Урок новых знаний «Буквы О – А в корнях –раст-, -ращ-, -рос-» (Русский язык, 5 класс)

1
0
Материал опубликован 12 March 2017

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО

                                                               в 5 классе по теме «Буквы О – А в корнях –раст-, -ращ-, -рос-».

 (По учебнику М.М. Разумовской)

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели урока: показать условия выбора букв о и а в корне –раст-, -ращ-, -рос-; учить распознавать слова с этим корнем; развивать навыки морфемного разбора, мотивацию к познавательной деятельности; формировать навыки работы в парах.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться правильно вычленять корень –раст-, -рос-, -ращ-; применять правило написания вариантов корня; определять выбор чередующейся безударной гласной в корне слова; строить рассуждение на лингвистическую тему; отличать корни с гласными, проверяемыми ударением, от корней с чередующимися гласными.

Оборудование: учебник, презентация на экране, карточки ВТ для взаимотренажа, перфокартыдля контроля знаний, карточки с дополнительными заданиями

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.      Мотивация

Психологический настрой

 

2-3 минуты

Включение в деловой ритм.

 

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы

начать стихотворением

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день

 к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу

нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь

на свои места. Я надеюсь на вашу

 активную работу на уроке.( Слайд 2)

- Аккуратно, разборчиво и старательно запишите дату в тетрадях

 

Готовятся к работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают дату в тетрадях.

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)

 

2.     Актуализация знаний (припоминание пройденного) (10 мин)

 

Контроль знаний по пройденной теме.

10-15 мин

 

 

 

 

 

Жужжащее проговариваниев паре правила чередования О-А в корнях ЛАГ – ЛОЖ, КОС – КАС

 

Контроль знаний по пройденной теме. Саооценивание.

 

Даёт задание на повторение пройденного материала.

Игра «Лишнее слово». Найди одно лишнее слово из пяти, запиши его в тетрадь. Устно объясни свой выбор. «Я знаю, что…  (слово относится к исключениям)”.  Слайд 3

  1. Цыган, цыц, цыплёнок, цирк, на цыпочках
  2. Чёрный, жёлтый, шёпот, шорох, чёрствый
  3. Разбежаться, рассердиться, бессонница, распределить, восстановить.
  4. Касаться, коснётся, касание, касающийся, прикасаться
  5. Положительный, сложное, прилагательное, сложение, изложение.

 

- Какую орфограмму с чередованием в корне вы знаете? Припомните правило, восстановите его соседу по парте

Пришло время проверить умение выбирать нужную гласную в корне у всех учеников. Слайд 4

 

Буквы о-а в корнях  –лаг- / -лож-, -кос-/-кас-

1.

Распол

 

житься

2.

 прик

 

снётся

3.

 предл

 

гать

4.

        сл

 

жение

5.

        сл

 

гаемое

6.

      изл

 

жение

7.

       ул

 

жить

8.

 предл

 

жение

9.

   прик

 

саться

10.

   прил

 

гать

 

Сами оценим себя. Слайд 6

Критерии оценки:

«5» - 0 ошибок;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 ошибок.

 

- Какие нужно сделать для себя выводы? Слайд 7

Работают в тетрадях.

Находят «лишнее» слово.

Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос.

«Я знаю, что…”.

Проводят выборочную работу.

По «желанию» называют выписанные слова.

 

 

 

 

 

 

 

Чередование О-А в корнях ЛАГ – ЛОЖ, КОС – КАС

 

Слайд 5

1.

о

2.

о

3.

а

4.

о

5.

а

6.

о

7.

о

8.

о

9.

а

10.

а

Таблица ответов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

Выборочная работа (П)

Логические действия (П)

Самоопределение (Л)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

 

Объясняет выбор слова, правописание слова (П)

 

 

 

 

Выбирает и объясняет написание буквы О – А в корнях –лаг-, -лож- (П)

 

 

 

 

Самооценивание (Р)

3.      Мотивация учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переходим к следующему этапу работы. Разминка

- Кто хочет грамотно писать, то поднимите правую руку. Кто сегодня получил хорошую оценку, то поднимите левую руку. Кто сегодня доволен своей работой, встаньте и сядьте. Кто думает, что ему надо постараться, чтобы получить оценку лучше, встаньте, присядьте и садитесь за парту.

 

Слово учителя.

- Сначала вы были маленькими. Потом стали расти и выросли, стали пятиклассниками. Как росточек, вы распрямились, потянувшись к солнцу. Что же с вами, выращенными с такой заботой, делать?

Если вы выросли достаточно, то, посмотрев внимательно на слова на слайде, сделаете правильные выводы Слайд 8

- Назовите корни этих слов.

- Какие буквы в них чередуются?

- Как вы думаете, отчего будет зависеть написание гласных в этих словах?

Слайд 9

Физкультминутка +промежуточная рефлексия собственной деятельности. Мотивация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Извлечение необходимой информации из текста (П)

Работа в паре (К)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)
 

Постановка и формулирование проблемы (П)

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Постановка целей и задач урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.     Формирование новых знаний

Работа над темой урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- О чём сегодня на уроке пойдёт речь? Правильно. Тема урока «Буквы О – А в корнях –раст-, -ращ-, -рос» или «Чередование …» Слайд 10

Используя слова «помощники», поставьте цель урока.

«Домысливание»

         Предлагается тема урока и слова "помощники":                          
          Изучим …
          Узнаем  … 

Научимся …   

Сможем писать …       Слайд 11,  12                                                 

 

Ставит задачу определить цель урока после прочтения текста (слова с корнями раст, рос, ращ на листах крепятся к доске).

 

 

Запишите тему урока. (Создаёт ситуацию успеха – за правильный и полный ответ жетон)

Наблюдение за записью на доске. Попробуйте рассказать правило, опираясь на схему (на доске).

             

                  СТ

- рА

                  Щ

 

-рО            С

 

Исключения: Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль, росток. Слайд 13.

 

Сравните вашу формулировку с правилом учебника на стр. 110.  Если нужно, дополните правило.   Почему Ростов и Ростислав пишут с большой буквы?

Как вы понимаете слова ростовщик и отрасль? Слайд 14

 

О чередовании гласных О-А в корнях раст-, ращ-, рос-

 

Узнаем орфограмму …, научимсяделать правильный выбор гласной буквы в корнях раст-, ращ-, рос-. Сможем писать грамотно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в тетрадях.

Записывают тему урока.

Пересказывают текст напарнику и задают свои вопросы.

Производят взаимопроверку в парах, делают вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивают формулировку правила с собственным прочтением схемы и дополняют словами отрасль, росток

Ростовщик - тот, кто дает деньги в рост (в долг, под высокий процент)

Отрасль (совр)- отдельная область наукизнанийпроизводства и т. п.; определённая сфера деятельностизанятий и т. п

 

Постановка и решение проблем (П)

 

Целеполагание (Р)

Самоопределение (Л)

Подведение под понятие (П)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирает и объясняет написание буквы О – А в корнях –раст-, -рос-, -ращ-- (П)

 

 

6.Первичное закрепление и проговаривание вслух

Прочитайте текст рассуждения на стр. 110.

Давайте составим несколько вопросов к изученному правилу.

Воспользуйтесь помощью

 Вопросы - суждения: слайд 15

-       Почему  … ?

-       Чем объяснить …?

-       В каком случае … ?

 

Давайте составим свою опору рассуждения по тексту с пропусками. (Слайд 16)

Проговаривание хором опоры и алгоритма.

 Слайд 17

Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» учителем.

Слайд 16

Хором проговаривают алгоритм объяснения орфограммы

 1. Выделить корень

2. Подчеркнуть конечный согласный

3. Определить написание гласного в корне

 

 

 

 

Излагает основные теоретические понятия по изученной теме (П)
 

Выполнение действий по алгоритму (П)

 

 

   7.Парная работа с взаимопроверкой по эталону (взаимотренаж)

Сейчас у нас пройдёт взаимотренаж в парах по алгоритму. Три варианта карточек (1,2,3) Каждому нужно поработать с двумя напарниками.

1.        Найдите себе напарника для работы. Слайд 18.

2.        Продиктуйте первое задание своей карточки своему напарнику, не говоря ответа. Проверьте ответ своего напарника по своей карточке. Если напарник ответил неправильно, повторите ему задание снова. Если напарник ошибается несколько раз, скажите ему правильный ответ.

3.        Если напарник ответил правильно, то продиктуйте ему второе задание (письменное) своей карточки, проверьте правильность рассуждения напарника, затем проверьте правильность написания у него в тетради.

4.        Поменяйтесь с напарником ролями. Выполните поочерёдно задания из карточки напарника.

5.      Найдите себе напарника с другим номером карточки, взяв с собой свою карточку, и поработайте с ним по пунктам 2 - 4.

Работают в паре по алгоритму взаимотренажа, выполняя письменные и устные задания карточки напарника. Сразу идёт взаимопроверка.

Дополнительные вопросы для тех, кто раньше выполнит задание

 Приём “Автор”.

 … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

 … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

 

Работа в парах (К)

Самоопределение (Л)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Коррекция Р)

Способность действовать с учётом позиций других  (К)

Объясняет правописание чередующихся гласных в корнях (П)

    8. Включение в систему знаний и повторение

   Делает запись в тетради.

Вставьте буквы О или А в корни   слов, составьте словосочетания со словами и запишите в тетрадь.

    Вспоминают пройденный материал.

Работают самостоятельно, вставляют буквы О-А в слова, составляют словосочетания с этими словами и записывают в тетрадь.

Выполняет задание творческого характера (Л)

 

9. Рефлексия

-       Какова тема сегодняшнего урока?

-       Какова цель урока?

-       Зачем мы сегодня на уроке работали в парах по карточкам?

-       Что для тебя было легко (трудно)?

-       Доволен ли ты своей работой?

-       За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

-       Чему посвятим следующий урок?

-       Какая задача будет стоять перед нами в начале следующего  урока?

 

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

   Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.

 

Карточка с заданием  «Продолжить фразу»:

-       Мне было интересно…

-       Мы сегодня разобрались….

-       Я сегодня понял, что…

-       Мне было трудно…

-       Завтра я хочу на уроке…

Слайд 19

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

     10.Д.з.

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

Советует поработать с орфографическим словарём.

Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.

Стр. 110 правило, выучить слова-исключения, упр. 309 или 310 слайд 20

Дифференцированные задания  (П.,  Л

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации