Буклет для родителей «Развитие мышления и пространственных представлений у детей дошкольного возраста»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 1538»
подготовила педагог-психолог
Чернигина Е.В.
Развитие мышления и пространственных представлений
у детей дошкольного возраста.
Мышление дошкольника имеет отличие от мышления взрослого человека. Ребёнок раннего и младшего дошкольного возраста мыслит, действуя с предметами, в процессе чего осуществляется восприятие и закрепление сенсорных эталонов величины, формы, цвета, твёрдости - это наглядно-действенное мышление, для которого как раз и характерен сензитивный возраст детей до 3-х лет – 4-х лет.
Наглядно-образное мышление возникает при переходе от раннего возраста к дошкольному, развивается на всём протяжении дошкольного возраста. Пик наглядно–образного мышления – это начальная школа. Ребёнок начинает действовать образами мысленно, учится применять к ним различные мыслительные функции – анализ, синтез, сериацию, обобщения, классификацию.
Словесно-логическое мышление появляется в возрасте уже 3-х лет, активно развивается на протяжении всего дошкольного детства и начальной школы, достигает своего пика в подростковом возрасте (переходит в формально-логическое мышление).
Учимся думать
-Необходимо вводить операции классификации, сериации, обобщения практически в каждую детскую игру. Допустим, дети играют с большим количеством игрушек. Вот игра закончилась и необходимо игрушки убрать. Попросите детей разложить их по кучкам (сложи похожее с похожим и объясни почему) (операция обобщения) или разложить игрушки по размеру и по цвету, или разложи игрушки от самого мягкого до самого твёрдого, от самой любимой до самой неинтересной (операция сериации.)
Операцию сравнения можно осуществлять на самом разнообразном материале. Например, сравнить две любые игрушки и найти у них признаки сходства и различия. Это упражнение можно проводить на улице с домами, деревьями, лужами и т.д.
Операции классификации и обобщения могут также разнообразить, допустим, чтение любой детской книги или сказки. Попросить ребёнка назвать всех добрых героев сказки, а потом всех находчивых, а потом всех сильных или умных и т.д.
Основные мыслительные операции: -
Анализ - мысленное расчленение объекта мышления на составные части, устанавливая тем самым соотношения между этими частями (автомобиль – колёса, кабина, мотор, и т. д.)
Синтез – мысленное соединение отдельных частей объекта в единое целое, понимание на основе этого свойств, присущих этому объекту в целом. (сборка разрезных картинок, пазлы)
Сравнение – сопоставление объектов между собой, выявление сходства и различий между ними (кошка и собака - чем похожи и чем отличаются)
Выделение признаков – абстрагирование – это мысленное выделение какого-либо свойства, объекта и рассмотрение его как самостоятельного отвлечённого понятия (например, понятие «цвет», «форма»)
Обобщения – это мыслительное объединение предметов, явлений в группу по какому - либо определённому признаку (птицы, животные, транспорт, одежда и т.д.)
Конкретизация – это мыслительный переход от группы предметов, явлений к единичному предмету, являющемуся типичным для этой группы (обобщенный образ, например собаки, несмотря на разнообразие пород)
Классификация – это мысленное разбиение множества объектов, явлений на непересекающиеся группы по определенному признаку (признакам)
Весёлые колпачки
Жили – были весёлые колпачки.
Однажды решили они
дотянуться до неба.
Стали они прыгать
и один на другой надеваться.
Колпачок на колпачок: чок-чок-чок.
Всё выше и выше
поднимались они к небу.
Но вдруг раз – и башенка развалилась.
Колпачки засмеялись,
по земле рассыпались.
Пусть ребёнок возьмёт одинаковые колпачки или пластмассовые стаканчики и начнёт складывать из них башенку.
Когда ребёнок построит несколько устойчивых башенок, спросите его, какая башенка самая низкая, самая высокая. Это способствует развитию пространственных представлений
Учимся счёту
Один – ладошки сдвинь,
Два – дотронься до лба
Три – щёчку потри
Четыре – побегай по квартире,
Пять – головушку погладь
Шесть – надо поесть
Семь - раздай конфеты всем
Восемь – спеть тебя попросим.
Девять – шагами комнату померить,
Десять – курточку повесить.
Научились мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем щи варил,
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел
Учимся ориентироваться в пространстве
Глазки, глазки, что вы видели?
Мы смотрели, мы смотрели
На цветные карусели
И увидели – лошадки
Мчатся в круге по порядку
Ходим по кругу, как лошадки на карусели
Глазки, глазки, что вы видели?
Мы смотрели, мы смотрели
Вправо (влево) уточки летели.
Дружной стаей, дружной стаей.
- Cтойте, я вас догоняю!
Пусть ребёнок направлением руки покажет, в какую сторону полетели уточки (вправо и влево)
Глазки, глазки, что вы видели?
Мы смотрели, мы смотрели
Как ракеты вверх летели,
Очень-очень высоко,
Очень-очень далеко
Покажите ребёнку, как взлетает ракета. Для этого нужно присесть, а потом резко подпрыгнуть, вытянувшись и подняв руки.
Глазки, глазки, что вы видели?
Мы смотрели, мы смотрели
С горки камушки летели,
Прямо вниз, прямо вниз –
Берегись!
Покажите, как камушек падает с горки. Можно забраться на стул или диван, спрыгнуть, присев на корточки и покатиться по полу.
Учимся ориентироваться в пространстве
Чтобы у ребёнка вовремя сформировались пространственные представления, почаще употребляйте, играя с ним, слова: вверх, вниз, вправо, влево, спереди, сзади, далеко, близко.
Также употребляйте чаще предлоги, при поиске и уборке вещей и игрушек: за (шкафом), перед (телефоном), под (столом), на (кровати), в (коробке), между (зайками), вместо слов вон там, тут, здесь. Это поможет ребёнку расширить словарный запас и научит ориентировке в пространстве.
Посадите ребёнка посреди комнаты, завяжите ему глаза, а сами с колокольчиком или погремушкой передвигайтесь вокруг него. Пусть он скажет, где вы сейчас – справа, слева, спереди или сзади. Можно разместить четыре неваляшки вокруг ребёнка, и качая по очереди каждую из них спрашивать, какая неваляшка «разговаривает» - справа, слева, спереди или сзади.
Самым эффективным способом развития наглядно-действенного (пространственного) мышления является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования.
Занятия по конструированию оказывают положительное влияние на развитие образного мышления и воображения, положительно влияет на характер разных видов продуктивной деятельности (конструирование из разных материалов, рисование, лепка, аппликация и др.)
Образы, создаваемые детьми, отличаются большой выразительностью и оригинальностью. Все это может составить важное звено на последующих этапах обучения, как в школе, так и в ВУЗе
Чернигина Елена
Гурьева Евгения Валентиновна
Ларькова Татьяна Сергеевна