12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Логинова Татьяна Викторовна41
Россия, Брянская обл., Жуковка

Час общения "Я выбираю Жизнь!"

№ п/п

Этапы

Время

Содержание

Необходимые материалы

1.

Цель

Профилактика подросткового суицида, формирование жизнеустойчивых позиций у подростков

 

2.

Задачи

Активизировать подростков к продуктивному мышлению, анализу.

Развивать коммуникативные умения учащихся

 

3.

Форма проведения

Беседа-размышление с элементами тренинга

 

4.

Вопросы для обсуждения

Как вы думаете, в чем заключается смысл жизни человека? В каком возрасте человек должен стремиться понять смысл своей жизни?

 

5.

Подготовка

Подбор музыкального сопровождения классного часа

Поиск афоризмов, стихотворений, притч по теме классного часа

Ребятам предлагается нарисовать рисунки на тему «Я выбираю Жизнь!»

 

6.

Эпиграф

«Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь самую книгу» (Жорж Санд).

 

7. Ход мероприятия

7.1.

Организационный момент.

4 мин.

Игра «Цепочка ценностей»

Детям раздаются списки ценностей: счастливая семья, любимая работа, друзья, вера, любовь, богатство, свобода, машина, знания.

Дети выбирают пять самых важных ценностей, записывают их названия по их приоритетности для себя и сдают счетной комиссии (счетная комиссия, выбираемая из двух первых заполнивших, подсчитывает и сообщает результаты по просьбе учителя).

Бланки со списком ценностей на каждого ученика, бланки подсчета результатов (приложение 1)

7.2.

Демонстрация

7 мин.

Учитель: Часто мы слышим о том, что надо легко жить, наслаждаясь жизнью. Ведь жизнь довольно приятная и человек хочет получить от жизни максимум удовольствия. В чем же заключается смысл жизни?

Учитель берет стакан и наполняет её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре. В конце спрашивает учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, полон. Тогда учитель высыпает в стакан маленькие камни, немного потрясет её. Естественно, маленькие камни занимают свободное место между большими камнями. Ещё раз учитель спрашивает у учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, полон. Тогда он берет коробку, наполненную песком, и насыпает его в стакан. Естественно, песок занимает полностью существующее свободное место и всё закрывает. Ещё раз учитель спрашивает у учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, и на этот раз однозначно, он полон.

Учитель: А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что стакан — это ваша жизнь. Большие камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, будущие ваши дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Маленькие камни — это вещи, которые лично для вас становятся важными: учеба, потом работа, мобильный телефон, компьютер, в дальнейшем дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи (повседневная суета). Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться маленькие и большие камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Поэтому обращайте внимания на важные вещи, находите время для ваших друзей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас еще будет время для всего остального. Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, а все остальное - это только песок.

Камни большого и среднего размеров, песок, стакан

7.3.

Включение в тему

4 мин.

Учитель: Ребята, скажите, бывает ли жизнь, на примере ваших родителей без трудностей? Ребята, как вы думаете, что необходимо иметь каждому человеку, чтобы легче было преодолевать испытания судьбы, ее невзгоды.

- Цель, стремление, желание чего-либо добиться в жизни.

Учитель: На нелегком пути взросления каждого могут подстерегать трудности и опасности. Каждый человек на протяжении своей жизни преодолевает множество преград. От ошибок никто не застрахован. Мы постоянно сталкиваемся со всевозможными проблемами, иной раз трудными, даже, казалось бы, неразрешимыми. И ошибиться тут не мудрено. Но почти любая ошибка – поправима. Потому что решение есть у любой проблемы, хотя его поиски порой отнимают много времени и сил, приносят массу огорчений. Единственная непоправимая ошибка – попытка «выйти из игры», отказаться от поиска решений, то есть, по сути дела, отказаться от самой жизни. Иногда человек, сломленный грузом невзгод, именно так и поступает. Это и есть то единственное НЕПРАВИЛЬНОЕ решение, потому что оно непоправимо.

Ведь МИР ОКРАШЕН НЕ ТОЛЬКО В ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ТОНА! НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИ ОДНОЙ ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРОЙ МОЖНО БЫЛО БЫ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СВОЕГО БУДУЩЕГО! ЗАТО ЕСТЬ МНОГО ПРИЧИН ЭТОГО НЕ ДЕЛАТЬ.

Впереди еще столько всего интересного! Столько радостей и удач! Глупо их лишаться из-за того, что сегодня на душе не сладко!

 

7.4.

8 мин.

Учитель: Ребята, послушайте пожалуйста стихотворение Исаака Нюренберга

Звучит стихотворение

Суицид – геройство или слабость, 
или в нервном потрясенье срыв? 
Есть, скажите, у кого-то храбрость 
вскрыть его причинности нарыв?

Можно долго рассуждать о многом,

осуждать, оправдывать, корить. 
Но не высказать высоким слогом, 
что порвало тоненькую нить 
между жизнью и мгновенной смертью, 
у которой за спиной развал.

Кто расскажет, как, в какие сети

не по воле человек попал? 
Обсуждая тему, психиатры, 
говорун-философ, – чудаки, 
как на сцене скучного театра, 
с пафосом шлифуют языки.


Но никто не знает, не узнает, 
сколько б не потратил он труда, 
почему самоубийца выбирает 
путь себе такой вот в никуда.

 

 7.5.

Учитель: 10 сентября отмечается всемирный день самоубийц. Вашему вниманию предлагается презентация «Мифы и правда о суициде»

Просмотр презентации (приложение 2) «Мифы и правда о суициде»

Слайд 1. Суицид каждый год угрожает жизни многих тысяч молодых людей. Для борьбы с ним достаточно одного человека – тебя

Слайд 2. МИФ 1. Существует точка зрения, будто разговоры на “суицидальные” темы представляют немалую опасность.

ПРАВДА: Напротив, твой друг или знакомый получает возможность открыто говорить о том, что уже давно его мучает, не дает ему покоя

Слайд 3. МИФ 2. Единственное желание человека в этот период – умереть.

ПРАВДА: Большинство подростков, совершающих этот шаг, умирать не хотят

Слайд 4. МИФ 3 Суицид происходит без предупреждения. ПРАВДА. Кто-то из друзей всегда оказывается в курсе дела

Слайд 5. МИФ 4. Суицид нельзя предотвратить. ПРАВДА. В действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. ВАЖНО: друг может предотвратить самоубийство!

Слайд 6. МИФ 5. Суицид – следствие одной неприятности. ПРАВДА. Обычно люди не совершают самоубийство из-за одной какой-то неприятности

Слайд 7. Звучит стихотворение Лидия Коржан «Бог не по силам испытаний не дает!"

Мне бабушка вздыхая говорила,

Стирая липкий от горячки пот:

"Терпи, родная! Ты, ведь не забыла?

, Бог не по силам испытаний не дает!"

Когда дыханье заперто слезами

Когда от боли сердце устает,

Как за щитом, я прячусь за словами:

Бог не по силам испытаний не дает!

Когда не удержаться без опоры,

Когда изменой в сердце, напролет,

Шепчу с улыбкой «разве это горе?

Бог не по силам испытаний не дает!»

И если, все «по дружбе» отвернутся,

Душа остынет, превратившись в лед,

Мне остается, только улыбнуться!

Бог не по силам испытаний не дает!

Я их шептала, разгоняя тучи,

Слова простые, каждый их поймет!

Мне помогали стать сильней и лучше…

Бог не по силам испытаний не дает!

Слайд 8. Австралиец Ник Вуйчич. Всегда есть тот, кому бывает хуже, чем остальным. 12 февраля 2012 года Ник Вучич женился на очень красивой девушке Канаэ Миахаре. Свадьба состоялась в Калифорнии, а медовый месяц молодожены провели на Гавайях.

14 февраля 2013 года у Ника и Канаэ родился первый сын

8 августа 2015 года у Ника и Канаэ родился второй сын.

Оба ребенка Ника Вуйчича абсолютно здоровы

Слайд 9.

Для веселия планета наша мало оборудована,

Надо вырвать радость у грядущих дней,

В этой жизни помереть не трудно.

Сделать жизнь значительно трудней.

В Маяковский

("Сергею Есенину")

 презентации (приложение 2) «Мифы и правда о суициде»

7.6.

8 мин

Учитель: Сейчас я расскажу вам сказку. учитель рассказывает пересказывает в сказочной форме рассказ А. Лопатина «Золотой цветок» (приложение 3)

рассказ А. Лопатина «Золотой цветок» (приложение 3)

8

Рефлексия

10 мин

Учитель: Ребята, а сейчас используя ваши домашние заготовки, нарисуйте, пожалуйста, плакаты на тему «Я выбираю жизнь!» (учащиеся делятся на группы по 4-5 человек и рисуют под релаксационную музыку, счетная комиссия подсчитывает результаты опроса, один из учеников-добровольцев делает макет «золотого цветочка») (по завершению работы плакаты и рисунки вывешиваются на доску).

 Магнитофон, большой лист ватмана, маркеры, карандаши, акварельные краски и кисточки.

9.

Подведение итогов

4 мин

Учитель: Воспринимайте свою жизнь как единственную, неповторимую в этом мире!

Смотрите на жизнь только с хорошей стороны!

Уважайте свои достоинства! Радуйтесь своим успехам! Любите свою ЖИЗНЬ! Любите жизнь! Цените каждую минуту! Радуйтесь жизни! Радуйтесь каждому солнечному дню, первому снегу, весеннему дождику, пению птиц. Не подвергайте себя малодушию и невежеству. Помните, что один неправильный ваш шаг может стоить и вашей жизни и жизней сотен других людей

Давайте подытожим. Что для вас смысл жизни? Слово предоставляется счетной комиссии (счетная комиссия зачитывает результаты опроса). Ребята, у вас на парте есть листочки-лепесточки. Напишите синквейн по теме нашего сегодняшнего разговора и прикрепите листок-лепесток на наш «золотой цветок», который для вас смастерил ученик класса, пока вы рисовали плакат.

Макет «золотого цветка»

Памятка по написанию синквейна (приложение 4)

приложение 1

ценности

Место в вашей жизни

ценности

Место в вашей жизни

счастливая семья

любимая работа

друзья

вера

любовь

богатство

свобода

машина

знания

здоровье

 

счастливая семья

любимая работа

друзья

вера

любовь

богатство

свобода

машина

знания

здоровье

 

Бланк подсчета рейтинга жизненных ценностей

ценности

Место в вашей жизни

Средний показатель

ценности

Место в вашей жизни

Средний показатель

счастливая семья

   

любимая работа

   

друзья

   

вера

   

любовь

   

богатство

   

свобода

   

машина

   

знания

   

здоровье

   

приложение 2

 

приложение 3

ЗОЛОТОЙ ЦВЕТОК

А. Лопатин

Вырос у матери с отцом сынок Алеша, сильный да на все руки мастер. Девушку он полюбил пригожую. Рады родители, торопят сына со свадьбой, а он говорит:

— Прежде чем жениться, хочу я узнать, зачем на земле жить.

— Как зачем? Чтобы семью завести и добрых деток вырастить, — объяснила мать.

— Чтобы мастером стать, семью кормить и дом защищать добавил отец

— Все это я знаю, — ответил Алеша, — но должен я ну один, главный смысл жизни знать.

— Живет в соседнем селении мудрый старец. Сходи к нему он, наверняка, главный смысл жизни знает, — посоветовала юноше его бабушка.

Алеша так и сделал. Поклонился он старцу и спросил:

— Зачем человек на земле живет?

— Этого я тебе сказать не могу, — ответил старик после долгого молчания.

— Но знаю, что есть на земле золотой цветок. Найди его и узнаешь смысл жизни.

— Мир огромен. Где мне искать его? — спросил юноша.

— Твое сердце тебе дорогу подскажет. Если потеплеет, значит, ты на верном пути, ну а если холодным станет, значит заблудился. И чем ближе будешь подходить к волшебному цветку, тем горячее будет твое сердце, — отвечал мудрец.

Выслушал Алеша мудреца и отправился в дорогу. Долго ли коротко он шел, дошел до селения одного. Смотрит: люди в селении этом истощены, еле ходят.

— Что с вами приключилось, дедушка? — спрашивает он одного старика.

— Не дедушка я. Голод состарил меня. Есть возле нашего селения чудесный сад. Сто лет он нас кормил, но вдруг зарос весь колючим кустарником и плодоносить перестал. Теперь мы умираем с голоду.

— Разве нельзя вырубить кустарник и привести сад в порядок? — удивился Алеша.

— Многие пробовали, в кровь изранились, а кустарник и гуще прежнего, — грустно сказал старик.

— Попробуйте еще раз, — посоветовал Алеша и отправился дальше, но вдруг почувствовал юноша такой холод в сердце, даже дышать тяжело стало.

Тогда вернулся Алеша в селение, нашел топор, наточил его и принялся кустарник рубить. Три дня рубил, а срубленный кустарник еще гуще стал. В отчаянии взмолился Алеша: «Помоги, Господи, эти колючки одолеть» и снова за работу принялся». Неделю рубит кустарник, другую, третью... Стал вокруг него народ собираться и смотреть, как он работает. Вдруг маленькая девочка подняла колючую ветку и отнесла ее в сторону, потом вторую, третью... На следующий день нашли мужчины топоры и тоже принялись рубить кустарник, а женщины колючие ветки сжигали. Через неделю очистился весь сад, зацвел. Потеплело сердце у Алеши, и отправился юноша дальше.

Долго ли коротко юноша шел, пока не оказался в другом селении. А там, смотрит, все вокруг не так, как оно должно бы быть: растительность вся высохла, люди в язвах и болячках. — Что у вас случилось, бабушка? — спросил Алеша встреченную на улице женщину.

— Не бабушка я. Это болезни меня состарили. Есть у нас в деревне пруд. Раньше в нем вода была чистая, целебная. Мы ее пили, и никто не болел, а сейчас стала она гнилой. Но другой воды в округе нет. Приходится эту пить, хотя от нее мы умираем.

— А разве нельзя пруд очистить? — удивился Алеша.

— Многие пробовали, да все без толку, — грустно сказала женщина.

Тогда нашел Алеша ведро и начал вычерпывать плохую воду. Три дня черпал, от гнили у него даже голова кружилась, да только вода еще грязнее стала.

Взмолился юноша отчаянно: «Помоги, Господи, эту грязь убрать», и снова принялся за работу. Неделю черпает, другую, третью... Стал вокруг него народ собираться и смотреть, как он работает. А тут как-то маленький мальчик подошел к пруду с ведерком, зачерпнул грязь и прочь унес. На следующий день все люди пришли с ведрами и принялись грязную воду из пруда вычерпывать. Вскоре очистился пруд до самого дна и стал наполняться) новой, прозрачной, водой. Еще теплее стало на сердце у Алеши, только пришло ему время дальше отправляться. Шел он шел и пришел в селение, где все люди были бледные и говорили только шепотом.

— Что это с вами случилось? — спросил Алеша у людей.

— Тише говори! — отвечают ему шепотом. — Поселился тут у нас зверь страшный. Если услышит разговор, прибежит и убьет одним ударом лапы.

— Раньше этот зверь человеческим голосом разговаривал, селение наше охранял, а теперь на всех бросается, — объяснил юноше другой человек. Тут раздался грозный рев, и все жители моментально спрятались по домам. Из сарая на окраине деревни выскочил зверь. Маленький глазки его сверкали яростью, а с клыков капала кровь. Алеша схватил палку и кинулся на зверя, но тот одним ударом когтистой лапы сломал палку, а самого юношу перебросил через изгородь.

Умчался зверь, и жители деревни стали постепенно выходить из своих домов.

— Видишь, — шептали они, — хорошо, что ты еще жив остался. Лучше уж ты не трогай зверя.

Но юноша не послушался тех людей. Сделал он себе дубинку огромную и закричал:

— А ну выходи, зверина, на сражение!

Снова примчался зверь, сломал дубинку, а юношу перебросил через дерево. Решил тогда Алеша хитростью зверя одолеть. Сплел он веревку покрепче, подобрался поближе к зверю и стал ждать, когда чудище уснет. Только оно все хрипело и рычало. Взмолился тогда Алеша отчаянно: «Помоги мне, Господи, со страшным зверем справиться».

И тут вдруг услышал юноша человеческие слова в рычании зверя: «Больно! Кость изранила мне горло. Лучше умереть, чем терпеть такую боль».

Вошел тогда Алеша в сарай и сказал: — Не убивать я тебя пришел, а кость твою вытащить.

Подполз зверь ближе, и увидел Алеша, что у того поперек горла огромная кость застряла. Из-за этой кости пасть у зверя не закрывалась и все время кровоточила. Привязал юноша веревку к кости и стал тянуть. Три дня тянул и три ночи, но кость даже с места не сдвинулась.

— Лучше уж убей меня, — прохрипел зверь, но Алеша продолжал тянуть.

А вокруг них все жители селения собрались и смотрели, как парень веревку тянет.

Тут подошел к нему один старик и тоже за веревку взялся. Кость немного сдвинулась. Тогда все жители селения за веревку взялись, и вскоре вылетела кость из горла зверя, как пробка из бутылки.

Закрыл зверь пасть, перестал рычать и сказал человеческим голосом:

— Спасибо вам. В благодарность я все буду делать: и землю пахать, и дрова

носить, и селение охранять.

От этих слов на сердце у Алеши еще теплее стало, и отправился он дальше. Целых три года ходил юноша по всей земле, многим помог, но золотой цветок не нашел. Наконец, он так соскучился по любимой, что не мог больше терпеть разлуку.

Повернул Алеша к дому и почувствовал жар на сердце. Примчался юноша к любимой видит, что она в саду, а перед ней волшебный золотой цветок лепестки раскрывает.

— Откуда у тебя этот цветок? — изумился юноша.

— Мудрый старец дал мне семечко и сказал: «Посади его, каждый день поливай и помни о своей любви. Цветок расцветет и твой любимый вернется: если поможет он тем, кто в беде; если с Божьей помощью не отступит он перед трудностями; если люди, глядя на него, станут сильнее и храбрее».

Молча обнял любимую Алеша и крепко расцеловал. Вскоре сыграли они свадьбу, и жили долго и счастливо. А волшебный золотой цветок никогда не увядал. Говорят, он до сих пор у того цветет, кто любовь свою умеет хранить и живет так, как Алеша жил.


 

приложение 4

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Опубликовано в группе «Сообщество педагогов - психологов ДОУ и школ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.