Павленко Венера
Учитель – дефектолог
https://pavlenkovenera.wixsite.com/mysite
Сюжетно-ролевая игра и ее особенности для детей с ЗПР
Игра – важнейший компонент развития ребенка. Она так же необходима для его развития – как воздух для дыхания.
Игра может быть как очень полезной и развивающей – так и вредной и тормозящей развитие. Все зависит от ее содержания и организации.
Ведь что такое игра? Это моделирование ситуаций и сценариев реальной жизни. Порой своеобразное. Порой фантастическое. Но игра – это отражение реальности.
Ввиду специфики развития, восприятие реальности детьми с ЗПР, весьма своеобразно. Часто неадекватно по содержанию и психоэмоциональной окраске.
Именно поэтому, сюжетно-ролевые игры с участием взрослых имеют важнейшее значение для развития и коррекции этих детей.
Необходимо знать ряд особенностей этих игр:
- Сюжеты ролевых игр для детей с ЗПР должны быть просты и кратки по компоновке и содержанию. Максимум 2-3 ролевых действия (этапа) для достижения цели.
- Выбор содержания сюжетов должен основываться на актуальных проблемах и потребностях ребенка.
- Родитель должен убедиться, что срежиссированный им сюжет правильно воспринимается ребенком и адекватно воспроизводится его воображением.
- Родитель должен мотивировать ребенка на достижение игровой цели и поддерживать мотивацию в ходе игры.
- Родитель должен непосредственно участвовать в игровом процессе.
- Не нужно заострять внимания на отклонении ребенком от ролевого сюжета. Главное – должны быть реализованы обучающие и воспитательные цели игры.
- Игровые предметы не могут быть абстрактными. (нельзя скажем мяч и кубик определить как медвежонка и зайчика) максимум – игрушки и куклы играют воодушевленные роли.
- Если детей несколько, родитель должен стимулировать игровое взаимодействие между ними.
- сюжеты игр могут быть как предметно–бытовые («Больница», «Магазин», «Семья», «Стройка»), так и психокоррекционные.
Например, преодоление детских страхов. Как играть в такие игры:
Для них наиболее эффективно использование игр с мягкими игрушками и куклами. Выбор кукол и игрушек осуществляется исходя из индивидуальных пристрастий ребенка. Он сам должен выбрать смелую или трусливую, добрую или злую куклу.
Роли следует распределять так: сначала за злую и трусливую игрушку говорит взрослый, а за смелую и добрую - ребенок. Затем надо поменяться ролями. Это позволит ребенку посмотреть на ситуацию с различных точек зрения, а пережив вновь «неприятный» сюжет, избавиться от преследующих его негативных чувств.
Причем, если ребенок испытывает беспокойство при общении со взрослым, можно сочинить диалог, в котором кукла взрослого будет исполнять роль ребенка, а кукла ребенка будет отвечать за взрослого.
Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что он умеет справляться с трудностями. При этом очень важно не только развивать игровую ситуацию, но и обсудить с ребенком то, как он может использовать полученный в игре опыт для решения жизненных ситуаций.
Сюжетами для ролевых игр целесообразно выбирать трудные случаи из жизни каждого ребенка: например, если ребенок боится отвечать на вопросы воспитателя, то следует проиграть с ним именно эту ситуацию. Нужно обратить внимание ребенка на то, что происходит с ним в каждый определенный момент и как можно избежать неприятных переживаний.
Важные советы родителям:
- хотя бы пару раз в день, понаблюдайте за игрой своего ребенка. И вам раскроется его внутренний мир. Его проблемы и потребности. То, что он никогда не скажет вам прямо.
- как можно чаще играйте с ребенком. Задавая ему правильные игровые модели и адекватные эмоциональные состояния. Приучая его к социальному взаимодействию и работе в команде. Это необходимо любому ребенку. И критически необходимо ребенку с задержкой психического развития.
- играйте с ребенком в игры важные и полезные для него. Для его потребностей на данном этапе.