12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Лосолова Виктория Батомункуевна23 |
Урок русского языка в 5 классе на тему «Правописание корней -раст-, -ращ-, -рос-»
Технологическая карта урока
Учитель: Лосолова В.Б.
Предмет: Русский язык
Класс: 5
Тема | Правописание корней –раст-, -ращ-, -рос- |
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний |
Планируемые результаты (УУД) | Предметные: Знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова. Метапредметные: 1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы. 3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы. Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности. |
Основные понятия | Чередование, корень |
Деятельностный компонент урока | Уметь: – находить орфограмму ; – научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной – пользоваться толковым словарем. |
Формы обучения | Индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Методы обучения | По источнику «передачи знаний»: словесный, наглядный. По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный. |
Приемы обучения | Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания |
Эмоционально-ценностный компонент урока | Знакомство с произведениями художественной литературы. |
Оборудование | Бумажные: смайлики, карточки с заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята! Вы пришли сюда учиться, | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | ||||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность. Организация учебного процесса на этапе 1 – Вставьте буквы карандашом в слова Л…сной, в..зать, нар..дить, з..мной. Кни..ка, ло…кий, тру..ка, зу.., пру..; Ар…мат, во..зал, к…стюм, м..чта, р..жим; Выр..сли,позар..стали, водор..сли, выр..щенный. – Вставьте буквы карандашом в текст «Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде выр__сли помидоры. Надо собирать. Дорожки позар__стали бурьяном. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водор__сли. Яблоки выр__сли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлагает слагать. И Шарик не хочет лапы свои к делу приложить. Усложняют они мне работу… Пропадает выр__щенный урожай! Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!» | Формулируют ответы на вопросы учителя | ||||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Организация учебного процесса на этапе 2 – Какие буквы вы поставили? У всех одинаковая буква в одном слове? Почему так получилось? Что нам нужно сделать? | Отвечают на вопросы учителя. | ||||
3. Выявление места и причины затруднения | Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений. Организация учебного процесса на этапе 3 Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема урока? (фоомулируем, записываем) Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня? ( происходит чередование) Выр..сли,позар..стали, водор..сли, выр..щенный О А Выросли позарастали водоросли выращенный Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.) – Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? С.101 Корни –рос-раст- ращ- это варианты одного корня. В тех корнях, в которых есть буквы т или щ, пишется А. а если этих букв нет, в корне пишется О | Учащиеся обсуждают ситуацию. Учащиеся формулируют тему урока. | ||||
4. Построение проекта выхода из затруднения | Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей. Организация учебного процесса на этапе 4 Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий? – Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. (Дети проговаривают шаги алгоритма). (выделить корень; подчеркнуть согласную корня: в корне рос \ раст \ращ перед С пишем О. перед СТ и Щ пишем А) – В чём сходство между правилами о правописании корней – раст- //-рос- // -ращ- (написание безударных гласных корня зависит от последующих согласных) 2) – Правил без исключений не бывает. Посмотрите и запомните слова-исключения: росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик, – Значение каких слов вам не совсем понятны? Словарно-орфографическая работа. Где его можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова? (Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.) Слова посмотрим сейчас: Ростовщик – тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты. Отрасль – 1. Ветвь растения (устар.) 2. Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства. Вспомним исключения из правил, запишем в тетрадь Росток, Ростов, Ростислав, ростовщик ,отрасль Главное, что нужно запомнить: Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне! А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают? | Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей Составление учащимися плана действий. | ||||
5Реализация построенного проекта | – А теперь давайте вернемся к письму Печкина. Давайте расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом. Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях – раст-, -ращ-, - рос-. | Делают вывод. Анализируют, сопоставляют и обобщают. | ||||
Физкультминутка | Я вижу, что вы уже засиделись, давайте с вами проведем физкультминутку. | Выполняют упражнения | ||||
6. Закрепление с проговариванием во внешней речи | Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции. Организация учебного процесса на этапе 6 Орфограмму выделите, выбор объясните. Густо р…сти, разложить р…стения, дубы разр…слись, зар…сли тростника, выр…щенные арбузы, р…стовская земля, длинные водор…сли. | Учащиеся работают, выступают с сообщениями | ||||
7. Включение в систему знаний и повторения | Цель этапа: повторить и закрепить Организация учебного процесса на этапе 7 Задание: распределите записанные ниже слова по столбикам. Орфограмму выделить, выбор объяснить. Р…сти, р…сток, отр…сль, р…стения, пор…сль, разр…слись, Р…стислав, пр…сторы, распр…странять , подр…сли, прор…сти, выр..щенный, возр..ст,
| Заполняют таблицу, работают в парах. | ||||
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. Организация учебного процесса на этапе 9 – Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите. – В чём испытывали трудности? – Что помогло нам их преодолеть? – Оцените свою деятельность на уроке: если вам понравилось работать на уроке возьмите зелёный смайлик, который означает, что путь к дальнейшим знаниям открыт, если вам нужно доработать по данной теме, то – желтый, а если возникли трудности – то красный. Смайлики помогут на следующем уроке для дальнейшей работы с учениками при закреплении изученной темы. | Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности | ||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму. | Записывают задание |