Статья «Проектная деятельность как способ формирования универсальной учебной деятельности» (3–4 класс)
Учителя начальных классов МБОУ «СШ №16» г. Ачинска
Красноярского края
Ефименко Н.В, Дорохова Л.Г.
Проектная деятельность как способ формирования универсальной учебной деятельности.
Реализация деятельностного подхода для достижения планируемых результатов, определенных федеральным государственным образовательным стандартом предполагает, что учащиеся должны быть включены в специально организованную деятельность, направлениями которой становятся проектирование, учебное исследование, эксперимент. Большой потенциал для этого имеет проектная деятельность, она позволяет через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Но полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным особенностям младших школьников. Чаще всего это или механический перенос метода из основной школы, либо проектом называют вид деятельности, который к проектам не имеет никакого отношения. Прообразом проектной деятельности является проектная задача, и мы считаем, что в начальной школе следует говорить именно о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности. Понятие проектная задач ввел Воронцов А.Б. Он понимает под ней систему или набор заданий, целенаправленно стимулирующая детские действия на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта), в ходе решения, которой происходит качественное самоизменение группы детей. Благодаря проектным задачам развитие ребёнка можно осуществлять не «насильственным» способом, а легко и не заметно для него. Дети увлечены процессом, он захватывает их. Данная работа способствует повышению познавательного интереса учащихся.
Участие в решении проектных задач различных типов и освоение их средств дают возможность младшим школьникам приобрести общественно полезный социальный опыт, в ходе которого обучающийся:
– сотрудничает с другими людьми различного возраста в учебной, игровой и других видах деятельности;
– оценивает собственные действия и действия других людей с точки рения общепринятых норм поведения;
– определяет по вербальному и невербальному поведению состояние других людей и живых существ и адекватно реагировать;
– использует высшие виды игры (игра-драматизация, режиссерская игра, игра по правилам): следует своему замыслу, согласовывает его с партнерами по игре, воплощает в игровом действии; следует правилам; создает и воплощает собственные творческие замыслы;
– проявляет творчество и инициативу в реализации поставленной педагогом задачи, несет ответственность за полученный результат перед собой, своими сверстниками, педагогами и родителями;
– выполняет работы по самообслуживанию и выполняет общественно значимые поручения;
– применяет навыки самоорганизации, самообладания; управляет проявлениями своих эмоций;
– проявляет толерантность к окружающей действительности (уважительное, основанное на искреннем стремлении понять и принять людей другой национальности, культуры, религиозного и бытового мироощущения, отношения; готовность и способность входить с ними в контакт, организовывать продуктивное общение и пр.);
– бережно, с пониманием и любовью относится к флоре и фауне, поддерживает чистоту посещаемых мест;
– предпринимает действия по сохранению и укреплению своего здоровья и безопасности;
– следует ценностям семьи, общества, школы, коллектива.
Уже в течение трех лет в нашей школе ведется целенаправленная работа по повышению у учителей профессиональных умений в организации деятельности по решению проектных задач. Деятельность организует школьный координатор по решению проектных задач, который является членом городской творческой группы. В его задачу входит методическая и организационная поддержка. Планируется проведение в течение года Дней решения проектных задач на уровне школы, подготовка к городскому интеллектуальному конкурсу решения проектных задач, циклограмм работы учителя с классом по обучению учащихся способам решения проектных задач в урочной и внеурочной деятельности. Кроме того, важно учитывать организационные моменты, обеспечение которых способствует эффективной работе.
Обеспечение всем необходимым для решения проектной задачи, как учителей, так и самих учащихся. Организация деятельности по решению проектных задач предполагает большое количество раздаточного материала.
Особенностью является то, что дети работают над решением проектных задач в смешанных межклассных группах, к которой прикреплен учитель- наблюдатель, ребята – консультанты, которые занимаются «Решением проектных задач» в течение года и выходят на городскую олимпиаду. Важно продумать способ формирования таких групп. В нашей школе стараемся распределять учащихся таким образом, чтобы группа была работоспособной, учитывая личностные особенности учащихся.
Перед решением проектной задачей учителя – участники (наблюдатели) получают подробный инструктаж и экспертный лист, где подробно описывают деятельность каждого члена группы (учащихся). (Приложение 2)
Ученикам перед началом работы необходимо вспомнить правила работы в группе:
- не говорить всем сразу;
- перед работой договориться, кто что будет делать;
- не спорить зря, а доказывать и объяснять свою точку зрения, уважая мнение остальных участников;
- обязательно продумать завершающий этап работы- выступление, представления своего «продукта»
Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, увлекательный. Идею проектной задачи частенько подсказывают сами ребята. Дети очень увлекаются такими задачами, маленькими шагами они идут к поставленной цели, не чувствуя при этом усталости и с нетерпением ждут этого дня, который обычно приурочен к концу учебной четверти. Поэтому наши учителя не только пользуются разработками коллег, но и сами пробуют составлять проектные задачи. Одну из задач мы предлагаем вашему вниманию. (Приложение 1. ) Важно при конструировании проектной задач понимать, из каких частей она должна состоять, как она устроена.
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Надо ли её разрешать и в чём проблема? Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления было «несколько».
2. Формулирование принципов отбора целей. Зачем двигаться в этом направлении?
Планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта. Куда придём в итоге?
Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу.
3. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации.
4. Выбор средств решения проблемы. Что будем делать и каким будет результат? Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.
5. Решение проблемы (реальное продуктивное действие). Создание какого-то реального «продукта», который можно представить публично и оценить.
6. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой. Разрешили ли мы проблему? Место сборки «продукта», оформление итогового результата.
7. Представление окружающим полученного результата («продукта») в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жёстко определённую форму ответа.
Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт».
Мы уверены, что проведённая в начальной школе работа, поможет ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Эта работа непростая, но эффективная и интересная, как для учителя, так и для учеников.
Приложение 1. Проектная задача......
Название задачи |
Зимовье зверей |
Предмет |
Математика, технология, окружающий мир, русский язык |
Класс |
2-4 |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) |
1. Формирование у учащихся таких универсальных учебных действий как учебное сотрудничество, планирование собственных действий, умение представлять результаты своей работы в различных формах 2.Оценивание возможностей учащихся применять основные способы действия (нахождение площади и периметра) в модельной ситуации. |
Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача |
1) Владение различными средствами моделирования (чертежи, схемы, формулы,) 2) Построение и измерение величины по заданной модели; 3) Работа в малой группе: организация работы, распределение заданий между участниками группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль. |
Планируемый педагогический результат |
Демонстрация учащимися: 1) освоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; 2) умения, работая в малой группе, создать конечный продукт – «создать макет дома для животных» из отдельных составных частей, индивидуально выполненных каждым участником группы. |
Способ и формат оценивания результатов работы |
Оценивается: – владение предметными знаниями и умениями; – умение применить их для решения практической задачи; –умение учащихся взаимодействовать в малой группе (распределять работу, оказывать взаимопомощь, проводить взаимный контроль, объединять результаты работы отдельных участников группы в единый продукт). Оценивание этой группы умений проводится в форме экспертного наблюдения, в ходе которого заполняется экспертный лист (см. приложение). |
Необходимый материал к уроку |
Вырезанные фигурки животных клей, ножницы, цветная бумага, 2листа белой бумаги форматом А3 |
Описание проектной задачи
Вам предстоит продемонстрировать, прежде всего, умение работать сообща при решении общей задачи. Надеемся, что данная задача вас заинтересует, и вы получите удовольствие при её решении.
Друзья! Мы предлагаем вам обозначить место на карте для проживания животных и эта же карта будет служить словесным проводником до места встречи. Кроме этого необходимо выбрать материал для строительства жилья (учитывая суровые климатические условия) и рассчитать количество используемого материала. А также высчитать запасы провизии, необходимые на период зимнего времени. А чтобы не заскучать долгими зимними вечерами, придумайте, чем развлекались наши герои в свободное время!!!
Кто духом слаб, у того животное в опале.
Есть на свете люди хорошие, а есть и такие, что и бога не бояться, и своего брата не стыдятся. У таких вот недобрых людей, среди прочей живности, жили бык и коза.
Верой и правдой служили они ему. Прошло немного - немало лет животные состарились, и пользы от них стало меньше. Тогда хозяин решил от них избавиться. Прознали про то животные и надумали уйти от него. Стали думать, куда им податься. И тут вспомнили они мудрую сову, которая много поведала на своем веку и охотно помогала в беде своим собратьям. Но как сообщить о своем горе? Решили они дать ей телеграмму, а чтобы хозяин не прознал про то - письмо зашифровали и отправили с почтовым голубем.
Через некоторое время - пришёл ответ, в котором мудрая сова рассказала о местах, куда не ступала нога человека, а также было приложено словесное описание маршрута до места назначения.
Тёмной ночью, пока все спали, бык и коза отправились в путь. По пути наши герои встретили товарищей по несчастью - петуха и курицу, которых постигла та же учесть. Уже вчетвером они отправились дальше. Путь был долгим и нелегким. На пути вставали высокие косогоры, дремучие леса, быстрые реки, топкие болота. Долго шли они и наконец, добрались до места, о котором говорила сова в своем послании. На том и порешили! А через неделю и жилье готово. В пору на зиму запасы готовить.
Каждый занимался своим делом, в доме царили взаимопонимание, доброта и покой. А о прошлой жизни никто не вспоминал.
Задание 1.
Телеграмма
Помоги мудрой сове расшифровать телеграмму (ключ в инструкции) .
ψ ύ ξ ό ϡ ά ϊ η λ!
ψ Ϫ η φ ο ξ ο, ω λ ψ ω ο ν ξ ο ρ σ έ Ϩ.
ϋ ϊ ψ ϊ ν σ ω λ ψ!
Задание 2. Друзья, мои! Предлагаю вам описание маршрута. Следуя точным инструкциям и опираясь на свои знания, вы легко сможете составить для себя карту, которая и будет помощником в вашем нелёгком путешествии. Итак, в путь!
- Ориентируясь на наше светило, двигаться всегда будете на восход;
- Вам предстоит пройти через –
Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой -
Скинет с плеч её долой?
- Перед вами –
Вся в вершинах эта местность,
Для людей неробких.
Здесь туристам интересно
Вверх идти по тропке.
- Не пугайтесь, там будет –
Змея разлеглась у меня на пути
Ползет, а меня не пускает пройти,
Ползёт, оставаясь на месте своём.
Ты знаешь о чем говорю я ?
О чем?
- Вам предстоит его найти, он вам поможет на пути -
Эта гладкая дорога
Проживет совсем немного.
Как пойдет по ней весна -
Вся разрушится она
- Будьте осторожны дальше очень опасно-
Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.
- И вас окутает –
Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок.
- Ну что ж вам осталось совсем немного, на пути у вас ровно…
Друг за дружкой чередой,
Мирно ходят брат с сестрой,
Братец будет весь народ,
А сестра наоборот,
Спать немедленно зовет.
- И вот вы на месте. Справа от вас раскинулся …
Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
И желт, и синь, и ал
- Слева вас встречают…
На лесной опушке стоят подружки,
Платьица белены, шапочки зелены
- А за ней …
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц и звёзды –
В нем все отражается…
Как это зеркало называется?
- Ну что же, если вы не сбились с пути, вас не остановили трудности, тогда «Добро пожаловать!» Это и есть то место, куда не ступала нога человека!
Задание 3.
Для постройки дома постарайтесь выбрать удобное место. Почему?
Также вам надо выбрать материал для строительства дома. Обоснуйте свой выбор
Материал |
Примечание |
Солома |
На 1кв.м требуется 15кг |
Камень |
На 1 кв.м. требуется 26камней |
Хворост |
Сухие ветки деревьев, на 1 кв.м требуется 100веток |
Бревно |
Толщина бревна – 20см |
Задание 4.
А теперь рассчитайте, сколько потребуется материалов (которые вы выбрали), чтобы построить дом площадью 42кв. м. высотой 2метра.
Задание 5.
Чтобы перезимовать животным, им нужно приготовить запасы питания. Из перечня продуктов выберете нужные и рассчитайте запас на 8 месяцев, учитывая, употребление пищи в месяц каждым животным. Заполни таблицу
Молоко, сено, колбаса, зерно, яблоки, яйцо, тушёнка, конфеты.
Животное |
Продукт |
Съедает за месяц |
Съедает за 8 месяцев |
Бык |
180кг |
||
Коза |
104кг |
||
Петух |
30кг |
||
Курица |
27кг |
Задание 6.
Из цветной бумаги сделайте макет дома для животных. Масштаб 1м=1см и разместите его на большой карте.
Инструкция1.
А -λ |
Б -φ |
В -η |
Г- ν |
Д -ξ |
Е- ο |
Ё -π |
Ж -ρ |
З -ς |
И -σ |
Й- τ |
К- υ |
Л- χ |
М- ψ |
Н-ω |
О -ϊ |
П -ϋ |
Р- ό |
С -ά |
Т- έ |
У- ύ |
Ф- ώ |
Х -ϐ |
Ц -ϑ |
Ч -ϒ |
Ш- ϔ |
Щ -ϕ |
Ъ -Ϣ |
Ы- Ϫ |
Ь- Ϩ |
Э- Ͼ |
Ю- Ͽ |
Я- ϡ |
- |
- |
Инструкция 2.
По словесному описанию, которое предложили мудрая сова, нарисуйте карту. Будьте внимательны!!!
Ответы
Задание 1.
мудрая сова!
мы в беде, нам негде жить, помоги нам!
Задание 2.
- ориентируясь на наше светило, двигаться всегда будете на восход; (восток)
-- вам предстоит пройти через –
Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой -
Скинет с плеч её долой? (Лес)
- перед вами
- Вся в вершинах эта местность
Для людей неробких
Здесь туристам интересно
Вверх идти по тропке. (Горы)
- - не пугайтесь, там будет –
Змея разлеглась у меня на пути
Ползет, а меня не пускает пройти,
Ползёт, оставаясь на месте своём.
Ты знаешь о чем говорю я ?
О чем? река
- вам предстоит его найти, он вам поможет –
Эта гладкая дорога
Проживет совсем немного.
Как пойдет по ней весна -
Вся разрушится она лед
- будьте осторожны дальше очень опасно-
Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя. болото
- и вас окутает –
Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок туман
- ну что ж вам осталось совсем немного, на пути …
Друг за дружкой чередой,
Мирно ходят брат с сестрой,
Братец будет весь народ,
А сестра наоборот,
Спать немедленно зовет. день и ночь - сутки
- И вот вы на месте. Справа от вас раскинулся …
Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
И желт, и синь, и ал… луг
- Слева вас встречают…
На лесной опушке стоят подружки,
Платьица белены, шапочки зелены берёзовая роща
- За ней …
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки, Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц и звёзды –
В нем все отражается…
Как это зеркало называется? Озеро
Задание 3 .
Материал – бревно. Место, расположенное около водоема.
Задание 4.
Стороны дома 6м и 7м, для высоты необходимо 10 бревен, для всего дома потребуется 40 бревен (шести метровых- 20 бревен, семиметровых – 20 бревен)
Задание 5.
Сено, зерно
Животное |
Продукт |
Съедает за месяц |
Съедает за 8 месяцев |
Бык |
сено |
180кг |
1440кг |
Коза |
сено |
104кг |
832 кг |
Петух |
зерно |
30кг |
240 кг |
Курица |
зерно |
27кг |
216 кг |
Сено 1440+832= 2272кг
Зерно 240+ 216= 456 кг
Приложение 2
Экспертный лист для оценки работы группы
ФИ эксперта ____________________________________ № группы _____________
Вопросы |
Ответы |
Как группа приступила к работе (сразу стали выполнять задания; сначала ознакомились со всеми заданиями и т.п.)? Опишите подробнее. |
|
Каким образом, и на каком этапе была распределена работа между членами группы? |
|
Как осуществлялись переходы от одной задачи к другой? Опишите подробнее с указанием всех участников группы. |
|
Кто из участников возвращался к текстам из задания и проверял работу? |
|
Был ли в группе лидер? Если да, то каким образом он появился (по собственной инициативе, стихийно, по решению всей группы и т.п.)? |
|
Как члены группы взаимодействовали в ходе работы (никак, обсуждали свои решения, помогали друг другу по запросу и т.п.)? |
|
Как была организована работа на завершающем этапе – при сборке (общее обсуждение, каждый предоставил свои результаты и они не обсуждались группой и т.п.)? |
|
Опишите климат и взаимоотношения в группе (доброжелательная обстановка; взаимопомощь; ссоры; никакого содержательного общения и т.п.). Если были конфликтные ситуации, то как они разрешались? |
|
Подведите итог – ваше общее впечатление от работы группы. |