Статья «Приобщение детей с нарушением речи к родной культуре через логоритмические занятия в ОУ»
Приобщение детей с нарушением речи к родной культуре через логоритмические занятия в ОУ.
Корниенко М. А. учитель - логопед,
высшая квалификационная категория,
МБДОУ ДС «Рябинушка» г. Волгодонска.
Больше всего на свете я люблю родную землю с ее полями, лесами, реками, люблю мудрый и добрый народ наш, его чаровный, несравненный по красоте и силе язык.
В.А. Закруткин
На свете есть у каждого, наверно, любимый уголок земли!
Где жили наши деды, где совершали подвиги они.
Здесь дышится намного легче и свободней,
Любимый наш ты - край Донской!
Казачий край, ты край раздольный!
Гордимся мы твоей судьбой!
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны. Поэтому важным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни. Наш детский сад не исключение, педагоги и медики, признают, что главным условием успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в детском саду. Нами была организована система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Так как в ОУ воспитываются дошкольники с речевыми патологиями, у которых имеются специфические особенности общего психического развития и формирования личности, а занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают коррекционных задач, мне, как учителю-логопеду, необходимо было выбрать наиболее оптимальную адекватную коррекционную методику с учетом резервных компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности.
Одной из форм активной терапии, благотворно действующей как на физическое, так и на психическое развитие ребенка с речевыми нарушениями, является логопедическая ритмика, поэтому был организован кружок «Красочный мир логоритмики» в его основу положен метод фонетической ритмики.
Использование связи слова, музыки и движения способствует интеллектуальному развитию ребенка, в частности осуществлению коррекционно - педагогического процесса.
Следует также подчеркнуть, что наш детский сад работает по программе «Детство», а также на его базе функционирует областная площадка «Воспитание патриотического самосознания старших дошкольников на традициях Донского казачества в процессе реализации рабочей программы «Дончата», где работа по приобщению детей к родной культуре проходит красной нитью. Русские народные игры, хороводы, пляски, народные песни, частушки, потешки, скороговорки, сказки, загадки, заклички, пословицы, поговорки являются богатейшим источником физического, познавательного и нравственного развития детей. В планировании логоритмических занятий мы обратились к народной культуре, к русскому фольклору. В русском фольклоре особенным образом сочетается слово и музыкальный ритм, напевность.
Кружок «Красочный мир логоритмики» базируется на основных положениях программ и методических пособий отечественных педагогов.
В начале учебного года проводится диагностика по методике Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе воспитанников ОУ учителем-логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей, ручной и речевой моторики. Результаты учитываются при составлении планов занятий кружка и индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику и выстроить новые перспективы.
Основные критерии диагностики:
Слуховое внимание.
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент: - - .. -
2-й элемент: - .. - -
3-й элемент: - - …
4-й элемент: … - -
По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве.
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
силу движений,
точность движений,
темп движений,
координацию движений,
переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики.
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру. Оценка от 1 до 3-х.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Предлагается пальчиковая игра. Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.
«Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.
Логоритмическое занятие проводится один раз в неделю и имеет общепринятую структуру. В содержание каждого занятия включены 2-3 приема из русского народного фольклора. Это наглядно представлено в перспективном календарно – тематическом плане
Месяц, неделя |
Лек сическая тема |
Работа учителя - логопеда |
Работа музыкального руководителя |
Октябрь, I неделя |
Овощи |
Пальчиковая игра «Капуста» Цель: развитие мелкой моторики рук, совершенствование четкости дикции. Самомассаж «Осень» Цели: обучать детей правильно выполнять оздоровительные упражнения. Правильно произносить гласные звуки в словах, согласные звуки в конце слов. Упражнение на дыхание Цель: формирование правильной атаки голоса при произнесении гласных. Упражнение «Сбор урожая» Цель: развивать чувство музыкального и речевого темпов. |
Марш Д.Львов-Компанеец Цель: учить двигаться в соответствии с характером музыки, ориентироваться в пространстве. Пение А. Филиппенко «Урожайная» Цель: учить детей передавать веселый, радостный характер песни. Правильно произносить гласные звуки в словах, согласные звуки в конце слов. Подвижная игра «Пугало» под русскую народную песню: «Ах, вы сени….» Пение «Есть у нас огород» муз. Е.Морозовой Цель: учить петь естественно, без напряжения, четко и внятно пропевая звуки, чувствовать веселый и радостный характер песни. |
Октябрь, II неделя |
Фрукты |
Динамическое упражнение «Яблоки» Цель: учить координировать речь с движением. Пальчиковая гимнастика «Апельсин» Цель: развивать мелкую моторику рук, закрепление навыка координации речи с движением. Игра «Сорви яблоко» Цель: развивать слуховое внимание, различать плавное и отрывистое звучание музыки. Логопедическая гимнастика «Вкусное варенье», «Блинчики» Цель: для укрепления мышц языка, развития его подвижности, выработки подъема широкой передней части языка; для выработки умения делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии. |
Разучивание русской народной песни: «Виноград в саду поспевает» Цель: учить исполнять песню легким звуком, напевно в умеренном темпе. Работа над дикцией и артикуляцией звуков. Русская народная игра «Яблонька» Цель: развивать координацию движений, ориентирование в пространстве. |
В результате практической работы накоплена большая картотека общеукрепляющих и коррекционных игр и упражнений:
Фоноритмика с элементами краеведения
Логопед: Братцы, сегодня мы решим без кого казаки не могли обойтись.
Для этого, изобразим звуки.
И.П. Резким и сильным движением прижать к туловищу правый и левый локти, произнося при этом- К
И.П. Вдох, разведение рук в стороны, давящим движением при одновременном произнесении звука – О
И.П. Поднять пальцы рук к носу, развести руки в стороны умеренным резким движением при одновременном произнесении звука –Н
Плавным движением правой руки показать мягкость.
Музыкальная игра «Звонари»
Логопед: Мы пришли в храм Рождества Христова, который расположен в нашем городе. Посмотрите, какой он красивый! (Дети рассматривают фото).
Предлагаю послушать колокольный звон.
Музыкальный руководитель демонстрирует игру с колокольчиками разного размера. Дети учатся различать колокольный звон по силе и долготе. Затем дети играют с колокольчиками долго- короче- коротко.
Фонопедическое упражнение «Осень»
Звучит фонограмма «Ветер».
Педагог. Ой, как дует ветер. Подвывает.
Дети. У-у-у! (Произносить это на длительном выдохе, делая голосом «волну», переходя от низкого звука к высокому и обратно, показывая движения звука рукой)
Педагог. Листья задрожали на деревьях.
Дети. Ф-ф-ф! (Произносить на коротком энергичном выдохе, резко встряхивая кистями опущенных рук, держа в них листья различных деревьев)
Педагог. Полетел и на землю.
Дети. П-п-п... (Постепенно опуская руки, класть листья на пол)
Педагог. Зашуршали.
Дети. Ш-ш-ш... (Сжать и разжать пальцы рук)
Педагог. Стоят деревья голые, жалобно скрипят. (Потряхивать расслабленными кистями рук)
Предложенная нами тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствуют:
-формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение к истории родного края, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
-способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширению словарного и двигательного запаса, общему оздоровлению организма.
-воспитанники с нарушениями речи стали более раскрепощенными, эмоциональными, значительно улучшили свои ритмические способности.
-заметна динамика в развитии голоса, дыхания и артикуляции, слухового внимания и зрительной ориентировки, повысилась координация движений.
- воспитанники с нарушениями речи стали активными участниками и победителями во Всероссийских и Международных конкурсах
Работа кружка «Красочный мир логоритмики» является необходимым аспектом комплексной реабилитации детей с речевой патологией. Наша коррекционная деятельность в учреждении направлена на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки ее к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье, любовь к родному краю. Для нас это – побудительная причина продолжать и совершенствовать работу в системе логоритмики.
Литература.
Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной;
«Система коррекционной работы (старшая группа)» Н. В. Нищевой;
«Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет, 6 лет»
Т. А. Ткаченко.
Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.
Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;
Система оздоровления дошкольников «Здоровячок» Т. С. Никаноровой, Е. М. Сергиенко;
«Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова.