12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Леонова Татьяна Юрьевна203
Россия, Курская обл., Тимский район, село Становое
0

Конспект урока по русскому языку: «Буква Ж. Звук (ж)»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Становская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок по русскому языку

(Обучение грамоте)

 

Разработала:
Леонова Татьяна Юрьевна
учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

с. Становое, 2015 год

Тема урока: Звук ж. Буквы Ж, ж.

Цель: познакомить учащихся с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж.

Познавательные УУД:

принимать учебную задачу;

решать учебную задачу под руководством учителя;

учиться читать слоги – слияния, слова и тексты с буквой ж;

группировать изученные буквы;

определять место на ленте букв изучаемой буквы;

Личностные УУД:

вырабатывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся;

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

осваивать новые виды деятельности,

участвовать в творческом, процессе;

Коммуникативные УУД:

отвечать на поставленные вопросы по содержанию теста;

работать в паре;

Регулятивные УУД:

определять цель учебного задания;

контролировать свои действия, оценивать правильность выполнения, исправлять ошибки;

отвечать на итоговые вопросы.

Оборудование: учебник "Букварь " (авторы Л.Е.Журова и др.), рабочая тетрадь № 3 (авторы М.М.Безруких и др.), домики с буквами, слоговая таблица, сигнальные карточки (синие, белые), карточки-кружочки.

Ход урока:

Мотивация

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок - к нам пришли гости.

Ученик:

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Мы хотим вам показать,

Как умеем отвечать.

Не судите строго,

Ведь учились мы немного.

- Действительно, учились мы немного, но кое-что уже знаем. Давайте вспомним, чему мы уже научились на уроках обучения грамоте?

- Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем – с согласного твёрдого, с согласного мягкого звука.

2. Актуализация опорных знаний.

Поиграем в игру «Доскажи словечко».

- Наша речь состоит ….(из предложений).

Р-П-С-С-Б-З

-Звуки мы…..(слышим и произносим)

-Буквы……….(видим, пишем и читаем)

-А сейчас проверим, верны ли наши утверждения.

Слайд 1(Буквы и звуки русской азбуки)

- Звуки бывают … (гласные и согласные).

- При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).

- Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

- Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).

Слайд 2(Буквы и звуки русской азбуки)

-Каким цветом мы обозначаем гласные и согласные звуки в звуковой схеме слова?

-Отгадайте загадку:

Крошки-птички сели в ряд

И словечки говорят.

С виду чёрные, кривые,

От рождения немые,

А как только встанут в ряд,

Сразу все заговорят.

(буквы)

-Давайте познакомимся с «жильцами» первого домика.

Назовите буквы.

Блок-схема: ручное управление 5

 

а

ы

   

о

 

и

е

у

   

я


 

- Почему эти буквы поселились в домике под красной крышей? (гласные)

- Назовите буквы, обозначающие твёрдость предшествующего согласного звука.

(а, о, у, ы)

- Назовите буквы, обозначающие мягкость предшествующего согласного звука.

(и, е, я)

- Какие «хитрые» буквы поселились в этом домике? (е, я)

- Почему их называют «хитрыми»? (обозначают два звука)

- Молодцы! Продолжим знакомство и посмотрим, какие буквы проживают во втором домике.

Блок-схема: ручное управление 6

 

н

л

р

 

б

в

г

 

д

з

   
       

 

- Назовите буквы.

- Почему эти буквы поселились в домике под синей крышей? (согласные)

- Какие звуки обозначают эти буквы – звонкие или глухие?

- Давайте проверим. (Положить ладонь на горлышко и чётко произнести звук. Если чувствуешь вибрацию-звонкий, если нет-глухой)

- Молодцы! Два домика мы с вами исследовали, пойдёмте знакомиться с другими «жильцами».

 

п

к

т

ш

с

ч

     
Блок-схема: ручное управление 7 - Назовите буквы.

 

- Какие это буквы – гласные или согласные? (согласные)

- Почему они поселились в отдельном домике? (обозначают глухой звук)

- Какие из этих букв обозначают только один звук? (ш -ш-твёрдый, ч-ч,-мягкий )

- Ребята, посмотрите, на этой станции есть ещё один домик. Кто же в нём живёт?

 

ь

 
- Как называется эта буква? (мягкий знак)

 

Блок-схема: ручное управление 8 - Для чего служит мягкий знак? (для обозначения мягкости предшествующего согласного звука)

- Чем мягкий знак отличается от других букв? (не обозначает звука)

- Ребята, вы отлично справились с заданиями, а теперь нас ждут новые испытания.

3.Выявление места и причины затруднения

1.Выделение нового звука, его характеристика.

Послушайте загадку-шутку:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.
 

- Какой звук чаще других повторяется в этом стихотворении? (ж)

- Какой он, гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?

Игра «Твёрдый-мягкий». (Приложение к учебнику)

ВЫВОД: У звука [ж] нет мягкой пары - в этом его особенность (Показать на доске)

 

[Ж] согласный, звонкий, всегда твёрдый

- О ком это стихотворение? (о жуке)

- Давайте составим схему этого слова.

- В каком месте слова находится звук [ж]?

   


 

 -Давайте проверим. (Приложение к учебнику)

- А теперь открою тайну природы: в мире существует очень много видов жуков. Среди них есть вредные жуки, есть полезные жуки.

- Самый большой жук- Олень. Раньше этот жук встречался в дубовых лесах, а сейчас занесён этот жук в Красную книгу. Как вы думаете почему?

- Потому что этот вид может исчезнуть, но я думаю этого не случится , ведь вы не будете ловить и обижать их верно?

- Жук олень не только красавец, он ещё приносит пользу: личинки этого жука перерабатывают гнилую древесину, удобряют почву.

- Поэтому берегите и охраняйте природу.

Развитие фонематического анализа

А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)

Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….

Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…

Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….

-Как на письме мы обозначим звук (ж)? ( Звук [ж] обозначается на письме буквой ж.)

- Ну а теперь давайте познакомимся с хозяйкой сегодняшнего урока.

- Нас встречает сама (буква Ж) … ой, ребята, неужели мы ошиблись.

- Ведь это не буква Ж. Кто мне скажет, что за буква?

- Правильно – Это буква К, но не совсем. Потому что, стоит нам развернуть лист и вот, перед нами хозяйка домика буква Ж.

Это - Ж, А это — К,

Целый жук и полжука.

(А. Шибаев )

-А давайте напишем её портрет. (На что похожа буква Ж)

Дети читают стихи.

1 ученик:

Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у нее

Шесть жучиных ножек.

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

Стала снежинка

Буквою Ж,

Солнце ее

Не растопит уже!

Просмотр видео «Учим букву Ж» (до слов « на жука» остановить)

- Ребята у вас на столе лежат листочки с рисунком, переверните. Кто нарисован? (Жук)  Давайте украсим спинку жука для этого выложим букву Ж. Напоминаю, что не должно быть пластилина не на полу, столе. Работаем аккуратно. Жук запомнит, какая буква у него на спинке? А вы запомнили?

4.Построение проекта выхода из затруднения

- А теперь слушайте и запоминайте слова с буквой Ж. (Продолжение видео)

Физкультминутка

-Пока мы отдыхали, наша буква ж подружилась с буквами, которые живут в красном домике. Давайте с вами прочитаем слоги:

Жа жо жу жи аж ож уж иж

(Дети читают слоги в учебнике на с. )

5.Реализация построенного проекта

Упражнение в выделении звука [ж]

- Я сейчас предлагаю вам придумать рассказ вместе со мной, в котором встречается буква Ж.

У девочки по имени (Анжелика) есть собака по кличке (Жужик). Однажды они пошли в лес. Анжелика под дубом собирала (желуди). Жужик гонялся за летающим (жуком - божией коровкой). Вдруг Анжелика услышала лай. Это Жужик заметил большую колючую (ежиху) с маленькими (ежатами). Анжелика позвала Жужика, а ежиха и ежата убежали под елку.

В. Волина
- А теперь попробуйте без моей помощи составить рассказ.

(Приложение к учебнику)

- А теперь давайте посмотрим мультфильм и проверим, правильно ли мы составляли.

(Приложение к учебнику. Просмотр мультфильма)

А сейчас, а сейчас 
Всем гимнастика для глаз. 
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем. 
Снова крепко закрываем 
И опять их открываем. 
Смело можем показать, 
Как умеем мы моргать. 
Головою не верти, 
Влево посмотри, 
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо - 
Упражнение на славу. 
Глазки вверх, глазки вниз, 
Поработай, не ленись! 
И по кругу посмотрите. 
Прямо, ровно посидите. 
Посидите ровно, прямо, 
А глаза закрой руками

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Дифференцированная работа

1 группа (находит слова на картинке с буквой ж)

2 группа Замените в словах первый звук на звук [Ж], чтобы получилось новое слово:

лук – жук

зал – жал

баба – жаба

печь – жечь

мир – жир

мало – жало

Лора – Жора

идет - ждет

пакет - жакет

бетон - жетон

билет - жилет

пучок - жучок

ракетка – жакетка

Веня - Женя

(Проверка по эталону)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж. (один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками самостоятельно на своих местах).

8.Включение в систему знаний и повторение

- Я прочитаю вам сказку, а вы должны обвести слова, где есть буква Ж.

Жадная Жаба.

Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Од­нажды важный Жук говорит Ужу:

Надо бы нам крышу покрасить.

Покрасить можно,— говорит осторожный Уж.— Только какой краской?

Желтой,— важно сказал Жук.

Но у нас нет желтой краски.

Ну, тогда оранжевой!

И оранжевой тоже нет.

Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оран­жевой краски.

А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждет.

Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить?

Не дам! — отвечает Жаба.— Жалко краску.

Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и жужжит:

Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба.

Нет у меня никакого джема!

Ахты ж-жадина! — рассердился Шмель да как ужалит Жабу. Жаба с перепугу — прыг в бочку с оранжевой краской! Вы­лезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:

Пожалейте меня, несчастную-ю!

Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу. (Г. Юдин)

-Прочитайте, какие слова вы обвели.

9.Рефлексия

- Какой была тема урока? (Звук [ж], буква Ж) (СЛАЙД)

- Какие цели вы ставили? (Познакомиться со звуком [ж] и буквой ж, учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой)

- «Жильцом» какого домика станет буква Ж?

 

н

л

р

 

б

в

г

 

д

з

ж

 
       
Блок-схема: ручное управление 10

 

- Удалось ли достичь этих целей?

Шкала самооценки:

- Возникали у вас затруднения?

- Вы смогли их преодолеть?

Если было легко, и вы не допускали ошибки, то посадите своих жучков на самый большой цветок.

Если было трудно, и вы не допускали ошибки, то посадите своих жучков на средний цветок

Если было трудно, было много ошибок, то на самый маленький цветок.

 

На память о нашем уроке я хотела бы подарить картинку-раскраску. Вам нужно будет раскрасить места только с буквой Ж, чтобы получить изображение. А кто у вас получился, расскажите на следующем уроке.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.