Конспект урока русского языка в 5 классе «Буквы а - о в корнях раст-ращ -рос, , кас-кос, лаг-лож»
Конспект урока русского языка на основе системно- деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС
в 5 классе по теме: «Буквы а - о в корнях раст-ращ -рос, , кас-кос, лаг-лож и др. ».
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации нового способа действия: умения определять написание А- О в корнях с чередованием
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: чередование А-О в корнях слов
Задачи урока:
- сформировать представление о способе выбора написания А-О в корнях -лаг- лож- - кас-кос и др.;
- комментировать условия написания А-О в корнях -лаг- лож- - кас-кос и др.;
- развивать орфографическую зоркость
- развивать монологическую речь.
Ход урока:
1. Этап мотивации.
Учитель приветствует детей, высказывает добрые пожелания, т.о. создается положительный эмоциональный фон.
- Ребята, с какой целью вы сегодня пришли на урок? (Получить новые знания.)
М. Монтеню принадлежат такие слова: «Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью». Как вы понимаете это высказывание? (Новые знания интереснее отрывать самому, самостоятельный способ получения новых знаний более ценен для человека.)
- Я предлагаю вам сегодня на уроке последовать примеру М. Монтеня, известного французского писателя и философа эпохи Возрождения.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Актуализация
- Ребята, мы с вами продолжаем изучать «Орфографию».
- С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (Орфограмма)
- Что такое орфограмма? (Ошибкоопасное место)
- Перечислите, какие орфограммы в корне мы уже изучили?
А теперь предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы, графически выделив условия выбора той или иной орфограммы:
Д..ревья, тр…туар, б..ссейн, в..сной, б..жал, в..тамин, л..дяной.
- На какие группы разделили слова и почему? (Слова с проверяемой безударной гласной в корне и слова с чередованием в корне). Объясните выбор орфограммы.
Пробное действие
- Давайте сейчас попробуем выполнить ту же работу с другими словами Прил..тел, зар..стают, р.сточек, в..дичка, предл.жить, уд..вительный, к..бинет , л..дяной, выр.с.
Все справились с заданием? (Возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Хватает ли нам знаний, чтобы выполнить данное задание? (Учащиеся не знают, как правильно написать корни с чередованием букв А-О).
3. Выявление места и причины затруднения.
- Давайте подумаем, как мы действовали до этого ряда слов? (выделяли корень, далее определяли способ проверки орфограммы. Можем ли мы действовать по данному алгоритму? (Ответы учащихся неоднозначны.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Итак, какова наша с вами учебная задача? Что сегодня предстоит нам выяснить? (Дети формулируют тему урока, затем учитель записывает ее на доске, а учащиеся – в тетради.)
- Каким способом мы попытаемся добыть новые знания? (Способом уточнения, т.е. новые действия мы будем конструировать из ранее изученных на основе наблюдения над языковым материалом)
5. Реализация построенного проекта
Дети выдвигают гипотезы:
Проверить орфограмму можно сильной позицией.
Выбор гласной зависит от последующей буквы или ударения.
Далее учитель предлагает учащимся по группам проанализировать языковой материал, чтобы обосновать гипотезы. Каждая группа работает над 2 парами слов с одним и тем же корнем.
- Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.
1 гр.: касаюсь- коснулся, прикасание – прикосновение;
2 гр.:сложить-слагать, приложил – прилагать;;
3 гр.: растение – росли, растет-выросли;
- Все справились с заданием? (Да.) Можем ответить, от чего зависит правописание букв А-О в корнях корнях раст-ращ-рос, , кас-кос, лаг-лож и др (Да.)
Новый способ действий фиксируется в речи и знаково:
- Что нужно сделать, чтобы правильно выбрать гласную?
Выделить корень
Подчеркнуть слабую позицию одной чертой
Выбрать способ проверки слабой позиции (безударная гласная, чередование О-А,)
Есть суффикс -а- - пишу А
Нет суффикса -а- - пишу о
Каждая группа отражает результат своей работы на доске, проговаривая алгоритм действий (-раст-ращ-рос, , кас-кос, лаг-лож - и т.д.)
В результате проделанной работы дети приходят к выводу, что данному правилу подчиняется группа корней.
- Давайте теперь обратимся к словам, вызвавшим затруднение в начале урока и зафиксируем графически выбор орфограммы.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Выполняем задание на интерактивной доске (далее ИД), при этом проговаривая вслух выполняемые шаги и их обоснование: требуется распределить слова по колонкам в зависимости от гласной (1 ученик у доски, остальные – в тетради)..
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Как проверить, усвоена новая тема или нет? (Нужно поработать самостоятельно). Для самостоятельной работы я подготовила буквенный диктант (А - О).
1. Сложил, росли, приложение;
2. Растительность, слагаемое, растение;
3. Коснулся, слагается, прикосновение;
- В каком ряду во всех словах пишется буква А?
- В каком ряду во всех словах пишется буква О?
Проверим по эталону и образцу.
- У кого возникли трудности? В чем причина затруднения? (Для учащихся, допустивших ошибки, предоставляем возможность их исправить.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Что общего у корней с чередованием А-О? (Выбор гласной зависит от наличия/отсутствия суффикса -а-.)
- В каких еще корнях выбор гласной определяется последующей буквой?
- А в каких случаях написание гласной в корнях с чередованием зависит от ударения?
9. Рефлексия УД на уроке.
- В конце урока надо подвести итог. Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите.
Домашнее задание: Вставить в слова пропущенные буквы, графически обосновав выбор орфограммы:
Сформировать качественно новые образовательные результаты возможно лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Возможность создания собственного образовательного продукта, работа с различными источниками информации, другие виды деятельности обеспечивают непрерывность саморазвития личности в процессе обучения.
Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия.
Учитель! Он всегда в дороге,
В заботах, поиске, тревоге,
И никогда покоя нет!
Он сам себя всех строже судит,
Он весь земной, он рвётся в высь;
Не счесть пожалуй сколько судеб
С его судьбой переплелись!
Д. С. Лихачев