12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Павленко Венера1122
Уже более 25 лет я работаю с "особенными" детьми. Но каждый новый ребенок воспринимается мной, как первый. Как огромная и сложнейшая загадка. Разгадывать которую нужно практически на ощупь. Опираясь на знания интуицию и опыт.
Россия, Краснодарский край, Краснодар
Материал размещён в группе «Буклеты и советы»
4

Буклет «Сюжетно-ролевая игра и ее особенности для детей с ЗПР»

Павленко Венера

Учитель – дефектолог

https://pavlenkovenera.wixsite.com/mysite

Сюжетно-ролевая игра и ее особенности для детей с ЗПР

Игра – важнейший компонент развития ребенка. Она так же необходима для его развития – как воздух для дыхания.

Игра может быть как очень полезной и развивающей – так и вредной и тормозящей развитие. Все зависит от ее содержания и организации.

Ведь что такое игра? Это моделирование ситуаций и сценариев реальной жизни. Порой своеобразное. Порой фантастическое. Но игра – это отражение реальности.

Ввиду специфики развития, восприятие реальности детьми с ЗПР, весьма своеобразно. Часто неадекватно по содержанию и психоэмоциональной окраске.

Именно поэтому, сюжетно-ролевые игры с участием взрослых имеют важнейшее значение для развития и коррекции этих детей.

Необходимо знать ряд особенностей этих игр:

- Сюжеты ролевых игр для детей с ЗПР должны быть просты и кратки по компоновке и содержанию. Максимум 2-3 ролевых действия (этапа) для достижения цели.

- Выбор содержания сюжетов должен основываться на актуальных проблемах и потребностях ребенка.

- Родитель должен убедиться, что срежиссированный им сюжет правильно воспринимается ребенком и адекватно воспроизводится его воображением.

- Родитель должен мотивировать ребенка на достижение игровой цели и поддерживать мотивацию в ходе игры.

- Родитель должен непосредственно участвовать в игровом процессе.

- Не нужно заострять внимания на отклонении ребенком от ролевого сюжета. Главное – должны быть реализованы обучающие и воспитательные цели игры.

- Игровые предметы не могут быть абстрактными. (нельзя скажем мяч и кубик определить как медвежонка и зайчика) максимум – игрушки и куклы играют воодушевленные роли.

- Если детей несколько, родитель должен стимулировать игровое взаимодействие между ними.

- сюжеты игр могут быть как предметно–бытовые («Больница», «Магазин», «Семья», «Стройка»), так и психокоррекционные.

Например, преодоление детских страхов. Как играть в такие игры:

Для них наиболее эффективно использование игр с мягкими игрушками и куклами. Выбор кукол и игрушек осуществляется исходя из индивидуальных пристрастий ребенка. Он сам должен выбрать смелую или трусливую, добрую или злую куклу.

Роли следует распределять так: сначала за злую и трусливую игрушку говорит взрослый, а за смелую и добрую - ребенок. Затем надо поменяться ролями. Это позволит ребенку посмотреть на ситуацию с различных точек зрения, а пережив вновь «неприятный» сюжет, избавиться от преследующих его негативных чувств.

Причем, если ребенок испытывает беспокойство при общении со взрослым, можно сочинить диалог, в котором кукла взрослого будет исполнять роль ребенка, а кукла ребенка будет отвечать за взрослого.

Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что он умеет справляться с трудностями. При этом очень важно не только развивать игровую ситуацию, но и обсудить с ребенком то, как он может использовать полученный в игре опыт для решения жизненных ситуаций.

Сюжетами для ролевых игр целесообразно выбирать трудные случаи из жизни каждого ребенка: например, если ребенок боится отвечать на вопросы воспитателя, то следует проиграть с ним именно эту ситуацию. Нужно обратить внимание ребенка на то, что происходит с ним в каждый определенный момент и как можно избежать неприятных переживаний.

Важные советы родителям:

- хотя бы пару раз в день, понаблюдайте за игрой своего ребенка. И вам раскроется его внутренний мир. Его проблемы и потребности. То, что он никогда не скажет вам прямо.

- как можно чаще играйте с ребенком. Задавая ему правильные игровые модели и адекватные эмоциональные состояния. Приучая его к социальному взаимодействию и работе в команде. Это необходимо любому ребенку. И критически необходимо ребенку с задержкой психического развития.

- играйте с ребенком в игры важные и полезные для него. Для его потребностей на данном этапе.

Опубликовано в группе «Буклеты и советы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.