Урок истории в 5 классе «Рождение Римской республики. Борьба патрициев и плебеев»

0
0
Материал опубликован 23 March 2016

История 5 класс.

Тема урока: Рождение Римской республики. Борьба патрициев и плебеев.

Тип урока: урок коллоквиум.

Цели урока:

  • Сформировать понятия: Республика, консул.
  • Продолжить формирование умений по сравнению политического строя государств (на примере Рима в эпоху царей и республики, а также Греции и Римской республики);
  • Показать значение мирного способа разрешения конфликтов, компромисса;
  • Создать условия для личностного осмысления исторических событий, принятия решений в историческом контексте.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы расширенного информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; учатся строить четко сформулированное логическое рассуждение;

Коммуникативные: определяют цели, функции, степень участия и способы взаимодействия; осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, отборе, сохранении и представлении информации; приобретают умения учитывать позицию собеседника, адекватно воспринимать и передавать информацию;

Регулятивные: в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев: активно используют критерии оценки и самооценки; учатся оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;

Личностные: Знают моральные нормы, учатся соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; учатся выделять нравственный аспект поведения и ориентацию в межличностных отношениях; учатся устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формируют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу, выраженному в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

 

План урока:

Падение царской власти и образование республики.

Происхождение патрициев и плебеев. Причины их борьбы

Ход борьбы

Успех плебеев. Итоги борьбы.

Понятия урока: республика, консул, патриции, плебеи.

Средства обучения: настенная карта Древнего Рима.

Преемственные связи: межпредметные : обществознание. Внутрикурсовые: предидущие уроки по истории Древнего Рима.

Подготовка к уроку: репетиция сценки:? Борьба патрициев и плебеев.

Опрос: фронтальный опрос проводится по вопросам учебника после §40.

Изучение нового материала:

Действие учителя

Действия учеников.

Перечислите органы власти, существовавшие в Риме в период царей.

Царская власть – не передавалась по наследству, народное собрание,сенат.

Последний царь, Тарквиний Гордый не советовался с сенатом, народным собранием и в следствии этого, он был изгнан.

А кто заменил его во главе государства? Информацию можете найти в тексте подпункта параграфа.

Во главе государства вместоцаря заступили консулы.

Учитель: консулов было двое, избирались на год и обладали равной властью, что вынуждало их принимать общие решения. За такой короткий срок консулы не могли почувствовать себя полновластными правителями и зависели от сената и народного собрания.

Вывод: система власти в стране изменилась. Вместо одного правителя, царя, который управлял страной в течении всей своей жизни , страной стали управлять избранные на один год и зависимые от сената и народного собрания консулы. Т. е. народ в большей степени стал участвовать в управлении страной.

На доске: la publica – общее дело.

Фиксируют в тетради, что в 509 году до н э в Риме установилась республика. Республика – форма правления, при которой правители избираются народом на определённый срок и представляют интересы народа.

Вспомните пожалуйста, где, в каких древних странах было еще республиканская форма правления?

В Греции, там существовали народные собрания, а правителей, архонтов было несколько и их избирали.

Выполните задания на счёт лет:

Сколько лет в Риме просуществовала монархия?

Сколько лет назад установилась республика?

 

Население Рима делилась на две основные группы: патрициев и плебеев. Они по сути были людьми свободными, вместе служили в армии, но власть принадлежала только патрициям – римской знати.

Ученики составляют схему появления патрициев и плебеев. Патриции – потомки древнейших жителей Рима. Плебеи – люди, переселившиеся в Рим или покорённые римлянами. Ученики могут высказывать мнение, что плебеи могли быть недовольны существующей системой власти, что могло привести к борьбе между патрициями и плебеями.

Как вы думайте, могли ли желать патриции делиться властью с плебеями? Почему?

Высказывают собственное мнение.

Учитель предлагает разыграть сцену борьбы патрициев и плебеев за власть.

 

На основе текста можно составить сценарий борьбы патрициев и плебеев. Ребята, давайте попробуем это сделать вместе.

Ученики и учитель вместе составляют сценарий борьбы и ее итоги.

В ходе составления сценария необходимо учитывать и выделить основные достижения плебеев в своей борьбе за право участвовать в политической и общественной жизни своего государства.

Выделяют : право выборов народных трибунов – защитников интересов плебеев.

- Запись законов – законы XII таблиц.

=- отмена долгового рабства (вспоминают, что и в Греции и в Вавилонии при Хаммурапи было отменено долговое рабство).

- право становиться чиновниками, консулами.

Какое значение имело для плебеев отмена долгового рабства?

Отныне патриции и плебеи стали равноправными гражданами Рима.

Скажите, пожалуйста, по конституции – основному закону нашей страны, Россия – республика. Что это может значить?

Являются ли по закону права всех граждан одинаковыми в нашей стране?

 

Закрепление: по вопросам в конце параграфа.

 

Домашнее задание: §42, рабочая тетрадь.

Фиксируют в дневнике.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.