12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Чеснокова Елизавета Сергеевна28 Россия, Челябинская обл., Челябинск |
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Тема: Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Цель: познакомить учащихся с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; вырабатывать навык написания гласной после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Актуализировать знания учащихся по теме «гласные О, Е, Ё после шипящих»
Планируемые результаты:
Предметные: знать условия выбора букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, букв е и ё после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, в суффиксах прилагательных, окончаниях глаголов, в корнях слов разных частей речи; уметь правильно писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, графически обозначать условия выбора правильных написаний,
группировать слова с буквами о, е, ё после шипящих по видам орфограмм.
Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Личностные: усвоение традиционных ценностей российского общества; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Тип урока: сообщение новых сведений
Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная
Ход урока
1. Организационный момент (3 мин)
Слово учителя: Добрый день! Меня зовут Елизавета Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. У нас сегодня на уроке много гостей, давайте же покажем нашим гостям умения и навыки по русскому языку.
Слово учителя: В тетрадях запишите число (четырнадцатое ноября) и классная работа.Мы записали всего 4 слова, но уже в них может быть допущено более 5 ошибок. Назовите, каких, и как нам их не допустить в дальнейшем.
чЕ – Четверо; НАДЦАТЬ – суффикс количественных числительных от 11 до 19, его нужно запомнить
нО – словарная буква, нужно запомнить
Я – ноЯбрь
Класс – удвоенная согласная, нужно запомнить
Работа – сегодня это словарное слово, но если обратиться к этимологии, то можем проверить словом РАБ
2. Актуализация знаний
Слово учителя: В начале урока мне бы хотелось, чтобы вы сами, но с помощью моих подсказок, догадались, о какой части речи мы посвятим урок:
СЛАЙД 1
… Считает себя старомодным и предпочитает книжный стиль.
СЛАЙД 2
… Живёт прошлым и настоящим, а вот будущего, к сожалению, у него нет.
СЛАЙД 3
… Энергичный, как папа, и утончённый, как мама.
СЛАЙД 4
Родной сын глагола и прилагательного.
ЭТО, КОНЕЧНО ЖЕ, ПРИЧАСТИЕ.
Слово учителя: Да, мы сегодня продолжаем работать над сложной, но при этом интересной и многообразной частью речи – ПРИЧАСТИЕ. Что конкретно мы о ней сегодня узнаем, предлагаю разгадать с помощью следующего задания:
ЗАДАНИЕ №1: Прочитайте слова и скажите, какая орфограмма их объединяет?
Врачом, чужой, раскрашенный, камышовый, девчонка, свечой, завершённый, грушевый, большого, рубашонка, окружённый, решётка, жёрдочка, ухудшенный.
- Верно, все эти слова объединяет орфограмма «о/ё/е после шипящих». Давайте объясним известные нам орфограммы (1 человек у доски объясняет устно)
ЗАДАНИЕ 2: Выпишите из данных слов только те, в которых данная орфограмма находится в суффиксе.
Раскрашенный, камышовый, девчонка, завершённый, грушевый, рубашонка, окружённый, ухудшенный
ЗАДАНИЕ 3: Из выписанных слов подчеркните причастия.
- Проверим выполненное вами задание (на экране)
- Какие перед вами причастия: действительные или страдательные? (страдательные)
- Какого они времени? (прошедшего)
- Попробуйте сформулировать тему урока
3. Работа по теме урока
ЗАПИСЬ ТЕМЫ: ГЛАСНЫЕ Е и Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ
ЗАДАЧИ:
1) Узнаем, когда пишется буква Ё, а когда Е в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
2) Отработаем умение грамотно писать причастия с этой орфограммой
3) Научимся графически выделять изученную орфограмму
– НА ПРИМЕРЕ ЗАПИСАННЫХ РАНЕЕ СЛОВ
Раскрашенный
Завершённый
Окружённый
Ухудшенный
- Внимательно изучите подчёркнутые вами причастия. Давайте выделим в них суффиксы и поставим ударение.
- Кто уже догадался, от чего зависит написание гласных Е и Ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени? (от ударения: под ударением буква Ё, в безударном положении – Е)
- Проверим себя по учебнику (стр. 71)
НАПОМИНАЮ ВАМ, ЧТО У ПРИЧАСТИЙ НЕ БЫВАЕТ СУФФИКСОВ ОНН, ИНН!
- А сейчас я вам предлагаю проверить, работает ли это правило на кратких страдательных причастиях
ЗАДАНИЕ №2: Заполните таблицу, образовав от данных глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени
Глагол | Полное страд. Причастие прошедшего вр. | Краткое страд. Причастие прошедшего времени |
Сообщить Потушить Выкрасить Нарастить Отключить | Сообщённый Потушенный Выкрашенный Наращённый отключённый | Сообщён Потушен Выкрашен Наращён Отключён |
- О чём нам говорят слова, записанные в 3 столбике? (О том, что в кратких страдательных причастиях прошедшего времени тоже под ударением пишется буква Ё, в безударном положении – Е).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Молодцы! А теперь немного отдохнём. Разминка для глаз. Я называю слова. Если в нём пишется буква Ё – моргаете 1 раз. Если буква Е – 2 раза.
Совмещённый, включён, обезоруженный, выкрашенный, скручен, завершён
- Вы отлично справились! А теперь возвращаемся к нашей теме.
4. Закрепление изученного материала
- Чтобы правило, изученное нами, запомнилось вам очень хорошо, предлагаю пройти тест. Но не просто тест, а современное интерактивное тестирование. Для этого вам понадобится телефон.
1. Зайдите в браузер
2. Введите адрес (
3. Введите код с экрана, а затем своё Имя в поле
(для тех, у кого нет доступа к интернету – тест на отдельных листах)
ПРОВЕРКА НА ЭКРАНЕ
- Молодцы! Надеюсь, подобная форма проверки вам понравилась, и вы будете пользоваться ей на уроках.
5. Подведение итогов.
- Какую тему мы изучили на уроке?
- Какое правило мы узнали?
- Что нам поможет при написании букв Е и Ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени? (ударение)
Домашнее задание: Упр. 163
Для самых творческих: сочинить сказку о том, как шипящие гласные Е и Ё прятали
6. Рефлексия
- Вы отлично потрудились! Оцените свою и мою работу на уроке с помощью смайликов (лежат на партах) :
- хорошо усвоил
- отлично усвоил и могу применить на практике
- усвоил хорошо, но есть вопросы