Проверочная работа по литературе в 5–6 классе «Формирование навыка вдумчивого чтения текста»

12
3
Материал опубликован 8 August 2017

 Как научить наших детей эффективно читать тексты на уроках по разным предметам? Ученики не умеют вычитывать информацию из текстов. Большим подспорьем для учителя в данном направлении деятельности является технология продуктивного чтения.

Что такое полное понимание текста?
Это вычитывание трех видов текстовой информации:

Фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде).

Подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается "между строк").

Концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы).

Учим школьника вычитывать фактуальную информацию.

В 5 классе на уроках литературы обучающимся предложено произведение Джона Роналда Руэла Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» (учебник – хрестоматия под редакцией Т.Ф.Курдюмовой).

Джон Толкиен - основате­ль нового жанра литературы — фэнтези. В его «Хоббите» гармонично уживаются и сказочные герои (эльфы, гномы, драконы) и вымышленные персонажи. Но, волшебный мир Толкиена, по которому путешествует Бильбо, не такой уж волшебный. Это мир обычных людей, где также зло соперничает с добром, хитрость по­беждает глупость, и всегда в цене мужество, сме­лость и порядочность.

 

С целью контроля за качеством домашнего прочтения текста ученикам предлагаются вопросы, на которые они должны ответить, обращаясь к тексту произведения.

Глава 6.

1. Кем признали Бильбо гномы после его неожиданного возвращения?

2. О чем не рассказал Бильбо гномам, когда они потребовали у него отчета о приключениях?

3. На праздниках святого Тука Гэндальф удивил хоббитов. Что хоббит не мог забыть всю жизнь?

4. Чем пытался утолить голод Бильбо по дороге?

5. Где укрылись Бильбо и гномы от волков?

6. Как назывались злые волки по ту сторону Туманных гор?

7. С какой целью волки явились на поляну в лунную ночь?

8. С помощью чего Гэндальф смог напугать волков?

9. Кто спас Гэндальфа, Бильбо и гномов?

10. Чем угощали гномов орлы?


 

Ответы.

1. Ловкачом 

2. … кроме того, что он нашел кольцо 

3. Чудесные фейерверки 

4. Щавель, вода из горного ручейка, три ягодки земляники 

5. На деревьях – сосне 

6. Варги 

7. На эту самую ночь был как раз намечен большой набег. Варги и гоблины нередко действовали сообща. 

8. Горящие шишки 

9. Орлы 

10. Кролик, зайцы, барашек 

Тест по прочитанному тексту «Матео Фальконе».

1. Действие новеллы происходит:

а) на побережье моря;

б) на крутом возвышеньи;

в) в долине реки.

2. Маки́́ – это:

а) цветы;

б) плантация для выращивания товара контрабандистов;

в) густые беспорядочные заросли побегов от сожженного леса.

3. «Человек небольшого роста, но крепкий, с вьющимися черными, как смола, волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвета выделанной кожи» – это портрет:

а) Маттео Фальконе;

б) Теодора Гамба;

в) Джаннетто Санпьеро.

4. Фортунато спрятал бандита:

а) в погребе;

б) в доме;

в) в копне сена.

5. Желтые Воротники – это:

а) пастухи;

б) корсиканские солдаты;

в) бандиты, которые прятались в маки.

6. Маттео Фальконе был довольно богатый человек и жил:

а) в просторном одноэтажном доме со множеством комнат;

б) в двухэтажном особняке;

в) жилище его состояло из одной квадратной комнаты.

7. Фортунато был мальчик:

а) корыстный;

б) бескорыстный;

в) очень трусливый.

8. Солдаты:

а) сразу пристрелили пойманного бандита;

б) перевязали ему рану;

в) заковали его в кандалы.

9. Маттео Фальконе:

а) был связан с бандитами общими незаконными делами;

б) был зол на бандитов;

в) уважительно относился к ним за их мужество и смелость.

10. Джаннетто:

а) смертельно оскорбил Маттео, задел его родовую честь;

б) сочувственно покачал головой, увидев появившегося Маттео;

в) кричал и ругался на Маттео последними словами.

11. Маттео:

а) похвалил сына за полученные от сержанта часы:

б) вдребезги разбил их;

в) не обратил на часы внимания.

12. Маттео заставил сына перед смертью молиться:

а) чтобы дать себе время остыть, простить ребенка и изменить свое страшное решение;

б) чтобы дать сыну умереть христианином;

в) чтобы сын, помолившись, раскаялся и попросил бы прощения уже с чистой совестью, и тогда бы отец его простил.

13. Поступок Маттео вы объясняете:

а) великой любовью к родине;

б) эгоизмом;

в) чувством собственного достоинства и чести?

Ответы: 1-б, 2-в, 3-а, 4-в, 5-б, 6-в, 7-а, 8-б, 9-в, 10-а, 11-б, 12-б, 13-в.

Данный вид контроля за выполнением домашнего задания настраивает учеников на вдумчивое чтение текста, что формирует навык вычитывания фактуальной информации.
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Людмила Михайловна, спасибо. Интересно и очень актуально!

8 August 2017

Спасибо, Вера Сергеевна.

9 August 2017

Мне понравилось. Спасибо.

10 August 2017