Буклет для родителей «Игры на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
Игры на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого человека и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств. Как писал Л.С. Выготский «Эмоции являются центральным «звеном» психической жизни человека, и, прежде всего, ребенка». Далее представлены игры и игровые упражнения, которые можно использовать для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Упражнение «Мимическая гимнастика»
Цель. Развивать способность детей изображать эмоции (радость, удивление, горе, гнев, страх) с помощью мимики, жестов.
Задание. 1. Радость. Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок; счастливая мама.
2. Гнев. Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.
3. Испуг. Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака.
Источник: Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2003г.
Психогимнастические упражнения (этюды)
Цель. Развивать у детей способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.
Задание. - Баба-Яга (этюд на выражение гнева).
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
-Фокус (этюд на выражение удивления).
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
-Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса).
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
-Соленый чай (этюд на выражение отвращения).
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая, и, не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!
Источник: Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2003г.
Упражнение «Пальцы»
Цель. Развивать способность определять эмоции, тактильные ощущения.
Задание. Детям предлагается пощупать пальчиками различные поверхности: веточки от елки, кусочки наждачной бумаги, глянцевой бумаги, бархата и других, а после этого назвать чувство, которое было вызвано каждым из соприкосновений.
Источник: Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2003г.
Упражнение «Музыка и эмоции»
Цель. Развивать способность понимания передачи эмоционального состояния, образное мышление.
Задание. Прослушав музыкальный отрывок, ребенок описывает настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная.
Источник: Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003г.
Упражнение «Волны»
Цель. Развивать способность детей изображать эмоции с помощью мимики, жестов; развивать воображение, выразительность движений.
Задание. Для выполнения этого упражнения потребуются две голубые атласные ленты длиной в 1-1,5 метра. Взрослый называет ребенку по очереди то или иное чувство и предлагает попробовать превратиться в морские волны и с помощью лент показать «волны радости», «волны страха» и др.
Источник: Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003г.
Упражнение «Скульпторы»
Цель. Развивать способность детей изображать эмоции, воображение.
Задание. Для выполнения этого упражнения потребуется пластилин. Детям предлагается представить себя скульпторами и, загадав чувство, создать соответствующую скульптуру. Например: скульптуру «Гнев» или скульптуру «Радость».
Источник: Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М. АРКТИ, 2003г.
Материал подготовлен педагогом-психологом:Поповой Ксенией Николаевной.
Любовь