Час общения «Лучшее слово о дружбе» (3 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новониколаевская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Иванченко»
Гайского городского округа Оренбургской области
Час общения
«Лучшее слово о дружбе»
Разработала:
Маключенко Татьяна Александровна
классный руководитель
3 класс
с.Новониколаевка, 2021 г.
Тема: Лучшее слово о дружбе.
Цель: формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу.
Задачи: учить критически осмысливать и анализировать собственные поступки и поступки сверстников и одноклассников; развитие умения учащихся вести рассуждение; формирование умения аргументировать свою точку зрения; воспитывать у учащихся желание быть настоящим другом.
Оборудование:
Стихотворение А.Барто «Требуется друг».
Музыкальное оформление:
- «Настоящий друг» (Б. Савельев – М. Пляцковский)
- «Когда мои друзья со мной» (В. Шаинский – М. Пляцковский)
- «От улыбки» (В. Шаинский – М. Пляцковский)
Напечатанные слова: друг, приятель, товарищ.
Цветок ромашки, лепестки на каждого ученика, фломастеры.
Конверты с заданиями для работы в группах.
Рисунок – набросок «Портрет моего друга».
Сочинение «Мой лучший друг».
8. Оформление стенда. Рисунки о дружбе.
9. Оформление газеты «Лучшее слово о дружбе».
10. Сборник пословиц и поговорок.
11. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов
12. Выставка книг о дружбе: Н. Носов, Э. Успенский, А. Барто…
План:
Организационный момент.
Вступление.
Работа над стихотворением А.Барто «Требуется друг».
Беседа «Кого мы называем другом, товарищем, приятелем».
Игра «Цветик-семицветик».
Рассказ учеников «Мой лучший друг».
Работа в группах. Обсуждение проблемных ситуаций.
Беседа «Почему распадается дружба?»
Работа в группах. Правила дружбы.
Итог классного часа
Оформление газеты «Лучшее слово о дружбе».
Ход мероприятия
Звучит песня « От улыбки»
I. Вступительное слово классного руководителя.
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зелёных рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и весёлым хмурый человек.
Ребята! Давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся и скажем
«Я желаю тебе…» (ребята говорят пожелания друг другу).
Сегодняшний классный час посвящён…
II. Вступительная беседа.
На доске написано предложение: «Друг – это тот, кто…»
Ребята по цепочке говорят о том, кто называется другом, и кого они называют своими друзьями.
III. Анализ стихотворения А. Барто «Требуется друг»
Все живут, не тужат, а со мной не дружат!
Бант у Кати расписной, красные колготки, а характер кроткий.
Я шепчу: «Дружи со мной… мы же одногодки,
Как сестрички мы почти, мы как две голубки из одной скорлупки».
Я шепчу: «Но ты учти – ты во всём должна идти другу на уступки».
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной – стану знаменита.
Все пятёрки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».
А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени уговаривать подруг...
Напишу я объявление: «Срочно требуется друг».
- Почему же с девочкой никто не хотел дружить?
Вывод: Все мы хотим иметь друзей, хотим, чтобы они любили и уважали нас. Друг всегда готов помочь, подбодрить. Но если кто-то прикидывает: «А что я с этого буду иметь?», то это не дружба. Она всегда бескорыстна.
Корысть – выгода, материальная польза.
Свита – лица, сопровождающие какую-нибудь важную особу. Свита короля.
Кроткий – незлобный, покорный, смирный.
IV.Беседа
- Любого ли знакомого вам человека можно назвать другом? Помогите мне разобраться, кого можно назвать приятелем, товарищем и другом.
На доске слова «приятель», «товарищ», «друг». Ребята анализируют, чем отличаются эти слова друг от друга. Читают точное определение слов из толкового словаря.
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой, т. е. близкими
отношениями, основанными на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Друг детства.
Приятель – близкий и дружески расположенный знакомый. Старинный мой приятель.
Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности,
по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь. Товарищ по школе.
Вывод: Эти слова близки по значению, но у каждого есть свой оттенок.
У каждого человека есть много приятелей, товарищей, но друзей могут быть единицы, а настоящий друг только один.
V. Ребята обсуждают вопрос: Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Учащиеся получают огромный цветок – ромашку и на каждом лепестке пишут по одному самому главному на их взгляд качеству, без которого дружба состояться не может. Ребята пишут качества в тайне, а затем прикрепляют эти качества к цветку.
Умный (человек) – обладающий умом.
Мудрый (старец) – обладающий большим умом, основанный на больших знаниях, опыте.
Сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева исполнение песни «Настоящий друг»
VI. Рассказ учащихся о своих друзьях (портрет моего друга).
Дети дома готовят сочинение-миниатюру «Мой лучший друг».
VII. Работа в группах
Ребята разделяются на группы и решают проблемные ситуации, которые запечатаны в конвертах.
- В жизни бывают такие ситуации, когда дружба проверяется на прочность.
Нравственные ситуации могут быть такими:
Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.
Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
Твой друг сделал что-то, а получаешь ты.
Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Ребята обсуждают ситуацию в течение 5 минут и комментируют её.
Собери пословицу и объясни её смысл:
- Друзья познаются в несчастье.
- Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду скажет.
- Нет друга - ищи, а нашёл – береги.
VIII. Вопрос классу:
- Всегда ли в дружбе всё безоблачно? Вы ссоритесь со своими друзьями?
- Почему распадается дружба? По каким причинам чаще всего.
Иногда люди не умеют слушать и слышать друг друга, уступать друг другу, делать первый шаг к примирению…
IX. Работа в группах
Учащимся предлагается поработать в группах и создать правила дружбы.
- Помогай другу во всём.
- Не требуй от друга того, чего не можешь дать сам. - В дружбе все равны. - В спорах с другом всегда находи компромисс. (Компромисс – соглашение
на основе взаимных уступок). Учись отстаивать свою точку зрения,
не обижая других.
- Умей уступать другу.
- Будь другом и в горе, и в радости.
X.Итог классного часа
Если у людей одинаковые интересы, вкусы или нравятся одинаковые игры, занятия, если они добры и отзывчивы, то и дружба бывает настоящей, крепкой, верной и долгой.
Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется,
Есть на нашей земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий – для всех настоящее.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука
В трудный час обязательно выручит.
Я желаю вам, ребята, чтобы в вашей жизни всегда был рядом настоящий друг. Чтобы о вас другие люди могли сказать: «Он настоящий друг!»
По результатам классного часа оформляется газета о дружбе.