Статья «Приобщение детей с нарушением речи к родной культуре через логоритмические занятия в ОУ»

3
0
Материал опубликован 24 February 2018

Приобщение детей с нарушением речи к родной культуре через логоритмические занятия в ОУ.

Корниенко М. А. учитель - логопед,

высшая квалификационная категория,

МБДОУ ДС «Рябинушка» г. Волгодонска.


 

Больше всего на свете я люблю родную землю с ее полями, лесами, реками, люблю мудрый и добрый народ наш, его чаровный, несравненный по красоте и силе язык.

В.А. Закруткин

На свете есть у каждого, наверно, любимый уголок земли!
Где жили наши деды, где совершали подвиги они.
Здесь дышится намного легче и свободней,
Любимый наш ты - край Донской!
Казачий край, ты край раздольный!
Гордимся мы твоей судьбой!


 

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны. Поэтому важным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни. Наш детский сад не исключение, педагоги и медики, признают, что главным условием успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в детском саду. Нами была организована система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Так как в ОУ воспитываются дошкольники с речевыми патологиями, у которых имеются специфические особенности общего психического развития и формирования личности, а занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают коррекционных задач, мне, как учителю-логопеду, необходимо было выбрать наиболее оптимальную адекватную коррекционную методику с учетом резервных компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности.

Одной из форм активной терапии, благотворно действующей как на физическое, так и на психическое развитие ребенка с речевыми нарушениями, является логопедическая ритмика, поэтому был организован кружок «Красочный мир логоритмики» в его основу положен метод фонетической ритмики.

Использование связи слова, музыки и движения способствует интеллектуальному развитию ребенка, в частности осуществлению коррекционно - педагогического процесса.

Следует также подчеркнуть, что наш детский сад работает по программе «Детство», а также на его базе функционирует областная площадка «Воспитание патриотического самосознания старших дошкольников на традициях Донского казачества в процессе реализации рабочей программы «Дончата», где работа по приобщению детей к родной культуре проходит красной нитью. Русские народные игры, хороводы, пляски, народные песни, частушки, потешки, скороговорки, сказки, загадки, заклички, пословицы, поговорки являются богатейшим источником физического, познавательного и нравственного развития детей. В планировании логоритмических занятий мы  обратились к народной культуре, к русскому фольклору. В русском фольклоре особенным образом сочетается слово и музыкальный ритм, напевность.

Кружок «Красочный мир логоритмики» базируется на основных положениях программ и методических пособий отечественных педагогов.

В начале учебного года проводится диагностика по методике Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе воспитанников ОУ учителем-логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей, ручной и речевой моторики. Результаты учитываются при составлении планов занятий кружка и индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику и выстроить новые перспективы.

Основные критерии диагностики:

Слуховое внимание.

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

Восприятие и воспроизведение ритма.

1-й элемент: - - .. -

2-й элемент: - .. - -

3-й элемент: - - …

4-й элемент: … - -

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве.

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики.

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

силу движений,

точность движений,

темп движений,

координацию движений,

переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики.

1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру. Оценка от 1 до 3-х.

3. Синхронность движений правой и левой руки. Предлагается пальчиковая игра. Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение от одного движения к другому.

«Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.

Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.

Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.

Логоритмическое занятие проводится один раз в неделю и имеет общепринятую структуру. В содержание каждого занятия включены 2-3 приема из русского народного фольклора. Это наглядно представлено в перспективном календарно – тематическом плане

Месяц, неделя

Лек

сическая тема

Работа учителя - логопеда

Работа музыкального руководителя

Октябрь,

I неделя

Овощи

Пальчиковая игра «Капуста»

Цель: развитие мелкой моторики рук, совершенствование четкости дикции.

Самомассаж «Осень»

Цели: обучать детей правильно выполнять оздоровительные упражнения.

Правильно произносить гласные звуки в словах, согласные звуки в конце слов.

Упражнение на дыхание

Цель: формирование правильной атаки голоса при произнесении гласных.

Упражнение «Сбор урожая»

Цель: развивать чувство музыкального и речевого темпов.

Марш Д.Львов-Компанеец

Цель: учить двигаться в соответствии с характером музыки, ориентироваться в пространстве.

Пение А. Филиппенко «Урожайная»

Цель: учить детей передавать веселый, радостный характер песни. Правильно произносить гласные звуки в словах, согласные звуки в конце слов.

Подвижная игра «Пугало» под русскую народную песню: «Ах, вы сени….»

Пение «Есть у нас огород» муз. Е.Морозовой

Цель: учить петь естественно, без напряжения, четко и внятно пропевая звуки, чувствовать веселый и радостный характер песни.

Октябрь,

II неделя

Фрукты

Динамическое упражнение «Яблоки» Цель: учить координировать речь с движением.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин» Цель: развивать мелкую моторику рук, закрепление навыка координации речи с движением.

Игра «Сорви яблоко»

Цель: развивать слуховое внимание, различать плавное и отрывистое звучание музыки.

Логопедическая гимнастика «Вкусное варенье», «Блинчики»

Цель: для укрепления мышц языка, развития его подвижности, выработки подъема широкой передней части языка; для выработки умения делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Разучивание русской народной песни: «Виноград в саду поспевает»

Цель: учить исполнять песню легким звуком, напевно в умеренном темпе. Работа над дикцией и артикуляцией звуков.

Русская народная игра «Яблонька»

Цель: развивать координацию движений, ориентирование в пространстве.

В результате практической работы накоплена большая картотека общеукрепляющих и коррекционных игр и упражнений:

Фоноритмика с элементами краеведения

Логопед: Братцы, сегодня мы решим без кого казаки не могли обойтись.

Для этого, изобразим звуки.

И.П. Резким и сильным движением прижать к туловищу правый и левый локти, произнося при этом- К

И.П. Вдох, разведение рук в стороны, давящим движением при одновременном произнесении звука – О

И.П. Поднять пальцы рук к носу, развести руки в стороны умеренным резким движением при одновременном произнесении звука –Н

Плавным движением правой руки показать мягкость.

Музыкальная игра «Звонари»

Логопед: Мы пришли в храм Рождества Христова, который расположен в нашем городе. Посмотрите, какой он красивый! (Дети рассматривают фото).

Предлагаю послушать колокольный звон.

Музыкальный руководитель демонстрирует игру с колокольчиками разного размера. Дети учатся различать колокольный звон по силе и долготе. Затем дети играют с колокольчиками долго- короче- коротко.

Фонопедическое упражнение «Осень»

Звучит фонограмма «Ветер».

Педагог. Ой, как дует ветер. Подвывает.

Дети. У-у-у! (Произносить это на длительном выдохе, делая голосом «волну», переходя от низкого звука к высокому и обратно, показывая движения звука рукой)

Педагог. Листья задрожали на деревьях.

Дети. Ф-ф-ф! (Произносить на коротком энергичном выдохе, резко встряхивая кистями опущенных рук, держа в них ли­стья различных деревьев)

Педагог. Полетел и на землю.

Дети. П-п-п... (Постепенно опуская руки, класть листья на пол)

Педагог. Зашуршали.

Дети. Ш-ш-ш... (Сжать и разжать пальцы рук)

Педагог. Стоят деревья голые, жалобно скрипят. (Потряхивать расслабленными кистями рук)

Предложенная нами тематическая направленность и органи­зационная вариативность занятий способствуют:

-формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятель­ности, поддерживают положительное эмоциональное отношение к истории родного края, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

-способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширению словарного и двигательного запаса, общему оздоровлению организма.

-воспитанники с нарушениями речи стали более раскрепощенными, эмоциональными, значительно улучшили свои ритмические способности.

-заметна динамика в развитии голоса, дыхания и артикуляции, слухового внимания и зрительной ориентировки, повысилась координация движений.

- воспитанники с нарушениями речи стали активными участниками и победителями во Всероссийских и Международных конкурсах

Работа кружка «Красочный мир логоритмики» является необходимым аспектом комплексной реабилитации детей с речевой патологией. Наша коррекционная деятельность в учреждении направлена на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки ее к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье, любовь к родному краю. Для нас это – побудительная причина продолжать и совершенствовать работу в системе логоритмики.

Литература.

Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной;

«Система коррекционной работы (старшая группа)» Н. В. Нищевой;

«Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет, 6 лет»

Т. А. Ткаченко.

Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.

Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;

Система оздоровления дошкольников «Здоровячок» Т. С. Никаноровой, Е. М. Сергиенко;

«Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.