Буклет как продукт проектной деятельности школьников (6–11 класс)
Пояснительная записка
Индивидуальная проектная или исследовательская работа, согласно требованиям ФГОС, уже стала обязательным направлением образовательной деятельности каждого школьника в начальной, основной и средней школе. Поэтому все чаще у детей и моих коллег возникают вопросы о том, в какой форме лучше представлять конкретный проектный продукт? И если выбор сделан в пользу буклетного формата, то каковы требования к оформлению качественного буклета, как продукта творческой деятельности ребенка.
В данной информационно-методической статье предлагаю базовые текстово-графические материалы, которые, надеюсь, помогут не только школьнику-проектанту сформировать собственное представление о буклете как одном из основных презентационных или информационных продуктах проектной деятельности.
Статья, являясь частью авторского методического пособия к урокам курса «Индивидуальный проект», адресована ученикам средней и старшей общеобразовательной школы, выбравших буклет как форму представления проектного продукта. Статья может быть полезна учителям, являющимися руководителями образовательных проектов школьников, или разрабатывающим собственные буклеты информационно-образовательной направленности.
Буклет как продукт индивидуальной проектной деятельности школьников.
В какое время появился буклет сегодня сказать невозможно, но его прародителями можно считать информацию на древних папирусах или пергаменте, полосках бересты, сложенных определенным образом. Современного формата буклеты появились в XIX веке во Франции, их интенсивному распространению способствовали развитие полиграфической печати, театра и кино–основных потребителей рекламы в форме буклета [1].
Терминологически буклет–книжица, выполненная с использованием одинарного листа обычно небольших размеров: формата А4, А5, А6, любым из известных способов сложенная и фальцованная (согнутая).
Бумага, на которой печатаются буклеты, может быть различной: от стандартной бумаги для офисной множительной техники до дизайнерской; от картона до специальных сортов бумаги с фактурной или объемной поверхностью и специальными микрочастицами в ее составе. Такие специфические сорта бумаги в полиграфии называют соответственно кашемиром и тенгрисом.[2]
В наше время буклеты, как один из видов доступной полиграфической продукции, широко используют в маркетинговых или рекламных целях; они создаются как дизайнерами, так и авторами проекта, выполняются типографским способом значительными тиражами или с применением множительной техники в нескольких экземплярах.
Особенностью буклета является тезисное представление информации, сопровождаемое схематическим, символьным или графическим представлением основного объекта, продукта, услуги. Обычно буклет создается на основе разработанного дизайнером и принятого автором-заказчиком, макета.[3]
Классификация буклетов по назначению:
Классификация буклетов по способу их фальцевания (сгиба)
По данным источника [3] среди пользователей наиболее популярна параллельная фальцовка буклета; для размещения инструкций, алгоритмов, справочных сведений оптимален буклет «книжного» сложения; наиболее информационно или текстоёмким считают буклет-«гармошку»; оконная фальцовка считается наиболее оригинальным способом сложения буклета. Какой же способ фальцовки для конкретного буклета применить–выбирать автору или заказчику!
Кроме многотиражных информационно-рекламных буклетов они могут создаваться индивидуально, небольшим тиражом, зачастую, в нескольких экземплярах. В этом случае буклеты предназначены и используются, в основном, как образовательно-информационные, они же раздаточные, оценочные материалы для привлечения внимания к важной, по мнению автора, проблеме. В таком буклете должны содержаться полученные результаты конкретных исследований, анализ и статистика проведенных опросов, предлагаемые авторские способы решения конкретной проблемы. В нем может быть представлено краткое описание и основные характеристики материальных продуктов, созданных автором: моделей, приборов, схем, узлов; желательны (обязательны) фотоснимки созданного продукта.
Ключевым преимуществом образовательного буклета, на мой взгляд, является небольшого объема текст, хорошо структурированный и креативно оформленный, с индивидуально-нестандартным дизайном, оригинальным графическим и цветовым сопровождением. На такой авторский буклет, буквально, цепляющий не только взгляд, но и глаз того, кому он адресован, невозможно не обратить внимания!
Несколько правил для тех, кто создает буклет-проектный продукт!
Приступая к разработке дизайна буклета, помните, что он непременно должен привлекать внимание тех, кому адресован! Нелишним будет и уточнение некоторых ключевых аспектов использования буклета:
–способ распространения буклета (вручение во время презентации, информационно-рекламное тиражирование, рассылка и т.д.);
–образ или особенности проекта, продуктом которого является данный буклет: инновационный, информационный, исследовательский, творческий;
–основные личностно-эмоциональные проявления, ожидаемые от потребителя: образовательные, познавательные, культурно-просветительские, креативные.
Автору перед созданием буклета необходимо, понимая, для кого (или для чего) он создается, продумать не только концепцию, но и смысловые акценты этого проектного продукта, определить основные задачи и целевую аудиторию. Если буклет–продукт проектно-образовательной деятельности, в нем необходимо донести до читателя основные результаты проведенного эксперимента или выполненного исследования, конструктивные особенности созданной автором модели, обозначить перспективы и пути совершенствования проектируемого процесса или устройства.
Для привлечения внимания к тексту буклета пишите лаконично, без громоздких фраз и штампов, делая акцент на особенностях конструкции продукта или понятно изложив сущность технологического процесса.
Усилению впечатления от текста буклета, визуализации продукта поможет замена части текста на достоверное изображение основных деталей, узлов, частей проектной разработки; это должны быть высокого качества, яркие, крупные иллюстрации или фотографии.
При верстке буклета обязательным и полезным считаю разбиение информации на смысловые блоки, определение очередности ее подачи и размещения на полосах буклета. Заголовки и ключевые фразы целесообразно выделять ярким цветом шрифтом-курсивом или полужирным. Если текст объемный, полезно подавать его, разделив на абзацы, по три-пять строк каждый, и оставляя пробел между ними.
Перед печатью буклета необходимо убедиться, что текст читается, а рисунки полностью просматриваются как в развернутом, так и в сложенном виде.
Помните, что оригинальность оформления, смысловая и графическая составляющие, так же, как и способ фальцовки, повышают ценность авторского буклета–продукта образовательной проектной деятельности школьников.
В условиях развития интернет-технологий, для создания буклета можно использовать программы для дизайна, например, Adobe Photoshop, Corel Draw или Adobe Indesign [2]. Можно воспользоваться галереей шаблонов рекламных буклетов [4], или использовать возможности онлайн-конструктора буклетов [5].
Примеры фальцовки буклетов
Источники информации
1. Буклет: история, назначение, особенности http://kontrast2000.ru/stati/article_post/buklety-istoriya-naznacheniye-i-osobennosti
2. Статья Буклет: для чего он нужен? https://youtu.be/G30sL2VtZAY
3. https://www.klerk.ru/materials/2019-12-03/chto-takoe-buklet-i-dlya-chego-on-nuzhen/
4. Шаблоны буклетов https://ru.venngage.com/templates/brochures
5. Онлайн-конструктор буклетов https://ru.venngage.com/features/konstruktor-bukletov
Для корректного использования текста статьи в качестве Приложения - ПДФ-файл статьи.
О буклете школьникам
PDF / 547.53 Кб
Горбачёва Марина Юрьевна
Спицына Любовь Ивановна
Синяк Татьяна Ивановна
Спицына Любовь Ивановна
Щукина Вера Александровна
Спицына Любовь Ивановна
Лещёва Светлана Николаевна