Бухгалтерский учет труда и расчет заработной платы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский аграрно-технологический техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Урока - деловая игра
по ПМ 02: «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации
МДК 02.01 Практические основы бухгалтерского учета источников формирования активов организации
ТЕМА: Бухгалтерский учет труда и расчет заработной платы
Лиски 2024
В данной методической разработке представлена методика подготовки и проведения деловой игры (применение знаний и умений на практике) по МДК 02.01 «.Практические основы бухгалтерского учета источников формирования активов организации»,
по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» на третьем курсе.
Тема занятия – Учет труда и заработной платы.
Разработчик - Врублевская Т.М. преподаватель специальных дисциплин
Рассмотрено и одобрено на заседании
ЦМК экономических дисциплин
Протокол № ____ от ________________ 2024 г.
Председатель _________________________/ /
Хренова Т.И.
Содержание
Введение
Целесообразность занятия типа деловая игра 5
Обеспечение занятия 6
Подготовка учебной группы к занятию 7
Проведение занятия 8
Заключение 10
Литература 11
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Важную роль в профессиональной подготовке студентов играют нестандартные формы уроков, т.к. они формируют у них устойчивый интерес к обучению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Нетрадиционная форма урока предполагает нетрадиционные не только структуру урока, но и все этапы его подготовки: замысел, организацию, анализ.
Чаще всего в виде активных форм обучения применяются игровые технологии. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. В процессе игры можно выработать у студентов умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям. Что касается мотивации, то она заложена в игре по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность. Увлекшись, студент и не замечает, что учится — он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации. Такие уроки в основном проводятся после изучения темы, раздела в виде контрольно-обобщающих уроков, открытых уроков при проведении экономической недели. При разработке содержания игры ставятся игровые и учебные цели, определяется объем необходимых знаний, функции и роли участников игры, инструкции участникам, критерии оценки.
На игровых уроках используется преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект.
Таким образом, применение нестандартных уроков для подготовки специалистов бухгалтерского учета позволяют студентам получать знания, умения и навыки, а также развивать память, мышление, творческий потенциал, для реализаций требований, предъявляемых к будущим специалистам. Игровые технологии позволяют создавать на занятиях непринужденную обстановку и вовлечь студентов в обсуждение серьезных учетно-экономических проблем.
В процессе обучения студенты овладевают следующими профессиональными компетенциями:
Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
Целесообразность проведения урока – деловая игра
Современная система обучения строится на познавательной деятельности студентов, на их способностях самостоятельно решать поставленные учебные задачи и применять на практике полученные теоретические знания.
Материал данной темы интересный с точки зрения применения его на практике. Игра способствует повышению знаний студентов, развивает интерес к предмету и исследовательские навыки, позволяет сформировать профессиональные компетенции:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами;
- брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий;
- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием;
- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Обеспечение занятия.
При подготовке урока был подобран материал по теме «Учет труда и заработной платы» на предприятии, продуманы задания для самостоятельной работы студентов в малых группах. В качестве наглядности повторения и обобщения изученного материала подготовлены: первичная бухгалтерская документация, раздаточный материал. Подготовлена презентация, раскрывающая особенности начисления заработной платы при разных формах оплаты труда и удержаний из нее.
Контроль знаний, полученных в процессе изучения темы проводится в виде опроса и решения ситуационных задач.
Для проведения занятия разработано следующее методическое обеспечение:
план проведения занятия
презентация
задания с эталонной картой
кроссворды
5. лицевые счета команд
3. Подготовка учебной группы к занятию.
О проведении открытого занятия по МДК 02.01 студентам было сообщено заранее. Им была объяснена форма проведения, методы контроля, виды самостоятельных работ. Студентам предложено составить кроссворд по теме занятия. Со студентами перед уроком проведена беседа о правилах проведения открытых уроков.
4. Проведение занятия
При проведении урока соблюдаются все основные этапы учебного занятия данного типа. Это организация занятия (организационный момент), мотивация деятельности на занятии, повторение изученного материала, выполнение заданий, задание на дом, завершение занятия.
Организационный момент проводится традиционным способом. Студенты встают, приветствуя преподавателя, присаживаются после разрешения. Преподаватель здоровается со студентами и разрешает им садиться за рабочие места. Староста учебной группы сообщает об отсутствующих на занятии и сообщает причины отсутствия студентов. В это же время преподаватель отмечает отсутствующих в классном журнале и оформляет его. Преподаватель сообщает студентам форму проведения занятия, его тему и цели: дидактические, развивающие, воспитательные. Знакомит с основными этапами урока, формой контроля усвоенных знаний.
Мотивация урока включает в себя рассказ о роли расчета заработной платы работников в бухгалтерском учете предприятия.
Участники объединяются в бухгалтерские фирмы (группы по 4 человека) и располагаются за одним столом. Задача фирм – выиграть конкурс, объявленный производственным предприятием на ведение бухгалтерского учета на данном предприятии.
Для проведения экспертизы приглашена аудиторская компания, задачей которой является определение победителя конкурса.
Выполнение заданий оценивается по имеющимся у аудиторской компании критериям. За неправильный ответ или ошибки, допущенные при выполнении заданий, аудиторы могут налагать штрафы. Аудиторская компания фиксирует результаты работы фирм в открытых на них лицевых счетах.
Сотрудники каждой фирмы назначают главного бухгалтера. Задача его состоит в том, чтобы распределять работу между сотрудниками при выполнении заданий и имеет преимущественное право принятия решений при ответах на вопросы и представление заданий.
В ходе подготовки к игре участники получают домашнее задание – составить кроссворд на тему «Труд и заработная плата».
Повторение изученного материала. Каждая фирма отвечает на вопросы для повторения, в это время по одному из участников команд решают кроссворд конкурирующей фирмы.
Аудиторы озвучивают результаты.
Далее фирмам предлагаются еще задания на проверку знаний, умений и навыков по ведению учета труда и заработной платы. Заключительным заданием является решение производственной задачи.
Задание на дом: раздаются вопросы для повторения изученной темы.
При завершении занятия аудиторская компания подводит итог работы фирм и определяет победителя, преподаватель оценивает работу группы на занятии и отмечает активных студентов. За активную работу на занятии преподаватель выставляет оценки в классный журнал. По окончании занятия преподаватель благодарит студентов за работу и со звонком отпускает студентов на перемену.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проведение занятия в виде урока деловой игры способствует усилению мотивации учения, формированию познавательной деятельности студентов, углублению и расширению знаний, переносу творческого учебного материала в практическую деятельность учащихся. Главная цель заинтересовать студентов, активизировать их познавательную активность, научить студентов самостоятельной работе со специальной литературой, бухгалтерскими документами и программами по дисциплине «Практические основы бухгалтерского учета формирования имущества организации».
Во время проведения занятия студенты активно участвовали в мотивации урока, в повторении изученного материала. Решение ситуационных задач по расчету заработной платы работников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кондраков, Н.П. Самоучитель по бухгалтерскому учету / пятое издание, переработанное и дополненное: Учебник. - М: Проспект, 2011.
2.Налоговый Кодекс РФ
3 План счетов бухгалтерского учета от 31 октября 2001г. № 94н
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ) (ред. от 05.10.2015)
5. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями) (с изменениями на 4 ноября 2014 года)
Приложение 1.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ №
по ПМ 02 МДК 02.01 .Практические основы бухгалтерского учета источников формирования активов организации
Для Б-3 группы 3 курса, специальности № 38.02.01
«Экономика бухгалтерский учет (по отраслям)»
(название)
Дата _______________________________
(число, месяц, год)
ТЕМА: Бухгалтерский учет труда и расчет заработной платы
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
1) дидактические: проверка знаний, умений и навыков студентов по учету труда и заработной платы;
2) развивающие:
- развитие умения производить расчеты заработной платы, надбавок, пособий и удержания;
- развивать навыки заполнения первичных документов и учетных регистров по заработной плате;
- формировать навыки осуществления бухгалтерских расчетов.
3) воспитательные: воспитывать добросовестное отношение к труду, умение работать в группах, корректное поведение, педантизм при работе с цифровым материалом, повышение интереса учащихся к изучаемому предмету.
Формируемые компетенции:
ПК. 2.1 Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
ВИД: Практическое занятие
ТИП: деловая игра
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
словесные – рассказ, выступления обучающихся, анализирование;
наглядные –записи на доске, презентация;
практические – ситуации, задачи;
контрольный – тестирование, кроссворд
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
Учебники: Кондраков, Н.П. Самоучитель по бухгалтерскому учету / пятое издание, переработанное и дополненное: Учебник. - М: Проспект, 2011.;
Нормативные документы:
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ) (ред. от 05.10.2015)
5. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями) (с изменениями на 4 ноября 2014 года)
План счетов бухгалтерского учета от 31 октября 2000г. № 94н
- раздаточный методический материал;
- компьютер, классная доска.
Приложение 2
Структура занятия
| Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Примерное время, мин |
Организационный момент | Сообщение темы, целей урока. Распределение на группы | Сообщает тему и цели урока. Объясняет роль участников групп в течение урока Объясняется оценка деятельности студентов | Слушают объяснения преподавателя. Делятся на группы Рассматривают таблицу | 2 |
Повторение материала | Начисление зарплаты | 1. Вопросы для повторения. 1.Назвать формы и системы оплаты труда и охарактеризовать: - сдельно- прогрессивную форму; - аккордную; - косвенно- сдельную. 2. Назвать существующие надбавки к заработной плате. 3. Виды оплаты за неотработанное время. 4. Назвать особенности начисления пособия по временной нетрудоспособности. 5. Дать характеристику синтетического счета № 70. 6. Стандартные налоговые вычеты по НДФЛ 7. Страховые взносы во внебюджетные фонды 8. Доклады | Студенты отвечают на поставленные преподавателем вопросы | 20 |
Деловая игра | Проведение проверки по начислению заработной платы и налогов | Преподаватель освящает вопросы, связанные с темой урока, объясняет правила деловой игры | Выполняют задание общаясь друг с другом при необходимости пользуясь помощью преподавателя, внимательно следят за решением задач. | 20 |
Домашнее задание | Записывает на доске | Составить тесты по теме урока | Записывают в тетради. | 2 |
Завершение занятия | Обобщает материал | Подведение итогов | Слушают и со звонком выходят из кабинета. | 1 |
Приложение 3
Кроссворд студентки Остренко С
По горизонтали:
1.Что предоставляется работникам по истечении 6 месяцев непрерывной работы на данном предприятии.
2.Какое расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации.
3.Какая оплата труда предусматривает определение совокупного заработка за выполнение определенных стадий работы или производство определенного объёма продукции.
4.Как называется оплата, которая производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ.
5.Вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
6.Как называются счет, в котором записывают необходимые сведенья о работнике (семейное положение, разряд, оклад, стаж работы, время поступления на работу) все виды начислений и удержаний из заработной платы за каждый месяц.
7.Операция, не предусмотренная технологией производства, нарядом на сдельную работу, который обычно содержит какой-либо отличительный знак.
8.Какая карточка заполняется на лиц, принятых на работу на основании приказа о приеме на работу, трудовой книжки, паспорта, военного билета, и др. документов, предусмотренных законодательством, а также сведений, сообщенных о себе работником.
По вертикали:
1.Какое удостоверение является документом, удостоверяющее время пребывания работника в служебной командировке.
2.Какая оплата труда осуществляет расчет заработка по документам о выработке.
3.Время пропуска работы работника не по его вине.
4.Что применяют для оформления и учета отпусков, предоставляемых работнику в соответствии с законодательством, коллективным договором, нормативными актами организации, трудовым договором.
5.Что предназначено для отражения сведений о времени распределения ежегодных оплачиваемых отпусков работникам всех структурных подразделений организации на календарный год по месяцам.
Кроссворд студентки Титовой М.
По горизонтали
1) Должностной- ….размер вознаграждения, который устанавливается служащему за работу в нормальных условиях труда в течении месяца на основе схем должностных окладов
2) Выплаты, которые связаны с параметрами сферы трудовой деятельности и носят компенсационный характер
3) Категория специальных знаний и умений, которая включает в себя простые повторяющиеся операции, требующие начальных знаний и кратко обучения относительно рабочих процедур, инструкций и правил
4) Вид системы оплаты труда представляет собой совокупность нормативных материалов, при помощи которых определяется уровень заработной платы работников в зависимости от квалификации работника, сложности выполняемой работы, условий труда.
5) Широта управления, которая включает в себя координацию процессов и областей.
6) Какая структурная составляющая заработной платы составляет вознаграждения за труд в соответствии с установленными нормами (норма времени, выработки, обслуживание, должностные обязанности)
7) данную функцию заработной платы осуществляют государственные органы
8. квалификационный … - это уровень (величина) профессиональной подготовки работника, обученности, опыта, так как чем выше его тарифный разряд, тем сложнее работу он может выполнить.
9. Тарифная… - выраженный в денежной форме абсолютный размер заработной платы в единицу рабочего времени (час, день)
По вертикали:
1.Категория специальных знаний и умений, которая включает в себя работу, требующую хороших практических навыков и владения рабочими процессами выполнения которой может включать использование специального оборудования
2. Навыки общения, которые включают в себя взаимодействия с другими людьми и сводиться к обмену информацией. Обычно вежливости достаточно для эффективного взаимодействия
3. Штатное …- внутренний нормативный документ, в котором указан перечень должностей предприятия, численность работников на каждой должности, размер их должностных окладов
4. Дополнительная выплата, вознаграждения за труд сверх установленных норм за трудовые успехи и особые виды труда
5. Система мер, цель которых – создать у работников стимулы к труду и побудить их работать с полной отдачей
6. Какая функция выполняет условия, что заработная плата является источником средств для воспроизводства рабочей силы
7.… труда – определение необходимых затрат труда (или времени) на выполнение определенной работы (изготовление единиц продукции) отдельными работниками или бригадами и установление норм труда
8. Навыки общения, которые включают в себя умение понимать других людей, оказывать им поддержку и/или влиять на них, используя рациональные и технологические обоснованные аргументы
Кроссворд студентки Борщевской Л.
По горизонтали
2. (система) это совокупность взаимосвязанных мероприятий, поощряющих отдельного работника или трудовой коллектив в целом активно работать для достижения индивидуальных целей предприятия
3. (система) это совокупность взаимосвязанных элементов: тарифные ставки, тарифные сетки, схемы должностных окладов, тарифно-квалификационные характеристики, надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам, районные коэффициенты и т. д
4. (заработная плата) совокупность материальных и культурных благ, а также услуг, которые может приобрести работник на номинальную заработную плату
6. Это вознаграждение, рассчитанное, как правило, в денежном выражении, которое соответственно трудовому договору собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу
8. Соединение производственных знаний, умений, определенных практических навыков, выражающих меру овладения конкретной специальностью
9. (соотношение) это абсолютное и относительное (в %) наращивание тарифных коэффициентов
10. (заработная плата) это сумма денежных средств, которые выплачиваются работникам за выполненный объем работ в соответствии с количеством и качеством затраченного ими труда
11. По своей структуре заработная плата состоит из … оплаты труда
По вертикали
1. (система) заключение договора (контракта) на определенный срок между работодателем и исполнителем
5. По своей структуре заработная плата состоит из … оплаты труда
7. (заработная плата) установленный государством размер заработной платы, ниже которого не может осуществляться оплата за фактически выполненную наемным работником полную месячную (дневную, часовую) норму труда (рабочего времени). В минимальную заработную плату не включаются доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты
Кроссворд студентки Сухаревой А.
По горизонтали
1. Временное освобождение от работы в будние дни на определённый период времени, для отдыха и иных социальных целей с сохранением прежней работы
5. Заработная плата, начисленная рабочим и служащим не за фактически выполненные работы или проработанное время
8. Предусмотренные законодательством основания, при которых с работника удерживается часть заработной платы
12. Физическое либо юридическое лицо, заключившее трудовой договор (контракт) с работником
13. Количество производимой продукции, оказываемых услуг одним работником в единицу времени
17. Договор о предоставлении или получении денег в долг на определенных условиях
18. Денежное взыскание, назначаемое за совершение проступка
20. Основной документ, регламентирующий трудовые отношения между работником и работодателем, которые являются сторонами трудового договора
По вертикали
2. Основной вид прямых налогов, взимаемый с доходов физических и юридических лиц
3. Работа сверх установленной продолжительности рабочего времени, выполняемая по инициативе работодателя
4. Форма вторичной занятости, при которой в свободное от основной работы время человеком выполняется другая регулярная оплачиваемая работа
6. Правоотношение, в силу которого одна сторона (должник) обязана совершить в пользу другой стороны (кредитора) определённые действия или воздержаться от определённых действий
7. Вознаграждение за работу
9. Задание на выполнение определенного вида работ или услуг, производства какого-либо вида продукции
10. Денежная сумма, выплачиваемая в качестве возмещения понесённого ущерба, расходов по решению суда либо в иных предусмотренных законом случаях
11. Форма оплаты труда, при которой размер заработка рабочего зависит от его тарифного разряда и количества отработанного времени
14. При это системе оплаты труда заработок устанавливается на весь объём работы, а не на отдельную операцию
15. Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства
16. Временная приостановка работы по вине работника или по не зависящим от него причинам
19. Размер денежной выплаты в составе заработной платы, который выплачивается работнику за выполнение трудовых обязанностей без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат
21. Средства для содержания, которые закон обязывает выплачивать одного из супругов другому, родителя — несовершеннолетнему ребёнку
Кроссворд студентки Литовченко К.
По горизонтали
1. Временное освобождение от работы в будние дни на определённый период времени, для отдыха и иных социальных целей с сохранением прежней работы
3. Платёж, предшествующий передаче имущества, выполнению работы, оказанию услуг
5. Договор о предоставлении или получении денег в долг на определенных условиях
9. Заработная плата, начисленная рабочим и служащим не за фактически выполненные работы или проработанное время
12. При это системе оплаты труда заработок устанавливается на весь объём работы, а не на отдельную операцию
16. Физическое либо юридическое лицо, заключившее трудовой договор (контракт) с работником
17. Основной документ, регламентирующий трудовые отношения между работником и работодателем, которые являются сторонами трудового договора
18. Средства для содержания, которые закон обязывает выплачивать одного из супругов другому, родителя — несовершеннолетнему ребёнку
20. Денежное взыскание, назначаемое за совершение проступка
21. Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства
По вертикали
1. Размер денежной выплаты в составе заработной платы, который выплачивается работнику за выполнение трудовых обязанностей без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат
2. Временная приостановка работы по вине работника или по не зависящим от него причинам
4. Основной вид прямых налогов, взимаемый с доходов физических и юридических лиц
6. Количество производимой продукции, оказываемых услуг одним работником в единицу времени
7. Работа сверх установленной продолжительности рабочего времени, выполняемая по инициативе работодателя
8. Форма вторичной занятости, при которой в свободное от основной работы время человеком выполняется другая регулярная оплачиваемая работа
10. Правоотношение, в силу которого одна сторона (должник) обязана совершить в пользу другой стороны (кредитора) определённые действия или воздержаться от определённых действий
11. Предусмотренные законодательством основания, при которых с работника удерживается часть заработной платы
13. Вознаграждение за работу
14. Денежная сумма, выплачиваемая в качестве возмещения понесённого ущерба, расходов по решению суда либо в иных предусмотренных законом случаях
15. Форма оплаты труда, при которой размер заработка рабочего зависит от его тарифного разряда и количества отработанного времени
19. Задание на выполнение определенного вида работ или услуг, производства какого-либо вида продукции
Приложение 4
Решение теста.
Тест
Укажите правильный вариант ответа:
1. Что означает бухгалтерская запись Д96 К70:
А) Создание резерва на оплату отпусков рабочим.
Б) Начисление оплаты за отпуск рабочим.
В) Начисление заработной платы работникам обслуживающих производств и хозяйств.
2. Какова корреспонденция счетов при начислении заработной платы работникам, выпускающим основную продукцию предприятия:
А) Д40 К70;
Б) Д43 К70;
В) Д20 К70;
Г) Д70 К43.
3. Что означает бухгалтерская запись Д70К76:
А) Начислена заработная плата работникам предприятия за время отпуска.
Б) Выплачена заработная плата работникам предприятия за время отпуска.
В) Удержаны налоги из заработной платы работников предприятия.
Г) Депонирована заработная плата, не полученная в установленный срок.
4. Какова корреспонденция счетов при удержании из заработной платы работников предприятия сумм в возмещении потерь от брака:
А) Д70 К28;
Б) Д50 К28;
В) Д28 К70;
А) Д70 К50;
5. Каков смысл бухгалтерской записи Д 20 К 69:
А) Начислены рабочим основного производства пособия по временной нетрудоспособности.
Б) Произведены начисления социального налога от заработной платы рабочих основного производства.
В) Выплачены рабочим основного производства пособия по временной нетрудоспособности.
Г) Перечислены органам социального страхования и обеспечения, причитающиеся им суммы отчислений.
6. Каков смысл бухгалтерской записи Д70 К73:
А) Произведены удержания из заработной платы работников предприятия сумм в возмещение материального ущерба.
Б) Произведены удержания из заработной платы работников предприятия налога на доходы физических лиц в бюджет государства.
В) Произведены удержания из заработной платы работников предприятия алименты на содержание малолетних детей.
7. Как отражается на счетах бухгалтерского учета удержания из заработной платы работников предприятия налогов на доходы физических лиц в бюджет государства:
А) Д69 К70;
Б) Д68 К70;
В) Д70 К68.
8. Как отражается на счетах бухгалтерского учета начисление заработной платы работникам предприятия за ликвидацию объектов основных средств:
А) Д 91 К 70;
Б) Д 01 К 70;
В) Д 70 К 01;
Г) Д 70 К 91.
Приложение 5
Решение ситуационных задач
Выдаются студентам карточки с заданиями и бланки документов. Начислить заработную плату, произвести удержания, заполнить расчетно-платежную ведомость, выдать заработную плату по расходному кассовому ордеру. Оформить все необходимые бухгалтерские проводки
Задание для начисления зарплаты по группам:
ЗАО «Плюс»
В штате предприятия числится 4 человека
Иванов И. И. 1964 Г. р. 1 иждивенец
Петров П. П. 1954 Г. р. отпускные
Степанов С. С. 1943 Г. р. 2 иждивенца оклад 3500
Васильев В. В. 1957 Г. р. 1 иждивенец оклад 4600
ЗАО «Плюс» работает по режиму пятидневной рабочей недели. Петрову П.П. предоставлен отпуск со 2 по 29 сентября 2015 г. На 28 календарных дней.
Расчетный период (с 1 сентября 2014 г. по 31 августа 2015 г. включительно) работник отработал полностью.
Общая сумма заработной платы за 12 месяцев равна 168000 руб.
Рассчитать сумму отпускных
Наладчик 6-го разряда Иванов И.И., обслуживающий производственный цех, отработал за месяц 160 часов. Часовая тарифная ставка – 120 рублей. Цех, который он обслуживает, в данном месяце выпустил продукции 1437 единиц при плановом выпуске 1200 единиц. Начислить заработную плату наладчику и произвести удержания, если наладчик имеет одного ребенка в возрасте до 16 лет. Определить сумму к выдаче.
ОАО «Дебет»
В штате предприятия числятся 4 человека
Краснов С. С.1970 Г. р. оклад 10000 +б/л
Чернов П. П. 1956 Г. р. 1 иждивенец оклад 5800
Синяков А. А. 1980 Г. р. 2 иждивенца оклад 7800
Огурцов Ф. Ф. 1 иждивенец оклад 3000
Краснов С.С. имеет оклад 10000 руб. в месяц. С 12 по 16 августа 2015 г. он болел, что подтверждено листком временной нетрудоспособности. Страховой стаж составляет 6 лет. Расчетный период отработан полностью.
Оклад Синякова А.А. 7800 руб. Отработано 17 дней, в том числе праздничных 1 день. Премия по результатам работы за прошедший год 40%. Начислить заработную плату и произвести удержания, если работник имеет одного ребенка в возрасте до 16 лет и 1 ребенка студента очной формы обучения до 24 лет. Определить сумму к выдаче.
000 «Кредит»
В штате предприятия числится 5 человек
Рублев Р. Р. 1962 Г. р. оклад 6800
Копейкин С. П. 1982 Г. р. б/л
Кружкин В. А. 1943 Г. р 1 иждивенец оклад 5300
Ложкина Р. А. 1967 Г. р. 1 иждивенец (одинокий родитель) отпускные
Мискин М. М. 1973 Г. р. 1 иждивенец оклад 5200
Работнику Ложкиной Р.А. установлен оклад 12000 руб. в месяц. С 14 сентября она уходит в отпуск на 14 календарных дней. Расчетный период 2014 г. Работник в период с 9 по 22 июля был в отпуске, поэтому в июле отработано 17 календарных дней, а заработок составил 6545,45 руб. Остальные месяцы расчетного периода отработаны полностью. Начислить отпускные и произвести удержания. Определить сумму к выдаче.
Начислить пособие по временной нетрудоспособности Копейкину С.П. предприятия, если он болел в июне 4 дня.
Стаж – 7 лет;
Начислено: Рабочих дней:
В апреле – 14530 рублей 23
В мае – 16530 рублей, 18
Годовая премия – 4000 рублей.
Премия за первый квартал – 500 рублей.
Премия за второй квартал – 600 рублей.
ЗАО «Актив»
В штате предприятия числятся 4 постоянных работников
Ложкин В. С. 1963 Г. р. 1 иждивенец (одинокий родитель) оклад 8200
Кружкин В. М. 1975 Г. р 1 иждивенец оклад 7300
Мискин А. Т. 1969 Г. р. 1 иждивенец оклад 9300
Веревкин А. Л. 1958 Г. р.
В сентябре Веревкин А.Л., имеющий 5-дневную рабочую неделю с продолжительностью рабочего дня 8 часов, отработал в один из рабочих дней сверхурочно 4 часа. Зарплата работника определяется исходя из установленной часовой тарифной ставки в размере 10 руб. 38 коп. Продолжительность нормального рабочего времени в сентябре составила 168 ч, которые работник полностью отработал
Оклад у Мискина А.Т. 9300 руб. Отработано 15 дней, в том числе праздничных 1 день. Премия по результатам работы за прошедший год 50%. Удержано в возмещение командировочных расходов 1200 руб. Начислить заработную плату и произвести удержания, если работник имеет одного ребенка в возрасте до 16 лет. Определить сумму к выдаче.
ОАО «Пассив»
В штате предприятия числятся 5 человек
Круглов П. П. 1954г. р. оклад 9400
Сергеева Р. В. 1970 г. р l иждивенец оклад 5000 + б/л
Поцелуева ВД. 1971 г. р. 2иждивенц оклад 8100
Потехина к. л. 1971 г. р 1 иждивенец оклад 6500
Пузикова О. Р. 1970 г. р. оклад 6500
жилой дом 150000 руб.
Сотрудница Сергеева Р.В. впервые поступила на работу 6 июня 2015 г. с окладом 5000 руб., а с 20 по 27 июля была больна, что подтверждает листок временной нетрудоспособности. Рассчитать больничный.
Оклад Поцелуева В.Д. 8100 руб. Отработано 14 дней, в том числе праздничных 2 день. Премия по результатам работы за прошедший год 40%. Удержано в возмещение недостачи 300 руб. Начислить заработную плату и произвести удержания, если работник имеет одного ребенка в возрасте до 16 лет и 1 ребенка студента очной формы обучения до 24 лет. Определить сумму к выдаче.
Задание для удержания НДФЛ и применение налоговых вычетов
ЗАО «Плюс»
Рассчитать НДФЛ за 6 месяцев при ежемесячном начислении Иванов и. и. 1964 г. р.
1 иждивенец (заявление) оклад 5000. Приобрел квартиру стоимостью 550000 руб.
ОАО «Дебет»
Рассчитать НДФЛ за 9 месяцев при ежемесячном начислении Синяков А. А. 1980 г. р.
2 иждивенца (заявление) оклад 4300. Обучает дочь в ВУЗе стоимость обучения в год 15000 руб.
000 «Кредит»
Рассчитать ндФл за 9 месяцев при ежемесячном начислении
Мискин М. М. 1973 г. р. 1 иждивенец оклад 5200
Приобрел квартиру стоимостью 750000 руб.
ЗАО «Актив»
Рассчитать НДФЛ за 6 месяцев при ежемесячном начислении Ложкин В. С. 1963 г. р.
1 иждивенец (заявление одинокий родитель) оклад 8200. Обучается в учебном заведении заочно стоимость обучения в год 21000 рублей.
ОАО «Пассив»
Рассчитать НДФЛ за 6 месяцев при ежемесячном начислении
Круглов П. П. 1954г. р. оклад 9400
Приобрел жилой дом стоимостью 150000 руб.
Приложение 6
Блиц – опрос
Какую оплату можно отнести к дополнительной заработной плате? (премии, доплаты, надбавки)
За что начисляется повременная заработная плата? (за отработанное время)
На каком счете ведется начисление НДФЛ? (Счет 68)
Как ведется аналитический учет 70 счета? (по каждому работнику предприятия)
За счет каких средств оплачиваются пособия по временной нетрудоспособности? (первые 2 рабочих дня больничного оплачивает организация, оставшиеся дни – Фонд социального страхования)
Назовите размер пособий по временной нетрудоспособности при стаже работы до 5 лет (60%)
Назовите размер вычета из заработной платы при расчете НДФЛ на 1 ребенка? (1400 руб.)
Назовите размер вычета из заработной платы при расчете НДФЛ на 3 ребенка (3000 руб.)
Назовите виды оплаты труда (основная и дополнительная)
На каком счете ведется учет оплаты труда (счет 70)
От чего зависит величина пособия по временной нетрудоспособности? (от стажа работы сотрудника)
За какой период времени учитывается заработок при расчете больничного? (за 24 месяца предшествующих болезни)
Сколько лет хранится депонированная заработная плата работников (3 года)
По какой ставке облагается НДФЛ заработная плата работников? (13%)
На каком счете ведется учет отчислений во внебюджетные фонды? (счет 69)
При каком стаже пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 80% (от 5 до 8 лет)
В какой срок предприятие должно выдать трудовую книжку при его увольнении? (в срок 3 дня)
По какой ставке производится удержания НДФЛ с выигрышей? (35%)
При каком стаже работы на предприятии положен очередной отпуск? (11 месяцев)
За кой период времени учитывается заработок при расчете отпускных? (за 12 месяцев, предшествующих отпуску)
Для повременной формы оплаты характерна оплата труда в соответствии с (количеством отработанного времени)
Бухгалтерская проводка, отражающая начисленную оплату труда производственным рабочим (Дт сч. 20 Кт сч. 70)
Удержание налога на доходы физических лиц отражается в учете записью ... (Дт сч. 70 Кт сч. 68)
Запись: Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»» означает (удержание по исполнительному листу)
Отпуск работнику предоставляется (в календарных днях)
Анализ работы групп. Результаты обобщаются в таблице
| ЗАО «Плюс» | ОАО «Дебет» | ООО «Кредит» | ЗАО «Актив» | ОАО «Пассив» |
1. начисление зарплаты | | | | | |
2. удержание НДФЛ | | | | | |
3. Решение кроссворда | | | | | |
Блиц - опрос | | | | | |
Итого | | | | | |
За каждое задание выставляются баллы «5», «4», «3».
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
Тест
1Б, 2В, 3Г, 4А, 5Б, 6А, 7В, 8А.
ОАО «Дебет»
Задача №1
Определим среднедневной заработок 10000*12/365=328,77
Величина среднедневного пособия с учетом страхового стажа
328,77/80%=263,02 руб.
Первые два дня оплатит работодатель 263,02*2=526,04
Три дня оплачены за счет средств ФСС 263,02*3=789,06
НДФЛ ((263,02+789,06)*13%=137
Сумма к выдаче (263,02+789,06)-137=915,08
Задача №2
Премия 7800*40%=3120
Начислено 7800+3120=10920
НДФЛ (10920-2400)*13%=1108
Сумма к выдаче 10920-1108=9812
Задача№3
Величина стандартных налоговых вычетов за 9 месяцев
1400*2*9=25200 руб.
Налогооблагаемый доход, рассчитанный по месту работы
4300*9=38700 руб.
Сумма налога, удержанного по месту работы
(38700-25200)*13%=1755 руб.
Итоговая сумма НДФЛ, которую налогоплательщик должен был бы уплатить в бюджет с учетом положенного социального вычета
(38700-25200-10000)*13%=455 руб.
Сумма возврата налога, который налогоплательщик получит на свой расчетный счет после проверки налоговой декларации 1755-455=1300 руб.
ЗАО «Актив»
Задача №1
Первые два часа оплачиваются в полуторном размере 10,38*2*1,5=31,14
Остальные два часа в двукратном размере10,38*2*2=41,52
Зарплата за сентябрь 10,38*168=1743,84
С учетом сверхурочной работы 1743,84+31,14+41,52=1816,52
НДФЛ 1816,52*13%=236
Сумма к выдаче
1813,52-236=1580,52
Задача №2
Премия 9300*50%=4560
Начислено 9300+4650=13950
НДФЛ (13950-1400)*13%=1632
Сумма к выдаче 13850-1632-1200=11118
Задача №3
Величина стандартных налоговых вычетов за 9 месяцев
1400*2*6=16800 руб.
Налогооблагаемый доход, рассчитанный по месту работы
8200*6=49200 руб.
Сумма налога, удержанного по месту работы
(49200-16800)*13%=4212 руб.
Итоговая сумма НДФЛ, которую налогоплательщик должен был бы уплатить в бюджет с учетом положенного социального вычета
(49200-16800-2100)*13%=1482 руб.
Сумма возврата налога, который налогоплательщик получит на свой расчетный счет после проверки налоговой декларации 4212-1482=2370 руб.
ООО «Кредит»
Задача №1
Фактически отработанное время в расчетном периоде
К= 29,3*11+(29,3/31*17)=338,37
Сумма отпускных составит
О= (12000*11+6545,45)/338,37*14=5732,29
НДФЛ (5732,29-2800)*13%=381
Сумма к выдаче 5732,29-381=5351,29
Задача №2
Среднедневной заработок
(14530+16530+4000/12*2+600/3*2)/(23+18)=783,58
Величина среднедневного пособия с учетом страхового стажа
783,58*80%=626,86
Больничный лист 626,86*4=2507,48
НДФЛ 2507,48*13%=326
Сумма к выдаче 2507,48-326=2181,48
Задача №3
Величина стандартных налоговых вычетов
1400*9=12600
Налогооблагаемый доход, рассчитанный по месту работы
5200*9=46800
Сумма налога, удержанного по месту работы (46800-12600)*13%=4446
При приобретении жилья предоставляется имущественный вычет до 2 млн. руб. За 9 месяцев из бюджета вернут 44446 руб.
ОАО «Пассив»
Задача №1
Среднедневной заработок с учетом МРОТ 5965/32=192,42
Сумма пособия за 8 дней 192,42*8=1539,36
НДФЛ (1539,36-1400)*13%=18
Сумма к выдаче 1539,36-18=1521,36
Задача №2
Премия 8300*40%=3240
Начислено 8300+3240=11540
НДФЛ (11540-2800)*13%=1136
Сумма к выдаче 11540-1136=10404
Задача№3
Величина налогооблагаемого дохода 9400*6=56400
Сумма налога, удержанного в бюджет 56400*13%=7332
При приобретении жилья предоставляется имущественный вычет до 2 млн. руб. За 6 месяцев из бюджета вернут 7332 руб.
ЗАО «Плюс»
Задача №1
Сумма отпускных 168000/12/29,3*28=13378,96
НДФЛ 13378,96*13%=1739
Сумма к выдаче
13378,96-1739-11639,96
Задача №2
120*160=19200
К=1437/1200=1,1975
19200*1,1975=22992
(22992-1400)*13%=2807
22992-2807=20185
Задача№3
Величина стандартных налоговых вычетов
1400*9=12600
Налогооблагаемый доход, рассчитанный по месту работы
5000*9=45000
Сумма налога, удержанного по месту работы (45000-12600)*13%=4212
При приобретении жилья предоставляется имущественный вычет до 2 млн. руб. За 9 месяцев из бюджета вернут 4212 руб.
Заключительное слово преподавателя.
Пришло время подвести итоги нашего урока. Все команды справились с поставленными перед ними задачами. Молодцы! Показали знание и практических и теоретических аспектов темы занятия. Вели себя как профессиональные бухгалтера.