12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хабетдинова Зумрат Даминовна161
Россия, Татарстан респ., Набережные Челны
1

Мастер-класс на тему: «Метапрепредметные задания как средство формирования универсальных учебных навыков на уроках русского языка в 5 классе»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «НГПУ»)

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


 


 


 

Мастер-класс на тему

«Метапрепредметные задания как средство формирования универсальных учебных навыков на уроках русского языка в 5 классе»


 


 


 


 


 


 

Выполнила

учитель русского языка и литературы

высшей кв. категории

МБОУ «Сош №46»

Г.Набережные Челны РТ

Хабетдинова З.Д


 


 


 

Набережные Челны, 2019г.

Тот знает достаточно,

Кто знает, как научиться.

Г.Адамс

 

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно - деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

В результате изучения всех предметов общего образования у учащихся сформируются ключевые компетенции: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные (универсальные учебные действия).

 Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода.

Метапредметы — это новая, но хорошо забытая старая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это  учебный предмет, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».

Универсальные учебные действия (компетенции) тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. 

В век мобильности способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно - важное качество. Ориентация на развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, идеализационная способность, речевая определяет специфику метапредметной интеграции.

Метапредметный подход — это хорошее знание своего предмета, что позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. 

Современный урок русского языка должен рассматриваться, прежде всего, не как форма обучения (в центре внимания деятельность учителя), а как форма учения (в центре внимания деятельность ученика).

Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой, перед каждым педагогом. Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний.

        Возможность достижения метапредметных результатов обучения создается заданиями, направленными на освоение учащимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. Я хочу представить наиболее эффективные задания и упражнения метапредметного характера, которые использую на своих уроках в 5 классе.

Так, изучая раздел «Фонетика. Культура речи» в 5классе я использую следующие задания:

1.Почему в слове «сдал» пишется буква «с», а произносится звонкий согласный [ з ]? Напишите развернутый ответ.

2.Укажите, где допущена ошибка в фонетическом разборе.

Сеять – 2 слога, 1-ый ударный

С – [ с’]- согласный, глухой, мягкий

Е - [ э] - гласный, ударный

Я - [й’] - согласный, твердый, мягкий

[ и ] – гласный, безударный

Т - [т’]- согласный, глухой, мягкий

Ь - [ ]

5 букв, 5 звуков

3. Объясните, какая общая характеристика согласных звуков есть у слов каждой пары. Что вам нужно для это сделать?

а) песня, теперь б) слов, снова

4. Догадайтесь, какая пословица записана этими буквами. Какие звуки обозначают буквы в первом и во втором случае? Что лучше передает смысл слов? Проверьте свои догадки, загадав другие слова по образцу этого задания. Какие слова угадывать легче?

а) аы у уе оы у б) стрй дрг лчш нвх двх

5. Сочините миниатюру на одну из тем: «Весенняя капель», «Тишина», «На дворе ненастье». Для этого сначала подберите и запишите слова, которые передают фонетические особенности вашего текста (4 строки). В составленном вами тексте ни разу не должно употребляться ключевое слово, указанное в теме, его надо «услышать».

Раздел «Лексика. Культура речи»

1.Составьте и запишите словарик на тему «Приветствие», «Прощания» по схеме:

Приветствие

Ситуация, где оно уместно

 

 


 

2. Разделите слова на группы по разным основаниям. Объясните, по каким признакам вы объединили слова в группы. Запишите, указав общий признак каждой группы слов.

Добрый, доброта, мерить, подбор, измерять, сборный, мерный, добряк, мерка, подобреть, сборник, добродушный, мера, задобрить, сбор, добренький, померить, сборщик.

Раздел: «Орфоэпия», «Орфоэпические нормы».

1.Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными.

Позади веселое лето. Пришла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

Слова для справок: ненастные, яростный, радостное, чудесная.

2.Отгадайте слово по лексическому значению, запишите в нужный столбик, объясняя орфограммы.

1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.)

2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.)

3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].)

4. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Айс[б`э]рг.)

5. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].)

3.Отметьте нарушения норм ударения.

У Юли рисунок красИвее, чем у Лены.

Бригада работает вахтОвым методом.

Нам надо купить набор кУхонных ножей.

На ужин я купила языковУю колбасу.

Все любят тортЫ.

Раздел «Правописание»

Использую этот вид задания на этапе актуализации. Запишите ответ одним словом. В чем особенность написания этих слов? Составьте свой словарно-смысловой диктант на это правило.

1)Лицо, управляющее оркестром, хором; 2)кондитерское изделие – застывшая масса какао с сахаром или напиток из него; 3)тонкая верёвка; 4)дорога с твердым покрытием; 5)цвет сажи, угля; 6)танец с частым, дробным постукиванием; 7)стержень для чистки стрелкового оружия; 8)мелкий маринованный огурец; 9)цвет песка, золота; 10)пестрая клетчатая ткань; 11)место соединения частей чего-нибудь.

Раздел «Текст»

Важнейшую роль в формировании метапредметных навыков играет работа с текстом, которая может стать средством формирования метапредметных результатов обучения и обеспечить совершенствование коммуникативной компетенции учащихся. Навыки, полученные учеником на уроке русского языка, должны стать основой работы с текстом на других уроках, связанных с пониманием и переработкой текстов.

Изучая раздел «Текст» в 5 классе, я использую следующие рабочие материалы, позволяющие представить себе содержание текста.

1.Определите тему сочинения, озаглавьте его. Придумайте зачин и концовку.

2. Прочитайте текст. Какое предложение не связано по смыслу с другими предложениями в тексте?

Чист и прозрачен воздух далеко слышны звуки отчетливо разносятся голоса на дне лесного ручья виден каждый камешек каждая тонкая травинка по прозрачному высокому небу бегут и бегут облака.

- Легко ли было читать текст? Почему? 

3. Перед вами – заголовки текстов. Какие из них, по-вашему, отражают только тему, а какие – главную мысль текста? Запишите их в две колонки.

Птицы – наши друзья. Скворец. Берегите птиц! Как построить скворечник Весна. Сады цветут! Скворцы прилетели! Весенние работы в саду. Весенний день год кормит.

4. Представьте себе, что вы - корректоры. Устно откорректируйте текст. Сколько получилось предложений? Сделайте вывод. (Предложения в тексте имеют границы)

5. Рассмотрите фотографии. Выберите одну из них и по ней напишите два зачина: для сочинения-описания и для сочинения-повествования. Какова будет основная мысль каждого из этих текстов?

6. Перед вами таблица, в которой приведены зачины и концовки сочинений. Составьте текст, используя варианты. Работа в группах (или в парах).

1 группа.

Зачин

Главная часть (развитие темы)

Концовка

Однажды я попал в горы.

 

Словом, это было настоящее приключение.

2 группа.

Зачин

Главная часть (развитие темы)

Концовка

Солнце клонилось к горизонту.

 

Кто не любит смотреть, как уходит день?

3 группа.

Зачин

Главная часть (развитие темы)

Концовка

Однажды на поляне мы нашли гриб.

 

Это был настоящий гриб-боровик.

4 группа.

Зачин

Главная часть (развитие темы)

Концовка

В воскресенье мы всей семьей ходили в лес.

 

Надолго запомнился нам этот удивительный день.

5 группа.

Зачин

Главная часть (развитие темы)

Концовка

Быстро наступает вечер в глухом лесу.

 

Страшно ночью в лесу.

 

7. Представьте себе: утром вы идете по своей улице в школу. Какие звуки окружают вас? Напишите об этом небольшое сочинение, озаглавьте его. (Какие звуки слышу я на улице? Какими звуками встречает меня школа (лес, улица)?

На уроке обобщения и систематизации знаний выполняем такое задание. Прочитайте ещё раз «Теоретические сведения». Запишите столбиком признаки текста, а рядом – номера упражнений на закрепление каждого признака

Такие задания являются основой осмысления и понимания текста и представляют собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста, формируют у учащихся способности к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Таким образом, сформированность метапредметных УУД обеспечивает овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Своевременно сформированные метапредметные УУД  являются условием успешного овладения учебным материалом по различным предметам, а, следовательно, средством повышения качества и эффективности обучения школьника в целом.

Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.

 

Список использованных источников

1. О федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Росс. Академии образования (Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова // Педагогика. – 2008. - № 10.

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмалов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмалова. – М.: Просвещение, 2010.

3. Громыко Н. В., Половкова М. В. Метапредметный подход как ядро российского образования // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009». – СПб, 2009. – 30 с.

4. Громыко Н.В. "Метапредмет "Знание".- М., 2001.- 540с.

5. Гузова Л П. Развитие профессиональной культуры учителя – фактор успешной работы /Л.П. Гузова //Методист. – 2005. – № 2. – С. 34–37.

6. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. – М., 2004.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.