СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Лосолова Виктория Батомункуевна23
0

Урок русского языка в 5 классе на тему «Правописание корней -раст-, -ращ-, -рос-»

Технологическая карта урока

Учитель: Лосолова В.Б.

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Тема

Правописание корней –раст-, -ращ-, -рос-

Тип урока

Урок  «открытия» новых знаний

Планируемые результаты (УУД)

Предметные: Знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. Понимать, что корни с чередованием  вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.

Метапредметные:     

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные:  формировать адекватную самооценку;  устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес  к познавательной деятельности.

Основные понятия

Чередование, корень

Деятельностный компонент урока

Уметь:

– находить орфограмму ;

– научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной

– пользоваться толковым словарем.

Формы обучения

Индивидуальная,  фронтальная, групповая.

Методы обучения

По источнику «передачи знаний»: словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности  учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания

Эмоционально-ценностный компонент урока

Знакомство с произведениями художественной литературы.

Оборудование

Бумажные: смайлики, карточки с  заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент 

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.       Здравствуйте, ребята!                                                                                 Вы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание  условий  для возникновения внутренней готовности  включения в деятельность.                                                                

Организация учебного процесса на этапе 1    

Вставьте буквы карандашом в слова

Л…сной, в..зать, нар..дить, з..мной.

Кни..ка, ло…кий, тру..ка, зу.., пру..;

Ар…мат, во..зал, к…стюм, м..чта, р..жим;

Выр..сли,позар..стали, водор..сли, выр..щенный.

Вставьте буквы карандашом в текст

«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде выр__сли помидоры. Надо собирать. Дорожки позар__стали бурьяном. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водор__сли. Яблоки выр__сли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлагает слагать. И Шарик не хочет лапы свои к делу приложить. Усложняют они мне работу… Пропадает выр__щенный урожай!

Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»

Формулируют ответы на вопросы учителя

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Организация учебного процесса на этапе 2                                                                                             

Какие буквы вы поставили? У всех одинаковая буква в одном слове? Почему так получилось? Что нам нужно сделать?

Отвечают на вопросы учителя.

3. Выявление  места и причины затруднения

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.

Организация учебного процесса на этапе 3

Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема урока? (фоомулируем, записываем)

Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня?  ( происходит чередование)

  Выр..сли,позар..стали, водор..сли, выр..щенный
Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень

        О                                                А

Выросли                                        позарастали

водоросли                                    выращенный

Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.)

Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? С.101         Корни –рос-раст- ращ- это варианты одного корня. В тех корнях, в которых есть буквы т или щ, пишется А. а если этих букв нет, в корне пишется О

Учащиеся обсуждают ситуацию.

Учащиеся  формулируют тему урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.

Организация учебного процесса на этапе 4

Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?

Ребята, давайте составим схему, чтобы легче  запомнить правило. (Дети проговаривают  шаги алгоритма). (выделить корень; подчеркнуть согласную корня:

в корне рос \ раст \ращ перед  С  пишем О. перед СТ и Щ пишем А) –

 В чём сходство между правилами о правописании корней – раст- //-рос- // -ращ- (написание безударных  гласных корня зависит от последующих согласных)

2) – Правил без исключений не бывает. Посмотрите  и запомните слова-исключения: росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик,

Значение каких слов вам не совсем понятны?

Словарно-орфографическая работа.

Где его можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова? 

(Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.)

Слова посмотрим сейчас:

Ростовщик – тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты.

Отрасль – 1. Ветвь растения (устар.) 2. Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства.

Вспомним исключения из правил, запишем в тетрадь  

Росток, Ростов, Ростислав, ростовщик ,отрасль

Главное, что нужно запомнить:

Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне! 

А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают?

Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей

Составление учащимися плана действий.

5Реализация построенного проекта

А теперь давайте вернемся к письму Печкина. Давайте расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом. Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях – раст-, -ращ-, - рос-.

Делают  вывод.

Анализируют, сопоставляют и обобщают.

Физкультминутка

Я вижу, что вы уже засиделись,  давайте с вами проведем физкультминутку.
1.     Если корень является главной значимой частью слова, то встали.+
2.     Если окончание образует разные формы одного и того же слова, то хлопок.+
3.     Если у существительных 3 склонения, женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак, то покачали головой.+
4.     Если в слове мяч на конце пишется мягкий знак, то прыжок.-
5.     Если существительные ж.р. и м.р. с окончанием –а,-я относятся ко 2 склонению, то хлопок.

Выполняют упражнения

6. Закрепление с проговариванием       во внешней речи

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Организация учебного процесса на этапе 6

Орфограмму выделите, выбор объясните.

Густо р…сти, разложить р…стения,  дубы разр…слись, зар…сли тростника, выр…щенные арбузы, р…стовская земля, длинные водор…сли.

Учащиеся работают, выступают с сообщениями

7. Включение в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторить и закрепить

Организация учебного процесса на этапе 7    

Задание: распределите записанные ниже слова по столбикам. Орфограмму выделить, выбор объяснить.

Р…сти, р…сток,  отр…сль, р…стения,  пор…сль,  разр…слись, Р…стислав, пр…сторы, распр…странять , подр…сли, прор…сти, выр..щенный, возр..ст,

-раст-(-ращ-)

-рос-

исключения

Другие корни

Заполняют таблицу, работают в парах.  

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 9           

Какие цели мы ставили на уроке?  Достигли их? Докажите.

В чём испытывали трудности?

Что помогло нам их преодолеть?

Оцените свою деятельность на уроке: если вам понравилось работать на уроке возьмите зелёный смайлик, который означает, что путь к дальнейшим знаниям открыт, если вам нужно доработать по данной теме, то – желтый, а если возникли трудности – то красный. Смайлики помогут на следующем уроке для дальнейшей работы с учениками при закреплении изученной темы.

Осуществляют  самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму.

Записывают задание

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.