Буклет для родителей «Игры на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

5
1
Материал опубликован 21 March 2018 в группе

 

 

Игры на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. 

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого человека и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств. Как писал Л.С. Выготский «Эмоции являются центральным «звеном» психической жизни человека, и, прежде всего, ребенка». Далее представлены игры и игровые упражнения, которые можно использовать для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

 

Упражнение  «Мимическая гимнастика»

Цель. Развивать способность детей изображать эмоции (радость, удивление, горе, гнев, страх) с помощью мимики, жестов.

Задание. 1.        Радость. Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок; счастливая мама.

2.        Гнев. Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.

3.        Испуг. Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака.

Источник: Кряжева Н. Л. Развитие  эмоционального  мира детей.   Популярное   пособие  для   родителей  и  педагогов. Ярославль: Академия развития, 2003г.

 

Психогимнастические упражнения (этюды)

Цель. Развивать у детей способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.

Задание. - Баба-Яга (этюд на выражение гнева).
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

-Фокус (этюд на выражение удивления). 
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

-Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса).
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

-Соленый чай (этюд на выражение отвращения). 
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая, и, не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

Источник: Кряжева Н. Л. Развитие  эмоционального  мира детей.   Популярное   пособие  для   родителей  и  педагогов. Ярославль: Академия развития, 2003г.

 

Упражнение «Пальцы»

Цель. Развивать способность определять эмоции, тактильные ощущения.

Задание. Детям предлагается пощупать пальчиками различные поверхности: веточки от елки, кусочки наждачной бумаги, глянцевой бумаги, бархата и других, а после этого назвать чувство, которое было вызвано каж­дым из соприкосновений.

Источник: Кряжева Н. Л. Развитие  эмоционального  мира детей.   Популярное   пособие  для   родителей  и  педагогов. Ярославль: Академия развития, 2003г.

 

Упражнение «Музыка и эмоции»

Цель. Развивать способность понимания передачи эмоционального состояния, образное мышление.

Задание. Прослушав музыкальный отрывок, ребенок описывает настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная.

Источник: Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003г.

 

Упражнение «Волны»

Цель. Развивать способность детей изображать эмоции  с помощью мимики, жестов; развивать   воображение,   выразительность  движений.

Задание. Для выполнения этого упражнения потребу­ются две голубые атласные ленты длиной в 1-1,5 метра. Взрослый называет ребенку по очереди то или иное чувство и предлагает попробовать превратиться в морские вол­ны и с помощью лент показать «волны радости», «волны страха» и др.

Источник: Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003г.

 

Упражнение «Скульпторы»

Цель. Развивать способность детей изображать эмоции, воображение.

Задание. Для выполнения этого упражнения по­требуется пластилин. Детям предлагается представить себя скульпторами и, загадав чувство, создать соответствующую скульптуру. Например: скульптуру «Гнев» или скульптуру «Радость».

Источник: Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических  работников дошкольных учреждений.  — М. АРКТИ,   2003г.

 

 Материал подготовлен педагогом-психологом:Поповой Ксенией Николаевной. 

Комментарии

Хочется увидеть буклет в развернутом виде (с двух сторон - внутренней и внешней).

10 April 2018

Похожие публикации