Внеклассное мероприятие на тему «Общение. Законы общения» (1 класс)
Развивающее занятие - практикум для учащихся 1 класса
по теме: «Общение. Законы общения»
Подготовила: А.М.Ханина.
Цель: Обучать детей общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.
Задачи:
* Познакомить детей с историческим значением слова «здравствуйте ».
* Объяснить значение слова «доброта », организовать работу над словом, способным воздействовать на чувства и поведение людей.
* Обогащать словарный запас; развивать логическое мышление и речь, познавательный интерес к языку.
*Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу. Воспитывать культуру общения.
Оборудование: доска, мел, барабан « Поле чудес», бейджики, ноутбук, интерактивная доска, музыка « Красивый медленный вальс», ф/м « Две половинки»- видеоролик», песня « Улыбка»- аудиозапись, альбомные листы, кисть малярная, гуашь, художественные произведения, сердце, солнышко, лица детей, цветные карандаши, мультфильм « Дар слова»
Ход занятия.
Учащиеся сидят на стульях полукругом
I. Организационный момент.
Дежурный сдает рапорт.
Мотивация. Ребята, предлагаю вам сыграть в игру «Поле Чудес». Заполнить пропущенные клеточки буквы и отгадать наиболее дорогой клад в жизни человека. Ведь благодаря этому, человек может выразить свои чувства, желания, настроение и т.д.
б, е, и, н, щ, о, е
Да, именно общение является наибольшим кладом, которым мы владеем.
- Сегодня у нас с вами не обычный урок математики или чтения, а урок общения. И задания, которые мы будем выполнять на этом занятии, тоже необычные. Мы будем много играть, но все эти игры будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления.
Тема нашего занятия – «Общение. Законы общения». Хотите узнать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, избегать конфликтов, лучше понимать друг друга? Тогда начнем.
II. Актуализация знаний.
Знакомство. -Сегодня на занятии присутствует много гостей.
- Для того чтобы общаться на занятии более успешно, нам с вами необходимо познакомиться. Давайте сделаем так: на счет «1-2-3» все одновременно громко называют свое имя.
Ой, какой шум и гам! Как вы думаете, услышали ли мы ваши имена? А что же делать? Может быть, чтобы мы услышали, вам нужно прокричать их еще громче? Действительно, это не поможет.
Тогда давайте сделаем просто. Я раздам бейджики с вашими именами, прикрепите их пожалуйста себе на одежду, чтобы все видели и могли обращаться к вам по имени. Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.
Кстати, это и будет 1 секретом общения. Представьтесь пожалуйста.
Как же вас много, и у вас такие красивые имена. Теперь, когда мы знаем, как нас зовут, нам будет легче построить свое общение на уроке.
III. Совместное открытие знаний. Тренировочные упражнения.
– Скажите, ребята, а с каких слов обычно люди начинают общение?
– Люди начинают свое общение со знакомства.
Правильно, люди начинают знакомиться со слова “здравствуйте”. Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.
– А что значит простое, обыкновенное слово "здравствуй"?
– Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья.
У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда появилось это слово.
В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:
– Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.“Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.С тех пор люди здороваются друг с другом.
Вот поэтому говорят, что слово “здравствуйте” – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.
Но сама я не волшебница, и у меня нет волшебной палочки, но у меня есть сердце, которое знает волшебные слова. А еще мое сердце умеет дружить с другими сердцами. Сейчас оно переговаривается с чьим–то маленьким сердечком: тук-тук! Тук-тук! Тише, ребята! Давайте послушаем, какие простые, но дорогие слова знают ваши сердечки. А для этого, мы будем передавать это сердечко из рук в руки, и называть волшебные слова. (Дети передают из рук в руки маленькое сердечко).
(Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста, и т.д.).
Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!
Ребята, а что вы испытываете, когда к вам вежливо обращаются? Что произойдет, если люди перестанут говорить друг другу вежливые слова?
Каждый из нас любит, когда к нему обращаются вежливо, но и мы не должны забывать о словах помощниках. Мы должны разговаривать с любым человеком так, как бы вы хотели, чтобы разговаривали с вами.
Это будет 2 секретом общения.
Упражнение «Аплодисменты» (все сидят полукругом)
- Ребята, давайте по приветствуем друг друга. Давайте я начну, а вы продолжите. Это легко – я встаю и говорю: «Я хочу поприветствовать …(имя)» - и аплодирую этому человеку. Тот, кого я назвала, встает и так же приветствует следующего, любого из сидящих – ему мы хлопаем уже вдвоем и т.д. Человеку, которого назовут последним, достается не только приветствие, но и самые громкие аплодисменты!
Упражнение «Спиной друг к другу»
Инструкция. Разделитесь на пары и сядьте на стульях спиной к спине. В таком положении вам надо постараться вести разговор.
Легко ли общаться с человеком, не видя его?
Что вы чувствовали, общаясь в таком положении? — Хотелось ли вам повернуться раньше времени и разговаривать, видя своего собеседника?
— А может быть, вам вовсе не хотелось продолжать разговор в таком положении?
— Ребята, как вы думаете, что нужно для того, чтобы общение состоялось? {Примерный ответ.Необходимо, прежде всего, видеть и слышать своего собеседника.)
Упражнение «Комплимент»
Инструкция. Каждый из вас должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия: 1) обращаться к партнеру нужно по имени и с улыбкой; 2) сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему. (Выполнение упражнения.)
— Вам приятно было слышать добрые слова в свой адрес?
— А говорить комплименты другим?
— Что вы чувствовали в том и другом случае?
Доброта- это тоже секрет общения.
Комплекс «Волшебный сон» (релаксационное упражнение под музыку)
Ведущий: Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнём.
– Ложитесь на парты, так что бы вам было удобно и постарайтесь выполнять мои просьбы.
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем (2 раза),
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело...
И расслаблено все тело (2 раза),
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке...
Греет солнышко сейчас...
Руки теплые у нас...
Жарче солнышко сейчас...
Ноги теплые у нас...
Дышится легко... ровно... глубоко... (Длительная пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Дружно глазки открываем. (Дети открывают глаза.)
Упражнение «Цена улыбки»
-Чтобы сделать общение приятным и успешным, нужно еще владеть одним важным секретом. Я вам прочитаю описание этого средства, а вы попробуйте отгадать, о чем идет речь:
Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернется,
И к тебе скорей вернется.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На нее ты не скупись,
С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорим мы об .....
Ответ: Улыбке
- Ну, конечно же, это улыбка! Вот такой простой, но ценный секрет общения: «Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь им». И давайте подарим, друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как становимся богаче, получая улыбки окружающих, а также от того, что дарим свою улыбку друзьям. Почувствовали? Молодцы!
Звучит песня « Улыбка» (дети с учителем поют песню, хлопают в ладошки)
Это еще один секрет общения.
Подведение итогов.
Ребята, а вы верите в чудеса? Я тоже верю. Каждое утро ко мне приходит волшебник и приносит мне чудесные сказки. Но сегодня я сказала волшебнику: « Мне не надо сказок. Сегодня я пойду в школу к моим детям. Я очень хочу познакомить их с секретами общения. Я хочу, чтобы они никогда не ссорились, были внимательными и доброжелательными к друг другу, чаще улыбались и дарили улыбки окружающим». Тогда волшебник подарил мне белые листы бумаги и сказал, что на нем чудесным образом написаны все секреты общения, которые должны знать мои первоклассники.
Сейчас мы попробуем сотворить маленькое чудо. (На листе ватмана парафином написаны секреты. Вызываем помощника и вместе с ним смоченной в акварели кистью закрашиваем лист. Когда проступают ИМЯ, УЛЫБКА, ДОБРО комментируем).
- Давайте вспомним и еще раз проговорим те секреты общения, о которых вы узнали на этом занятии:
человеку приятно, когда его называют по имени
улыбка помогает сделать общение приятным
говорите друг другу больше приятных слов
-слушайте собеседника внимательно, не перебивайте, старайтесь понять его мысли и чувства.
Пусть эти секреты станут законами в нашем классе.
Ф/м « Две половинки»
V. Выставка книг.
Обо всех секретах общения, которые мы озвучили сегодня вы можете прочитать в этих книгах: В.Осеева « Волшебное слово»,« Быть послушным хорошо», Г.Остер « Вредные советы»
Г. Остер написал книгу «Вредные советы», отметив, что дети часто упрямы, и делают все наоборот. Послушайте некоторые советы. Если так правильно поступать, то хлопайте в ладоши, если нет-топайте.
VI. Заключительное упражнение.
Один участник встает в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Приятно было с тобой пообщаться!». Оба остаются в центре, по-прежнему держатся за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Приятно было с тобой пообщаться!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний ребенок, круг замыкается и церемония завершается безмолвным крепким трехкратным пожатием рук.
VII. Рефлексия.
-Ну вот, пришло время прощаться. Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего урока? У вас на столах лежат рисунки девочек и мальчиков. Дорисуйте, пожалуйста, их лица. Покажите мне, что вы сейчас чувствуете. ( Дети вывешивают рисунки на доску)
-Я рада, что у вас отличное настроение.
Вы сегодня так хорошо мне помогали, вы были добрыми, приветливыми хозяевами. И я хочу вам подарить вот это веселое солнышко. Каждый раз, когда вам будет грустно, трудно, подойдите к нему, приложите ладошку, и вам сразу станет легче и веселее. (Приложение – рис. солнышка)
VIII. Задание на дом. Просмотр мультфильма « Дар слова»
-В течение дня посчитайте, сколько вежливых слов вы сказали людям, и сколько вежливых слов они сказали вам. Помните, что слово может и порадовать человека и обидеть.
-И не забудьте наши законы общения: (сначала проговаривают дети, затем озвучивает учитель, если будет нужно) называйте собеседника по имени, улыбайтесь ему и дарите добро.
Приложение 1.
Г. Остер написал книгу «Вредные советы», отметив, что дети часто упрямы, и делают все наоборот.
— Послушайте некоторые советы. Если так правильно поступать, то хлопайте в ладоши, если нет - топайте.
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Если к папе или к маме
Тетя взрослая пришла
И ведет какой-то важный
И серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться,
А потом…
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»
Приближаясь к незнакомым мальчикам,
Девочка должна уже заранее
Им навстречу корчить рожи злобные,
Камни, палки, кулаки показывать
И угрозы разные выкрикивать.
Пусть издалека еще почувствуют,
Что не даст себя в обиду девочка.
— Что объединяет все эти советы?
— Как вы думаете, какое отношение они имеют к теме урока?
(Ответы учеников.)
Кияйкина Наталья Федоровна