Буклет для родителей «Особенности семейного воспитания детей с ЗПР»
«Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».
В. А. Сухомлинский
«Если ребенок ошибается, ему больше нужна помощь, чем выговор или наказание».
Марва Коллинз
Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом.
(А. С. Макаренко
Заключение задержка психического развития (ЗПР) означает, что ребенок развивается так же как и все остальные дети, только медленнее по сравнению
с принятыми возрастными нормами. То есть такие психические процессы, как память, внимание, мышление,
эмоционально-волевая сфера отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Воспитание в семье ребёнка с ЗПР – ответственная задача, так как важнейшим в процессе воспитания любых детей, и особенно детей с ЗПР, является понимание состояния ребёнка прежде всего родителями. С признанием того, что в семье растёт ребёнок с ЗПР, ответственность родителей значительно возрастает.
В этой ситуации родителям важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (дефектологу, психологу) и, если нужно, к врачу-психоневрологу, как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребенка.
МБДОУ «Детский сад № 36 г. Ельца»
Для заботливых родителей
« Особенности семейного воспитания дошкольников с ЗПР»
Подготовила:
учитель-дефектолог
Маркеева Виктория Викторовна
2020г.
Главное, приложить усилия и работать всем в комплексе:
Поведение взрослого и его отношение к ребёнку:
- стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
- контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;
- избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к дошкольнику;
- не давайте категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
- для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
— помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;
- выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;
-проявляйте педагогический такт в беседе;
- не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
- помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
-не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев.
- больше разговаривать с ним о его проблемах, даже если его речь невнятна, рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду.
2.Психологический микроклимат в семье:
— уделяйте ребёнку достаточно внимания;
— проводите досуг всей семьёй;
— не допускайте ссор в присутствии ребёнка.
3.Режим дня и места для занятий:
— установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;
— снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;
— избегайте по возможности больших скоплений людей;
— помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
- Не заставляйте долго заниматься чем-нибудь одним – ребёнок быстро утомляется, лучше чередуйте занятия.
4.Поощрения и наказания:
— не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка;
— чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям.
Дети учатся на примере своих родителей. Они берут за образец не ваши слова (какими бы замечательными они ни были), а ваши реальные поступки.
Кияйкина Наталья Федоровна
Рощупкина Виктория Викторовна
Фролова Елена Николаевна
Рощупкина Виктория Викторовна
Татьяна Александровна