Урок чтения (обучение грамоте) в 1 классе «Звук [ ж], буквы Ж, ж»
Пояснительная записка к презентации
Урок чтения (обучения грамоте) в 1 классе
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Тема урока: Звук [ ж], буквы Ж, ж.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: познакомить с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж.
Задачи урока: образовательные:
познакомить звуком [ж] и с буквами Ж,ж ;
учить давать характеристику звукам;
учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.
развивающие:
развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;
развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
воспитательные:
воспитывать интерес к чтению;
прививать навык культурного общения;
воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
Методы обучения:
Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.
Формы обучения:
фронтальная работа;
парная;
индивидуальная
Оборудование: мультимедийный проектор, звуковые схемы, образцы печатных букв «Ж» и «ж», карточки с буквами, касса букв, полоски для составления букв Жж, индивидуальные карточки с заданиями, круги для самооценки, звуковичок.
Ход урока.
Звук [ж]. Буквы Ж, ж
(Слайд-11 декабря)
- Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь к гостям, поприветствуйте.(дети поворачиваются к гостям, кивают один раз головой и поворачиваются обратно)
-Прозвенел уже звонок-
Начинается урок.
Мы друг к другу повернулись
И друг другу улыбнулись. Садитесь.
-Не смотря на то, что мы с вами проучились в школе совсем немного времени, чуть больше трёх месяцев, мы с вами кое-чему уже научились. Давайте кое-что вспомним, что мы уже знаем.
-Напомните, пожалуйста, какую букву мы недавно изучили? (Ша)
-Каким звуком она обозначается? (Ш)
-Охарактеризуйте этот звук. (Согласный, всегда твёрдый, глухой)
-Прочтите слово (На карточке ШИТЬ)
-Какое правило есть в этом слове? (ШИ пиши с буквой И)
-Ребята, сейчас поработаем в парах. У вас на партах лежат схемы.(на доске эти же схемы большие)
- Ваша задача найти звуковую схему слова шить. (…)(подняли замочки)
-Какая пара готова выйти, показать схему и охарактеризовать звуки?
-Кто согласен с выбором схемы? У кого такая же схема? (…)
-Охарактеризуйте звуки.
(… Ш-согл., тв., глух.; Ы-гл.; Ть-согл., мягк., глух.) –Молодцы. Садитесь.
Игра «Живые буквы»
- Ребята, скажите, на какие 2 группы делятся все звуки в русском языке? (гласные и согласные)
- На письме звуки обозначаются …? (буквами)
- У вас на партах лежат карточки с буквами.
-Выйдите к доске те ребята, у которых гласные буквы. (а,о,у,я,и,ы,е)
- Назовите буквы на ваших карточках.
- Ребята, проверьте. Кто согласен, что это все гласные? (поднимают руки)
- Садитесь.
- Теперь выйдите те, у кого согласные буквы. (б,п,г,к,д,т,з,с,ш)
- Это буквы, а вы назовите соответствующие звуки.
- Скажите, это все согласные, которые мы уже изучили? (нет)
- Какие ещё мы знаем? (н,м,л,р,в,ч) (дети называют, я показываю их на ленте букв)
- А те согласные, которые перед нами (у доски), на какие группы можно разделить? (звонкие и глухие)
- Разделитесь на группы.
- Но это не просто звонкие и глухие согласные, но они ещё и …? (парные)
- Разбейтесь на пары. (берутся за ручки. б-п, г-к, д-т, з-с) Назовите парные звуки.
- Кто же остался без пары? (ш)
- Не расстраивайся, буква ш. У тебя тоже должна быть пара, и мы её сегодня найдём.
- Присаживайтесь все. Приступаем к поиску.
-Отгадайте загадку.
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (жук) (слайд- картинка жука)
- Произнесите первый звук отгадки. (ж)
- Какой звук в этом стихотворении чаще повторяется? (ж)
- Произнесите, как жужжит жук. (жжж)
-Звук ж мы ещё не изучали. Так что же мы сегодня узнаем? (узнаем букву ж и каким звуком обозначается.)
-Да. Тема нашего урока: Звук [ж]. Буквы Ж, ж. (Слайд с темой)
- Каковы цели нашего урока? (1.познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж. 2.научиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой)
- По какому плану мы будем работать? (1.Дать характеристику звука Ж; 2.Познакомиться с буквой, которой обозначается на письме звук Ж; 3.Научиться читать с новой буквой слоги, слова и предложения) (Слайд: план работы)
-Откройте учебники по закладке.
-Итак, первый пункт плана: познакомиться с характеристикой звука Ж. (Слайд)
Характеристика нового звука. (Слайд. Гласный-согласный, звонкий-глухой, твёрдый-мягкий)
- Нам нужно охарактеризовать звук [ж] .
- Произнесите ещё раз этот звук и скажите: гласный он или согласный? (согласный)
- Кто согласен?
(Слайд. Остаётся только СОГЛАСНЫЙ)
- Почему он согласный? Как вы это определили? (Воздух встречает преграду, звук не поётся)
- Теперь давайте определим: звонкий он или глухой. Приложите наушники. Какой? (звонкий)
- Почему звонкий? (слышим свой голос)
(Слайд. Остаётся только ЗВОНКИЙ)
- Давайте одевать нашего звуковичка. (выходит ученик и, объясняя, прикрепляет шапку с колокольчиком)
- Что ещё нам нужно определить? (твёрдый или мягкий)
-Вспомните слова, которые начинаются на букву Ж, и назовите в словах первый звук (жираф – Ж, жизнь, жёлтый, жилет, жалеть, Жора, жаба, жёлуди, Женя, Жучка)
-Какой первый звук везде был? (твёрдый)
-Попробуйте его произнести мягко. (…) Получилось? (нет)
- Вывод… (Звук Ж всегда твёрдый)
(Слайд. Остаётся только ТВЁРДЫЙ)
- Обуваем звуковичка (выходит ученик, прикрепляет ботинки синие)
- Итак, теперь дайте полную характеристику нашему сегодняшнему звуку ж. (согласный, звонкий, твёрдый) (Пустой слайд)
- Теперь поиграем в игру « Поймай звук». Я буду называть слова. Если вы услышите наш новый звук-один раз хлопните, если нет- ничего не делаете.
(Железо, ножи, муха, пружина, зайка, журнал, шапка, дружба, глаза, лужайка, шуба, Жанна.)
Физминутка
- Итак, первый пункт плана мы выполнили-звук Ж охарактеризовали. Какой второй пункт плана? (Познакомиться с буквой, которой обозначается на письме звук Ж) –Слайд.
-Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]? (Ж) Повторите Ж.
- Посмотрите на неё. (слайд- крупная Ж)
- На кого похожа буква Ж? (на жука)
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! (С.Я.Маршак)
-(Показ Ж в алфавите) (Слайд) Вот буква Ж в алфавите. Перед ней стоит буква, которую мы ещё не изучали- буква Ё, а следует за буквой Ж буква З.
-На ленте букв буква Ж располагается вот здесь. (Показываю)
-Над какой буквой она расположилась? (ш) Значит они… (парные)
- Буква Ша, нашли мы тебе пару. (Вручаю букву Ж ученику).Выйдите теперь пара. Назовите свои звуки (Ж-Ш) Садитесь.
- Работа в парах. У вас на партах лежат полоски из бумаги. Составьте вместе с соседом по парте 2 буквы Ж. Обратите внимание на длину полосок. (Кто закончил-поднимают замочки.)
- Какие они у вас получились? (большая и маленькая) (слайд – Жж из полосок)
- У кого такие буквы получились? Молодцы.
- Для чего нужна заглавная Ж? (писать имена, фамилии, названия рек, городов, клички, начало предложения и т.д.)
- Назовите слова, которые будут писаться с большой буквы Ж. (Женя-это имя, Жучка-кличка,…)
-Теперь слова на строчную ж. (живот, журнал,…)
- Продолжаем работу по плану. Звук изучили, букву узнали. Что теперь? (Научиться читать с новой буквой слоги, слова и предложения) Слайд
Чтение слогов с буквой «Ж, ж».
Букву новую узнали
Образ мы её создали,
А теперь вперёд, друзья,
Сможем мы прочесть слоги и слова.
- Покажите в учебнике пальчиком нашу сегодняшнюю новую букву. Каким звуком она обозначается? Этот звук всегда…? (твёрдый) И читать мы его будем твёрдо, не зависимо от того, какой звук следует за ним.
- Найдите слоги.(Слайд) Повторяйте за мной по одному слогу. (жа жо жу)
-А следующие 2 слога- особенные. Несмотря на то, что после Ж следуют Е и И, звук Ж произносится твёрдо. (ЖЕ, ЖИ)
- Запомните: жи пиши с буквой и. А схожее правило напомните нам. (ши пиши с буквой и)
- Теперь соединяем эти 2 правила: ЖИ – ШИ пиши с буквой И. (Карточку повесить) Повторите.
- Теперь прочтём слова по группам в учебнике. Что про них сможете сказать? (Слайд со словами)
-Читаем хором первую группу. (…) Теперь их прочтёт …(…) Итак, что про них можете сказать? (Близкие по смыслу)
-Вторую группу хором(…) Один… (…) –А они? (не близкие по смыслу)
-Третью…
-Четвёртую… ( Пустой слайд)
- Откройте кассы букв. Мы сейчас будем составлять предложение с буквой ж. Вы будете работать в парах. А один человек (или пара) будут выполнять у доски. (на обратной стороне доски)
- Итак- Я жду Жору.
- Какие правила вы должны сразу вспомнить в этом предложении, чтобы правильно его составить? (начало предложения с большой буквы, имя Жора с большой буквы, в конце поставить точку)
(составляют)
-Проверяем.
- У доски ученики, прочтите, что у вас получилось.
- Проверьте. Кто увидел ошибки? Всё верно.
- Самопроверка. Проверьте свои предложения по доске. У кого всё правильно? Молодцы!
Гимнастика для глаз.
Индивидуальная самостоятельная работа.
- У каждого из вас на парте лежат две карточки: с одной звёздочкой и с двумя звёздочками по уровню сложности. С одной звёздочкой- попроще, с двумя-посложнее. (слайд) представляю задания.
- Прочитайте слова, подчеркните буквы Ж, посчитайте их, запишите число.
Живот, шило, железо, лыжи.
- Прочитайте слова, подчеркните буквы Ж, посчитайте их, запишите число и разделите слова на слоги.
Живот, шило, железо, лыжи.
- В зависимости от того, как вы оцениваете свои возможности, возьмите соответствующую карточку и выполните задание. (выполняют)
Самопроверка.
-Прочтите слова по одному.
- Сколько букв Ж вы насчитали? (3) (Слайд)
- Проверяем слоги. (жи-вот-2, …) (на слайде появляются правильные записи.)
- Оцените свою работу. Нарисуйте соответствующий смайлик.
-Теперь прочитаем текст в учебнике. (Слайд с текстом)
-Я вам его сейчас прочту, а вы подумайте, как можно озаглавить этот текст? (Читаю)
-В какую игру играли дети? (жмурки)
-Как можно озаглавить текст? (Жмурки)
-Кому знакома эта игра?
-Какие правила этой игры? (…)
- Мы можем в неё играть в классе? (нет) А где можем?
- Какое слово спряталось у нас на страничке в звуковой схеме. Найдите. (жмурки)
-Какой по счёту наш звук Ж? (первый)
-Давайте определим ударный звук. Хором (…) (у)
-Теперь этот текст читаете вы по предложениям. Все следим (…) Хорошо. (Пустой слайд)
-Вот и заканчивается наш урок. Все пункты плана мы выполнили. Давайте подводить итоги.
-Какая была тема урока? (Звук Ж. Буквы Жж)
-Какие цели мы ставили перед собой? (1.познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж. 2.научиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой)
-Поднимите руки те, кто достиг этих целей.
-Кто испытывал затруднения?
-Давайте посмотрим, кто как оценивает свою работу на уроке. Самооценка.
-У вас на парте есть круги. Возьмите карандаши и нарисуйте на них соответствующий смайлик:
(Появляются слайды)
-Если было легко, вы не допускали ошибки и довольны своей работой, то весёлый смайлик. (слайд)
Если вы испытывали затруднения, иногда допускали ошибки, то вот такой смайлик. (слайд)
Если было трудно, было много ошибок и вы совсем не довольны собой, то этот грустный смайлик.(слайд)
- Поднимите их. Покажите. (пустой слайд)
-Я очень довольна работой …,…,…
-Молодцы. Вы хорошо потрудились.
-На память о нашем уроке я хотела бы подарить картинку-раскраску. (слайд)Вам нужно будет раскрасить места только с буквой Ж, чтобы получить изображение. А кто у вас получился, расскажете на следующем уроке.
- Молодцы! Спасибо за хорошую работу. (слайд)
-Встаньте, пожалуйста. Урок окончен. Повернитесь, попрощайтесь с гостями.
-Вы свободны.