Урок русского языка в 5 классе «Правописание чередующихся гласных а – о в корнях лаг – лож, рос – раст (ращ)»

9
1
Материал опубликован 11 February 2017 в группе

Разработка урока русского языка в рамках ФГОС «Правописание чередующихся гласных а – о в корнях лаг – лож, рос – раст (ращ)»

ФИО (полностью) Скрыльникова Ольга Александровна.

Место работы МОУ «СОШ с. Липовка Духовницкого района Саратовской области»

Должность Учитель русского языка и литературы

Предмет Русский язык

Класс 5

Цели урока:

Образовательные: создать условия, способствующие повторению и обобщению знаний по теме «Правописание чередующихся гласных а – о в корнях лаг – лож, рос – раст (ращ)» и применению их в нестандартных учебных ситуациях.

Развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению, самостоятельному поиску для решения учебных задач; способствовать формированию умений работать в группе, развитию информационной компетенции.

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, уважения к профессии журналиста, активную жизненную позицию.

Планируемые результаты:

Предметные: повторить и обобщить знания по теме "Правописание корней с чередующимися гласными О - А" и применять их в нестандартных учебных ситуациях; видеть орфограмму и объяснять ее графически; отличать корни с чередующейся гласной от омонимичных корней.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре.

Межпредметные связи: журналистика (создание макета газеты), природоведение (тексты о растениях), литература (объяснение смысла пословицы).

Внутрипредметные связи: лексика (работа с толковым словарем), формулировка вопросов по типу заданий ОГЭ (А4), синтаксис (составить сложное предложение), речеведение (определить тему, стиль, тип текста), морфемика (найти слова, соответствующие данной модели).

Материалы и оборудование: ЭОР: презентация, компьютер, проектор ,раздаточный материал, клей, ножницы, заготовки макета газеты, карандаши, фломастеры.

Технологическая карта урока русского языка в рамках ФГОС «Правописание чередующихся гласных а – о в корнях лаг – лож, рос – раст (ращ)»

Этап урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

УУД

I.Мотивация к деятельности

Цель: создание положительного настроя на урок русского языка

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым. 
Пусть доброе утро длится до вечера!

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Я очень рада всех вас сегодня видеть на уроке, на котором мы совершим увлекательное путешествие (щелчок) в царство Русского языка.

Стоят, образуя полукруг

Приветствие обучающихся.

- формирование положительного отношения к учебной деятельности (Л) - развитие познавательных интересов(Л)

-умение планировать свои действия (Р) - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками (К)

Принцип психологической комфортности.

II.Актуализация и пробное учебное действие

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

подготовка учащихся к изучению нового способа действий

Читает лингвистическую сказку:

За тридевять земель, в царстве Русского языка, жила-была царица Грамматика (щелчок). Прислуживали ей два брата -лаг- и -лож- (щелчок). И она никак не могла их различить: уж очень они были похожи друг на друга. Много ли, мало ли прошло времени, но не выдержала Царица, кинула клич по всему Царству русского языка (щелчок): «Кто научит меня различать моих верных слуг — братьев -лаг- и -лож, того награжу по-царски». Отовсюду съехались (щелчок) Гласные, Согласные, Ударения, Суффиксы, Корни, Приставки. (щелчок) Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. (щелчок) Гласные вовсе не стали пытаться, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы, согласные г и ж, оказались самыми шустрыми. (щелчок) Согласная г быстро подскочила к брату -лаг-, а ее сестрица (щелчок) — к брату -лож-. Да так и остались навсегда с ними. С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу ж — то братец -лож-.

Задаёт вопросы:- Какое лингвистическое явление иллюстрирует данная сказка?

- От чего зависит правописание корней -лаг- и -лож?-Правописание каких корней подчиняется похожему правилу?

.

Слушают лингвистическую сказку

.

Переводят художественный текст в научный. Формулируют правило.

Размышляют на лингвистические темы и находят однотипные языковые явления

- формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению (Л)

- понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме (П)

-обобщать (выделять) ряд объектов по заданному признаку(П)

- анализировать изучаемые факты языка, сравнивать, классифицировать(П)

- формулировать собственное мнение (К)

III. Выявление места и причины

затруднения

Цель: обсуждение и выявление затруднения

.Задает вопросы:

- Ребята, попытайтесь предположить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. (щелчок)

Записывает тему урока на доске

Формулируют тему урока:

«Правописание чередующихся гласных а – о в корнях лаг – лож, рос – раст -ращ

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале (Р)

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме (П)

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений (П)

формулировать собственное мнение и позицию (К)

IV.Мотивация к учебной деятель-ности

Цель: постановка целей учебной деятельности, выбор способов и средств реализации целей путем выбора нужной информации

Мотивирует обучающихся к учебной деятельности:

- Сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Сначала мы перевоплотимся в исследователей, изучающих слова, а потом, став журналистами, полученные результаты представим на суд читателей.


 

Узнают о сюжетной линии урока.

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале (Р)

-последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (Р)

V.Реализация построенного проекта Целеполагание.

Цель: Усвоение учащимися алгоритма

Подводит обучающихся к формулировке гипотез (предметных целей урока):

- Перед началом исследования ученые должны выдвинуть гипотезы. Что сегодня на уроке нам предстоит доказать?

При затруднении обращаемся к параграфу 38 учебника.

 

Под руководством учителя формулируют гипотезы:

1. В русском языке существуют корни с чередующимися гласными.

2. Правописание чередующихся гласных
О - А в корнях -раст- (-ращ)-, -рос, -лаг-, -лож-, -скак-, -скоч- зависит от последующей согласной.

3. Существуют исключения из правил.

4.На письме следует различать корни - омонимы (корни с чередующейся гласной и корни с проверяемой безударной гласной).

- -осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя (Р)

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами (К)

VI. .Включение в систему знаний и повторение изученного

. Задаёт вопросы:

- Ребята, посмотрите на слова, размещенные на слайде. По какому принципу их можно разделить на две группы?

Проводит выборочный диктант.
- Выпишите и графически объясните правописание слов с чередующейся гласной в корне (1 вариант), слова без чередующейся гласной и при необходимости подберите проверочные слова (2 вариант) (щелчок).

Два ученика у доски выполняют аналогичную работу.

Изл..жить,возр..ст),распол..гаться, обр..стать, р..стаять, л..жбина, л..жный, р..створ, р..стерял, р..стопка, р..систый, р..скошный, отр..сль.

 

Находят основание для классификации языковых явлений.

Двое учеников выполняют задание у доски.

Остальные делают работу в тетради: графически объясняют правописание слов, подбирают проверочные слова.

- принимать и сохранять учебную задачу (Р)

- сохранять интерес к учебному материалу (Л)

-подбор проверочных слов для определения написания буквы в корне слова.(П)

VII .Физминутка

Цель: здоровьесбережение, активизация внимания

Я вижу, что вы уже засиделись, давайте с вами проведем физкультминутку.1. Если корень является главной значимой частью слова, то встали.+

2. Если окончание образует разные формы одного и того же слова, то хлопок.+

3. Если у существительных 3 склонения, женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак, то покачали головой.+

4. Если в слове мяч на конце пишется мягкий знак, то прыжок.-

5. Если в предложении Золотые волосы были у Марины, встречаются слова с полногласным сочетанием, то сели.+

Выполняют упражнения на снятие статического напряжения.

Настраиваются на позитивную работу в группах.

 

VIII.Обобщение изученного:

1. Проектная работа в группах

2. Презентация проектов

Цель: формирование орфографичекой зоркости, самооценка результатов деятельности своей группы

IX. Контроль усвоения материала

 

X. Рефлексия.

Итоги.

Домашнее задание.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

Учитель предлагается ребятам стать журналистами. Поработать над письмами, которые читатели прислали в газету, попробовать себя в роли корреспондентов - написать статьи, в роли редакторов - проанализировать тексты, в роли корректоров - исправить орфографические ошибки.

- Не забудьте, что каждый материал обязательно должен иметь автора.

- В конце урока каждая группа представит и защитит свою газету и, опираясь на рабочие материалы, докажет или опровергнет одну из выдвинутых гипотез. За это отвечает главный редактор.

Раздает задания главным редакторам групп (приложение №1).

Следит за ходом работы, при необходимости оказывает помощь. Если участник группы досрочно справился с заданием, учитель может оценить его, предложив другие виды работы (приложение №2).

Предлагает выполнить задание
"Четвертый лишний"
, аргументировать свой ответ:

1. Растущий, прорастающий, простейший, росточек.

2. Роскошный, расти, возрастной, подрастать.

3. Сложение, положение, полагается, ложбинка.

Проводит тестирование "Верно - неверно" (учащиеся в тетради пишут + и - в зависимости от верности - ложности утверждения):

1. Когда пишешь слова с корнями раст//рос, лаг//лож, нужно обращать внимание на ударение.

2. Слова р..стение, р..строгать и подр..стающий относятся к словам с чередующейся гласной в корне.

3. В корнях слов - исключений Р..стов, Р..стислав и р..стовщик пишется буква А.

4. В словах с чередующимися гласными в корне предл..гать и прил..гательное пишется буква А.

5. Когда пишешь слова с корнями раст//рос, лаг//лож, нужно обращать внимание на согласный в корне слова.

Ключ: - - - + +

Учитель проверяет несколько работ, остальные ребята обмениваются тетрадями и оценивают работу товарища, (щелчок) опираясь на слайд - ключ.

Задает вопросы:

-Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?

-Достигли ли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока?

-Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке. (Приём «Подари улыбку»)

-Как вы оцениваете собственную работу на уроке?

1.Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму

2.Упр. №

Всем спасибо за урок

Узнают о дальнейшей сюжетной линии урока.

Слушают рекомендации учителя по организации проектной деятельности.

Получают задания.

Главный редактор распределяет роли, организует и контролирует работу в группе, участвует в деятельности.

После выполнения заданий на черновиках дети впечатывают тексты в макеты страниц (формат jpg), распечатывают материалы и верстают газету.

Находят основание для классификации языковых явлений.

Участвуют в тестировании.

Проводят самоанализ и взаимопроверку.

Анализируют свою работу и работу группы на уроке.

Записывают домашнее задание в дневники. Получают раздаточный материал, если выбирают вариант №2 домашнего задания.

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

 

- принимать и сохранять учебную задачу; анализировать объекты с выделением существенных признаков (Р)

- применять правила правописания безударных гласных в корне слова (П)

- оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).(Р)

- осуществлять действие взаимоконтроля(К)

- нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища) (Л)

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале (Р)

- последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности (Р)

- принимать участие в работе группами (К)

-договариваться, приходить к общему решению (К)

представление о причинах успеха в учебе (Л)

-оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий (Р)

-обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);

проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом (Р)

 

-формулировать собственное мнение и позицию;

строить устные высказывания (К)

представление о причинах успеха в учебе (Л)


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Замечательный урок

12 February 2017

Похожие публикации