Урок по творчеству В.М. Шукшина «Будь Человеком»
Тема: «Будь ЧЕЛОВЕКОМ»…
(урок по творчеству В.М.Шукшина).
Задача: Знакомство с творчеством В.М.Шукшина.
Цели: 1. Воспитание уважения к своей Родине.
2. Воспитание уважения к чужой точке зрения.
3. Формирование интереса к художественному слову в русской литературе.
4. Формирование гражданского сознания, любви уважения к ценностям отечественной культуры.
5.Формирование умений логически рассуждать, четко и кратко излагать свои мысли.
6. Развитие у школьников умений формулировать проблемы,поднятые автором текста, предлагать пути их решения.
7. Развитие речевых и аналитических навыков в процессе анализа художественного текста.
Оборудование:
на доске – фото В.М. Шукшина, часть кабинета оборудована под деревенскую избу: стол с самоваром, печь, на полу – домотканые половики.
Ход урока:
Здравствуйте! Наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения Евгения Евтушенко:
В искусстве уютно быть сдобною булкой французской,
но так не накормишь ни вдов, ни калек, ни сирот.
Шукшин был горбушкой с калиною красной вприкуску,
черняшкою той, без которой немыслим народ.
Сообщение учащегося:
Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Родители- крестьяне. В 1933 году отца арестовали. Незадолго до своей смерти Василий Макарович увидел имя отца в списках расстрелянных. Отцу Шукшина на момент расстрела исполнилось 22 года. Мать, оставшаяся одна с двумя детьми, вышла замуж вторично. Отчим оказался добрым и любящим человеком. Однако счастье матери были недолгим, через несколько лет началась Великая Отечественная война, а в 1942 году второй муж погиб. Василий окончил сельскую семилетку. Работал в колхозе, но через 3 года ушел из деревни. Работал в Калуге, Владимире, на стройках Средней Азии, Подмосковья – разнорабочим, слесарем-такелажником, учеником маляра, грузчиком. Когда Шукшина призвали на воинскую службу, он оказался на Черноморском флоте. Все свободное время он посвящал чтению, поскольку именно на флоте решил стать писателем и актером. Служба окончилась досрочно –Шукшин заболел и был списан на берег. Врачи запретили заниматься тяжелой физической работой, поэтому Василий Макарович стал преподавать в вечерней школе рабочей молодежи русский язык и литературу, некоторое время был ее директором.
Становясь старше, Шукшин понимал, что без глубоких знаний невозможно стать хорошим учителем. В 1954 году он уехал в Москву и поступил во ВГИК ( Всероссийский Государственный Институт Кинематографии ) на режиссерский факультет Михаила Рома, известного кинорежиссера. Дебютом Шукшина – актера стала роль Федора большого в фильме «Два Федора». Интересно, что в дипломной работе « Из Лебяжьего сообщают» он был уже одновременно и режиссером-постановщиком, и автором сценария, и исполнителем главной роли.
За всю жизнь Шукшин сыграл 20 ролей в кино. Фильм «Живет такой парень» в 1964 году принес Шукшину международную известность. На Венецианском кинофестивале фильм получил золотого Льва святого Марка».
Фильмы «Странные люди», « Печки-лавочки», « Ваш сын и брат», « Я пришел дать вам волю», «Пришел солдат с фронта», «Печки – лавочки», «Калина красная» выступил как сценарист и режиссер.
За работу в кино Василий Макарович стал лауреатом Ленинской премии, самой престижной в СССР награды для творческой интеллигенции.
Шукшин писатель начался с рассказа «Сельские жители», опубликованного в журнале «Смена» в 1958 году. Он дал название и сборнику рассказов. Вышло 3 сборника рассказов Шукшина: «Сельские жители», «Там вдали», «Характеры» ( в них включено более 120 рассказов), 2 романа (1965 год) «Любавины», (1971 год) «Я пришел дать вам волю» , 3 пьесы «Точка зрения», «Энергичные люди», « А поутру они проснулись», повесть-сказка « До третьих петухов».
Судьба отпустила Василию Макаровичу всего 45 лет. Он умер на съемках кинофильма « Они сражались за Родину».
Стихотворение Н Вознесенского « Хоронила Москва Шукшина».
Хоронила Москва Шукшина,
Хоронила художника, то есть
Хоронила Москва мужика
И активную совесть.
Он лежал под цветами на треть,
Недоступный отныне
Он свою удивленную смерть
Предсказал всенародно в картине.
Слово учителя:
Нет с нами писателя, актера, режиссера Шукшина, но остались его книги, фильмы, которые заставляют нас задуматься о себе, о жизни, о духовных ценностях, нравственных устоях.
Творчество писателя корнями в его истоках. Шукшинские истоки – чернозем Алтая. Сам Алтай - природный храм, в котором Вася Шукшин жил среди преданий, среди людей и тех простых бабущек, что сохранили и традиции, и веру. Крестьянская, деревенская проза – из истоков народной культуры, которая по сути своей культура православная.
Есть вечно новая Евангельская притча о возвращении блудного сына в родительский дом. Она проходит через всю русскую литературу. Это духовное возрождение к вершинам нравственности заблудшего сына, часто опустившегося до крайней точки и осознавшего, что единственное его спасение в возвращении к корням, к отчему дому.
Фильм «Калина красная» вышел на экраны страны в 1974 году. Он потряс своей глубиной, реалистичностью, необычным ходом выбора героя. На встрече со зрителями
Шукшин сказал: « Эта картина – драма. Она – об уголовнике. Ну, а какого плана уголовник? Не из любви к делу, а по стечению обстоятельств житейских…»
Егору Прокудину уже 40 лет, а просвета в жизни нет. Душа восстает против этого образа жизни. Он не склонен быть жестоким человеком. Сложись обстоятельства иначе, он мог бы стать незаурядным человеком. Даже будучи вором, он сохранил в себе душевную теплоту.
Заблудший сын встал на путь возвращения к земле, к людям. Путь Егора Прокудина от жизни вора к истокам крестьянской жизни тяжелый, жертвенный. Егор говорит: «За все, что ты делаешь, придется отвечать. И за хорошее и плохое. За ложь, за бессовестность, за трусость, за измену – придется платить. Платить сполна». Егор заплатил за свое прошлое жизнью.
(Кадры из фильма "Калина красная" (после посещения матери лежит на земле и раскаивается в своей беспутной жизни).
Обратимся к рассказам Шукшина.
Рассказы Шукшина раскрывают все стороны повседневной жизни простого человека. Писатель рисует картины жизни отдельных людей, их отношения, характеры, привязанности, стремления. Все рассказы написаны «простым» народным языком, поэтому они легко читаются.
Несмотря на простоту, краткость Шукшин затрагивает в своих рассказах проблемы общественной морали, нравственные проблемы поведения человека. Герои рассказов все разные по возрасту, по характеру, по образованию, по социальному положению, но каждый из них – личность.
Вопрос обращения к вере человека, раньше не проявлявшего никакого интереса к религии звучит в рассказе 1972 года «Гена Пройдисвет».
Анализ рассказов по плану.
1. Главный герой рассказа.
2. Особенности портретной зарисовки.
3. Характер героя.
4. Особенности речи.
5. Отношение к людям, к жизни.
6. Внутренний мир героя.
Вопросы к рассказу «Гена Пройдисвет»
1. Какие качества Генка не любит в людях?
(Ложь, притворство.)
2. Каким, по мнению Гены, должен быть верующий человек?
(Верующая душа, по мнению Генки, - это такая душа, которая обязательно живет в хилом теле, кроме того, человек верующий должен быть немного глуп. И жить просто и одиноко. А дядя Гриша еще и хитрый.. Как же это совместить?)
3. С какой целью идет Генка к дяде Грише?
(Будем обстоятельно ковырять душу)
Вначале Шукшин назвал рассказ «Антихрист 666». Конфликт между Геной, бросившим институт из-за неуживчивого характера, нигде надолго незадерживавшегося, и его дядей Гришей, «новообращенцем», возникает из-за простого желания Гены уличить дядю, вывести на чистую воду. Жизнь дядя понимает просто» вся жизнь свыше записывается на кинопленку как в кино, а после смерти прокручивается».
4. Какова основная мысль рассказа?
Из его уст звучит главная мысль рассказа – зачем искать подтверждений чуду, если оно в огороде, где все растет из земли. И человек тоже из земли вышел и в землю уйдет.
Неизбежная при непонимании Гены драка до крови, как борьба веры с невежественным неверием примиряется самой жизнью. Нюра, крупная, здоровая и очень добрая дочь дяди Гриши разводит их.
Вопросы к рассказу «Крепкий мужик».
1. Какую роль играла церковь в жизни деревни?
«Она сил прибавляла», - говорила мать Шурыгина.
«Люди постарше все были крещены в ней, в ней отпевали усопших дедов и прадедов, как небо привыкли видеть каждый день Она хоть и небольшая церковка, а оживляла деревню, собирала ее вокруг себя.»
2. С какой целью решили снести церковь?
Цель казалось бы благая – кирпич на свинарник.
3. Каково отношение жителей к этой затее?
«Дурацкое дело нехитрое», - зло сказала продавщица.
«Не смей трогать церковь, не смей!» - кричал молодой учитель.
Николай Шурыгин стал инициатором данной затеи. Он не нашел понимания ни у односельчан, ни в своей семье ("форменный бунт", мать говорит, что его проклянут). Николай хорохорится, а душу терзают сомнения. Недаром на ночь глядя он отправился в райцентр.
Автор поднимает тему духовных ценностей. "Что имеем - не храним, потерявши - плачем".
Слово учителя:
Несмотря на простоту, краткость Шукшин затрагивает в своих рассказах проблемы общественной морали, нравственные проблемы поведения человека. Писателя волнуют чистые, искренние отношения между людьми, без лжи, предательства. А еще он указывает на качества, которые близки русскому человеку – совестливость, духовность.
Шукшинские рассказы – цельное сказание, о времени. О народе. В них воссоздана атмосфера духовных исканий.
Каждый из героев рассказа счастлив, когда у него в душе покой. А почему покойно на душе? Когда живет человек по совести. Вот все есть в жизни у Тимофея Худякова дом –полная чаша, а « опостылело все на свете, полный разлад в душе». потому что все жизнь хапал, воровал.
Автор и его герои, не пассивные созерцатели, а борцы за правду, за духовные ценности.
Чтобы наше общество стало нравственным, культурным, нужно каждому человеку заняться "воспитанием своей души".
На доске высказывания:
Василий Шукшин говорил: «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Мы один раз живем на земле. Так будьте повнимательнее друг к другу.»
Шукшин утверждает идеал высоконравственного человека. Идеал этот реален и достижим. Это любовь к Родине, верность народу, труд, украшающий жизнь
Василий Макарович Шукшин - это человек с образом которого и его творчеством в душе каждого русского человека звучат простые светлые слова Природа. Земля, Совесть, Душа, Россия, Правда. А еще – Любовь и Вера.
Он писал:
«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту…Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами…
Уверуй, что все было не зря наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюху табаку.
Мы умели жить. Помни это. Будь человеком».
Домашнее задание.
Написать эссе на тему:
Какие «вечные вопросы» решают шукшинские герои?
Волкова Светлана Ивановна
Лысакова Маргарита Викторовна
Шувалова Альвина Сергеевна
Наталья Алексеевна Яковлева