Консультация для воспитателей «Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи»

6
0
Материал опубликован 20 May 2021 в группе



Презентация "Психологические особенности детей с ТНР"
PPTX / 4.51 Мб

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11» города Смоленска



Консультация педагога-психолога для воспитателей ДОУ

на тему: «Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи»



Цель: повышение информированности воспитателей ДОУ по вопросу психологических особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи (дети с ОВЗ).

Задачи:

познакомить воспитателей с особенностями развития познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и двигательной сферы у дошкольников с ТНР;

обсудить проблемы формирования личности ребенка с недостатками речевого развития;

охарактеризовать особенности развития художественного творчества и игровой деятельности у дошкольников с речевыми нарушениями.

Примечание: консультация проводится в сопровождении мультимедийной презентации.

ПЛАН

Особенности познавательной сферы детей с ОНР:

восприятия

внимания

памяти

мышления

Развитие двигательной сферы у дошкольников с ТНР.

Характеристика формирования личности ребенка с недостатками речевого развития.

Особенности развития художественного творчества и игровой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи.



Анализ данных, полученных при исследовании различных психических функций у детей с ОНР (Л.И. Белякова, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), показывает своеобразие их психического развития. У детей данной категории отмечается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного.

Недостаточность базового слухового восприятия влияет на формирование фонематического слуха, а в дальнейшем – фонематического восприятия. Нарушения фонематического восприятия отмечаются у всех детей с ОНР.

Нарушения зрительной сферы проявляются в основном в бедности и недифференцированности зрительных представлений, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным образом предмета.

Изучение особенностей ориентировки в пространстве показало, что дети с недоразвитием речи затрудняются в основном в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта. У них также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле (как правило, при усложнении заданий). Особенно стойко пространственные нарушения проявляются при рисовании человека: изображения отличаются примитивностью и малым количеством деталей.


Внимание характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, что определяет тенденцию к снижению темпа деятельности в процессе работы. Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми.

Особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений. Так, если для детей с нормальным речевым развитием в процессе деятельности характерны отвлечения «на экспериментатора», то для детей с недоразвитием речи преимущественными видами отвлечения являются следующие: «посмотрел в окно (по сторонам)», «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания». Низкий уровень произвольного внимания у детей с тяжелыми нарушениями речи приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности.

Т.С. Овчинникова, исследуя внимание дошкольников с нарушениями речи, выявила следующие особенности. При выполнении корректурной пробы отмечена низкая продуктивность. Среди ошибок на первый план выступают пропуски, что связано с низкой концентрацией внимания. Также отмечались недостатки распределения внимания, высокая отвлекаемость, импульсивность, общая неорганизованность. В то же время при выполнении методики «Точки» по объему запоминания и внимания не выявлено достоверных различий между детьми с нарушениями речи и детьми с нормальной речью.


Особенности развития памяти

Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно.

Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в среднем дошкольном возрасте. Ребенок принимает цель запомнить, начинает осознавать ее и самостоятельно выделять. Причем осознание этой цели значительно легче происходит в игре.

Память у детей с ОНР характеризуется следующими особенностями:

объем зрительной памяти практически не отличается от нормы;

заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания;

часто забывают сложные инструкции (3-4 – ступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкций;

относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания.

Дети с ОНР отстают также в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части, что говорит о нарушении двигательной памяти, последовательной ее организации.


Особенности развития мышления

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

В совместной работе О.Н. Усановой и Т.Н. Синяковой выявлена неоднородность группы детей с ОНР третьего уровня как по проявлению речевого расстройства, так и по особенностям формирования познавательных процессов. Подчеркивается, что количественные показатели развития невербального интеллекта у этих детей колеблются преимущественно в пределах от нормы до низкой границы нормы. Несформированность некоторых знаний и недостаточность самоорганизации речевой деятельности влияют на процесс и результат мыслительной деятельности. Большинство исследователей, имея в виду детей с ОНР, склоняются к тому, что в целом, их интеллект сохранен, хотя имеются недостатки отдельных когнитивных операций.


Развитие двигательной сферы

У части детей с ОНР отмечаются соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций. Отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения, отмечается в работах В.И. Селиверстова, Т.Б. Филичевой и др. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечаются недостаточная координация пальцев руки, общее недоразвитие мелкой моторики.


Проблема формирования личности ребенка с недостатками речевого развития

Известно, что одной из общих закономерностей нарушенного развития являются отклонения в формировании личности. Трудности социальной адаптации таких детей, сложности их взаимодействия с социальной средой отмечали Л.С. Выготский, Ж.И. Шиф, В.И. Лубовский. В процессе коррекционной работы с этими детьми важнейшую роль играет апелляция к личности.

Системные данные об особенностях личностного развития детей с ОНР на настоящий момент отсутствуют, а имеющиеся описания носят фрагментарный характер.

Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки.

Изучая особенности развития дошкольников с ОНР, О.А. Слинько отмечает, что несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников.

В результатах исследований Г.В. Чиркиной, Л.Г. Соловьёвой особенности речевого развития детей с ОНР сочетались с нарушениями коммуникативной функции, что выразилось в снижении потребности в общении, несформированности способов коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).

Большой интерес представляет исследование особенностей личностного развития дошкольников с ОНР, выполненное на кафедре специальной психологии и клинических основ дефектологии МГОПУ им. М.А. Шолохова под руководством И.Ю. Левченко. Авторы исследования доказали, что личность ребенка с ОНР характеризуется специфическими особенностями, среди которых имеют место заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности.

В зависимости от уровня коммуникативных нарушений и степени переживания речевого дефекта дошкольники с ОНР были разделены на три группы:

Дети первой группы не демонстрировали переживания речевого дефекта, у них не отмечалось трудностей при речевом контакте. Они активно взаимодействовали со взрослыми и сверстниками, широко использовали при этом невербальные средства общения.

У детей второй группы наблюдались некоторые трудности в установлении контакта с окружающими, они не стремились к общению, на вопросы старались отвечать односложно, избегали ситуаций, требующих использования речи, в игре прибегали к невербальным средствам общения, демонстрировали умеренное переживание дефекта.

У детей третьей группы отмечался речевой негативизм, который выражался в отказе от общения, замкнутости, были зафиксированы агрессивность, заниженная самооценка. Дети избегали общения со взрослыми и сверстниками, а в игре не пользовались вербальными средствами; на занятиях в речевой контакт вступали только после длительной стимуляции.


Развитие игровой деятельности и художественного творчества

Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельности дошкольников с ОНР: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность (Л.Г. Соловьева). Для большинства таких детей характерна крайняя возбудимость, которая связана с различной неврологической симптоматикой, в связи с чем игры, не контролируемые воспитателем, обретают порой весьма неорганизованные формы.

Дошкольники с ОНР нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игр им доступны. Нарушения общей и речевой моторики вызывают у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в коллективную игру.

Особенности игровой деятельности детей с ОНР проявляются в недостаточном понимании инструкции, быстрой потере интереса к процессу игры, трудностях контакта детей со взрослыми и сверстниками, в затруднениях придумывания сюжета, в запоминании правильной последовательности игровых действий, в невозможности взять на себя роль ведущего.

Дети с ОНР испытывают выраженные затруднения в организации самостоятельной игры. Они предпочитают сюжетно-ролевой игре игру с игрушками. Дети, за редким исключением, не могут инициировать совместную со сверстниками игру.

У большей части дошкольников с ОНР наблюдается низкий уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества в игре. Для успешной реализации данных действий они нуждаются в постоянной помощи взрослого.

Дети с ОНР во много раз чаще сверстников без речевых нарушений не соблюдают правила игры, что нередко приводит к конфликтам, потере интереса к игре, отказа от продолжения участия в ней.

Результаты проводимых исследований позволяют выделить следующие особенности сюжетно-ролевой игры, характерные для детей с ОНР: неустойчивый интерес к игре, бедность игровых сюжетов, стереотипность ролевого общения, бедность речевого сопровождения, необходимость помощи взрослого в определении темы и сюжета игры, в распределении ролей. Также следует отметить, что во время игры часто возникают конфликты между детьми. Частая причина таких конфликтов - несоблюдение правил игры.


У детей с недоразвитием речи часто наблюдаются недостатки моторики, зрительно-моторной координации, что указывает на недостаточное развитие тактильно-моторных ощущений, являющихся организующим моментом любой деятельности. Недостаточно развиты пространственные представления и образная сфера. Эти недостатки влияют, прежде всего, на способность детей к изобразительному творчеству. Так у детей с алалией наблюдается узость тематики рисунков и многократные повторения темы, отсутствие способов изображения предметов и явлений, бедность приемов лепки и конструирования, неумение владеть ножницами и т.д. (Л.С. Цветкова). Даже дети, владеющие элементарными техническими приемами, не проявляют достаточной усидчивости, воли и внимания в своих занятиях. Снижено и критическое отношение к чужой и своей работе.


Доказано, что во многом успешность речевого развития ребенка зависит от зрелости высших психических функций. Некоторые особенности или недоразвитие аналитико-синтетической функции мышления затрудняют для ребенка сравнение своей несовершенной речи с речью старших. Недостаточность анализа и синтеза отрицательно сказывается на развитии речи в целом.

Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Р.Е. Левина выделяет нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи (ОНР). Целенаправленное развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.

Все это свидетельствует о необходимости проведения с детьми комплексных занятий, в которых работа по развитию речи успешно сочеталась бы с развитием памяти, мышления и внимания.

Система психолого-педагогического сопровождения ребенка с речевыми нарушениями предполагает тесное профессиональное взаимодействие психологов, логопедов, воспитателей и должна включать такие направления деятельности, как работа с ребенком, работа с семьей, работа с персоналом дошкольного учреждения.



Список использованной литературы:

Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Под научной ред. И.Ю. Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 96 с. (Специальная психология).

Левченко И.Ю., Дубровина Т.И. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти. – М.: Национальный книжный центр, 2016. (Специальная психология).

Тарасова Н.В. Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Тарасова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 173 с.: ил. – (Школа развития).



Консультация подготовлена педагогом-психологом

Подрядчиковой И.В.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации