12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чернигина Елена66
Россия, Москва, Москва
4

Буклет для родителей «Развитие мышления и пространственных представлений у детей дошкольного возраста»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 1538»

подготовила педагог-психолог

Чернигина Е.В.


 

Развитие мышления и пространственных представлений

у детей дошкольного возраста.

Мышление дошкольника имеет отличие от мышления взрослого человека. Ребёнок раннего и младшего дошкольного возраста мыслит, действуя с предметами, в процессе чего осуществляется восприятие и закрепление сенсорных эталонов величины, формы, цвета, твёрдости - это наглядно-действенное мышление, для которого как раз и характерен сензитивный возраст детей до 3-х лет – 4-х лет.

Наглядно-образное мышление возникает при переходе от раннего возраста к дошкольному, развивается на всём протяжении дошкольного возраста. Пик наглядно–образного мышления – это начальная школа. Ребёнок начинает действовать образами мысленно, учится применять к ним различные мыслительные функции – анализ, синтез, сериацию, обобщения, классификацию.

Словесно-логическое мышление появляется в возрасте уже 3-х лет, активно развивается на протяжении всего дошкольного детства и начальной школы, достигает своего пика в подростковом возрасте (переходит в формально-логическое мышление).

Учимся думать

-Необходимо вводить операции классификации, сериации, обобщения практически в каждую детскую игру. Допустим, дети играют с большим количеством игрушек. Вот игра закончилась и необходимо игрушки убрать. Попросите детей разложить их по кучкам (сложи похожее с похожим и объясни почему) (операция обобщения) или разложить игрушки по размеру и по цвету, или разложи игрушки от самого мягкого до самого твёрдого, от самой любимой до самой неинтересной (операция сериации.)

Операцию сравнения можно осуществлять на самом разнообразном материале. Например, сравнить две любые игрушки и найти у них признаки сходства и различия. Это упражнение можно проводить на улице с домами, деревьями, лужами и т.д.

Операции классификации и обобщения могут также разнообразить, допустим, чтение любой детской книги или сказки. Попросить ребёнка назвать всех добрых героев сказки, а потом всех находчивых, а потом всех сильных или умных и т.д.


 

Основные мыслительные операции: -

Анализ - мысленное расчленение объекта мышления на составные части, устанавливая тем самым соотношения между этими частями (автомобиль – колёса, кабина, мотор, и т. д.)

Синтез – мысленное соединение отдельных частей объекта в единое целое, понимание на основе этого свойств, присущих этому объекту в целом. (сборка разрезных картинок, пазлы)

Сравнение – сопоставление объектов между собой, выявление сходства и различий между ними (кошка и собака - чем похожи и чем отличаются)

Выделение признаков – абстрагирование – это мысленное выделение какого-либо свойства, объекта и рассмотрение его как самостоятельного отвлечённого понятия (например, понятие «цвет», «форма»)

Обобщения – это мыслительное объединение предметов, явлений в группу по какому - либо определённому признаку (птицы, животные, транспорт, одежда и т.д.)

Конкретизация – это мыслительный переход от группы предметов, явлений к единичному предмету, являющемуся типичным для этой группы (обобщенный образ, например собаки, несмотря на разнообразие пород)

Классификация – это мысленное разбиение множества объектов, явлений на непересекающиеся группы по определенному признаку (признакам)

 

Весёлые колпачки

Жили – были весёлые колпачки.

Однажды решили они

дотянуться до неба.

Стали они прыгать

и один на другой надеваться.

Колпачок на колпачок: чок-чок-чок.

Всё выше и выше

поднимались они к небу.

Но вдруг раз – и башенка развалилась.

Колпачки засмеялись,

по земле рассыпались.

Пусть ребёнок возьмёт одинаковые колпачки или пластмассовые стаканчики и начнёт складывать из них башенку.

Когда ребёнок построит несколько устойчивых башенок, спросите его, какая башенка самая низкая, самая высокая. Это способствует развитию пространственных представлений

Учимся счёту

Один – ладошки сдвинь,

Два – дотронься до лба

Три – щёчку потри

Четыре – побегай по квартире,

Пять – головушку погладь

Шесть – надо поесть

Семь - раздай конфеты всем

Восемь – спеть тебя попросим.

Девять – шагами комнату померить,

Десять – курточку повесить.

Научились мы считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем щи варил,

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел

Учимся ориентироваться в пространстве

Глазки, глазки, что вы видели?

Мы смотрели, мы смотрели

На цветные карусели

И увидели – лошадки

Мчатся в круге по порядку

Ходим по кругу, как лошадки на карусели

Глазки, глазки, что вы видели?

Мы смотрели, мы смотрели

Вправо (влево) уточки летели.

Дружной стаей, дружной стаей.

- Cтойте, я вас догоняю!

Пусть ребёнок направлением руки покажет, в какую сторону полетели уточки (вправо и влево)

Глазки, глазки, что вы видели?

Мы смотрели, мы смотрели

Как ракеты вверх летели,

Очень-очень высоко,

Очень-очень далеко

Покажите ребёнку, как взлетает ракета. Для этого нужно присесть, а потом резко подпрыгнуть, вытянувшись и подняв руки.

Глазки, глазки, что вы видели?

Мы смотрели, мы смотрели

С горки камушки летели,

Прямо вниз, прямо вниз –

Берегись!

Покажите, как камушек падает с горки. Можно забраться на стул или диван, спрыгнуть, присев на корточки и покатиться по полу.

Учимся ориентироваться в пространстве

Чтобы у ребёнка вовремя сформировались пространственные представления, почаще употребляйте, играя с ним, слова: вверх, вниз, вправо, влево, спереди, сзади, далеко, близко.

Также употребляйте чаще предлоги, при поиске и уборке вещей и игрушек: за (шкафом), перед (телефоном), под (столом), на (кровати), в (коробке), между (зайками), вместо слов вон там, тут, здесь. Это поможет ребёнку расширить словарный запас и научит ориентировке в пространстве.

Посадите ребёнка посреди комнаты, завяжите ему глаза, а сами с колокольчиком или погремушкой передвигайтесь вокруг него. Пусть он скажет, где вы сейчас – справа, слева, спереди или сзади. Можно разместить четыре неваляшки вокруг ребёнка, и качая по очереди каждую из них спрашивать, какая неваляшка «разговаривает» - справа, слева, спереди или сзади.

Самым эффективным спосо­бом развития наглядно-действенного (пространственного) мышления является предметно-орудийная деятель­ность, которая наиболее полно воплощается в деятельно­сти конструирования.

Занятия по конструированию оказывают положительное влияние на развитие образного мышления и воображения, положительно влияет на характер разных видов продуктивной деятельности (конструирование из разных материалов, рисование, лепка, аппликация и др.)

Образы, создаваемые детьми, отличаются большой выразительностью и оригинальностью. Все это может составить важное звено на последующих этапах обучения, как в школе, так и в ВУЗе


 


 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Чернигина Елена, 10.03.18 в 14:53 0Ответить Пожаловаться
ФОТО БУКЛЕТА (2 стороны)

Чернигина Буклет 1 сторона Развитие мышления и пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Чернигина Буклет 2 сторона Развитие мышления и пространственных представлений у детей дошкольного возраста
Ларькова Татьяна Сергеевна, 05.02.19 в 20:10 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Елена Витальевна! Очень полезный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.