12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Анцева Ирина Александровна50

Аннотация

Данный урок рассчитан на два академических часа. Урок позволяет создать целостное видение причин бунтов и восстаний эпохи правления Алексея Михайловича, понять, почему эту эпоху назвали «бунташным веком».

В рамках данного урока проводится работа по развитию навыка работы с картой, анализа видеофрагмента. Формируются практические навыки работы с документами и источниками.

Век семнадцатый – век непонятный.
Отзвук твой до сих пор не утих.  
Проступают кровавые пятна
На страницах, на годах твоих.
Век семнадцатый – горький и страшный.
Сколько сгинуло… Выслано сколь….
Дьявол черными крыльями машет –
И звенит звонкой сталью раскол.

Виталий Гриханов

Тема урока: «Бунташный век».

Цель урока: дать характеристику народных выступлений периода правления царя Алексея Михайловича, сформировать представление о причинах восстаний и войны под предводительством Степана Разина.

Задачи:

1. Образовательные:

- закрепить знания о последствиях Смуты,

- выяснить, почему XVII век называют «бунташным»

- продолжить учить самостоятельной работе с историческими источниками: сравнивать и анализировать информацию, делать умозаключения и выводы,

- определить причины народных выступлений в XVII веке/

2. Развивающие:

- продолжить работу по развитию следующих умений и навыков: овладевать

научной терминологией, расширять словарный запас, лаконично и грамотно

выражать свои мысли, как устно, так и письменно,

- развивать интерес у учащихся к историческому наследию нашей Родины,

- развивать умение исследовательской работы,

- развивать навыки рабы с картой и историческими источниками.

3. Воспитательные:

- продолжить работу по воспитанию активной гражданской позиции, чувства

патриотизма, долга, уважения на примерах судеб и биографий великих

людей России,

- воспитывать толерантность к окружающим, представителям других

национальностей и различным социальным группам,

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, презентация «Бунташный век», раздаточный материал (карта «Городские восстания и народные движения в 17 веке», приложение № 1 (отрывок документа «Соборное Уложение 1649 года»,отрывок документа «Прелестные» письма Ст.Разина, приложение № 2 (тестирование), кроссворд по теме «Бунташный век»), стенд с иллюстрациями, учебный фильм «Крестьянская война под предводительством Степана Разина», «Подавление восстания Степана Разина», аудиозапись «Ты взойди-взойди, солнце красное..», учебник (А.Н.Сахаров, А.Н. Боханов. История России 17-19 века ,часть 2.М.: «Русское слово»)

План урока:

Личность Алексея Михайловича

Соляной бунт

Медный бунт

Положение на Дону

Восстание Степана Разина

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА:

№ этапа.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Пример-ное время.

1.

Организационный момент.

-Приветствие.

-Создание доброжелательной рабочей атмосферы урока.

-Подготовка учащихся к работе.

Проверка домашнего задания.

- работа по уровням.

«Смута – трагедия, очищение и возрождение России».

Каковы были итоги Смуты?


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приветствие учащихся

Готовность к уроку, порядок на рабочем месте.

«3» Работа с исторической картой: 1. Назовите хронологические рамки восстания И.Болотникова и отметьте места сражений восставших с царскими войсками.

2. Отметьте город, в котором было подавлено восстание И.Болотникова. (приложение 1)

«4» Расположите события в хронологической последовательности с указанием дат. (приложение 2)

«5» Заполните таблицу «Народные ополчения в годы смутного времени» (приложение 3)


 

Итоги Смуты:

-Разорение, гибель людей, обнищание народа, слабость власти, крепостничество и самодержавие воспринимаются как неотъемлемая часть «старины», временно усилили влияние сословно-представительные органы: Боярская Дума и Земский собор. Ухудшилось международное положение государства и потеря земель (Смоленской, побережья Балтийского моря). На престол взошла новая династия Романовых (1613-1917гг.).

Возросло значение православных ценностей, усилились идеи изоляционизма и особой ответственности за веру. Россия стала ещё более консервативной и традиционной, упрочились монархические чувства, необходима тишина и покой, стабильность.

1-2 мин.

10мин.

2.

Объяснение новой темы.

Заняв в 1613 году трон, Романовы вместе с ним получили в наследство от своих предшественников полностью разоренную страну, несуществующую государственность и народ, вкусивший в начале века не только тяжесть произвола сильных людей, но и дурманящую сладость воли в условиях безвластия. Все это усугублялось оккупацией западных и северо-западных земель Московского царства иностранными войсками, участившимися набегами крымских татар и т.д. и т.п.
В такой ситуации центральная исполнительная власть просто нуждалась во власти представительной, она не могла обойтись без всенародного понимания и поддержки населением. Поэтому весь период царствования Михаила Федоровича Романова Земские соборы заседали непрерывно. А Боярская дума не только не одобряла решения царя (вернее, его отца Филарета), но и сама являлась источником формирования и реализации правительственной политики. В результате были осуществлены многие важные мероприятия.

1. Для повышения эффективности реализации принятых решений значительно расширялась сеть приказов.
2. Для повышения обороноспособности и урегулирования финансовых проблем были приняты меры по укреплению поместной системы и усилению закрепощения крестьян.
3. Реорганизация в армии.

Сохранялись территориальные проблемы со Швецией и Польшей. Их предстояло решать уже следующему правителю – царю Алексею Михайловичу.


 


 

Период правления Алексея Михайловича называют «Бунташным веком», и сегодня нам предстоит, опираясь на план нашего урока, рассмотреть события неспокойного XVII века.

Давайте запишем тему и план нашего занятия.


 

Давайте сформулируем цель нашего урока и, исходя из представленных вопросов, сформулируем понятие «бунташный век»

Совершенно верно, период правления Алексея Михайловича наполнен социальными восстаниями и выступлениями, именно поэтому в конце занятия необходимо будет дать ответ на поставленный проблемный вопрос: в чем вы видите основные причины социальных конфликтов в XVII веке?

- В первые годы царствования Алексей Михайлович принимал мало участия в государственных делах. Государством управляли воспитатель царя - боярин Б.И. Морозов и тесть царя И.Д. Милославский. Политика Морозова, направленная на усиление финансового гнета, а также беззакония и злоупотребления Милославского вызвали возмущение в народе. В июне 1648 года в Москве вспыхнуло восстание.

Откройте ваши учебники на с. 62, и давайте вместе совместно заполним таблицу, представленную в приложении 4.

В результате Б.И. Морозов был отстранен от государственных дел и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.  Волнения продолжались и в столице и на местах. Восстание способствовало тому, что господствующий класс на время отложил распри (бояре – дворяне) и занялся выработкой нового свода законов.16 июня собрали Земский собор. Для подготовки Уложения была создана комиссия.  В январе 1649 года Уложение было принято.

Познакомьтесь с отрывком документа «Соборное Уложение» и ответьте на вопрос: Что получил народ в итоге принятия Соборного Уложения?

(Приложение 5)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Обратите внимание, что при первых Романовых начинает складываться абсолютная монархия, ослабевает роль Земского собора. И «Соборное Уложение» является доказательством этому.

Внутренние социальные проблемы зачастую бывают связаны с неудачной и разорительной внешней политикой. Именно покрытие военных расходов ввиду русско-польской и русско-шведской воин, привело к очередному народному волнению, которое вошло в историю как «медный бунт».

В течение 7-8 минут вы самостоятельно, опираясь на образец, заполняете информацию о «медном бунте».


 


 

Неспокойно было и на Дону. Именно донское казачество становится ядром повстанческого движения. Для ознакомления с населением казаков, которые появились здесь в XVI веке, мы поработаем с терминами и понятиями. Итак, ваша задача: дать толкование следующим понятиям: «поход за зипунами», «атаман», «есаул», «голытьба», «домовитое казачество», Василий Усс)


 


 

Мы с вами рассмотрели положение и образ жизни казачества. Но, пожалуй, самым известным представителем этого сословия в XVII веке, является Степан Разин.

Сейчас мы будем работать с видеофрагментом. Перед вами лежат вопросы, на которые нужно дать ответ после просмотра видеозаписи. (приложение 6)

На основании полученной информации, давайте заполним нашу таблицу.

Если вы отметили, в 1670 году предводитель казаков издает «прелестные письма», в которых во всех бедах винит боярство, и призывает яростно бороться против их засилья.

И я также предлагаю вам совместно с соседом по парте побороться в «документальном» поединке. Перед вами перепутанные строчки. Ваша задача: вернуть строчки на свои места, чтобы получился достоверный текст. На работу вам 3 минуты.

(приложение 7)

А теперь давайте проанализируем этот документ.

1. Как вы думаете, о каких изменниках и кровопийцах го­ворит Разин?

2. На основе документа сделайте вывод о нацио­нальном составе восставших.

3. Какие строки документа сви­детельствуют о том, что восставшие верили в то, что царь не знает о деятельности «кровопийцев» на местах?

4. Работа с картой. Глядя на карту, назовите города, осажденные повстанцами.


 

Мы рассмотрели все восстания сурового «бунташного» века. Давайте определим, каковы же были причины крестьянских восстаний?


 

Индивидуальный доклад о личности Алексея Михайловича (опережающее домашнее задание)

Учащиеся записывают тему и план урока.

Ответы учащихся.

работа с приложением 4.


 


 


 


 

Ответы учащихся:

По Уложению 1649 г., крестьяне окончательно прикреплялись к земле, установлена наследственность крепостного состояния , была отменена исковая давность и урочные лета.  Феодалам было предоставлено право распоряжаться имуществом крепостного. Государство и землевладельцы пошли на взаимные уступки, в результате которых проиграли только крестьяне. Помещики обрели безмерную власть над крестьянами. Уложение 1649 г. Запрещало свободное перемещение всего податного населения. Этот запрет распространялся и на посадских людей, и на черносошных крестьян.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Самостоятельное заполнение таблицы

(приложение 4)

Самостоятельная работа с терминами.

Работа с документом.

Ответы учеников по вопросам.

Работа с картой.

Высказываются мнения о причинах крестьянско-казацких восстаний.

20-25 минут.

3.

Для обобщения изученного сегодня на уроке, давайте подведем итог. Пожалуйста, скажите, о каких событиях мы с вами сегодня говорили? Какие исторические термины разобрали, и с какими виднейшими представителями познакомились сегодня?

Ну, а для закрепления пройденного материала ответьте на вопросы теста.

(приложение 8)

С тестированием все справились, молодцы!

Заполнение тестов.

10 минут

4

Вашим Д\З будет

1.Параграф № 6

Выставление оценок. И, завершить наш урок хотелось аудиозаписью «Ты взойди-взойди, солнце красное».

Всем спасибо за урок, до свидания.

   

Приложение 6.

(работа с видеофрагментом)

Назовите маршрут Степана Разина с отрядом голытьбы за зипунами в 1667 году?

Отметьте города, осажденные казацко-крестьянскими войсками?

Какие угнетенные народы вливались в отряд Ст. Разина?

В каком году и где был схвачен Степан Разин? Какое наказание он получил за организацию восстания?

Приложение 7.

«Прелестные» письма Степана Разина. 1670 г.

Хто хочет Богу да государю послу­жить, да великому войску, да Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы заодно изменников вывадить и мирских крово­пивцев вывадить...

А буде его слушать ни в чем не станете, и вам бы на себя не пенять

От донских и от яицких атаманов молотцов, от Степана Тимо­феевича и от всего войска Донского и Яицкого...

А с сею войсковой памятью послан наш войсковой казак Ахпер-дя мурза Килдибяков, и вам бы, чернь, его во всем слушать и спору не держать.

Стоять бы вам, рус­ские люди и татарове и чуваши, за дом пресвятой Богородицы и за всех святых, и за великого государя и великого князя Алексея Ми­хайловича, ...и за благоверных царевичей, и за веру православных христиан...

Пишет вам Сте­пан Тимофеевич всей черни.

А которые дворяне и дети боярские и мурзы и татарове, похотев заодно тое стоять за дом Пресвятой Богородицы... и вам бы, чернь, тех дворян и детей боярских и мурз и татар ничем не тронуть и домов их не разорять...

1. Как вы думаете, о каких изменниках и кровопийцах го­ворит Разин?

2. На основе документа сделайте вывод о нацио­нальном составе восставших.

3. Какие строки документа сви­детельствуют о том, что восставшие верили в то, что царь не знает о деятельности «кровопийцев» на местах?

6. Работа с картой. Глядя на карту, назовите города, осажденные повстанцами.

Приложение 4.

Таблица «Бунташный век»

 

Соляной бунт

Медный бунт

Восстание С.Разина

Дата восстания

1648 год

   

Причины восстания

Высокий налог на соль

   

Участники движения

Крестьяне, беднота

   

Ход восстания

Июнь 1648 – попытка подачи царю челобитной;

Погромы и штурмы боярских дворов

   

Итоги Восстания

Восстание подавлено: царь обещал лично контролировать деятельность приказов, обещали служилым людям земельные пожалования, стрельцам раздали деньги.

   

Приложение 1.

Приложение 2.

Расположите события в хронологической последовательности, с указанием дат.

начало похода Лжедмитрия I на Москву

восстание в Москве

правление Лжедмитрия I

восстание И.И.Болотникова

вступление Лжедмитрия I в Москву

семибоярщина

поход Лжедмитрия II на Москву

осада Смоленска войсками Речи Посполитой

создано Первое ополчение

Земский собор осада Москвы

смерть царевича Федора

создано Второе ополчение

Приложение 3.

«Народные Ополчения в годы Смутного времени»

Линия

сравнения

Первое Ополчение

Второе Ополчение

Причины

создания

   

Центр движения

   

Руководители

   

Итоги деятельности

   

Приложение 5.

Соборное уложение 1649 г.

"Боязни ради и междоусобий от всех черных людей", как писал впоследствии патриарх Никон, был созван Земский собор. Его заседания проходили в 1648-1649 гг. и завершились принятием "Соборного уложения" царя Алексея Михайловича. Это был крупнейший Земский собор в истории России. В нем участвовали 340 человек, большинство которых (70 %) принадлежали к дворянству и верхушке посада.


В первых трех главах "Уложения" говорилось о преступлениях против церкви и царской власти. Любая критика церкви и богохульство карались сожжением на костре. Лица, обвиняемые в измене и оскорблении чести государя, а также бояр, воевод, подвергались казни. Тех, кто "будет приходить скопом и заговором, и учнут кого грабить или побивать", предписывалось "казнить смертно безо всякой пощады". Человек, обнаживший в присутствии царя оружие, наказывался отсечением руки.

"Соборное уложение" регламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения в государстве. Оно предусматривало обмен поместий, в том числе обмен поместья на вотчину. Подобную сделку требовалось зарегистрировать в Поместном приказе. "Соборное уложение" ограничивало рост церковного землевладения, что отражало тенденцию подчинения церкви государству.


Глава XI "Суд о крестьянах": вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян, запрещались крестьянские переходы от одного владельца к другому. Это означало юридическое оформление системы крепостного права. Одновременно с частновладельческими крестьянами крепостнические порядки распространялись на черносошных и дворцовых крестьян, которым запрещалось покидать свои общины. В случае бегства они также подлежали бессрочному сыску.

Глава XIX - "О посадских людях" внесла изменения в жизнь города. Все городское население должно было нести тягло на государя. Под страхом смертной казни запрещались переход из одного посада в другой и даже женитьба на женщинах из другого посада, т.е. население посада закреплялось за определенным городом. Горожане получали монопольное право торговли в городах. Крестьяне не имели права держать лавки в городах, а могли торговать только с возов, и в торговых рядах.

Что получил народ в итоге принятия Соборного Уложения?

К чему это привело?

Приложение 8.

1. Как назывался важнейший кодекс законов России, принятый в 1649 году, юридически оформивший крепостное право в России?

2. Осада какого города стала вершиной Крестьянской войны под руководством С. Разина?

3. Назовите прозвище царя Алексея Михайловича.

4. Какое название получило восстание в Москве в 1662 году?

Тесты с выбором ответа типа В.

1. Какой век в истории России назвали «бунташным веком»:

1) XVI в.; 2) XVII в.; 3) XVIII в.; 4) XIX в.?

2. Какое имя в приведенном ряду имен участников событий Смуты (в начале XVII в.) является лишним:

1) К. Минин; 2) Д. Пожарский; 3) И. Болотников; 4) Е. Пугачев?

3. Укажите год, с которым связано начало династии Романовых:

1) 1649г.; 2) 1645г.; 3) 1613г.; 4) 1654г.

4. Расположите в хронологическом порядке основные события «бунташного века»:

1) Медный бунт; 2) Соляной бунт; 3) восстание под руководством Степана Разина; 4) принятие Соборного уложения.

Ответ:

1

 

2

 

3

 

4

 

5. Укажите, какое событие произошло позже всех других:

1) принятие Соборного уложения;

2) воцарение Романовых;

3) получение Россией выхода к Балтийскому морю;

4) появление на политической арене Лжедмитрия I.

6. Кому из деятелей русской истории поставлен памятник в честь освобождения русских земель от иностранной интервенции начала XVII в.:

1) A.B. Суворову; 2) М.И. Кутузову; 3) Петру I; 4) К. Минину и Д. Пожарскому?

7. «Бунташным веком тишайшего царя» называли современники царствование:

1) Алексея Михайловича;

2) Михаила Романова;

3) Федора Ивановича;

4) Федора Алексеевича.

8. Соборное уложение — это:

1) свод законов;

2) порядок продвижения по государственной службе;

3) представительный орган при дворе;

4) литературное произведение.

Здесь будет видео

Здесь будет файл: /data/edu/files/g1454432968.mp3 ("Ты взойди-взойди, солнце..")

Опубликовано


Комментарии (1)

НеБрат Елена Александровна, 30.09.17 в 14:26 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо за разработку урока.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.