Буклет «Хвалите с умом» для родителей дошкольного возраста
Памятка для родителей |
Хвалите с умом!
Значение похвалы в жизни ребенка
Поведите эксперимент:
1. Отметьте, в течение дня сколько раз Вы хвалите ребенка?
2. Сколько раз Вы ему делаете замечания, одергиваете, ругаете?
Выводы:
Если преобладают критические замечания, высказывания недовольства – ребенок начинает думать, что родители его не любят. Последствия – озлобление, вредничание, уныние, задержка развития, различные болезни, развитие патологических привычек.
Ребенок узнает какой он – от взрослых.
Оценка взрослого является тем строительным материалом, из которого в представлении ребенка постепенно складывается его собственный образ.
Замкнутый круг:
Если ребенок постоянно слышит, что он делает не так, то начинает считать себя неумейкой, тотальным неудачником. Результат – излишняя застенчивость или плохое поведение. Хвалить его уже не за что и не хочется, но без поощрений ничего не получится. Возникает замкнутый круг.
Дошкольников хвалить необходимо!
ЧАСТО, ЭМОЦИОНАЛЬНО, ПРЕУВЕЛИЧЕННО. ЭТО СООТВЕТСТВУЕТ ПОТРЕБНОСТЯМ РЕБЕНКА В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ.
Воспитательное значение похвалы:
Похвалой мы устанавливаем для ребенка ту или иную систему координат, даем правильные ориентиры.
Спросите себя: какие качества Вы выделяете наиболее ценные, когда хвалите детей?
Если хвалят только ум и сообразительность, то можно вырастить черствого амбициозного эгоиста.
Часто ли Вы хвалите за доброту, миролюбие, уживчивость со сверстниками, чуткость, заботливость, верность?
Старайтесь хвалить ребенка РАЗНООБРАЗНО.
2 правила похвалы:
1. Нужно особенно хвалить за те поступки, которые ему удаются с наибольшим трудом.
2. Стараться облегчить задачу.
Лавры в кредит помогают преодолеть даже панический страх.
- Похвала часто выступает в роли костыля, без которого не получается сделать ни шагу. Окрепнет душа – отпадет нужда в психологических костылях.
Отмечая хорошие человеческие качества ребенка, мы способствуем эмоциональному и нравственному развитию ребенка.
- Похвала является могучим средством поощрения ребенка к трудолюбию, старанию, аккуратности, послушанию.
Это не исключает ни замечаний,
ни наказаний,
ни разумной строгости.
Риск захваливания:
Не бойтесь! Захвалить ребенка, у которого есть проблемы невозможно.
Дети без особых психологических проблем так остро не нуждаются в одобрении окружающих.
- Чаще хвали ребенка за то, что он делает не для себя, а для других.
- Сделайте так, чтобы плодами их деятельность могли пользоваться окружающие.
- Не надо похвалой внушать ребенку, что он лучше других. Учите ребенка радоваться, не только своим, но и чужим успехам.
Ребенку нужно делать замечания и исправлять недостатки. Но замечаний должно быть в несколько раз меньше, чем похвал.
«Как я рада, что ты у меня родился, такой хороший», - хочет и должен слышать каждый ребенок!
«Жетоны радости»
Поможет понять предпочтения ребенка.
Из картона или бумажки вырезают небольшие кружочки. На одной стороне рисуется улыбающийся смайлик. А на другой стороне самому ребенку или вам с его слов нужно в конце дня кратко написать, что его больше всего порадовало. Сохраняйте эти жетоны. Периодически просматривайте и вскоре Вам станет ясно, какие стимулы наиболее привлекательны для Вашего ребенка.
Сайт: dou126.vrhost.ru
Мира и благополучия
Вашей семье!
Источник: Шишова Т.Л. Ребенок не слушается… Что делать? – Рязань: Зерна-Слово, 2014. – 220 с.