12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чеснокова Елизавета Сергеевна28
Россия, Челябинская обл., Челябинск

Тема: Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Цель: познакомить учащихся с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; вырабатывать навык написания гласной после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Актуализировать знания учащихся по теме «гласные О, Е, Ё после шипящих»

Планируемые результаты:


Предметные: знать условия выбора букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, букв е и ё после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, в суффиксах прилагательных, окончаниях глаголов, в корнях слов разных частей речи; уметь правильно писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, графически обозначать условия выбора правильных написаний,
группировать слова с буквами 
оеё после шипящих по видам орфограмм.

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Личностные: усвоение традиционных ценностей российского общества; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Тип урока: сообщение новых сведений

Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная



Ход урока

1. Организационный момент (3 мин)

Слово учителя: Добрый день! Меня зовут Елизавета Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. У нас сегодня на уроке много гостей, давайте же покажем нашим гостям умения и навыки по русскому языку.

Слово учителя: В тетрадях запишите число (четырнадцатое ноября) и классная работа.Мы записали всего 4 слова, но уже в них может быть допущено более 5 ошибок. Назовите, каких, и как нам их не допустить в дальнейшем.

чЕ – Четверо; НАДЦАТЬ – суффикс количественных числительных от 11 до 19, его нужно запомнить
нО – словарная буква, нужно запомнить
Я – ноЯбрь
Класс – удвоенная согласная, нужно запомнить
Работа – сегодня это словарное слово, но если обратиться к этимологии, то можем проверить словом РАБ

2. Актуализация знаний

Слово учителя: В начале урока мне бы хотелось, чтобы вы сами, но с помощью моих подсказок, догадались, о какой части речи мы посвятим урок:

СЛАЙД 1

Считает себя старомодным и предпочитает книжный стиль.

СЛАЙД 2

Живёт прошлым и настоящим, а вот будущего, к сожалению, у него нет.

СЛАЙД 3

Энергичный, как папа, и утончённый, как мама.

СЛАЙД 4

Родной сын глагола и прилагательного.

ЭТО, КОНЕЧНО ЖЕ, ПРИЧАСТИЕ.

Слово учителя: Да, мы сегодня продолжаем работать над сложной, но при этом интересной и многообразной частью речи – ПРИЧАСТИЕ. Что конкретно мы о ней сегодня узнаем, предлагаю разгадать с помощью следующего задания:

ЗАДАНИЕ №1: Прочитайте слова и скажите, какая орфограмма их объединяет?

Врачом, чужой, раскрашенный, камышовый, девчонка, свечой, завершённый, грушевый, большого, рубашонка, окружённый, решётка, жёрдочка, ухудшенный.

- Верно, все эти слова объединяет орфограмма «о/ё/е после шипящих». Давайте объясним известные нам орфограммы (1 человек у доски объясняет устно)

ЗАДАНИЕ 2: Выпишите из данных слов только те, в которых данная орфограмма находится в суффиксе.

Раскрашенный, камышовый, девчонка, завершённый, грушевый, рубашонка, окружённый, ухудшенный

ЗАДАНИЕ 3: Из выписанных слов подчеркните причастия.

- Проверим выполненное вами задание (на экране)

- Какие перед вами причастия: действительные или страдательные? (страдательные)

- Какого они времени? (прошедшего)

- Попробуйте сформулировать тему урока

3. Работа по теме урока

ЗАПИСЬ ТЕМЫ: ГЛАСНЫЕ Е и Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ

ЗАДАЧИ:

1) Узнаем, когда пишется буква Ё, а когда Е в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
2) Отработаем умение грамотно писать причастия с этой орфограммой
3) Научимся графически выделять изученную орфограмму

НА ПРИМЕРЕ ЗАПИСАННЫХ РАНЕЕ СЛОВ

Раскрашенный
Заверш
ённый
Окруж
ённый
Ухудш
енный

- Внимательно изучите подчёркнутые вами причастия. Давайте выделим в них суффиксы и поставим ударение.

- Кто уже догадался, от чего зависит написание гласных Е и Ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени? (от ударения: под ударением буква Ё, в безударном положении – Е)

- Проверим себя по учебнику (стр. 71)

НАПОМИНАЮ ВАМ, ЧТО У ПРИЧАСТИЙ НЕ БЫВАЕТ СУФФИКСОВ ОНН, ИНН!

- А сейчас я вам предлагаю проверить, работает ли это правило на кратких страдательных причастиях

ЗАДАНИЕ №2: Заполните таблицу, образовав от данных глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени

Глагол

Полное страд. Причастие прошедшего вр.

Краткое страд. Причастие прошедшего времени

Сообщить

Потушить

Выкрасить

Нарастить

Отключить

Сообщённый

Потушенный

Выкрашенный

Наращённый

отключённый

Сообщён

Потушен

Выкрашен

Наращён

Отключён





- О чём нам говорят слова, записанные в 3 столбике? (О том, что в кратких страдательных причастиях прошедшего времени тоже под ударением пишется буква Ё, в безударном положении – Е).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Молодцы! А теперь немного отдохнём. Разминка для глаз. Я называю слова. Если в нём пишется буква Ё – моргаете 1 раз. Если буква Е – 2 раза.

Совмещённый, включён, обезоруженный, выкрашенный, скручен, завершён

- Вы отлично справились! А теперь возвращаемся к нашей теме.

4. Закрепление изученного материала

- Чтобы правило, изученное нами, запомнилось вам очень хорошо, предлагаю пройти тест. Но не просто тест, а современное интерактивное тестирование. Для этого вам понадобится телефон.

1. Зайдите в браузер

2. Введите адрес (joinmyquiz.com)

3. Введите код с экрана, а затем своё Имя в поле

(для тех, у кого нет доступа к интернету – тест на отдельных листах)

ПРОВЕРКА НА ЭКРАНЕ

- Молодцы! Надеюсь, подобная форма проверки вам понравилась, и вы будете пользоваться ей на уроках.

5. Подведение итогов.

- Какую тему мы изучили на уроке?

- Какое правило мы узнали?

- Что нам поможет при написании букв Е и Ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени? (ударение)

Домашнее задание: Упр. 163

Для самых творческих: сочинить сказку о том, как шипящие гласные Е и Ё прятали

6. Рефлексия

- Вы отлично потрудились! Оцените свою и мою работу на уроке с помощью смайликов (лежат на партах) :

t1613320039aa.jpgхорошо усвоил


t1613320039ab.jpg- отлично усвоил и могу применить на практике



t1613320039ac.png- усвоил хорошо, но есть вопросы



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.