Методическая разработка урока по русскому языку «Звук [ж], буквы Ж, ж»

3
0
Материал опубликован 19 August 2022

Урок обучения грамоте


Тема: Звук [ж], буквы Ж,ж.

Цель: познакомить с новым согласным звуком и буквами.

Задачи:

дать характеристику звука, показать зрительный образ-букву, создать условия для закрепления навыка слогового чтения;

способствовать развитию фонематического слуха, внимания; создать условия для развития речи, памяти, логического мышления, коммуникативных навыков;

способствовать воспитанию бережного отношения к насекомым, толерантного отношения друг к другу.

Планируемые результаты:

узнают: буквы Ж, ж;

научатся: выделять согласный звук ж, читать слоги и слова с этим звуком; устанавливать

на основе наблюдений, что звук ж всегда твёрдый и звонкий.

УУД: Р – формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий, осуществлять прогнозирующий и констатирующий контроль по результату и по способу действия.

П – вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.

К – слушать и понимать речь других.

Л – установка на общечеловеческие ценности и правила, определяющие отношение сверстников друг к другу, позитивное сотрудничество, проявление терпимости друг к другу; адекватная мотивация: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; установка на экологическую культуру, ценностное отношение к природному миру.

Ход урока

Речевая разминка

1)Подышим «Вьюга»

2)Язычок «Проколю щёчку, Язык змеи»

3)Не сломай язык. «6 мышат в шалаше шуршат.»

В! Для чего начинаем урок с речевой разминки?

Актуализация знаний

- С чего начинаем урок?

Игра «Доскажи словечко»

- Наша речь состоит из ….

- Звуки бывают …

- При произнесение согласного звука воздух….

- Согласные звуки бывают…

- После твёрдых согласных пишутся буквы гласных звуков…

- После мягких согласных пишутся буквы…

В! Почему начинаем уроки с повторения?

Самоопределение к учебной деятельности.

- Кто пришёл в гости, отгадайте…

Чёрен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

С крыльями, а не птица,

6 ног, да без копыт. (ЖУК)

- Какие слова подсказали?

- Произнесите слово ЖУК, послушайте 1 звук.

- Произнесите 1 звук. А как гудит жук?

- Мы работали с этим звуком?

- А кто знает, какая буква обозначает этот звук?

- Сконструируйте в паре из карандашей. (1 ребёнок у доски)

- Как называется буква?

- Чему будет посвящён наш урок? Тема?

- Чему будем учиться?

- По какому плану мы работаем с новым звуком и буквой?

4. Открытие новых знаний

- Что нам нужно узнать о звуке?

- Произнесём ещё раз Ж.

- Что скажете? гласный/согласный? Почему?

- Глухой/звонкий? Как проверяем?

- Парный/непарный?

-Твёрдый/мягкий? Как догадались?

- Что мы узнали на этапе урока ЗВУК-БУКВА?

5. Физ. минутка

- «Поймай звук»

Ж – хлопаем, нет – топаем.

Жилет, шорты, крыжовник, смородина, Женя, Оля, жираф, жаба, кисель, оранжевый.

- Какие слова с большой буквы? Почему?

6. Упражнения в чтение

1)СЛОГИ

- Какой следующий этап?

- Жук предлагает открыть Учебник с. 25 и прочитать слоги.

- Хором

- Что необычного заметили в 4 слоге ЖЕ?

- Что необычного заметили в 5 слоге ЖИ?

- Буква Ж капризная и поссорилась с некоторыми буквами и те отказались с ней рядышком стоять. Эти буквосочетания опасные места. Написание надо запомнить!

- Какие буквосочетания похожи?

В! – Что мы узнали на этапе чтения слогов?

ЖИ, ШИ пиши с буквой И

ЖЕ, ШЕ пиши с буквой Е

- Какой следующий этап по плану?

2)СЛОВА

- Какие пары слов можно назвать родственные?

Друг

Дружок

Могу

Может

Жук

Жучка

Телега

тележка

- Докажите это. (Они близкие по смыслу, у них общий корень)

- Почему слова "жук" и "Жучка" не являются однокоренными? (Разное значение)

- Образуйте родственное слово жук.

3) ТЕКСТ

- Рассмотрите рисунок внизу страницы. Как вы думаете, о ком или о чем будет текст?

- В какую игру играют дети?

- От какого слова образовалось название Жмурки?

- Что значит жмуриться?

- Прочитайте текст. Подготовьтесь читать его вслух.

Дети читают текст самостоятельно

- Читаем текст по цепочке, по одному предложению.

Затем один ученик читает весь текст полностью

- Найдите предложения, в конце которых стоит восклицательный знак. Как их надо прочитать?( С повышением громкости голоса. Предупреждаем опасность).

- Совпало ли предположение?

- Кому завязали глаза платком?

- Кого догнал Женя? А почему никого?

- О чем предупредили ребята Женю?

- Можно ли сказать, что ребята настоящие друзья?

- Какие пословице о дружбе знаете?

Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

- Какие правила нужно соблюдать, чтобы игра была безопасной?

1. Необходимо безопасное место для игры.

2. Соблюдение правил игры.

3. Корректное поведение во время игры.

- Жук придумал вам задание, хочет проверить насколько вы внимательные читатели.

Отгадайте схему какого предложения он зашифровал?

4) ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

- Ребята, жук очень доволен вами. Он сказал мне по секрету, что ему очень понравилось на уроке. И он рассказал мне интересную игру. Поиграем!

- В словах замените первый звук так, чтобы получилось новое слово.

Лук - жук. Пучок – жучок. Билет – жилет. Пир – жир. Мало – жало.

Учитель: Молодцы!

- Ребята, жук нас с буквой познакомил, слоги показал, а как называется жук, мы не узнали. Хотите узнать?

- Разделите на слова.

Жужжитжужелица,жужжитикружится.

- А ты знаешь, что?..

В нашей природе много жуков- жужелиц.

Почти все жужелицы хищники. Охотятся жужелицы в основном ночью. Жук с удовольствием поедает гусениц.

Жуки встречаются на деревьях. По ним жуки лазают в поисках гусениц бабочек, которыми питаются. Жужелицы приносят большую пользу, уничтожая вредителей леса и сада.

Многие люди, найдя у себя в погребе жужелицу, со злостью убивают её, не зная, что она не ест овощей, а наоборот уничтожает их вредителей.

7. Рефлексия

- Какие задачи урока мы ставили?

- Что вы узнали, чему научились?

- Были у вас затруднения? Где?

- Оцените себя: понятно/трудности/настроение?







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.