Заседание клуба: «Содружество» по теме «Диво – дивное, Чудо - чудное. Приобщение детей к истокам народного искусства»
Заседание клуба: «Содружество»
Тема: Диво – дивное, Чудо - чудное.
Приобщение детей к истокам народного искусства.
№ |
Содержание |
Ответственные |
1 |
Сообщение о мероприятиях по оздоровлению детей |
Медсестра Авилова Л.В. |
2 |
Результаты анкетирования родителей по теме: Народное искусство в жизни вашей семьи. |
Учитель-логопед Клюшник Н.В. |
3 |
Сообщение на тему: Устное народное творчество в воспитании дошкольников. |
Воспитатель Мелихова О.Т.
|
4 |
Мастер класс для родителей: Казачьи игры для детей. |
Инструктор по физ-ре Голенко Е.Е. |
5 |
Сообщение по теме: Формирование у детей представлений о народном искусстве. |
Учитель-логопед Клюшник Н.В. |
6 |
Выставка детских рисунков, поделок. |
ПЭЦ Пархомова Н.А. Учитель-логопед Клюшник Н.В. |
7 |
Слово Н.В. Даниленко (заведующая ДОУ) |
Даниленко Н.В. |
Анкета для родителей «Народное искусство в жизни вашей семьи»
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на следующие вопросы анкеты. Мы очень надеемся на Вашу помощь!
1.Какие существуют традиции в вашей семье?
_________________________________________________________
2. Посещаете ли вы с ребенком памятные места станицы, городов? Какие?
_________________________________________________________
3.Какие умения передаются в вашей семье из поколения в поколение?
4.Какие виды народного искусства вы знаете? ________________________
_________________________________________________________
5. Как часто вы читаете ребенку русские народные сказки?
_________________________________________________________
6. Какие русские народные пословицы и поговорки вы употребляете в общении с ребенком?
_________________________________________________________
Большое спасибо за искренний ответ!
1. Сообщение о мероприятиях по оздоровлению детей. (Авилова Л.В.)
2. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Благодаря вашим искренним ответам анкеты по теме: Народное искусство в жизни вашей семье, мы смогли выявить уровень заинтересованности в ваших семьях народным искусством. Статистика показывает: 100% - в каждой вашей семье существуют особые традиции, которые передаются из поколения в поколение. 80% - посещают с детьми памятные места. 100% - передаются различные умения ваших семей такие как, пение, рукоделие, рисование, кулинарное искусство и просто слежение за порядком в доме, на улице. 90% - знание видов народного искусства. 100% - чтение детям русских народных сказок. 90% - родителей употребляет в общении с детьми русских народных пословиц и поговорок. Очень часто встречаются такие пословицы и поговорки: Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Не откладывай на завтра, то, что можно сделать сегодня. Тише едешь – дальше будешь. Что посеешь, то и пожнешь. Когда я ем я глух и нем. Поспешишь – людей насмешишь.
Приобщение детей к народному искусству закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Любовь маленького ребенка - дошкольника к народному искусству начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, с любовью к своему народу, станице, дому, улице, на которой он живет, детскому саду. Прослушайте пожалуйста сообщение на тему:
3. Устное народное творчество в воспитании дошкольников. (Мелихова О.Т.)
4. Все исконно народные игры имеют космогоническое значение. Это величайшая педагогика волхвов и кудесников Земли, смысл которой открывается благодаря пониманию значения образов русской и общеземной культуры. Народные игры — это заклики к Природе, как коллективная просьба реализации тех или иных событий, явлений, действий: это диалог с Природой как с Матерью, через общую игру человек находит ответ. С малых лет он усваивает алгоритм общественного бытия. Существует очень много разнообразных казачьих игр для детей дошкольного возраста, такие как «Палочка-стукалочка», «Мороз-красныйй нос», «Малечка-калечка» и другие. В детском саду на физкультурных занятиях и в группе мы проводим такие игры. Мы представляем вашему вниманию Мастер-класс Голенко Е.Е – инструктору по физ-ре.
5. Формирование у детей представления о народном искусстве
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно прикладное искусство должны найти отражение в содержании воспитания, особенно сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение современных детей. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, — задача, актуальная во все времена. Эта работа не может быть успешной без глубокого знания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры, сказки, пословицы и поговорки. Только в этом случае народное искусство — этот подлинный источник прекрасного — оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Народное искусство, как и искусство, вообще, многофункционально, и одна из его функций — воспитательная, надо только реализовать ее в полной мере. Народное искусство несет в себе огромный духовный заряд, эстетические и нравственные идеалы, веру в торжество прекрасного, победу добра, справедливости. Народное творчество как часть искусства народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.
Народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты:
• Народное творчество носит коллективный характер: изделия создаются целым коллективом, часто это является семейным делом.
• Традиционность — народное искусство имеет корни, уходящие в глубину веков. Веками отбирались и отрабатывались характерные черты того или иного вида росписи, вышивки, ее колорит.
• Народное искусство всегда создавалось для человека и служило ему. Любая народная игрушка, делалась для ребенка, чтобы его порадовать.
• Гуманность — русское народное искусство очень содержательно и направлено на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать наполненной.
• Праздничность — для русского народного искусства характерна мажорность, отражающая полнокровное и оптимистичное восприятие мира.
На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают радость, получают удовольствие от ярких, жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к труду мастера, создавшего их. У них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
ЗАПОВЕДИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
«Дети учатся жить у жизни»
Если ребенка постоянно критикуют, он учиться ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учиться агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учиться жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учиться принимать других.
Если ребенка подбадривают, он учиться верить в себя.
Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности, он учиться верить в людей.
6. В нашем зале оформлена выставка семейных поделок, которая создана благодаря вашим усилиям и ваших детей. Здесь очень много разнообразных поделок. Это показывает, что вы талантливы, у вас умелые руки. И самое главное, есть желание заниматься со своими детьми, передавать им свои умения и навыки.
7. Слово предоставляется заведующей детского сада Даниленко Н.В.
Называется игра «Лапоточки».
«Лапоточки»
Для проведения игры «лапти», любые предметы, число которых должно быть на одно меньше, чем число участников. Играющие под музыку подскоками или шагом движутся по кругу вокруг «лаптей». С окончанием музыки каждый старается быстрее обуть «лапти». Ребенок, оставшийся без обуви, выбывает из игры и забирает одну пару «лаптей».
Вариант: Играющие движутся по кругу со словами:
Ты, Митяй, не зевай, не зевай!
Лапоточки, обувай, обувай!
Раз, два, три!
Лапоточки бери!
Правила: Игроки обувают лапти только после окончания слов или музыки.
«Заря». Игра о Тригле сил Природы: Воды, Воздуха, Земли. Заря Природы — это рождение Духа Земли, который она выдавливает из себя через родники, ключи. Этот Дух (голубая лента) — Воз Духа и есть обновляющие, озаряющие силы Природы, дающие вдохновенные силы человеку.
Ход игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:
Заря–зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые — за водой пошла!
С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.
Правила игры. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.
«Иголка, нитка и узелок»
О единстве идеи, пути её осуществления.
Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок». Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои. Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.
Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.