Статья «Формирование навыков чтения текста на уроках русского языка в 5–6 классах»

3
0
Материал опубликован 13 June 2022

Бурдина Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ «СШ № 6

г. Волгограда

Жагорина Анна Сергеевна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ «СШ № 6

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-6 КЛАССАХ

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность. 
Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. 
Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии, уметь слушать собеседника - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся. 
Практика показывает, что у учащихся коммуникативно-речевые умения слабо сформированы, поэтому, считаем, что на уроках русского языка следует уделять большое внимание формированию данных умений.

На уроках русского языка основным видом учебной деятельности является письмо. Но необходимо признать, что не менее важным для уроков должны стать чтение и аудирование, т. к. они предопределяют успех в овладении умениями и навыками, связанными с письмом. Иначе говоря, прежде чем научиться хорошо и грамотно писать, нужно научиться правильно слушать и внимательно читать.

На своих уроках я уделяю большое внимание формированию навыка чтения.

Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности. Характерной особенностью чтения является осмысление зрительно воспринимаемого текста с целью решения определенной коммуникативной задачи: распознавание и воспроизведение чужой мысли, сопровождающейся в нем, в результате чего читатель определенным образом реагирует на эту мысль. С помощью чтения человек реализует возможности опосредованного общения: восприятие и понимание текста свидетельствует о взаимодействии читателя с автором текста, о сложных мыслительных процессах, сопровождающихся его осознание.

Обучение чтению как одному из видов речевой деятельности - важнейшая задача, которую должен решать учитель русского языка. Цель обучения чтению в школе заключается в том, чтобы научить школьников рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различных типов и стилей в зависимости от содержания и коммуникативной задачи.

В процессе чтения формируются многие необходимые умения:

1. умение сосредоточить внимание на определенных вопросах содержания;

2. предвидеть в процессе чтения то, что будет сказано дальше;

3. определять ключевые фрагменты текста;

4. вычленять основную мысль высказывания;

5. отличать главное от второстепенного, устанавливать избыточные детали информации;

6. формулировать вопросы в процессе восприятия текста;

7. определять логику, структуру высказывания;

8. делать выводы и обобщения;

9. критически оценивать полученную информацию, использовать её в соответствующих жизненных ситуациях.

Таким образом, при обучении чтению учитель должен осознавать ту коммуникативную задачу, которая будет определять характер восприятия текста учениками.

Под коммуникативной задачей в данном случае следует понимать установку на то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация. При этом следует учитывать функции, которые присущи чтению как виду речевой деятельности, которые реализуются в процессе опосредованного общения читателя с автором текстом. Выделяют три функции чтения:

познавательная функция реализуется в процессе получения информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности (читаю, чтобы знать);

регулятивная функция направлена на управление практической деятельностью учащихся, на развитие их опыта (читаю, чтобы уметь);

ценностно-ориентированная функция чтения связана с эмоциональной сферой жизни человека. (читаю, чтобы получить эмоциональное удовольствие).

Так как в процессе чтения могут решаться различные коммуникативные задачи, то реализуются разные виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое. Учащиеся впервые знакомятся с определениями этих понятий в 5 классе на уроках русского языка.

В основе этой классификации лежит характер предполагаемого использования извлеченной из текста информации. Если требуется максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное её воспроизведение, то читающий должен как можно полнее охватить всё содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его элементов. Такой вид чтения классифицируется как изучающее.

Если перед читающим ставится задача найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу, то используются приемы ознакомительного чтения.

Если перед читающим ставится задача получить самое общее представление о содержании текста, то потребуется его осмысление в общих чертах. Такой вид чтения называется просмотровым.

Приемы, формирующие навыки изучающего чтения

-Прием составления плана (сочинение, изложение)

-Прием постановки вопросов перед чтением текста и в процессе чтения.

- Прием составления граф-схемы

- Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.

- Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

Приемы, формирующие навыки ознакомительного чтения

-Прием подбора эпиграфа к тексту предполагает выбор данных эпиграфов к исходному тексту или самостоятельный подбор из разных источников.

-Прием выделения ключевых слов в тексте

-Прием работы с текстом-клише.

- Определение главной мысли текста. Этот прием используется часто при подготовке к написанию изложения

Приемы, формирующие навыки просмотрового чтения

-Соотнесение рисунков и схем с частью текста параграфа

-Определение темы текста по заголовку и подзаголовку

При организации работы с текстами на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах мы чаще всего используем комплекс разных приемов, связанных с тремя видами чтения. Наиболее эффективную работу с текстами представляет комплексный анализ текста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бергарова Т.И. Комплексный анализ текста на уроках развития речи // Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин: Материалы первой областной научно-практической конференции. Волгоград, 30 апреля 2010 г. / сост. Г.М. Вялкова, Т.А. Чернова; под ред. Л.Н. Савиной.- М.: «Планета», 2010.

2. Васильевых И.П., Львова С.И. Учимся читать, слушать, говорить, писать: рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2: учеб.пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ И.П. Васильевых, С.И. Львова.-М.: Мнемозина, 2010.-160 с.

3. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе.-М.: Академический проект, 2006.

4. Новые образовательные стандарты. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к обучению в процессе преподавания русского языка и литературы (5-11 классы): уч.-метод. пособие/ Сост. Г.М. Вялкова, Т.А. Чернова.- М.,2012.

5. Селевко Г. В. Компетентности и их классификация // Народное образование. – 2004. – №4. – С. 138-143 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.