12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Олейникова Марина Александровна55

Час общения в 10-м классе на тему «Мораль и право»

Цель: способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей, вос­питанию уважения к правам и свободам личности, чув­ства собственного достоинства, справедливости.

Оборудование: презентация; репродукция карти­ны В.Г. Перова «Тройка», адаптированный текст Кон­венции прав человека; карточки-задания для ситуа­тивной игры.

Ход мероприятия

Оргмомент.

Определение темы и целей занятия.

- Наше общение я хочу начать с небольшой притчи.

Однажды люди со всех концов Зем­ли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запа­да, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой стра­ны и из бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говори­ли на разных языках, поклонялись разным богам.

Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их по­литические взгляды.

Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, что­бы никто не знал страха и нужды, чтобы никто ни­когда не мог наказывать людей без вины.

Поэтому они все вместе написали Закон и привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том чис­ле ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

Слайд 2

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (выслушиваются и обобщаются ответы учащихся).

Беседа по вопросам.

 

- Начнём с понятия «права».

Что такое право? (выслушиваются ответы ребят, знакомятся с определением)

Слайд 3

Понятие «Право» вобрало в себя все правила, без которых невозможна совместная мирная жизнь людей.

Право – это совокупность обязательных правил, установленных или санкционированных государством.

Что нужно человеку, чтобы жизнь каждого была справедливой, счастливой и радостной? (выслушиваются и обобщаются ответы ребят, ученики делают вывод)

Соблюдать определённые правила поведения.

Как вы понимаете выражение «нормы морали, нравственности»? (выслушиваются ответы ребят, знакомятся с определением)

Нормы (правила), оценивающие поступ­ки человека с точки зрения «добра и зла» (помогать и любить ближнего, не красть, не лгать и т.д.)

называются нормами морали, нравственности.

- Попробуйте посчитать, сколько людей окружают вас каждый день ежечасно, ежеминутно? (выслушиваются ответы ребят)

Вывод: человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в транспорте.

Слайд 4

Поэтому система права состоит из многих отраслей: государственное право, сельскохозяйственное право, гражданское право, трудовое право, семейное пра­во, финансовое право, административное и уголов­ное право.

Можете дать объяснение каждой отрасли? (выслушиваются ответы ребят)

Слайд 5

Кто или что охраняет права каждого человека на Земле? Каким образом? (выслушиваются ответы ребят)

Слайд 6

Почему необходимо знать свои права? (выслушиваются ответы ребят, делается вывод)

Из бесправного и запуганного ребёнка может вырасти бесправный и запуганный взрослый.

Из истории человечества.

- Известно, что ребе­нок всегда был бесправен. Есть даже предположе­ния, что само слово ребенок произошло от слова раб. Из уроков истории нам известна спартанская система воспитания. Что вы о ней знаете?

- Не лучше обстояло дело и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачас­тую до седых волос не могли ослушаться воли роди­телей.

Давайте рассмотрим репродукцию картины В. Г. Пе­рова «Тройка».

Слайд 7

Какова, по-вашему, главная мысль картины?

Есть ли сейчас такие факты?

Почему это происходит и что надо сделать, чтобы не допустить подобного?

То, чего были лишены дети в прошлом — своих прав, — имеете сейчас вы. И это свидетельство заботы государства о вас, защиты вашего детства.

У обще­ства, которое не заботится о достойной жизни своих детей, не может быть полноценного будущего.

Какие нормативно-правовые документы защищают ваши права?

Слайд 8

В ноябре 1989 года ООН приняла Конвенцию о пра­вах ребенка, а в июле 1990 года наша страна ратифи­цировала ее, т. е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России. В 1990 году впер­вые в России был принят Закон Российской Федера­ции «О защите прав детей»

Казалось бы, зачем нужен еще один документ? Дело в том, что между декларацией и конвенцией существует большая разница. Кто знает, какая?

Конвенция — документ, имеющий юридическую силу (силу закона).

Деклара­ция — это рекомендательный документ.

Слайд 9

Главная цель Конвенции — максимальная защита прав ребенка.

Слайд 10

Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству сле­дует оказывать величайшее уважение». Именно ува­жением к детям проникнута Конвенция о правах ре­бенка.

Что подразумевал Ювенал под детством и уваже­нием к нему?

Другой «мудрец», но юный, познакомившись с Кон­венцией о правах ребенка, понял ее так: «Я — ребе­нок, и мне все можно». Чуть что — в крик: «Не имеете права!»

Слайд 11

Сколько ограничений, по-вашему, может быть у свободы ребенка? (Всего одно — это «золотое прави­ло морали», или правило Конфуция, — никогда не де­лай того, что не пожелал бы себе.)

Итак, пока вы несовершеннолетние, на многие действия вы не имеете права.

Почему?

Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Слайд 12

Кто знает, когда наступает дееспособность гражданина? (18 лет)

Исключения из правила: Вступление в брак и эмансипация

Что такое эмансипация?

Эмансипация – объявление дееспособным несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается ИПД.

Работа в группах.

Давайте попробуем определить правовой статус несовершеннолетних с рождения до 16 лет (раздаются карточки с указанием возрастных прав детей). Работаем в группах:

1 группа – от 0 до 6 лет

2 группа – от 6 до 12 лет

3 группа – от 12 до 16 лет

Определение понятия «Мораль».

Слайд 13

- Мы рассмотрели с вами только самые основные права и ответственность несовершеннолетних с позиции дееспособности. Но в повседневной жизни мы чаще сталкиваемся с необходимостью соблюдения норм морали, этики.

В переводе с французского языка это слово обозначает порядок проведения определённой церемонии.

Слайд 14

- Нормы этикета носят согласительный характер, они как бы предполагают, что считать принятым в поведении людей, а что – нет. В связи с этим наблюдается необычайная пестрота правил этикета у различных народов, например:

- бросить обглоданную кость другому человеку у папуасов Новой Гвинеи – значит поделиться проявлением дружеских чувств;

- плевок врача на пациента у американских индейцев считается знаком благоволения. Итак, что же такое мораль?

Слайд 15

Вывод: Мораль – форма общественного контроля за поведением каждого человека, нарушение которой влечёт те или иные санкции.

Ситуативная игра.

Слайд 15

- Вы каждый день бываете в различных общественных местах. Давайте представим, что вы собираетесь в театр.

Зная хорошо свои права и обязанности, попробуйте продолжить предложения.

Приходить в театр принято …

Приезжать в театр надо…

Чтобы пройти к местам, …

Если в зале увидели знакомых,…

Не рекомендуется ….

Главное правило - ….

По окончании спектакля …

Слайд 16

Рефлексия (методика незаконченного предложения).

- Наше общение подошло к концу, и мне бы хотелось узнать ваши впечатления, выводы, мысли по теме нашего сегодняшнего разговора. Попробуйте ответить, закончив одно из предложенных предложений:

Теперь я знаю…

Мне больше всего запомнилось…

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.