Литературная игра «Баранкин, будь человеком» (3 класс)
Пояснительная записка к презентации
Методическая разработка урока по внеклассному чтению
«Литературная игра «Баранкин, будь человеком»»
Класс: 3
УМК «Планета Знаний»
Цель: Погрузить учащихся в мир художественной литературы, осуществлять популяризацию детской литературы через произведение В. Медведева «Баранкин, будь человеком».
Задачи: 1.Превращать учащихся из пассивных читателей в активных и творческих.
2. Обучать учащихся умению анализировать прочитанное и развивать их речевую культуру.
3. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей через активное участие в игровом процессе.
4. Осуществлять нравственно-эстетическое преображение читателя школьника.
5. Формировать потребность в постоянном чтении книг, формировать читательскую самостоятельность.
Оборудование: карточки с названием команд «Воробьи», «Бабочки», «Муравьи»; слова – заклинания на листочках;
Предварительная подготовка: В течение некоторого времени дети читают произведение. Перед уроком учитель готовит карточки с названием команд. Дети из «волшебной» шкатулки вытягивают карточку.
Форма организации деятельности учащихся: групповая (3 групп) + группа родителей.
Используемая литература: 1. Медведев В. В. Баранкин, будь человеком! – М.: Издательство «Самовар». – 2014, 134 с.
Ход урока:
- Каждый из нас в детстве мечтал о чем-то волшебном. Кто-то о том, чтобы у нас была шапка – невидимка, кто – то о волшебной палочке. Казалось, что когда-нибудь палочка обязательно появится и исполнит наши самые заветные желания. А кто-то мечтал перевоплощаться в других людей и даже животных. А вот один из замечательных детских писателей позволил себе помечтать о том, а могут ли обычные ребята превращаться в разных животных.
- Так появилось замечательное юмористическое произведение Валерия Медведева «Баранкин, будь человеком!». (слайд 2) Это повесть-сказка о потешных злоключениях школьников, которые, превращались поочерёдно в воробьёв, бабочек и муравьёв. В конце концов, они вернулись к человеческому существованию и поняли, какое это счастье быть человеком!
Эта повесть появилась более 50 лет назад и стала любимой для ребят многих поколений. Представьте, эта книга была переведена более чем на 20 языков. И даже был снят мультфильм.
Ну а мы сегодня сыграем в литературную игру по этому замечательному произведению. (слайд 3) . Итак, Баранкин, будь человеком!
Сегодня у нас команды воробьев, бабочек и муравьев.
(Команды произносят заклинания)
Я уверен без забот, Я уверен без забот, Ой, мамочка,
Воробей живёт. Мотылёк живёт. Я не хочу быть бабочкой.
Вот я, вот я Вот я, вот я Хорошо быть мурашом,
Превращаюсь в воробья. Превращаюсь в мотылька. Бабочкой нехорошо!
Сегодня с нами играет и команда родителей.
Итак, наши команды удобно устроились на своих местах: кто на бабочках, кто на воробьях, кто на муравьях. Начинаем!
1. БЛИЦ – ОПРОС (слайд 4)
- Каждой команде поочерёдно задаются 4 вопроса. Отвечают представители той команды, которой предназначен вопрос. Если они затрудняются, право ответа переходит к команде, которая первая подняла руку.
1. В какое время года происходит действие, описанные в книге? (осенью)
2. Как звали (имя и фамилия) главных героев повести? (Костя Малинин и Юра Баранкин)
3. В какой день недели происходили события? (Воскресенье)
4. Какой нос был у Баранкина? (курносый)
5. Кто такие мирмики? (Рыжие муравьи.)
6. Чему научились Баранкин и Малинин у воробьёв? (Вить гнезда)
7. Кто помешал Баранкину и Малинину, когда они были бабочками, наесться нектара? (Пчела)
8. Сколько лап у муравья? (6)
9. Как звали любимую кошку мамы Юры Баранкина? (Муська)
10. Как Баранкину и Малинину удалось спастись от мирмиков? (Улетели на паутине.)
11. В какую бабочку превратился Костя Малинин? (В махаона.)
12. Лакомство бабочек?(Нектар)
13. За что дралась семья воробьёв? (За скворечник)
14. Кем и за что были наказаны муравьи Костя и Юра? (Совет старейших муравьев за то, что не работали в самый разгар Солнечного Света).
15. Что предпринял Баранкин, чтобы окончательно разбудить Малинина, когда ребята были бабочками? (Начал щекотать)
16.Чего испугались кошки, когда охотились на Баранкина и Малинина? (“…на их глазах из съедобного воробья я превратился в несъедобную бабочку!”)
2. БЮРО НАХОДОК (слайд 5)
(слайд 6 – 9) – На слайде появятся предметы, встречающиеся в произведении. Вспомните, кому принадлежат эти предметы?
Фотоаппарат – Алик Новиков (фотокорреспондент школьной газеты)
Лопаты – Зина Фокина (староста класса)
Сачок – одноклассницы Баранкина и Малинина.
Учебник геометрии – урок у героев произведения.
3. КРОССВОРД «Найди бабочку» (слайд 10)
- Продолжаем наш разговор о Баранкине и его друге. Во второй раз, как мы знаем, ребята превратились в бабочек. Предлагаем вам найти среди букв названия бабочек. (Приложение 1 – Кроссворд)
В группе учащиеся разгадывают кроссворд.
4. ИГРА (ФИЗМИНУТКА) (слайд 11)
Учащиеся прыгают, если слышат команду «воробьи»; машут руками, если слышат команду
«бабочки»; бегут на месте, если слышат команду «муравьи». Сначала команды выполняютя медленно, постепенно темп ускоряется.
5. МУРАВЕЙНИК (слайд 12)
Каждая группа в конверте получает деформированные слова. Задача учащихся собрать слова и расположить их по цветам радуги. (Приложение 2 – Муравейник)
Составляют слово по первым буквам слов – ЧЕЛОВЕК.
- Почему именно это слово? (Рассуждают)
6. ВОЛШЕБНАЯ ШКАТУЛКА (слайд 13 – 16)
- В этой шкатулке находятся предметы, которые встречаются в повести. Угадайте, что это за предметы.
1. Предмет, на котором число и буквы были раскрашены веселой розовой краской в воскресенье. (Календарь)
2. Об этом предмете Баранкин вспомнил, когда будучи бабочкой-капустником, забрался на цветок и запустил хоботок в самую середину цветка, где должен находиться нектар. Запах нектара был, а самого нектара не было. (Флакон из-под духов)
3. Дерево, под которым сидели на скамейке Малинин и Баранкин и ждали Мишку Яковлева. (Береза)
4. Этот предмет никто не видел, кроме Юры Баранкина. (Тетрадь Баранкина с заклинаниями для превращения)
8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (слайд 17)
- Наша игра подошла к концу. Молодцы! Наверное, каждый из нас прочитав это произведение, извлек для себя полезный урок. Человек - это звучит гордо!
Давайте посмотрим, кто же у нас знаток «Баранкина и Малинина»?
(Подсчет голосов, поздравление победителей, сладкие призы всем участникам)
Конспект урока
DOC / 48 Кб
Муравейник (Приложение 2)
DOCX / 9.94 Кб
Кроссворд (Приложение 1)
DOCX / 16.02 Кб
Презентация к уроку
PPT / 6.49 Мб
Евгений Алексеевич