Классный час «Разговор о дружбе» (4–5 класс)
Классный час «Разговор о дружбе»
Цели
1. расширить понятие учащихся о дружбе
2. сформулировать правила дружбы
3. развивать критическое мышление, творческую активность учащихся
4. развивать умение слушать и слышать собеседника, работать в группе
5. улучшать микроклимат в коллективе
Планируемые результаты:
-коррекция нравственных качеств учащихся;
- умение работать в группе;
-сплочение классного коллектива;
-оптимизация межличностного общения учащихся;
- развитие критического творческого мышления;
- умение слушать и слышать собеседника, высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию;
- умение систематизировать информацию.
Участники: учащиеся 5 класса
Оборудование: раздаточный материал (таблица со словами, лучи солнца из картона)
Ход классного часа
1 слайд. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии.
Добрый день, ребята! Сегодня нашу встречу хочу начать с притчи. Притча – это краткий рассказ поучительного характера.
«Давным – давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».
Дискуссия на тему.
1. Ребята, как вы поняли притчу?
2. Чему она нас учит?
3. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Ответы детей.
Да, сегодня мы поговорим о дружбе, узнаем, кого можно назвать настоящим другом и сформулируем правила дружбы.
Дружба — неотъемлемая часть нашей жизни. Не зря народ сложил такое огромное количество пословиц о дружбе.
Ребята, какие пословицы о дружбе вы знаете?
Ответы детей
2 слайд. Пословицы о дружбе.
Ребята, а с какими словами-понятиями у вас ассоциируется слово «дружба»? Давайте заполним лучи нашего солнца (прикрепляем на доску)
У нас осталось много незаполненных лучей. В конце классного часа мы должны вернемся к ним и постараемся их заполнить.
Без дружбы трудно прожить на свете. Я знаю, что у вас у всех есть друзья. Расскажите, пожалуйста, о них.
Рассказы детей
Викторина «Кто с кем дружит?»
Тема дружбы отражена в произведениях многих писателей: А.Барто, Б.Заходера, Н.Носова, В.Осеевой, В.Драгунского, А.Гайдара, Л.Воронковой.
– Книг о дружбе много. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.
Проведём небольшую викторину.
1. Назовите друзей Винни-Пуха (Пятачок, ослик Иа, Сова, Кролик).
2. Малыш и … (Карлсон).
3. Григорий Остер написал рассказы о попугае, удаве, мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (слон)
4. Добрая Белоснежка и … (семь гномов).
5. Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка).
6. Герои сказки Андерсена «Снежная королева» (Кай и Герда).
7. Доверчивый Буратино и (Пьеро, Мальвина, Артемон, Арлекин).
8. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили, не тужили. Назовите этих друзей музыкантов. (Осёл, кот, собака, петух «Бременские музыканты» братья Гримм)
9. «Ребята, давайте жить дружно!» - кому принадлежат эти слова? (кот Леопольд)
10. Кто сможет назвать друзей коротышек Незнайки? (Знайка, Цветик,Гунька, Тюбик, Гусля, Сиропчик, Пончик)
11. Кто написал известный рассказ «Три товарища»? (В.Осеева)
12. Повесть А.Гайдара о команде, которая помогает людям, особенно опекают семьи бойцов Красной Армии. Но они это делают втайне от взрослых. («Тимур и его команда»)
Чтение произведения
Василий Сухомлинский
Мальчик с больным сердцем
В нашей школе учится мальчик Тарасик. У него больное сердце, ему нельзя быстро ходить. Как только он заспешит, так сразу же задыхается.
В воскресенье дети решили пойти в лес. И Тарасику хочется вместе со всеми.
Рано утром собрались дети на школьном дворе. Тарасик тоже пришел. Он принес сумку с едой и термос с водой. Ребята забрали у него сумку, и все пошли в лес.
Шли очень медленно, чтобы Тарасик не выбился из сил.
Петрику хотелось идти быстрее. Олегу тоже. Когда они ушли вперед, все закричали:
– А вы забыли, что с нами Тарасик?
Мальчики остановились и стояли, пока товарищи их догнали.
Ребята, что вы можете сказать после прочтения данного произведения?
Ответы детей.
Давайте еще раз скажем, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом.
Ответы детей
А сейчас давайте сейчас попробуем сформулировать правила поведения с друзьями.
Учащиеся предлагают правила
Возможный вариант
- уважай друга,
- не оставляй друга в беде,
- будь требовательным в дружбе,
- умей прощать другу,
- будь бескорыстен в дружбе,
- не смейся над недостатками и неудачами друга.
А какие качества человека вредят дружбе? Что разрушает дружбу?
Давайте попробуем разобраться в этом. Сейчас мы разделимся на две группы. Каждая группа получит карточку с таблицей. Таблицу нужно заполнить, распределив правильно слова на карточках.
Укрепляет дружбу Разрушает дружбу
Слова: честность, верность, вранье, взаимовыручка, драчливость, зазнайство, задиристость, сострадание, предательство, грубость
Группы читают ответы. Обсуждение
Рефлексия
Вот и подходит к концу наш классный час. Давайте вернемся к началу нашего занятия и постараемся заполнить лучики нашего солнца до конца.
Итак, сегодня мы с вами поговорили о дружбе. Предлагаю вам составить акрослово по нашей теме.
Составление акрослова
Возможный вариант
Д- добро
Р- радость
У- уважение
Ж- жизнь
Б- благородство
А- активность
Желающие читают свои ответы
Молодцы! Наш классный час я бы хотела закончить такими слова:
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Всем спасибо за работу!