Буклет с рекомендациями для родителей по развитию памяти
Рекомендации для педагогов и родителей по оптимизации памяти:
* Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.
* Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
* Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.
* При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.
* Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как
высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное
влияние на память.
* При появлении у малыша явных признаков утомления сделайте
перерыв.
Упражнения на развитие памяти:
Для того чтобы развить хорошую память у ребенка, нужно научить его
правильно запоминать и изучать материал, а также просто развивать память и
ассоциативное мышление. Для этой цели подойдут несложные игры-задания.
Например, поиграйте с ребенком в нелогичные ассоциации. Для этого
загадайте ему несколько не связанных между собой слов (слон, магазин,
велосипед, дедушка), а ребенок должен придумать историю, в которой будут
использованы эти слова.
Как улучшить память?
Существует три «закона» памяти.
Первый «закон» памяти – получить глубокое яркое впечатление о том,
что хотите запомнить, а для этого надо:
1 Сосредоточиться;
2 Внимательно наблюдать.
Прежде впечатление, оно прочнее: нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще,
чем нервы ведущие от уха к мозгу.
Второй «закон» памяти — повторение
Третий «закон» памяти – ассоциация: хочешь запомнить факт – нужно
ассоциировать его с каким-либо другим.
Развиваем память вместе с мамой!
МОУ «СОШ №4 имени Д.М. Перова»
Помните:
− Память ребенка – это его интерес.
− Используйте три основных «закона» памяти: яркое впечатление, повторение, ассоциация.
− Организовывайте режим дня, формируйте привычку к ежедневному дозированному получению знаний.
− Не злоупотребляйте «механическим» заучиванием информации, стихов.
− Важно одновременно развивать эмоциональную, зрительную, слуховую память.
− Создавайте условия для экспериментирования.
− Но не перегружайте ребенка излишне эмоционально окрашенным материалом.
Дети младшего школьного возраста могут запомнить 5−6 из 8−10 хорошо знакомых предметов.
Время для рассматривания и запоминания от 30 до 40 секунд.
Усложнения можно использовать, если ребенок легко справился с первым вариантом задания.
А ТАКЖЕ…
Обязательно читайте детям книги, учите стихи, стишки−потешки, считалки, песни.
Наблюдайте, обсуждайте, вспоминайте с ребенком, что изменилось в природе, говорите о погоде. Все это будет способствовать развитию памяти, обогащению опыта.
Развивайте ребенка играя, а также учите умению слушать, запоминать и воспроизводить услышанное.
Память, один из психических процессов, который можно развивать с наибольшей эффективностью.
Ниже приведены игры и упражнения, развивающие память в младшем школьном возрасте.
Игра «Угадай, что исчезло»
Взрослый выкладывает перед ребенком 6 – 7 предметов. Попросит его посмотреть и запомнить предметы, а потом отвернуться. В это время взрослый убирает, добавляет предмет или меняет его место расположения, а затем предлагает ребёнку угадать, что изменилось. Постепенно можно увеличивать количество предметов до 10-15.
Игра «Пуговица»
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
Игра «Рисунки»
Потребуется 2 «одинаковых» рисунка с некоторыми отличиями. В начале, показывается первый рисунок (30-50 сек.), затем второй; после чего взрослый предлагает найти различия по памяти, которые ребенок называет или записывает на листке.
Игра «Волшебные палочки»
Для этой игры понадобится 30-40 палочек. Выложите на столе 1-3 геометрические фигуры, сложенные из палочек, через 1-2 секунды накрой-те их листом и просите выложить точно такие же. Затем сравните с образцом.
Игра «Запрещённые движения»
Взрослый показывает ребёнку движение и говорит, что надо повторять все движения кроме этого. Затем начинает показывать разные движения, а ребёнок повторяет все кроме одного.
Игра «Цепочка слов»
Играющим надо по очереди называть разные слова – существительные. Каждый раз перед тем, как назвать свое слово, игрок называет все слова, которые были названы раньше. Попробуйте поиграть всей семьёй! Сколько слов Вы сможете запомнить и назвать?
Например: 1 – молоко; 2 – молоко, машина; 3 – молоко, машина, мед; 4 – молоко, машина, мед, муха и т.д. Это пример более сложного варианта, когда надо придумать слова на одну букву. Для начала достаточно придумывать любые слова – существительные.
Упражнение «Зрительный диктант»
Инструкция. Сейчас я покажу тебе подряд не-сколько картинок (от 5 до 10). Запомни их в таком же порядке и нарисуй на листе бумаги.
Примечание. Начать стоит с предметных картинок, а затем перейти к абстрактным символам, знакам.
Упражнение «10 слов»
Взрослый зачитывает 10 слов. Ребенку нужно запомнить слова в том же порядке, как они были предъявлены. Например: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.
Упражнение «Парные слова»
Взрослым зачитываются слова. Ребенок должен постараться запомнить их попарно. Затем зачитываются только первые слова каждой пары, а ребенок записывает второе.
Например:
курица - яйцо,
ножницы - резать,
лошадь - сено,
книга - учить,
бабочка - муха,
щетка - зубы,
барабан - пионер,
снег - зима,
петух - кричать,
чернила - тетрадь,
корова - молоко,
паровоз – ехать и т.д.
Упражнение «Удивительные картинки»
Закрой глаза и представь соответствующие картинки, названия которых я произнесу..."
Например:
1. Лев, нападающий на антилопу
2. Собака, виляющая хвостом
3. Миндальное печенье в коробке
4. Молния в темноте
5. Пятно на любимой одежде
6. Бриллиант, сверкающий на солнце
А теперь вспомни и запиши названия картинок. Чем больше ребенок вспомнит образов, тем упражнение выполнено успешнее.
Упражнение «Числовые ряды»
Зачитываются ряды чисел. Нужно записать запомнившиеся числа. После этого вновь прочитывают ряды чисел и неправильно воспроизведенные по порядку и величине числа зачеркивают. Пропуск числа в ряду не считается ошибкой.
Например:
37 48 95
24 73 58 49
89 65 17 59 78
53 27 87 91 23 47
Куприянова Светлана Павловна