Технологическая карта урока литературного чтения «Звуки [ ж], буква Ж» (1 класс)

0
0
Материал опубликован 20 April 2016

Технологическая карта урока литературного чтения

 

Целевой блок

Тема

Звуки [ж], буквы Ж,ж

Цель

 

Создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком [ж ], буквой  Ж,ж; развития памяти, речи, логического мышления.

Планируемые результаты

Предметные: познакомить учащихся с новым звуком , буквой Ж,ж; формировать умение бегло, осознанно и выразительно читать слоги, слова с новой буквой, тексты; формировать умения применять теоретические знания при решении практических задач.

 Личностные: сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу; продолжить работу по развитию памяти, внимания, мышления, формированию грамотной устной речи, пополнению словарного запаса.

Метапредметные:

(Регулятивные УУД): уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;уметь высказывать своё мнение, уметь исправлять результаты своих действий..

(Коммуникативные УУД): уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им учиться работать в паре, группе; уметь принимать решение, брать ответственность за свои решения.

(Познавательные УУД:уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Инструментальный блок

Задачи урока

Задачи урока:     образовательные:

  • познакомить  с буквой Ж и звуком   [ж];
  • учить  давать характеристику звукам;
  • учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.

 

                         развивающая:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое,  наглядно – образное мышление;
  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

                         воспитательная:

 

  • воспитывать интерес к чтению;
  • привитие навыков культурного общения;

воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга

Тип урока

Открытие  новых знаний

Учебно-методический комплекс

Л.Ф.Климанова. Азбука. Ч. 2

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Зрительный образ буквы, выделение звука в слове, введение понятия «согласный звук», твёрдость и мягкость согласного звука, глухие и звонкие согласные звуки, парные согласные

Организация пространства

Групповая, фронтальная, индивидуальная работа

Межпредметные связи

Письмо. ИЗО. Музыка (умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха).

Действия обучающихся

I. Организационный момент.

Цель: осуществить межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу

(Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному ма­териалу.)

 

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

(Проверяю готовность к уроку)

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

 

II. Актуализация знаний. Повторение пройденного.

1. Игра «Доскажи словечко».     Я начну, а ты продолжи…

Речь бывает…(устная и письменная)      

Устную речь мы…(слышим и произносим)

Письменную речь мы…(пишем и читаем)   

Наша речь состоит из …(предложений)

Предложение состоит из…(слов)     

Слова делятся на…(слоги)

Слоги состоят из…(звуков)   

 Звуки мы…(слышим и произносим)

Буквы мы…(читаем и пишем)     

 Звуки бывают…(гласные и согласные)

- Когда мы произносим гласные воздух…

- Когда мы произносим согласные воздух …

- Согласные бывают…

 

III. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.

1)Побуждающий диалог.

 

- К нам на урок пришла гостья. Угадайте, кто она.

                           Появилась девочка в чашечке цветка,

                           И была та девочка чуть больше ноготка.

                                                                 (Дюймовочка)

- Кто принес на лесную полянку Дюймовочку? (жук).

- У нас на доске 3 жука: красный, синий, зеленый.

- Оставим пока всех на доске.

 

«Вяжет мама длинный шарф, потому что сын …»  (жираф)

«В тине живет, комаров жует, старуха – баба, бородавчатая …»  (жаба)

 

- Назовите первые звуки в этих словах.

- Жираф.

- Жаба

- Жук.

2) Создание проблемной ситуации.

Регулятивные:- планировать, определять последовательность действий;

 

- Дюймовочка спешит предупредить вас о том, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем  его особенность. 

(На доске – восклицательный знак)

-   Давайте решать эту проблему.

3) Подведение к формулированию темы.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

 

-Знакомы ли мы с таким звуком?

- Сформулируйте тему урока:  Звук [ж], буква Ж.

- Давайте расскажем Дюймовочке, какую задачу поставим перед собой?  Чему вы должны научиться на уроке?

(Познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж, учиться читать слоги, слова, и предложения с новой буквой)

                                                  Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

 

IY. «Открытие»  новых знаний.

1) Знакомство с новым звуком. Работа в группах.

Коммуникативные: - умение работать в паре; - учитывать разные мнения;- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические:- выбор оснований и критериев для сравнения.

 

- А сейчас нам предстоит исследовать звук  ] . Для этого поработаем в группе.

 -Вспомним правила работы в группе.

- Выберите нужную дорожку и обведите цветным карандашом.

- Как слышим звук [ж], твердо или мягко?

- Может кто-то придумает слова, где новый звук будет мягким?

- Я тоже не смогла придумать такие слова. Какой сделаем вывод?

- Вот, о чем хотела предупредить нас Дюймовочка.  (!)

- Значит, какой же жук перенес Дюймовочку на полянку? (синий)

2) Знакомство с печатной буквой ж.

- Звук [ж] на письме обозначается буквой  …   Ж,ж.   (человечек)

·        показ печатной буквы ж.

-Почему их две?

-Что напоминает вам эта буква?

·        рисунок «На что похожа буква ж

 

Эта буква хороша,

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-Ж-Ж-Ж-Ж!(С.Маршак)

 

V. Первичное закрепление.

1) Печатание в тетрадях.

2) Работа в парах. (правила работы зачитать)

-Составьте из бусин звук.- схемы к слову: ЖУК   ЖИРАФ    ЖАБА 

                                         Физминутка.

Игра «Гости»

 Если в слове услышите новый звук, значит гость долгожданный – похлопаем ему, а если нет – потопаем.

Железо, ножи, муха, пружина, зайка, журнал, шапка, дружба, глаза, лужайка, шуба, Жанна.

-Молодцы! Вы были очень внимательны!

- Так какой же звук [ж]?  (согл, всегда твёрд, звонк.)

 

3) Чтение слогов с буквой «Ж, ж».

 

Букву новую узнали

Образ мы её создали,

А теперь вперёд, друзья,

          Сможем мы прочесть слова.

 

- Прочитайте слоги с буквой ж.   Слайд 1

Жа  жо жу жы жи

- Когда читали слоги, вы не заметили совпадений?

-Да, мы произносили слог жы когда прочитывали и с Ы и с И.

- А нужны ли две разные гласные буквы для обозначения одного и того же слога?

- Наверное нет.

- Давайте выберем одну из них.

- Произнесите ещё раз Ж с гласными И, Ы и сделайте выбор.  

- Буква И после согласного указывает на его мягкость, но в слоге ЖИ этого не происходит, звук Ж всё равно твёрдый. Значит, буква Ы не нужна букве Ж.

- Звук Ж – всегда твёрдый. Какую же гласную мы никогда не напишем в слиянии ЖИ?

 Вывод:  ЖИ пиши с буквой И.            Слайд 2

                                   

VI. Работа по учебнику.

Цель: применение нового знания.

1) Чтение слов.                             Слайд 3

 

Жук               по-стро-ил

Жаба             при-ска-ка-ла

Жил               по-смо-тре-ла

2) Чтение текста.

Познавательные: общеучебные:-формировать смысловое чтение;- формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов.

Личностные: -формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.

Стр. 14

- Про кого говорится в рассказе?

- Что себе построил жук?

- Почему он бросил домик?

- Кто поселился в домике?

- Почему жабе там понравилось?

VII. Дидактическое упражнение.

 Стр. 20

- Соотнесите звуковые схемы с картинками. Что вы заметили?

- Вспомните, как называются слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение? (Омонимы)

VIII. Закрепление знаний.

Работа по диску.

Диагностика результатов урока

(итог урока)

IX. Рефлексия деятельности ( Итог урока)

Регулятивные:-оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

      Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

 - Какой была тема урока?

 - Какие цели вы ставили?

 - Удалось ли достичь этих целей?

 - Возникали у вас затруднения?

 - Вы смогли их преодолеть?

- Дюймовочке очень понравилось у нас в гостях, но ей пора возвращаться домой. На каком жуке она полетит теперь?

- У вас на парте лежит буква Ж

Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, закрашиваем букву синим цветом, а если было трудно – красным.

 - Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались,

- Спасибо вам  за урок.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.