Час общения в 10 классе на тему «Мораль и закон»
Час общения в 10-м классе на тему «Мораль и право»
Цель: способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.
Оборудование: презентация; репродукция картины В.Г. Перова «Тройка», адаптированный текст Конвенции прав человека; карточки-задания для ситуативной игры.
Ход мероприятия
Оргмомент.
Определение темы и целей занятия.
- Наше общение я хочу начать с небольшой притчи.
Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.
Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.
Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.
Поэтому они все вместе написали Закон и привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.
Слайд 2
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (выслушиваются и обобщаются ответы учащихся).
Беседа по вопросам.
- Начнём с понятия «права».
Что такое право? (выслушиваются ответы ребят, знакомятся с определением)
Слайд 3
Понятие «Право» вобрало в себя все правила, без которых невозможна совместная мирная жизнь людей.
Право – это совокупность обязательных правил, установленных или санкционированных государством.
Что нужно человеку, чтобы жизнь каждого была справедливой, счастливой и радостной? (выслушиваются и обобщаются ответы ребят, ученики делают вывод)
Соблюдать определённые правила поведения.
Как вы понимаете выражение «нормы морали, нравственности»? (выслушиваются ответы ребят, знакомятся с определением)
Нормы (правила), оценивающие поступки человека с точки зрения «добра и зла» (помогать и любить ближнего, не красть, не лгать и т.д.)
называются нормами морали, нравственности.
- Попробуйте посчитать, сколько людей окружают вас каждый день ежечасно, ежеминутно? (выслушиваются ответы ребят)
Вывод: человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в транспорте.
Слайд 4
Поэтому система права состоит из многих отраслей: государственное право, сельскохозяйственное право, гражданское право, трудовое право, семейное право, финансовое право, административное и уголовное право.
Можете дать объяснение каждой отрасли? (выслушиваются ответы ребят)
Слайд 5
Кто или что охраняет права каждого человека на Земле? Каким образом? (выслушиваются ответы ребят)
Слайд 6
Почему необходимо знать свои права? (выслушиваются ответы ребят, делается вывод)
Из бесправного и запуганного ребёнка может вырасти бесправный и запуганный взрослый.
Из истории человечества.
- Известно, что ребенок всегда был бесправен. Есть даже предположения, что само слово ребенок произошло от слова раб. Из уроков истории нам известна спартанская система воспитания. Что вы о ней знаете?
- Не лучше обстояло дело и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос не могли ослушаться воли родителей.
Давайте рассмотрим репродукцию картины В. Г. Перова «Тройка».
Слайд 7
Какова, по-вашему, главная мысль картины?
Есть ли сейчас такие факты?
Почему это происходит и что надо сделать, чтобы не допустить подобного?
То, чего были лишены дети в прошлом — своих прав, — имеете сейчас вы. И это свидетельство заботы государства о вас, защиты вашего детства.
У общества, которое не заботится о достойной жизни своих детей, не может быть полноценного будущего.
Какие нормативно-правовые документы защищают ваши права?
Слайд 8
В ноябре 1989 года ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, а в июле 1990 года наша страна ратифицировала ее, т. е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России. В 1990 году впервые в России был принят Закон Российской Федерации «О защите прав детей»
Казалось бы, зачем нужен еще один документ? Дело в том, что между декларацией и конвенцией существует большая разница. Кто знает, какая?
Конвенция — документ, имеющий юридическую силу (силу закона).
Декларация — это рекомендательный документ.
Слайд 9
Главная цель Конвенции — максимальная защита прав ребенка.
Слайд 10
Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.
Что подразумевал Ювенал под детством и уважением к нему?
Другой «мудрец», но юный, познакомившись с Конвенцией о правах ребенка, понял ее так: «Я — ребенок, и мне все можно». Чуть что — в крик: «Не имеете права!»
Слайд 11
Сколько ограничений, по-вашему, может быть у свободы ребенка? (Всего одно — это «золотое правило морали», или правило Конфуция, — никогда не делай того, что не пожелал бы себе.)
Итак, пока вы несовершеннолетние, на многие действия вы не имеете права.
Почему?
Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
Слайд 12
Кто знает, когда наступает дееспособность гражданина? (18 лет)
Исключения из правила: Вступление в брак и эмансипация
Что такое эмансипация?
Эмансипация – объявление дееспособным несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается ИПД.
Работа в группах.
Давайте попробуем определить правовой статус несовершеннолетних с рождения до 16 лет (раздаются карточки с указанием возрастных прав детей). Работаем в группах:
1 группа – от 0 до 6 лет
2 группа – от 6 до 12 лет
3 группа – от 12 до 16 лет
Определение понятия «Мораль».
Слайд 13
- Мы рассмотрели с вами только самые основные права и ответственность несовершеннолетних с позиции дееспособности. Но в повседневной жизни мы чаще сталкиваемся с необходимостью соблюдения норм морали, этики.
В переводе с французского языка это слово обозначает порядок проведения определённой церемонии.
Слайд 14
- Нормы этикета носят согласительный характер, они как бы предполагают, что считать принятым в поведении людей, а что – нет. В связи с этим наблюдается необычайная пестрота правил этикета у различных народов, например:
- бросить обглоданную кость другому человеку у папуасов Новой Гвинеи – значит поделиться проявлением дружеских чувств;
- плевок врача на пациента у американских индейцев считается знаком благоволения. Итак, что же такое мораль?
Слайд 15
Вывод: Мораль – форма общественного контроля за поведением каждого человека, нарушение которой влечёт те или иные санкции.
Ситуативная игра.
Слайд 15
- Вы каждый день бываете в различных общественных местах. Давайте представим, что вы собираетесь в театр.
Зная хорошо свои права и обязанности, попробуйте продолжить предложения.
Приходить в театр принято …
Приезжать в театр надо…
Чтобы пройти к местам, …
Если в зале увидели знакомых,…
Не рекомендуется ….
Главное правило - ….
По окончании спектакля …
Слайд 16
Рефлексия (методика незаконченного предложения).
- Наше общение подошло к концу, и мне бы хотелось узнать ваши впечатления, выводы, мысли по теме нашего сегодняшнего разговора. Попробуйте ответить, закончив одно из предложенных предложений:
Теперь я знаю…
Мне больше всего запомнилось…