели.
Отмена «Плана автономизации» имела для Иосифа Виссарионовича целый ряд неприятных последствий. По сути, ему было выражено недоверие. Он оказался отринутым от основных решений при важнейшем событии — рождении нового государства [13, c.171 – 172]. В доклад об образовании СССР, который Сталин готовил для Объединительного съезда, было внесено много ленинских поправок, которые фактически изменили его суть [5, c. 412 – 414].
2.Концепция Ленина
25 сентября 1922 г. материалы Комиссии, среди которых находились проект Сталина, резолюция и протоколы заседаний Комиссии, резолюции Центральных Комитетов Азербайджана, Армении и Грузии, а также и материалы по Белоруссии и Украине, направили в Горки, где в то время находился В. И. Ленин. Он рассмотрел документы, после чего вызвал к себе на беседу Сталина. В этот же день Ленин направляет Каменеву письмо для членов Политбюро ЦК РКП(б), которое специально посвящено работе Комиссии и позиции Сталина. Согласно этому письму, В. И. Ленин 25 сентября, то есть накануне встречи со Сталиным, уже встречался с одним из членов Комиссии – Г. Я. Сокольниковым, а 27 сентября собирался встретиться я с П. Г. Мдивани. Ленин в своем письме упомянул о том, что вопрос создания союзного государства является очень важным, поэтому, Сталин, выдвигая свою концепцию по его политическому строительству, торопится. Далее Ленин сообщает об одной уступке, которую И. В. Сталин согласился сделать. Вместо «вступления» в РСФСР предлагалось написать: «Формальное объединение вместе с РСФСР в союз советских республик Европы и Азии». Смысл данной уступки состоял в том, что мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и другими и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию, «Союз Советских Республик Европы и Азии» [12].
Поправка, действительно, носила принципиальный характер. В литературе прямо писалось о том, что в своем письме 26 сентября Ленин выдвинул и обосновал идею образования Союза ССР на началах полного равноправия всех независимых советских республик, максимального соблюдения их суверенных прав. Таким образом, создавалась федерация нового типа, путем коренного изменения конструкции будущей страны. Собственно, для Ленина это не было чем-то абсолютно новым. Вопрос создания союза советских республик Ленин поднимал еще на Апрельской конференции: «Мы хотим братского союза всех народов.», «Партия российского пролетариата вступит в братский союз с такими рабочими партиями других стран, которые революционно борются и в своей стране за переход всей государственной власти в руки пролетариата». Эта идея оставалась важной для В. И.Ленина и осенью 1922 г. Для урегулирования взаимоотношений центра и окраин, Москвы и республик, Ленин предлагает создать новый этаж руководства и предоставляет его в последующих замечаниях на проект Комиссии. По 2-му параграфу резолюции В. И. Ленин выдвигает идею создания «Общефедерального ВЦИКа Союза Советских Республик Европы и Азии». И после этого следует его еще одно важное соображение: «Важно, чтобы мы не давали пищи «независимцам», не уничтожали их независимости, а создавали еще новый этаж, федерацию равноправных республик» [18].
В. И. Ленин предложил и другие поправки в Резолюцию 24 сентября в том же направлении, что и предыдущие. Он подчеркнул, что его проект является незаконченным, потому что в него будут внесены добавления и изменения после встречи с Мдивани и другими товарищами. Согласно этому письму, Сталин согласился перенести внесение резолюции в Политбюро ЦК до приезда Ленина, который должен был приехать в Москву 2 октября. Тем временем, естественно не ранее 26 сентября 1922 г. проект об отношениях РСФСР с независимыми Советскими Социалистическими Республиками за подписью членов комиссии ЦК-Сталина, Орджоникидзе, Мясникова и Молотова разослали всем членам и кандидатам ЦК РКП(б). В нем указывалось о внесении в ЦК «несколько измененной, более точной формулировки решения Комиссии ЦК». Далее говорилось о необходимости заключения договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских Республик и РСФСР об их объединении в Союз Социалистических Советских Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза, сообщалось об органах Союза и республик. Таким образом, получилась, не подкорректированная, а кардинально измененная под непосредственным влиянием Ленина резолюция. При этом Ленин, конечно, хорошо учитывал и решения VIII съезда партии, где специально подчеркивалось: «Все решения РКП и ее руководящих учреждений, безусловно, обязательны для всех частей партии, независимо от национального их состава», и резолюцию ее X съезда «О единстве партии», которые послужили опорой и, вместе с тем, подстраховкой единства всех советских республик [4].
И. В. Сталин согласился с важнейшим замечанием Ленина, хотя в ответном письме от 27 сентября, адресованном членам Политбюро, где он отказывался от принципа автономизации и признавал необходимость объединения республик в Союз советских республик Европы и Азии, возразил против предложения о создании общефедерального ЦИКа, так как это приведет к созданию в Москве двух палат – русской и федеральной, а также против создания союзных наркоматов. И. В. Сталин в своем письме подчеркнул: «Едва ли можно сомневаться в том, что эта „торопливость“ дает пищу «независимцам» в ущерб национальному либерализму т. Ленина». Однако по главному вопросу об отказе входить независимых республик в состав РСФСР Сталин все-таки признал справедливым предложение Ленина, а это было коренным вопросом разгоревшейся дискуссии [12].
Работа над проектом по созданию союзного государства по –прежнему продолжалась. Ленин уже 27 сентября встретился с Г. К. Орджоникидзе, который был сторонником автономизации, а также с П. Г. Мдивани, который категорически выступал против нее. На следующий день, 28 сентября В. И. Ленин встретился с противниками автономизации - членами ЦК Компартии Грузии М. С. Окуджавой, Л. Е. Думбадзе, К. М. Цинцадзе. В этот же день он беседовал с председателем армянского Совнаркома А. Ф. Мясниковым, который разделял идею автономизации. Таким образом, Ленин выслушал аргументы и тех и других представителей республик, и, основываясь на этом, попытался выработать оптимальную конструкцию для строительства союза. По-видимому, доводы Ленина, во всяком случае, во время этих бесед, убедили обе стороны. Подробности этих переговоров в источниках не отражены и приходится руководствоваться предположениями [4].
Ленин, с одной стороны, сохранил свою установку на создание союза советских республик, с другой предложил создание нового руководящего этажа. Соответственно, сохранялся принцип равноправности со столь необходимой для такой большой страны как Страна Советов централизацией. И для старой России необходимость большей централизации, нежели для многих других стран была очевидной. Действительно, В. И. Ленин предложил оптимальный вариант учета централизма и федерализма для того времени, учитывая, что партия была единой и правящей, и использование ее как инструмента управления постоянно учитывалось Лениным. В тех условиях необходимо было, с одной стороны, успокоить национальные интеллигенции, которые в своем большинстве были настроены антисоветски, а с другой стороны - не допустить раскола в самой партии. Поскольку уже пример Украины, где председатель украинского правительства Раковский был на одних позициях, а первый секретарь ЦК украинской компартии, на других, очень настораживал.
По истечению нескольких дней после письма В. И. Ленина Л. Б. Каменеву, 28 сентября 1922 г. Х. Г. Раковский, который находился в это время на отдыхе в Крыму, написал большое письмо И. В. Сталину, в котором изложил свои замечания по проекту резолюции о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками, отмечая неясности и противоречия, которые присутствуют в проекте. В первую очередь, в письме был затронут вопрос подчинения органов республик российским правительственным органам. Он прямо писал о необходимости поставить на прочные начала отношения РСФСР с независимыми республиками. Эту необходимость он видел в проявлениях новой экономической политики, освободившей мелкобуржуазную капиталистическую стихию, стремящуюся к захватам, которые характерны для капитализма. В этой связи усилилась необходимость урегулирования отношений между центром и местами с целью более правильного распределения всех благ страны между трудовыми массами всей федерации.
Вторым доводом, который Х. Г. Раковский приводит в пользу необходимого урегулирования, является международное положение. В момент вступления в политические и хозяйственные отношения с капиталистическим миром, необходимо большее, чем когда-либо единство руководства. Третий довод заключался в необходимости доведения до конца строительства советской государственной формы и прекращения составления коротких схематических договоров, которые часто пересматриваются и даже отменяются. Далее Раковский критикует Резолюцию, принятую комиссией, которая, по его мнению, тоже будет нуждаться, причем в ближайшее время, в новом пересмотре [12].
Х. Г. Раковский считал, что проект не выработал правильных принципов для построения действительной федерации. В соответствии с Раковским, новая политика по отношению к республикам будет рассматриваться как нэп, который перенесли в область национальных отношений и это при заметном обострении национальных чувств, в условиях, когда сам пролетариат поддался общей мелкобуржуазной стихии. Эта новая политика в скором времени ударит и по планам хозяйственного возрождения, потому что хозяйственная инициатива независимых республик чрезвычайно сужена [7].
Этот новый проект резолюции датируется периодом начала октября, точнее до 6 октября и уже в первом его пункте было записано: «Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских Республик и РСФСР об объединении их в «Союз Социалистических Советских Республик» с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава «Союза». Это был первый и важнейший пункт проекта постановления комиссии, предложившей название нового будущего государства – Союз Социалистических Советских Республик. Затем излагались предложения по организации государственных органов, согласно которым часть комиссариатов подлежала союзному подчинению, а часть республиканскому. Высшим органом Союза предлагалось считать Союзный ЦИК, куда предлагалось включить представителей ЦИКов РСФСР, Закавказской федерации, Украины и Белоруссии пропорционально представляемого ими населения. Исполнительным органом Союзного ЦИКа предлагалось считать Союзный Совнарком, который назначался Союзным ЦИКом. Проект этой резолюции подписали члены комиссии ЦК И. В. Сталин, Г. К. Орджоникизде, А. Ф. Мясников, В. М. Молотов [10].
Таким образом, создание единого союзного государства с республиками, которые входили в бывшую Российскую Империю, в начале 1920х годов было необходимо. Исходя из этого, в сентябре 1922 года сложилось противоборство двух основных концепций по объединению союзных республик, которые предложили И. В. Сталин - Генеральный Секретарь ЦК РКП(б), В. И. Ленин - Председатель СНК РСФСР. Эти две концепции координально отличались друг от друга. План «автономизации» предполагал вхождение в состав РСФСР всех остальных республик на правах автономий с потерей атрибутов государственности и политического суверенитета. План образования СССР на основе федерации предполагал соединение всех республик на равноправной основе с сохранением атрибутов государственности и суверенитета, за исключением вопросов, передаваемых в ведение Центра, сохранение права свободного выхода из союза. В итоге, в основу для строительства нового союзного государства был положен план В. И. Ленина.
2.1. Принятие Декларации и Договора об образовании СССР
29 декабря 1922 года в Москве состоялась конференция представителей полномочных делегаций Российской Федерации, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации. На ней были обсуждены и одобрены проекты Декларации и Договора об образовании СССР, порядок работы I Всесоюзного съезда Советов.
30 декабря 1922 года открылся I Всесоюзный съезд Советов. В его работе приняли участие более двух тысяч делегатов. Съезд открыл старейший делегат, член Президиума ВЦИК Петр Гермогенович Смидович, участник трех российских революций, член партии с 1898 г.
В. И. Ленин не смог присутствовать на съезде из-за болезни. Рабочим председателем съезда был назначен М. И. Калинин. Он предоставил слово для доклада об образовании СССР И. В. Сталину, который огласил Декларацию и Договор об образовании СССР, одобренный накануне делегациями четырёх объединяющихся республик.
Затем со своей речью выступил М. В. Фрунзе. Он предложил принять Декларацию и Договор за основу, поручив ЦИК СССР передать эти документы для дополнительного обсуждения ЦИК союзных республик, с целью разработать окончательный текст основного закона союзного государства и внести его на утверждение II Всесоюзного съезда Советов. Предложение было принято.
В Декларации были прописаны три причины создания Союза ССР – экономическая, военная и идеологическая: «Разоренные поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик.
С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения.
Наконец, само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью.
Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутреннее хозяйственное развитие, и свободу национального развития народов» [1].
В ней говорилось, что Союз является добровольным объединением равноправных народов. Каждая республика имеет право свободного выхода из Союза. В Союз также могут вступить все советские социалистические республики, существующие на тот момент, и которые могут возникнуть в будущем. Создание нового союзного государства должно послужить шагом по пути объединения трудящихся в Мировую Социалистическую Советскую Республику.
В Договоре об образовании СССР подчеркивалось, что независимые советские республики РСФСР, ЗСФСР, УССР и БССР добровольно и на равноправных началах вступают в государственный союз и передают ряд своих полномочий верховным органам центральной государственной власти: изменение внешних границ Союза; заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик; объявление войны и заключение мира; заключение внешних государственных займов; ратификация международных договоров; установление систем внешней и внутренней торговли; установление основ организации вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик; утверждение бюджета, единой денежной системы, налогообложение; законотворческая сфера. В договоре определялась сфера полномочий Союза Советских Социалистических Республик, формирование общесоюзных органов государственной власти. Народные комиссариаты иностранных дел, внешней торговли, по военным и морским делам, путей сообщения, почты и телеграфа теперь становились общесоюзными. А комиссариаты финансов, народного хозяйства, продовольствия, труда и рабоче-крестьянской инспекции создавались как союзно-республиканские. Комиссариаты, имевшие непосредственное отношение к особенностям быта, нравам, специфическим формам землеустройства и судопроизводства, языку и культуре народов(комиссариат земледелия, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, юстиции) оставались республиканскими. Таким образом, учли замечания Раковского, который указал на неясности и противоречия, которые могут возникнуть во взаимоотношениях РСФСР с союзными республиками.
Согласно 26 статье, каждая союзная республика имела право свободного выхода из Союза. В Договоре не были определены сроки его существования и возможность отмены [2].
2.2. Разработка и принятие Конституции СССР
Окончательное юридическое оформление образования СССР завершилось принятием Конституции Союза Советских Социалистических Республик – первой Конституции союзного государства.
27 апреля 1923 года Президиумом ЦИК СССР первого созыва была образована Конституционная комиссия. Ее цель заключалась в завершении подготовки сводного проекта Конституции СССР. В состав комиссии входили представители всех союзных республик.
6 июля 1923 года второй сессией ЦИК СССР было решено утвердить и немедленно ввести в действие Конституцию СССР, а текст её внести на окончательное утверждение II съезда Советов СССР.
Сессия ЦИК СССР избрала первое советское правительство – Совет Народных Комиссаров, главой которого являлся В. И. Лениным. 31 января 1924 года Конституция СССР была единогласно утверждена II Всесоюзным съездом Советов [15].
По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. не была похожа на предшествующие ей и последующие советские Конституции. В ней отсутствовали характеристики общественного устройства, главы о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Это связано с тем, что перечисленные вопросы решались Конституциями республик. Особое внимание в ней было уделено факту юридического закрепления образования СССР, правам Союза и входящих в него союзных республик, системе их высших государственных органов.
Структура Конституции была представлена двумя разделами: «Декларации об образовании СССР» и «Договора об образовании СССР». Договор подразделялся на 11 глав, состоявших из 72 статей [3].
В Конституции были зафиксированы полномочия Союза ССР. Ведению СССР подлежали внешнеполитические отношения, руководство внешней торговлей, установление основ и общего плана развития всего народного хозяйства Союза. Руководство транспортом, почтово-телеграфным делом, утверждение единого бюджета, установление единой денежной и кредитной системы, общих начал землеустройства и землепользования, основ судоустройства и законодательства, принятие общих мер в области здравоохранения и просвещения. Преимущественное право СССР заключалось в организации и руководстве вооруженными силами. Верховные органы СССР решали вопросы о приеме в союз новых республик, об изменении общих границ или границ союзных республик, а также спорные вопросы, возникающие между республиками. Исключительно к ведению съезда Советов СССР относилось утверждение и изменение основных начал союзной Конституции.
Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляла свою власть самостоятельно. Конституция закрепляла право свободного выхода республик из состава Союза, но реальные условия осуществления этого плана не прописывались. Территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия. Конституцией устанавливалось единое союзное гражданство.
Важное место в Конституции занимала организация высших государственных органов СССР. Верховным органом власти СССР являлся съезд Советов (ст. 8). Он избирался от городских Советов депутатов из расчета 1 депутат на 25 тыс. избирателей и от губернских съездов Советов – 1 депутат на 125 тыс. (ст. 9), т. е. выборы были неравными. Конституция предусматривала как очередные съезды Советов, созываемые ЦИК СССР, так и созываемые по требованию Союзного Совета, Совета Национальностей или двух союзных республик (ст. 11). В период между съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР, который состоял из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик пропорционально численности населения каждой в количестве 414 человек (ст. 14). Совет Национальностей формировался из представителей союзных и автономных республик – по 5 от каждой и по одному – от автономных краев и областей (ст. 15). Союзный Совет и Совет Национальностей для руководства текущей работой избирали Президиум. Для получения законопроекту юридической силы, требовалось его одобрение обеими палатами. ЦИК СССР не являлся постоянно действующим органом, он созывался на сессии его Президиумом три раза в год. Могли созываться и чрезвычайные сессии по постановлению Президиума ЦИК СССР, по требованию Президиумов Союзного Совета и Совета Национальностей, а также ЦИК одной из союзных республик. В период между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти являлся Президиум ЦИК СССР, избираемый на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей в количестве 21 человека, включая и Президиумы обоих Советов (ст. 26).
ЦИК СССР образовывал правительство – Совет Народных Комиссаров. Структура СНК состояла из председателя, его заместителей, председателя Высшего Совета народного хозяйства и народных комиссаров. СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и в своей работе был ответствен перед ним и его Президиумом. При СНК СССР было образовано Объединенное Государственное Политическое Управление, основными задачами которого являлись борьба с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом. Верховный суд СССР был признан высшим судебным органом, и был учрежден при ЦИК СССР [3].
Недостатком Конституции 1924 года являлось отсутствие в ней принципа разделения властей. Реально законодательная ветвь власти сосредотачивалась в руках четырех органов: Съезда Советов, ЦИК, Президиума ЦИК, СНК. Верховный суд не был признан отдельной ветвью власти, т.к. учреждался при ЦИК СССР. Одна ветвь власти не могла сдерживать другую. По-прежнему ставка делалась на мировую революцию.
В целом Конституция 1924 г. законодательно закрепила образование принципиально нового многонационального государства – СССР.
Таким образом, основные положения плана «федерализации» В. И. Ленина были нормативно закреплены в договоре о создании СССР, который в будущем послужил источником для создания первой Конституции СССР 1924 года. Декларация и Договор об образовании СССР являются основополагающими документами, с принятия которых 30 декабря 1922 г. начинается история Советского Союза. В дальнейшем, политические основы, прописанные в данных актах, будут закреплены в Конституции 1924 года. Их политическую базу составляют ленинские принципы устройства союзного социалистического государства. Они зафиксировали конституционные основы СССР, определили структуру органов государственной власти и управления СССР, разграничили компетенцию центральных органов и органов республик. Договором было установлено единое союзное гражданство для всех граждан союзных республик и зафиксировано право свободного выхода из Союза каждой из союзных республик. Конституция СССР стала нормативно-правовым актом, регулирующим союзные республики во всех сферах жизни.
Заключение
После распада Российской империи, территории, входившие в ее состав раннее, нуждались в экономическом, военном союзе с РСФСР. Это прекрасно понимало руководство страны, поэтому в 1922 году встает вопрос о создании союзного государства. Главная проблема заключалась в политической базе, на которой бы строилось объединение. Первым, кто предложил план был И. В. Сталин, позднее свой план выдвинул В. И. Ленин. Каждая из этих концепций имела положительные и отрицательные стороны.
Несомненным достоинством плана И. В. Сталина является легкость управления политическим объединением, так как бюрократический аппарат управления не утяжеляется новым слоем государственных служащих (кардинальное отличие от плана «федерализации». Главный недостаток плана «автономизации» - практическое отсутствие свобод и прав республик, при вхождении их в союз, что, в свою очередь, предоставляет концепция В. И. Ленина.
Минус плана «федерализации», который заложил «бомбу медленного действия» в строительство СССР является предоставление союзным республикам права свободного выхода из СССР.
Появление плана «федерализации» обусловлено желанием В. И. Ленина «угодить» Закавказским республикам. План «автономизации» приняли все республики, желающие войти в новый союз, кроме республик Кавказа. Именно после этого инцидента глава государства узнает о плане «автономизации», подвергает его жесткой критике и выдвигает кардинально отличающуюся политическую основу для строительства нового объединения.
Победа в борьбе двух концепций по вопросу объединения советских республик была за планом В. И. Ленина. Это связано с неравным положением должностей авторов концепций в вертикали власти. И. В. Сталин занимал должность ниже, чем В. И. Ленин. Дело не только в должности, В. И. Ленин умел лучше аргументировать, убеждать. На тот момент предложения В. И. Ленина более подходили ситуации и руководителям будущих союзных республик.
Библиографический список
Источники:
Декларация об образовании СССР. 1922. -http://cccp.narod.ru/work/book/deklar_sssr.html
Договор об образовании СССР. 1922 - http://cccp.narod.ru/work/book/dogovor_sssr.html
Конституция Союза Советских Социалистических Республик. 1924. - http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1924.htm
Ленин. В. И. Полное собрание сочинений. Т. 45. – М.: Издательство политической литературы, 1987. – 730 с.
Сталин И.В. Сочинения. – Т. 5. – М.: ОГИЗ; Государственное издательство политической литературы, 1947. - 441 с.
Монографии:
Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 1. – М.: Международные отношения, 1990. – 632 с.
Верт. Н. История советского государства. 1900—1991 -http://krotov.info/lib_sec/03_v/er/t_1992.htm
Гимпельсон Е. Г. Формирование советской политической системы (1917–1923 гг.). – М.: Наука, 1995. – 232 с
Гросул В. Я . Образование СССР (1917–1924). - М.: ИТРК, 2007. – 216 с.
Карр. Э. История Советской России. - https://scepsis.net/library/id_2122.html
Морозов Б. М. Советы и образование СССР. - М.: Мысль, 1974. – 141 с.
Сахаров В. А. Политическое завещание Ленина: реальность истории и мифы политики - http://leninism.su/books/4135-politicheskoe-zaveshhanie-lenina-realnost-istorii-i-mify-politiki.html?showall=&start=18
Успенский В. Д. Тайный советник вождя: Роман - исповедь. Книга 1. - М.:МСП «Интерконтакт». 1990. - 288 с.
Хоскинг Д. История Советского Союза. 1917 – 1991 гг. М., 1994. -510 с.
Статьи:
Аверьев В. В. Первая Конституция Союза ССР. - https://naukaprava.ru/catalog/435/437/5059/38894?view=1
Вестник Московского университета. Серия 11. – М.: Издательский дом МГУ, 2011 – 104 с.
Гилилов С. С. Разработка В. И. Лениным принципов строительства многонационального советского государства. - http://leninism.su/books/4134-o-deyatelnosti-lenina-v-1917-1922-gody.html?showall=&start=2
Гросул В. Я. Принципы создания СССР. - http://www.politpros.com/journal/read/?ID=1569&journal=124
Понтович Э. Э. Союз ССР, как союзное государство. - https://naukaprava.ru/catalog/435/550/3078/28402?view=1
Шестаков В. А. Образование СССР. - http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/03/01/obrazovanie_sssr/
24