12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Богатикова Лидия Юрьевна1647
Успех ребёнка - это успех моей работы! На свете есть множество разных профессий. Но я выбрала одну и очень интересную. Я выбрала свою профессию! Я, учитель-логопед!
Россия, Тульская обл., город Алексин
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »

«Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда с детьми с нарушениями речи»

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

Жан Жак Руссо

В последние годы выявляется устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста. В связи с этим все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья за период пребывания в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

 «Не навреди!»

 Принцип сознательности и активности.

 Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.

 Принцип всестороннего и гармонического развития личности.

 Принцип доступности и индивидуальности.

 Принцип систематичности и последовательности.

 Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения.

Для сохранения и укрепления здоровья детей использую на логопедических занятиях комплексную оздоровительно-коррекционную работу, включающуюся в себя:

Артикуляционную гимнастику

Дыхательную гимнастику

Биоэнергопластику

Зрительную гимнастику

Динамические паузы

Развитие мелкой моторики

Су – джок терапию

Кинезиологические упражнения О.И. Крупенчук

 

Самомассаж

Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью занятий.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Регулярное выполнение поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

Дыхательная гимнастика

Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания), и укрепление здоровья детей с речевой патологией;

Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.

Биоэнергопластика

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами приведёт к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Зрительная гимнастика

Цель зрительной гимнастики - профилактика нарушений зрения, формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Динамические паузы

Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия, помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение.

Развитие мелкой моторики

разнообразные пальчиковые игры и упражнения

пальчиковый театр

графические упражнения

игры с прищепками, бусами, пуговицами, природным материалом

игры со счётными палочками, камешками «Марболс»

Шнуровки, пальчиковые дорожки

Данные упражнения способствуют развитию мелкой моторики,  координации движений пальцев рук;

Су – джок терапия

Прокатывание шарика с одновременным проговариванием рифмованных текстов помогает нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга, скорректировать речевые нарушения.

Кинезиологические упражнения О.И. Крупенчук

Эти упражнения активизируют все мозговые процессы – память, мышление, быстроту реакции, что в свою очередь способствует более эффективному освоению нового материала. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. Дети становятся внимательными, активными, снимается напряжение, страх, раздражение и улучшаются учебные достижения. В работе с детьми используется комплекс кинезиологических упражнений: «Колечки», «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка», «Ухо-нос», и т.д. А так же упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

Самомассаж

Название этого вида говорит само за себя. Это действия, которые ребенок делает самостоятельно. Самомассаж представляет собой упражнения, при которых необходимо выполнять движения руками или массаж языка при помощи губ и зубов.

Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребенку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.

Здоровьесберегающие технологии в логопедической оздоровительной работе способствуют:

Повышению уровня речевого развития и творческих способностей детей.

-повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать, учатся красиво говорить;

Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка.

корректируется поведение, и преодолеваются психологические трудности;

Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года.

Пробуждается интерес к занятиям, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.

Провести ребенка по ступеням успеха,

как по ступеням нотного стана,

сохранив и приумножив лучшее в нем,

вот к чему должен стремиться каждый педагог!

Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »

Комментарии (2)

Шабанова Алёна, 15.10.18 в 17:58 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо. Приятно читать текст со зрительной опорой на фото.
Богатикова Лидия Юрьевна, 15.10.18 в 21:32 0 Ответить Пожаловаться
Я тоже придерживаюсь такого мнения,ведь информацию читают не только специалисты,но и родители,для которых данный материал незнаком.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.