Урок истории в 5 классе «Рождение Римской республики. Борьба патрициев и плебеев»
История 5 класс.
Тема урока: Рождение Римской республики. Борьба патрициев и плебеев.
Тип урока: урок коллоквиум.
Цели урока:
- Сформировать понятия: Республика, консул.
- Продолжить формирование умений по сравнению политического строя государств (на примере Рима в эпоху царей и республики, а также Греции и Римской республики);
- Показать значение мирного способа разрешения конфликтов, компромисса;
- Создать условия для личностного осмысления исторических событий, принятия решений в историческом контексте.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы расширенного информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; учатся строить четко сформулированное логическое рассуждение;
Коммуникативные: определяют цели, функции, степень участия и способы взаимодействия; осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, отборе, сохранении и представлении информации; приобретают умения учитывать позицию собеседника, адекватно воспринимать и передавать информацию;
Регулятивные: в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев: активно используют критерии оценки и самооценки; учатся оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;
Личностные: Знают моральные нормы, учатся соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; учатся выделять нравственный аспект поведения и ориентацию в межличностных отношениях; учатся устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формируют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу, выраженному в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
План урока:
Падение царской власти и образование республики.
Происхождение патрициев и плебеев. Причины их борьбы
Ход борьбы
Успех плебеев. Итоги борьбы.
Понятия урока: республика, консул, патриции, плебеи.
Средства обучения: настенная карта Древнего Рима.
Преемственные связи: межпредметные : обществознание. Внутрикурсовые: предидущие уроки по истории Древнего Рима.
Подготовка к уроку: репетиция сценки:? Борьба патрициев и плебеев.
Опрос: фронтальный опрос проводится по вопросам учебника после §40.
Изучение нового материала:
Действие учителя |
Действия учеников. |
Перечислите органы власти, существовавшие в Риме в период царей. |
Царская власть – не передавалась по наследству, народное собрание,сенат. Последний царь, Тарквиний Гордый не советовался с сенатом, народным собранием и в следствии этого, он был изгнан. |
А кто заменил его во главе государства? Информацию можете найти в тексте подпункта параграфа. |
Во главе государства вместоцаря заступили консулы. |
Учитель: консулов было двое, избирались на год и обладали равной властью, что вынуждало их принимать общие решения. За такой короткий срок консулы не могли почувствовать себя полновластными правителями и зависели от сената и народного собрания. |
Вывод: система власти в стране изменилась. Вместо одного правителя, царя, который управлял страной в течении всей своей жизни , страной стали управлять избранные на один год и зависимые от сената и народного собрания консулы. Т. е. народ в большей степени стал участвовать в управлении страной. |
На доске: la publica – общее дело. |
Фиксируют в тетради, что в 509 году до н э в Риме установилась республика. Республика – форма правления, при которой правители избираются народом на определённый срок и представляют интересы народа. |
Вспомните пожалуйста, где, в каких древних странах было еще республиканская форма правления? |
В Греции, там существовали народные собрания, а правителей, архонтов было несколько и их избирали. |
Выполните задания на счёт лет: Сколько лет в Риме просуществовала монархия? Сколько лет назад установилась республика? |
|
Население Рима делилась на две основные группы: патрициев и плебеев. Они по сути были людьми свободными, вместе служили в армии, но власть принадлежала только патрициям – римской знати. |
Ученики составляют схему появления патрициев и плебеев. Патриции – потомки древнейших жителей Рима. Плебеи – люди, переселившиеся в Рим или покорённые римлянами. Ученики могут высказывать мнение, что плебеи могли быть недовольны существующей системой власти, что могло привести к борьбе между патрициями и плебеями. |
Как вы думайте, могли ли желать патриции делиться властью с плебеями? Почему? |
Высказывают собственное мнение. |
Учитель предлагает разыграть сцену борьбы патрициев и плебеев за власть. |
|
На основе текста можно составить сценарий борьбы патрициев и плебеев. Ребята, давайте попробуем это сделать вместе. |
Ученики и учитель вместе составляют сценарий борьбы и ее итоги. |
В ходе составления сценария необходимо учитывать и выделить основные достижения плебеев в своей борьбе за право участвовать в политической и общественной жизни своего государства. |
Выделяют : право выборов народных трибунов – защитников интересов плебеев. - Запись законов – законы XII таблиц. =- отмена долгового рабства (вспоминают, что и в Греции и в Вавилонии при Хаммурапи было отменено долговое рабство). - право становиться чиновниками, консулами. |
Какое значение имело для плебеев отмена долгового рабства? |
Отныне патриции и плебеи стали равноправными гражданами Рима. |
Скажите, пожалуйста, по конституции – основному закону нашей страны, Россия – республика. Что это может значить? Являются ли по закону права всех граждан одинаковыми в нашей стране? |
|
Закрепление: по вопросам в конце параграфа. |
|
Домашнее задание: §42, рабочая тетрадь. |
Фиксируют в дневнике. |