Моя педагогическая концепция
Размышляя над данной темой, я обратилась к словарям, чтобы уточнить смысл значения слова «концепция». Словарь дает нам несколько определений концепции – это восприятие, способ понимания, основная идея, замысел, соображения и выводы.
Таким образом, педагогическая концепция– это собственные мысли, цели каждого учителя по поводу образования и воспитания детей.
Можно долго, красиво, умно рассказывать о концептуальной позиции учителя в рамках образовательного процесса.
Я же хочу рассказать о своем понимании преподавания, как бы «изнутри», моделируя ответ учителя на простой вопрос: «Что я делаю? Что я делаю, осуществляя свою педагогическую деятельность? Что я делаю на своих уроках?»
ЧТО?
1. Я обучаю истории учеников 5-го класса.
2. Я обучаю истории Машу, Дашу, Женю из 5-го класса.
3. Я вместе с Машей, Дашей, Женей из 5-го класса познаю события прошлого.
Каждая позиция может быть успешной. Разница лишь в том, что я хочу получить от ученика в конечном итоге, какова цель моей работы?
1. Знания?
2. Хорошая отметка?
3. Интерес к предмету?
Цель своей работы я вижу в повышении интереса к предмету «история». У вас может возникнуть вопрос – Зачем? Зачем необходимо, чтобы ребенку на уроке было интересно? Ведь он учится, получает знания, а не играет со своими друзьями, ему ведь сдавать экзамены.
Знаете, я обратила внимание, что учащиеся 5-го класса, изучая историю древнего мира, всегда получают только положительные оценки. Очень часто можно было услышать от них, как интересно было на уроке. А в старших классах, меняется содержание истории, что греха таить материал уже не такой увлекательный по содержанию и все реже и реже я слышу от детей – как было интересно.
Представьте, идет урок – урок истории. Учитель рассказывает о прошлых событиях, рассказывает интересно, эмоционально. В классе тишина, все слушают, не шелохнутся. Слушают..? А слышат? Слышат, что говорит учитель? Порой возникает сомнение.
Каждому учителю известна и другая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безинициативен, ко всему относится спустя рукава.
И тогда я задумалась – КАК? Как заинтересовать ребенка в своем предмете дальше, уже в старших классах.
При подготовке к уроку, работая над планом, я постоянно спрашиваю себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как наилучшим способом спланировать виды деятельности на уроке? Я постоянно стремлюсь создать ситуацию успеха, вызвать ощущение продвижения вперед. Для этого использую все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать класс: создаю проблемные ситуации, активизирую познавательную деятельность, организую сотрудничество учеников на уроке, выстраиваю позитивные отношения с классом, проявляю заинтересованность в успехах ребят.
Выбор методов обучения является ответственным делом, от которого иногда зависит успех или неудача занятия.
Задача современного образования – подготовить молодого человека к жизни в открытом информационном обществе, дать ему путеводную нить в будущем.
На мой взгляд, среди всего, наилучшим образом реализует задачу образования, реализует цель моей работы – метод проекта.
Именно данный метод научит ученика самостоятельно ставить цель, организовывать свою работу, корректировать ее исполнение, приобретать опыт работы в коллективе. А самое главное проектная деятельность помогает реализовывать личные интересы ребенка к предмету и вырасти интеллектуально активной личностью.
С проектной деятельностью очень тесно связаны учителя технологии, а вот преподаватели других дисциплин с опаской смотрят на него, и я считаю, что это не правильно.
Проектная деятельность ориентирована не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и на приобретение новых.
Проектная деятельность имеет ряд достоинств и преимуществ. Активное включение учащегося в проектную деятельность дает возможность, прежде всего, осваивать новые способы общественной деятельности. Смысл этой деятельности состоит в том, что учащиеся (по группам или индивидуально) в процессе работы над образовательным проектом за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую работу на заданную тему, постигая реальные процессы, факты, явления.
Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема – для всей группы одна, а пути реализации в каждой группе разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов. Задача при этом получить новый продукт.
Продуктом необязательно выступает только презентация, это может быть буклет, видеоролик, газета, макет и др.
Метод проекта как никакой другой, на мой взгляд, повышает качество обучения, активизирует истинное учение учеников, потому что эта деятельность:
1. направлена на конкретного ученика
2. позволяет применять много дидактических подходов
3. самомотивируем
4. помогает реализовывать педагогические цели на всех уровнях
5. позволяет учиться на собственном опыте
6. приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.
Еще один очень важный момент для ученика – он должен сознавать и видеть необходимость, полезность своей работы.
Так, например.
Предмет обществознание, класс 9, тема «Конституция РФ», 37 учащихся 9-х кл. приняли участие в составление электронного пособия «Изучаем Конституцию РФ». Ребята по каждой главе Конституции РФ (а их 9) составили презентации. (Вашему вниманию предлагаю просмотреть часть работы по теме «Президент РФ» - ее выполнили ученицы 9 «б» кл. Егорова Дия и Мухина М.) В результате –работы детей будут использованы мною на уроках обществознания, как мультимедийное сопровождение к изучению темы «Конституция РФ», классными руководителями для проведения тематических классных часов, так же работы были опубликованы в интеренете, по адресу www.edu-reforma.ru, в рамках Второго открытого профессионального конкурса педагогов «Мультимедиа урок в современной школе», на этом же сайте опубликована работа других учеников Белова Александра и Ахмерова Романа, которые сделали проект по теме «Первая мировая война» уже по предмету всеобщая история – 9 кл., например, предмет обществознание, класс 7, тема «Обмен, торговля, реклама», 38 учеников приняли участие в создании рекламного ролика (предлагаю просмотреть рекламу). Вы спросите, а это какую практическую деятельность несет, отвечу. Помимо того, что опять-таки я буду использовать на уроках, в качестве дидактического материала, так еще ролики можно применить на уроках экономики. И конечно же, проектную деятельность можно применять и во внеклассной деятельности. Так, например, в процессе изучения темы «Великая Отечественная война» в 9-м кл. ребята выполняли различные проекты, и данный видеоролик я использовала на интеллектуальной игре, посвященной 65-ой годовщине со дня победы над немецко-фашистскими захватчиками.
И конечно же, все удачные работы я помещаю на сайте «Учительской газеты» www.proshkolu.ru, где открыла свою страничку.
Позволю себе спросить вас – полезно? Интересно детям? Я думаю да – ведь не зря они подходят ко мне и спрашивают, а когда мы будем делать еще проекты, а по какой теме? А можно я?.. (и предлагают свою тему)
Значит не зря.
Что для меня история? Это сама жизнь. Жизнь со своими ошибками, достижениями, горестями и победами, плюсами и минусами. История учит детей жить, учит анализировать ошибки, учит выбирать правильные шаги. Учит жить, я их учу жизни и учусь жизни вместе с ними.
Вот это и есть моя педагогическая концепция.
Валеева Елена Николаевна
Трунтаева Светлана Юрьевна