Конспект урока русского языка в 5 классе «Правописание корней –раст-, -ращ-, -рос-»

1
0
Материал опубликован 12 March 2017

Конспект урока русского языка в 5 классе

«Правописание корней –раст-, -ращ-, -рос-»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: формирование практического умения находить корни с чередованием и выбирать правильное правописание

Планируемые УУД:

Предметные:

знают о чередовании гласных в корне слова;

- научатся пользоваться алгоритмом для правописания корней -раст-, -ращ-, -рос-;

-научатся пользоваться толковым словарем для определения значения слова.

Метапредметные:

1. Познавательные: получат возможность научиться приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: научатся искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные: научатся строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

 Личностные: получат возможность формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, интерес к познавательной деятельности.

Основные понятия: морфемика, корень, лексическое значение, чередование

Основные формы и методы обучения:

-по источнику "передачи знаний": словесный, наглядный;

-по степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.

Оборудование:

презентация;

схема

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.


 


 


 


 

 

1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 1

Прочитаем текст.

«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде выросли помидоры. Надо собирать. Дорожки позарастали бурьяном. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водоросли. Яблоки выросли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит да песни предлагает слагать. И Шарик не хочет лапы свои к делу приложить. Усложняют они мне работу… Пропадает выращенный урожай!

Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»

- Что это за текст? Кто пишет письмо? К кому обращается автор письма? Найдите обращение! О чем данное письмо?

- Выпишем выделенные слова. Какое значение имеют данные слова? Что объединяет ?

(Общее лексическое значение. )

-А где содержится лексическое значение слова?

- Что происходит в данных корнях? (Чередование)

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Слайд 1

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Организация учебного процесса на этапе 2

- Почему в одном случае пишется «а», а в другом случае пишется «о»?

-Что нам нужно сделать?

Отвечают на вопросы учителя.

 

3. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.

Организация учебного процесса на этапе 3

Итак, какая цель на сегодняшнем уроке? Тема урока? (формулируем, записываем)

Работа в группах.

Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Определите значение данных слов. Почему в родственных словах разное написание корня?

РАСТЕТ ВЫРОСЛА ВРАЩЕНИЕ РОСКОШЬ РАСТВОР ВЫРАЩЕННЫЙ РОСЛИ РАССКАЗ
Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень

О А

Выросла растет

Росли выращенный

Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.)

Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? С.101 Корни –рос-раст- ращ- это варианты одного корня. В тех корнях, в которых есть буквы т или щ, пишется А. а если этих букв нет, в корне пишется О

 

Учащиеся обсуждают ситуацию.


 


 


 


 


 

Учащиеся формулируют тему урока.

Слайд 2-4

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.

Организация учебного процесса на этапе 4

Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?

-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче  запомнить правило. ( Дети проговаривают  шаги алгоритма).

(выделить корень;

подчеркнуть согласную корня:

в корне рос \ раст \ращ перед С пишем О. перед СТ и Щ пишем А) –

В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- (написание безударных гласных корня зависит от последующих согласных)

2) Правил без исключений не бывает. Посмотрите и запомните слова-исключения.

Росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик

Значение каких слов вам не совсем понятны?

Словарно-орфографическая работа.

Где его можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова?

(Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.)

Ростовщик – тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты.

Отрасль – 1. Ветвь растения (устар.) 2. Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства.

Вспомним исключения из правил, запишем в тетрадь

Росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль,

Главное, что нужно запомнить:

Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!

А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают?

Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей


 

Составление учащимися плана действий.

Слайд 5-7

5. Реализация построенного проекта

- А теперь давайте вернемся к письму Печкина. Давайте расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом.

(Работа осуществляется по тексту с пропущенными орфограммами)

Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях – раст-, -ращ-, - рос-.

Делают вывод.

Анализируют, сопоставляют и обобщают.

Слайд 8

Физкультминутка

 

Выполняют упражнения

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Организация учебного процесса на этапе 6

Орфограмму выделите, выбор объясните.

Густо р…сти, разложить р…стения, дубы разр…слись, зар…сли тростника, выр…щенные арбузы, р…стовская земля, длинные водор…сли.

Учащиеся работают, выступают с сообщениями.

Слайд 9-10

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Организация учебного процесса на этапе 7

 Задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, орфограмму обозначьте, выбор гласной объясните.

Наш замечательный город ____________ на берегу реки Вычегды.

Эти места удивляют богатой _______________.

Быстро ___________ на берегу палатки.

Справа от нашей стоянки ребята увидели________________ шиповник.

Мы углубились в _______________, чтобы собрать________________ для гербария.

Слова для справок: выр…сти, р…стительность, выр…сти, разр….сшийся, зар…сли, р…стения

Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок.

 

8. Включение в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторить и закрепить

Организация учебного процесса на этапе 8

Задание: распределите записанные ниже слова по столбикам. Орфограмму выделить, выбор объяснить.

Р…сти, р…сток, отр…сль, р…стения, пор…сль, разр…слись, Р…стислав, пр…сторы, распр…странять , подр…сли, прор…сти, выр..щенный, возр..ст,

 

-раст-(-ращ-)

-рос-

исключения

Другие корни

       

 

Заполняют таблицу, работают в парах


 

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание

Организация учебного процесса на этапе 9

- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.

- В чём испытывали трудности?

- Что помогло нам их преодолеть?

Работа с текстом (раздаточный материал) Взаимопроверка

Зар…стающая поляна.

Кругом всей поляны стояли густые высокие ели. Вся большая поляна была покрыта зелеными бугорками. Это было все наработано когда – то кротами и потом зар..сло и покрылось мхом. На эти взрытые кротами холмики падало семя, и выр…стали березки. А под березкой, под ее материнской защитой от мороза и солнца выр…стала тенелюбивая елочка.

Пройдет сколько-то положенных для дерева лет, и вся поляна зар…стет одними елками.

Критерии выставления оценок:

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4» («Почему я допустил ошибку?»)

2 ошибки - «3» («В чем я испытываю затруднения при изучении темы?)

Осуществляют  самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.


 

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму.

Составить связный текст «Я посадил росточек», используя опорные слова: пускает р…стки, р…стение с белыми нежными цветами, выр…щу, пор…сль, предпол…гал, буйно р…стут и цветут, нельзя не залюбоваться.

Записывают задание.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации