12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Погодина Наталия Леонидовна3093
Учитель - это не профессия. Это образ жизни. Быть учителем невероятно интересно, почётно и ответственно. Являюсь учитель начальных классов высшей категории. Стаж работы 15 лет.
Россия, Карелия респ., Петрозаводск
5

Методическая разработка урока по внеклассному чтению «Литературная игра «Баранкин, будь человеком»»



Методическая разработка урока по внеклассному чтению

 «Литературная игра «Баранкин, будь человеком»»


Класс: 3

УМК «Планета Знаний»

Цель: Погрузить учащихся в мир художественной литературы, осуществлять популяризацию детской литературы через произведение В. Медведева «Баранкин, будь человеком».

Задачи: 1.Превращать учащихся из пассивных читателей в активных и творческих.

2.  Обучать учащихся умению анализировать прочитанное и развивать их речевую культуру.

3. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей через активное участие в игровом процессе.

4. Осуществлять нравственно-эстетическое преображение читателя школьника.

5. Формировать потребность в постоянном чтении книг, формировать читательскую самостоятельность.

Оборудование: карточки с названием команд «Воробьи», «Бабочки», «Муравьи»; слова – заклинания на листочках;

Предварительная подготовка: В течение некоторого времени  дети читают произведение. Перед уроком учитель готовит карточки с названием команд. Дети из «волшебной» шкатулки вытягивают карточку.

Форма организации деятельности учащихся: групповая (3 групп) + группа родителей.

Используемая литература: 1. Медведев В. В. Баранкин, будь человеком! – М.: Издательство «Самовар». – 2014, 134 с.

 

Ход урока:

 

- Каждый из нас в детстве мечтал о чем-то волшебном. Кто-то о том, чтобы у нас была шапка – невидимка, кто – то о волшебной палочке. Казалось, что когда-нибудь палочка обязательно появится и исполнит наши самые заветные желания. А кто-то мечтал перевоплощаться в других людей и даже животных. А вот один из замечательных детских писателей позволил себе помечтать о том, а могут ли обычные ребята превращаться в разных животных.

- Так появилось  замечательное юмористическое  произведение Валерия Медведева «Баранкин, будь человеком!». (слайд 2) Это повесть-сказка о потешных злоключениях школьников, которые, превращались поочерёдно в воробьёв, бабочек и муравьёв. В конце концов, они вернулись  к человеческому существованию и поняли, какое это счастье быть человеком!

Эта повесть появилась более 50 лет назад и стала любимой для ребят многих поколений. Представьте, эта книга была переведена более чем на 20 языков. И даже был снят мультфильм.

 Ну а мы сегодня сыграем в литературную игру по этому замечательному произведению. (слайд 3) . Итак, Баранкин, будь человеком!

Сегодня у нас команды воробьев, бабочек и муравьев.

(Команды произносят заклинания)

 

Я уверен без забот,                        Я уверен без забот,                 Ой, мамочка,

Воробей живёт.                  Мотылёк живёт.                    Я не  хочу быть бабочкой.

Вот я, вот я                         Вот я, вот я                             Хорошо быть мурашом,

Превращаюсь в воробья.   Превращаюсь в мотылька.              Бабочкой нехорошо!

 

Сегодня с нами играет и команда родителей.

Итак, наши команды удобно устроились на своих местах: кто на бабочках, кто на воробьях, кто на муравьях.  Начинаем!

 

1. БЛИЦ – ОПРОС (слайд 4)

- Каждой команде поочерёдно задаются 4 вопроса. Отвечают представители той команды, которой предназначен вопрос. Если они затрудняются, право ответа переходит к команде, которая первая подняла руку.

1. В какое время года происходит действие, описанные в книге? (осенью)

2. Как звали (имя и фамилия) главных героев повести? (Костя Малинин и Юра Баранкин)

3. В  какой день недели происходили события? (Воскресенье)

4. Какой нос был у Баранкина? (курносый)

5.  Кто такие мирмики? (Рыжие муравьи.)

6. Чему научились Баранкин и Малинин у воробьёв? (Вить гнезда)

7. Кто помешал Баранкину и Малинину, когда они были бабочками, наесться нектара? (Пчела)

8. Сколько лап у муравья? (6)

9. Как звали любимую кошку мамы Юры Баранкина? (Муська)

10. Как Баранкину и Малинину удалось спастись от мирмиков? (Улетели на паутине.)

11. В какую бабочку превратился Костя Малинин? (В махаона.)

12. Лакомство бабочек?(Нектар)

13. За что дралась семья воробьёв? (За скворечник)

14. Кем и за что были наказаны муравьи Костя и Юра? (Совет старейших муравьев  за то, что не работали в самый разгар Солнечного Света).

15.     Что предпринял Баранкин, чтобы окончательно разбудить Малинина, когда ребята были бабочками? (Начал щекотать)

16.Чего испугались кошки, когда охотились на Баранкина и Малинина? (“…на их глазах из съедобного воробья я превратился в несъедобную бабочку!”)

 

2. БЮРО НАХОДОК (слайд 5)

(слайд 6 – 9) – На слайде появятся предметы, встречающиеся в произведении. Вспомните, кому принадлежат эти предметы?

 

Фотоаппарат – Алик Новиков (фотокорреспондент школьной газеты)

Лопаты – Зина Фокина (староста класса)

Сачок – одноклассницы Баранкина и Малинина.

Учебник геометрии – урок у героев произведения.

3. КРОССВОРД «Найди бабочку» (слайд 10)

- Продолжаем наш разговор о Баранкине и его друге. Во второй раз, как мы знаем, ребята превратились в бабочек. Предлагаем вам найти среди букв названия бабочек. (Приложение 1 – Кроссворд)

В группе учащиеся разгадывают кроссворд.

4. ИГРА (ФИЗМИНУТКА) (слайд 11)

Учащиеся прыгают, если слышат команду «воробьи»; машут руками, если слышат команду

«бабочки»; бегут на месте, если слышат команду «муравьи». Сначала команды выполняютя медленно, постепенно темп ускоряется.

5.  МУРАВЕЙНИК  (слайд 12)

Каждая группа в конверте получает деформированные слова. Задача учащихся собрать слова и расположить их по цветам радуги.  (Приложение 2 – Муравейник)

Составляют слово по первым буквам слов – ЧЕЛОВЕК.

- Почему именно это слово? (Рассуждают)

6. ВОЛШЕБНАЯ ШКАТУЛКА (слайд 13 – 16)

- В этой шкатулке находятся предметы, которые встречаются в повести. Угадайте, что это за предметы.

1. Предмет, на котором число и буквы были раскрашены веселой розовой краской в воскресенье. (Календарь)

2. Об этом предмете Баранкин вспомнил, когда будучи бабочкой-капустником, забрался на цветок и запустил хоботок в самую середину цветка, где должен находиться нектар. Запах нектара был, а самого нектара не было.      (Флакон из-под духов)

3. Дерево, под которым сидели на скамейке Малинин и Баранкин и ждали Мишку Яковлева. (Береза)

4. Этот предмет никто не видел, кроме Юры Баранкина. (Тетрадь Баранкина с заклинаниями для превращения)                                                                                       

8.  ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ  (слайд 17)

- Наша игра подошла к концу. Молодцы! Наверное, каждый из нас прочитав это произведение, извлек для себя полезный урок. Человек - это звучит гордо!

Давайте посмотрим, кто же у нас знаток «Баранкина и Малинина»?

(Подсчет голосов, поздравление победителей, сладкие призы всем участникам)

 

 


Конспект урока
DOC / 48 Кб

Муравейник (Приложение 2)
DOCX / 9.94 Кб

Кроссворд (Приложение 1)
DOCX / 16.02 Кб

Презентация к уроку
PPT / 6.49 Мб

Опубликовано


Комментарии (1)

Евгений Алексеевич, 22.01.18 в 22:11 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за Вашу работу.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.