Методическая разработка урока по русскому языку «Звук [ж], буквы Ж, ж»
Урок обучения грамоте
Цель: познакомить с новым согласным звуком и буквами.
Задачи:
дать характеристику звука, показать зрительный образ-букву, создать условия для закрепления навыка слогового чтения;
способствовать развитию фонематического слуха, внимания; создать условия для развития речи, памяти, логического мышления, коммуникативных навыков;
способствовать воспитанию бережного отношения к насекомым, толерантного отношения друг к другу.
Планируемые результаты:
узнают: буквы Ж, ж;
научатся: выделять согласный звук ж, читать слоги и слова с этим звуком; устанавливать
на основе наблюдений, что звук ж всегда твёрдый и звонкий.
УУД: Р – формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий, осуществлять прогнозирующий и констатирующий контроль по результату и по способу действия.
П – вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.
К – слушать и понимать речь других.
Л – установка на общечеловеческие ценности и правила, определяющие отношение сверстников друг к другу, позитивное сотрудничество, проявление терпимости друг к другу; адекватная мотивация: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; установка на экологическую культуру, ценностное отношение к природному миру.
Ход урока
Речевая разминка
1)Подышим «Вьюга»
2)Язычок «Проколю щёчку, Язык змеи»
3)Не сломай язык. «6 мышат в шалаше шуршат.»
В! Для чего начинаем урок с речевой разминки?
Актуализация знаний
- С чего начинаем урок?
Игра «Доскажи словечко»
- Наша речь состоит из ….
- Звуки бывают …
- При произнесение согласного звука воздух….
- Согласные звуки бывают…
- После твёрдых согласных пишутся буквы гласных звуков…
- После мягких согласных пишутся буквы…
В! Почему начинаем уроки с повторения?
Самоопределение к учебной деятельности.
- Кто пришёл в гости, отгадайте…
Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
С крыльями, а не птица,
6 ног, да без копыт. (ЖУК)
- Какие слова подсказали?
- Произнесите слово ЖУК, послушайте 1 звук.
- Произнесите 1 звук. А как гудит жук?
- Мы работали с этим звуком?
- А кто знает, какая буква обозначает этот звук?
- Сконструируйте в паре из карандашей. (1 ребёнок у доски)
- Как называется буква?
- Чему будет посвящён наш урок? Тема?
- Чему будем учиться?
- По какому плану мы работаем с новым звуком и буквой?
4. Открытие новых знаний
- Что нам нужно узнать о звуке?
- Произнесём ещё раз Ж.
- Что скажете? гласный/согласный? Почему?
- Глухой/звонкий? Как проверяем?
- Парный/непарный?
-Твёрдый/мягкий? Как догадались?
- Что мы узнали на этапе урока ЗВУК-БУКВА?
5. Физ. минутка
- «Поймай звук»
Ж – хлопаем, нет – топаем.
Жилет, шорты, крыжовник, смородина, Женя, Оля, жираф, жаба, кисель, оранжевый.
- Какие слова с большой буквы? Почему?
6. Упражнения в чтение
1)СЛОГИ
- Какой следующий этап?
- Жук предлагает открыть Учебник с. 25 и прочитать слоги.
- Хором
- Что необычного заметили в 4 слоге ЖЕ?
- Что необычного заметили в 5 слоге ЖИ?
- Буква Ж капризная и поссорилась с некоторыми буквами и те отказались с ней рядышком стоять. Эти буквосочетания опасные места. Написание надо запомнить!
- Какие буквосочетания похожи?
В! – Что мы узнали на этапе чтения слогов?
ЖИ, ШИ пиши с буквой И
ЖЕ, ШЕ пиши с буквой Е
- Какой следующий этап по плану?
2)СЛОВА
- Какие пары слов можно назвать родственные?
Друг
Дружок
Могу
Может
Жук
Жучка
Телега
тележка
- Докажите это. (Они близкие по смыслу, у них общий корень)
- Почему слова "жук" и "Жучка" не являются однокоренными? (Разное значение)
- Образуйте родственное слово жук.
3) ТЕКСТ
- Рассмотрите рисунок внизу страницы. Как вы думаете, о ком или о чем будет текст?
- В какую игру играют дети?
- От какого слова образовалось название Жмурки?
- Что значит жмуриться?
- Прочитайте текст. Подготовьтесь читать его вслух.
Дети читают текст самостоятельно
- Читаем текст по цепочке, по одному предложению.
Затем один ученик читает весь текст полностью
- Найдите предложения, в конце которых стоит восклицательный знак. Как их надо прочитать?( С повышением громкости голоса. Предупреждаем опасность).
- Совпало ли предположение?
- Кому завязали глаза платком?
- Кого догнал Женя? А почему никого?
- О чем предупредили ребята Женю?
- Можно ли сказать, что ребята настоящие друзья?
- Какие пословице о дружбе знаете?
Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
- Какие правила нужно соблюдать, чтобы игра была безопасной?
1. Необходимо безопасное место для игры.
2. Соблюдение правил игры.
3. Корректное поведение во время игры.
- Жук придумал вам задание, хочет проверить насколько вы внимательные читатели.
Отгадайте схему какого предложения он зашифровал?
4) ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
- Ребята, жук очень доволен вами. Он сказал мне по секрету, что ему очень понравилось на уроке. И он рассказал мне интересную игру. Поиграем!
- В словах замените первый звук так, чтобы получилось новое слово.
Лук - жук. Пучок – жучок. Билет – жилет. Пир – жир. Мало – жало.
Учитель: Молодцы!
- Ребята, жук нас с буквой познакомил, слоги показал, а как называется жук, мы не узнали. Хотите узнать?
- Разделите на слова.
Жужжитжужелица,жужжитикружится.
- А ты знаешь, что?..
В нашей природе много жуков- жужелиц.
Почти все жужелицы хищники. Охотятся жужелицы в основном ночью. Жук с удовольствием поедает гусениц.
Жуки встречаются на деревьях. По ним жуки лазают в поисках гусениц бабочек, которыми питаются. Жужелицы приносят большую пользу, уничтожая вредителей леса и сада.
Многие люди, найдя у себя в погребе жужелицу, со злостью убивают её, не зная, что она не ест овощей, а наоборот уничтожает их вредителей.
7. Рефлексия
- Какие задачи урока мы ставили?
- Что вы узнали, чему научились?
- Были у вас затруднения? Где?
- Оцените себя: понятно/трудности/настроение?